Викторина Архитектура и живопись Древней Греции
1. Кто открыл «златообильные» Микены и «крепкостенный» Тиринф, о котором повествовал Гомер?
2. Для чего греки расписывали храмы и домашнюю утварь?
3. Когда и по какому поводу были воздвигнуты наиболее древние акрополи?
4. Где были обнаружены наиболее значительные памятники ахейской культуры?
5. Какие функции первоначально выполнял акрополь?
6. Как шло формирование греческого храма?
7. Что представляли собой первые статуи богов?
8. Какие постройки являлись воплощением духовного единства греческого полиса?
9. Почему архитектура частного дома в Древней Греции носила скромный характер?
10. Какие типы храмов существовали в Древней Греции?
11. Какие храмы считались самыми древними?
12. Какие области были главными центрами вазописи?
13. Какие типы ваз существовали в Древней Греции?
14. Почему в древнегреческом искусстве скульптуре отводилось особое место?
15. Почему на губах у архаических куросов и кор застыла улыбка?
16. Какие города были главными центрами монументальной греческой живописи?
17. Какие храмы являлись памятниками ранней классики?
18. Почему статуи в древнегреческих храмах не имели ниш и пьедесталов?
19. Когда и каким образом Акрополь в Афинах подвергался актам вандализма?
20. Какие ордера использовались при создании храмов Акрополя?
21. Какие мифы легли в основу скульптур Акрополя?
22. Как удалось древним зодчим «оживить» здание Парфенона?
23. В каких архитектурных сооружениях использовались все три ордера?
24. В каком архитектурном памятнике были применены все достижения науки и техники эллинистического периода?
Ответы
1. Шлиман.
2. Греки расписывали храмы и предметы домашнего обихода, чтобы предать еще больший блеск божеству.
3. На рубеже III и II тысячелетня в переход от городищ родовой общины к укрепленному центру.
4. В Микенах, Тиринфе, Орхомене, Афинах.
5. Крепость, дворец царя, кладбище — могильный круг.
6. Жилой дом и микенский мегарон — прямоугольное помещение, к которому вели большие сени.
7. Деревянные идолы с едва намеченными признаками человеческой фигуры.
8. Храм на Акрополе, агора, театр.
9. Грек большую часть времени проводил «на людях», жил общественной жизнью.
10. Самый древний — храм в антах, простиль, периптер, псевдопериптер, диптер, псевдодиптер, толос.
11. Святилище Артемиды в Керкире, храм Геры и Олимпе, святилище Геры в устье Селы, храм Аполлона в Эретрии и в Терме.
12. Острова Родос, Самос, города Коринф с Афины.
13. Кратер, стамнос, амфора, гидрия, лекиф, килик, пелика, ойнохоя, кнаф, скифос, лутрофор, псиктер, арнбалл, алабастр, канфар.
14. Скульптура отражала действительность в монументальных вечных образах, наиболее полно отвечала культу обнаженного человеческого тела.
15. Первая попытка древних мастеров обратиться к эмоциональной жизни изображаемого человека, радостно воспринимающего окружающий мер.
16. Коринф, Сикион.
17. Храмы Афины Афайи в Эгине, Посейдона в Пестуме, Зевса в Олимпии.
18. Статуи считались частью храма, как бы врастающей в него корнями.
19. Впервые был разрушен персами и восстановлен при Перикле; в 1687 г. во время войны между Венецией и Турцией; в начале XIX в. английский генерал н посланник лорд Элджин вывез акропольские статуи.
20. Дорический ордер (Парфенон), ионийский (Эрехтейон).
21. Миф об Афине (2 статуи), спор Афины с Посейдоном на фронтоне Парфенона, мифы об амазонках, кентавромахия (метопы), миф о Кефале, о трех богинях (Мойры или Афродита, Пейто, Диона), миф о Кекропе и Пандросе, о Гелиосе и Никте (колесница Гелиоса, кони Никты).
22. Благодаря легким отклонениям от правильности: колонны по углам поставлены теснее, чем в середине, неодинаковые промежутки между колоннами, неравномерное сужение стволов
23. При строительстве храма Афины в Тагее и Галикарнасского мавзолея.
24. В маяке на Фаросе, созданном Состратом.