Викторина Древнегреческие статуи и сооружения
Определите, о каких древнегреческих памятниках идет речь в приведенных ниже цитатах из произведений поэтов, историков, писателей и ученых.
«Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернув голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться вместе с ударом». (Лукиан)
*
«...на щите он изобразил сражение с амазонками и себя в виде плешивого старика, поднявшего обеими руками камень, точно так же он поместил тут и прекрасный портрет Перикла, сражавшегося с амазонкой. Рука Перикла, державшая поднятое копье перед лицом, сделанная мастерски, как будто хочет прикрыть сходство, но оно видно с обеих сторон». (Плутарх)
*
Башня — помощница морякам, потерявшим дорогу.
Здесь по ночам зажигаю я светлый огонь Посейдона.
Рухнуть вот-вот угрожала от глухо шумящего ветра,
Но укрепил меня вновь своими трудами Аммоний.
После свирепых валов свои руки ко мне простирают
Все моряки, почитая тебя, о земли колебатель.
(Эпиграмма неизвестного автора)
*
Жители Родоса, племя дорийцев, колосс этот медный
Величиной до небес... воздвигли тебе,
После того как смирили военную бурю и остров
Обогатили родной бранной добычей своей.
Не над одним только морем, но также равно и над сушей
Светоч свободы они неугасимый зажгли,
Ибо ведущим свой род от Геракла по праву наследства
Власть подобает иметь и на земле, и в морях.
(Эпиграмма неизвестного автора)
*
«...жители Коса эту статую признали серьезной и скромной; отвергнутую ими купили книдяне. И ее слава была неизмеримо выше. У книдян хотел впоследствии купить ее царь Никомед, обещая за нее простить государству книдян все огромные числящиеся за ними долги. Но книдяне предпочли все перенести, чем расстаться со статуей. И не напрасно. Ведь ... этой статуей создал славу Книду. Здание, где находится эта статуя, все открыто, так что ее можно со всех сторон осматривать. Причем верят, будто статуя была сооружена при благосклонном участии самой богини». (Прииий)
*
«В мощных очертаниях этого тела я вижу непреодолимую силу победителя могучих гигантов, которые возмутились против богов и были ими поражены на Флегрейских полях, а в то же время мягкие линии очертаний, придающие телу легкость и гибкость дают мне представление о быстроте его поворотов в борьбе с Ахелоем, который не смог уйти от его рук, несмотря на все многообразие своих превращений...
Действие и противодействие его мускулов поразительно уравновешено мудрой мерой сменяющегося движения и быстрой силы, и тело благодаря ей должно было стать способным ко всему, что оно хотело совершить. Подобно на море движению, когда неподвижная до того гладь в туманном непокое нарастает играющими волнами и одна поглощает другую и снова из нее выкатывается,— так же мягко вздымаясь и постепенно напрягаясь, вливается один мускул в другой, третий же, который поднимается между ними и как бы усиливает их движение, теряется в нем, а с ним вместе как бы поглощается и наш взор». (И. Винкельман)
*
«Все эти — то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти тела, эти кони, оружья, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки,— все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость — все это небо и вся эта земля — да, это мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам...» (И. Тургенев)
*
И целомудренно и смело
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядаемой красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И непобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
(А. Фет)
Ответы
1. О статуе Мирона «Дискобол».
2. О статуе Фидия «Афина Парфенос».
3. Об Александрийском маяке, созданном Состратом.
4. О статуе Гелиоса, сооруженной Харесом.
5. О статуе «Афродита» Праксителя.
6. О торсе Геракла, созданном Аполлонием.
7. О фризе Пергамского алтаря Зевса.
8. О статуе «Венера Милосская» Агесандра.