Викторина - Русская литература XVIII века
Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Игры для детей
  4. Викторины
  5. Викторина - Русская литература XVIII века

Викторина - Русская литература XVIII века

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет из стран чужих...
М. В. Ломоносов

Совершим путешествие по страницам русской литературы, переместившись в эпоху Петра I. Вместе с царем-реформатором мы «прорубим окно» в Европу, посетим двор русских цариц, узнаем, кто такая Фелица и кто смело «говорил истину царям с улыбкой».

Это было время Просвещения. В России появились первая газета, первый университет и Академия наук, но также и преследования инакомыслящих, закрытие типографий, запреты на журналы и сожжение книг. И, конечно, русский бунт — пугачевщина. Но среди писателей был и «бунтовщик хуже Пугачева».

Мы познакомимся с ним, а также с «отцом русской литературы», «властелином смелой сатиры», поэтами и прозаиками, драматургами и баснописцами, их произведениями и героями. Мы посочувствуем кому-то, посмеемся над другими, пожалеем обманутую девушку, не выдержавшую измены любимого, и возмутимся «жестокими зверями и ненасытными пиявицами».

Мы узнаем, кого призывал Ломоносов в своих стихах, против какого «чудовища» восстал Радищев, какой «подвиг честного человека» совершил Карамзин, кого из писателей называли «из перерусских русским», а кого — «русским Расином».

Теперь проверьте себя: насколько внимательно вы читаете художественные произведения и обращаете ли внимание на имена персонажей. Знаете ли вы девичью фамилию госпожи Простаковой? Каковы сходства между фонвизинским Милоном и карамзинским Эрастом? Какие два женских имени стали популярными благодаря литературе XVIII века?

Прощаясь с XVIII веком, мы прочтем два мнения писателей о «безумном и мудром столетии», «омоченном в крови» войн и революций, о всеобъемлющей лжи и обмане, подрывающих Русское государство. И добавим язвительное замечание героя известного произведения начала следующего века о минувшем: «Прямой был век покорности и страха», хотя можем не согласиться с этой оценкой как чрезмерно односторонней и резкой.

Вопросы

1. Когда появилась и как называлась первая русская газета?

2. Какие изменения были внесены в русский алфавит при Петре I?

3. В каких повестях появился новый герой
времени — молодой незнатный дворянин, достоинства которого определялись не происхождением и богатством, а личными качествами, умом и талантом?

4. Какого церковного деятеля пригласил Петр I из Киева и сделал своей правой рукой в проведении реформаторской политики?

5. В своей «Поэтике» Ф. Прокопович выступал против «буйства» слога и «темноты» стиля, против «трудных пустяков» и «куриозных» стихов. Что имел в виду автор?

6. Кто из писателей 1-й половины XVIII в. был дипломатом и русским посланником в Лондоне и Париже?

7. С кем из французских философов и писателей дружил и переписывался А. Кантемир?

8. В своей сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» Кантемир высмеивал «петиметров». Кто они такие?

9. Известен кантемировский афоризм: «Что взял по-галльски, заплатил по-русски». Как это можно понять?

10. Какие произведения Кантемира не были напечатаны при его жизни и распространялись по России во множестве списков?

11. Когда и где был открыт первый русский университет?

12. Чья надпись на статуе Петра I (1750) заканчивалась словами: «... коль много есть ему обязанных сердец!»?

13. За несколько лет до Ломоносова Славяно-греколатинскую академию закончил другой русский поэт, тоже бежавший в Москву из родительского дома, но не с севера, как Ломоносов, а с юга. Кто он и откуда родом?

14. Переводом какого «галантного» романа французского писателя XVIII в. дебютировал в литературе В. Тредиаковский и какой знаменитый трактат Н. Буало перевел позднее?

15. Как назвал Тредиаковский свою стихотворную обработку романа Ф. Фенелона «Приключения Телемака»?

16. Строка из этой поэмы «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» была взята в качестве эпиграфа к одному произведению. К какому произведению и какой смысл был вложен в эти слова?

17. В чем сущность реформы русского стихосложения, проведенной Тредиаковским вместе с Ломоносовым?

18. Какой стихотворный метр Ломоносов считал наиболее подходящим для русского языка, в то время как Тредиаковский выбрал другой?

19. Кто из поэтов отстаивал «великолепие» поэтического стиля, а кто — «ясность»: «По моему мнению, пропади такое великолепие, в котором нет ясности»?

20. Каким двум «тройственным» теориям следовали классицисты?

21. Какие жанры относили они к «высоким», а какие — к «низким»?

22. Кого называли в XVIII в. «российским Расиным» за то, что он переводил расинские трагедии и сочинял свои, и «наперсником Буало» за трактат о поэзии («Эпистола о стихотворстве»)?

23. Какую трагедию Шекспира переделал А. Сумароков?

24. Одну из своих трагедий Сумароков посвятил Смутному времени, той эпохе, к которой впоследствии обратится Пушкин, но назовет свое произведение по-другому. Вспомните оба названия.

25. Разрабатывая разные жанры (от трагедии до песни), Сумароков подчеркивал их равноправие: «Слагай, к чему влечет тебя твоя природа; Лишь просвещение, писатель, дай уму, Прекрасный наш ... способен ко всему». Какое слово пропущено?

26. Один жанр писатель недолюбливал, считая, что пользы от него мало, а «вреда много». Какой жанр?

27. Вот как сформулировал Сумароков одно из требований классицизма: «Знай в стихотворстве ты различие родов. <...> Не раздражая муз худым своим успехом: Слезами Талию, а Мельпомену смехом». Объясните смысл этого высказывания. Кто такие Талия и Мельпомена?

28. До Крылова Сумароков был самым плодовитым (более 300 басен) и популярным баснописцем. Вот концовка одной из его басен: «Коль такое ваше племя, Так лети отсель ты прочь: Поплясати время». Что это за басня и как звучит аналогичный финал у Крылова?

29. Что советует Сумароков стихотворцу, сочиняющему притворные, «хладные» стихи о любви: «Коль хочешь ты писать, так прежде ты ...»?

30. Одна из эпиграмм Сумарокова звучит вполне по-современному: «Танцовщик, ты богат, профессор, ты убог, Конечно, голова в почтеньи меньше ...» Меньше чего?

31. Угадайте пропущенные слова в сумароковских сентенциях: а) «Несчастна та страна, где множество вельмож, Молчит там ..., владычествует ...»; б) «Мала у разума, у силы больше ...»; в) «Науки и умы мешков не ...»; г) «Чего не получил, того своим не числь. То разно — что в руки и чем владеет ...»; д) «Ум трезвый завсегда чуждается ...».

32. Закончите эпиграфы из сумароковских притч, которые брал для своих сатирических журналов Н. Новиков: «Они работают, а вы ...», «Опасно наставленье строго, где зверства и ...». Какой смысл он в них вкладывал?

33. Кто из писателей XIX в. видел заслуги Сумарокова в том, что он «требовал уважения к стихотворству» и «прекрасно знал по-русски, лучше, нежели Ломоносов»?

34. О ком писал поэт и критик XIX в. П. Вяземский: «Как странна наша участь: русский силился сделать из нас немцев, немка хотела переделать нас в русских»?

35. Какой сатирический журнал первый повел полемику с официальным органом, в котором печаталась императрица?

36. Кого за просветительскую деятельность арестовали по приказу Екатерины II и поместили в Шлиссельбургскую крепость? Дождался ли он освобождения?

37. Кого из литературных героинь предвосхищает новиковская Акулина Сидоровна, жестоко расправлявшаяся с крепостными и слепо потакавшая своему сынку Фалалею, но (в отличие от другой героини) зверски избиваемая мужем?

38. Молодой Крылов издавал сатирический журнал «Зритель» вместе с драматургом, сочинявшим пьесы из купеческой и крестьянской жизни, и теоретиком театра, выступившим против «трех единств»: зачем «втискивать обширное содержание в одни сутки ко вреду сочинения?» Кто был соратником Крылова в журналистике и что это за «три единства»?

39. В каком журнале Крылов напечатал сочиненную им переписку арабского философа Маликульмулька с «водяными, воздушными и подземными духами»?

40. Какой критик XIX в. посвятил сатирическому направлению в русской литературе XVIII в. целую статью и как ее озаглавил?

41. Какое сатирическое произведение XVIII в. Пушкин считал «единственным памятником народной сатиры» этого времени?

42. О ком известен отзыв: «из перерусских русский» и почему так подчеркнута «русскость»?

43. Кто из писателей принимал участие в подавлении пугачевского бунта, а кто (и кем) был назван «бунтовщиком хуже Пугачева»?

44. Если Г. Державин замечал и подчеркивал в человеке противоречивость (раб и царь, червь и бог), то А. Радищев отказывался быть рабом и скотом и чувствовал себя только человеком. Можете ли вы процитировать строки обоих авторов, ставшие афоризмами?

45. «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала» и «Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал, а что человеку (между нами будет сказано) занимательнее самого себя?» Кому принадлежат эти суждения и в чем принципиальная разница между ними?

46. Кто был автором «срамных», непристойных стихов, распространявшихся в рукописных списках?

47. Какие герои являются рупорами авторских идей в «Недоросле» Фонвизина, «Почте духов» Крылова и «Путешествии...» Радищева?

48. Какое определение получил реализм XVIII в.?

49. Известны пушкинские отзывы о писателях XVIII в.: Державин — «бич ...», Радищев — «... враг», Фонвизин — «друг ...». Угадайте пропущенные слова.

50. Какая выдающаяся женщина была одновременно директором Петербургской Академии наук и президентом Российской, т. е. во главе двух академий?

51. Тираж какой трагедии и за что Екатерина II предписала «сжечь публично», а автор был арестован и умер под пытками?

52. Какая сатирическая комедия, обличающая неправый суд, написанная после фонвизинских пьес, пользовалась «громкой славой» (В. Г. Белинский)?

53. Кто был автором «Стихов похвальных России» и завещал эту тему русской литературе?

54. Кого из своих предшественников Пушкин сравнил с Колумбом: «Древняя Россия, казалось, найдена ..., как 

Америка Колумбом»? А вскоре это сравнение было применено другим автором и к другому писателю. Кем и к кому?

55. Почти все писатели XVIII в. совмещали литературную деятельность с государственной службой (статской или военной) и нередко достигали высоких чинов и должностей (министров, губернаторов, сенаторов). А были среди них не пожелавшие служить и выбравшие жизнь частного человека?

56. Что противопоставили сентименталисты классицистическому рационализму?

57. Как объяснялось слово «чувствительность» в «академическом» словаре XVIII в.: «качество трогающегося человека ... другого»?

58. На какие теории природного равенства и «естественного» человека опирались русские сентименталисты?

59. Что они идеализировали как основу государства и как высокую человеческую добродетель?

60. Какие любимые жанры были у классицистов, а какие — у сентименталистов? В каком из жанров появилось обращение к печальной луне: «Прийди ж грустить со мною, Луна, печальный друг!»?

61. Какой поэт-сентименталист написал песенку о «сизом голубочке», который льет слезы об «улетевшем дружочке», и одновременно был предшественником Крылова в басенном жанре?

62. Почему И. Дмитриев называл себя «рядовым на Пинде воином»?

63. В своей поэме «Модная жена» Дмитриев показал богатого старика Пролаза, который за полвека «дополз до степени известна человека», стал ездить «шестеркою в карете», на что имели право генералы, и, женившись на молодой, платит ей за ласки. Этот образ отзовется в двух произведениях XIX в.: в одном рассказано о старике, который добился денег и чинов благодаря умению «сгибаться вперегиб», в другом мелькнет на балу некий Проласов, «заслуживший известность низостью души». В каких произведениях?

64. К VII главе «Евгения Онегина» предпосланы строки Дмитриева из стихотворения «Освобождение Москвы» (1795): «Москва ... дочь любима, Где равную тебе сыскать?» Чья дочь и какое освобождение имеется в виду?

65. Какие два поэта, родственники и друзья, издали свои поэтические сборники под заглавиями: «Мои безделки» и «И мои безделки» в противовес «Творениям» классицистов (М. Хераскова, Н. Николева)?

66. Два поэта XVIII в., основываясь на одном образце, написали стихотворения, начав их так: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди» и «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов крепче он и выше пирамид». Назовите этих поэтов и добавьте к ним третьего, процитировав начало его стихотворения. К какому образцу они обратились?

67. Какие литературные журналы, ставящие своей задачей приохотить публику к чтению, издавались во второй половине XVIII в. под аналогичными названиями: «Полезное...», «Невинное...», «Доброе...»?

68. В какой популярной в конце XVIII в. поэме рассказывается история любви русской Психеи к Амуру?

69. На какую литературную героиню XIX в. похожа Душенька с ее простодушием и любопытством?

70. Строка «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» будет использована Пушкиным в качестве эпиграфа к одному произведению. Какому?

71. Имя пушкинского королевича Елисея встречается в ироикомической поэме XVIII в., в которой описаны приключения «детины взрачного», пьяницы-ямщика Елисея, а его характеристика напоминает другого пушкинского персонажа: «Картежник, пьяница, буян, боец кулачный» (ср. у Пушкина «некогда буян, картежной шайки атаман», «как зюзя пьяный»). Назовите поэму и ее автора, а также пушкинского героя.

72. Существовала в XVIII в. и массовая литература, популярная и читаемая в «низах»: в Петровское время это была авантюрная повесть «Жизнь и приключения Ваньки Каина», в конце столетия — роман о вдове убитого под Полтавой солдата Мартоне, смелой и находчивой женщине, сумевшей разбогатеть. Кто был героем повести и как назывался роман?

73. Кем составлены были сборники русских песен, былин и сказок, собранные и изданные в XVIII в.?

74. Кем были написаны песни «Выйду я на реченьку», «Среди долины ровныя», «Стонет сизый голубочек», вошедшие в популярные песенники?

75. Кого современники называли «русским Лафонтеном» за то, что он пересказывал французских баснописцев (Лафонтена и Флориана) в русском духе: кроликов у него зовут Иваном, Петром и Софроном, горничных — Дуняшей и Парашей, а Дон-Кишот ухаживает за толстой коровницей Аглаей?

76. Кого из античных авторов выбирали чаще других русские поэты в качестве образца, переводя их стихи и создавая свои по мотивам стихов этих авторов?

77. В литературной борьбе писатели сочиняли друг на друга эпиграммы и пародии: Сумароков — на Тредиаковского и Ломоносова, Чулков — на Сумарокова и Хераскова, Дмитриев — на Шишкова («Седящий на мешках славянорусских слов»). Кто был адресатом следующей пародии: «Аз чудо-певец, строгий Пиита, Красного слова борзой писец, Сиречь чья стопно мысль грановита...» и получил прозвище Тресотиниус? А кого прозвали Фирсом Фирсовичем Гомером?

78. Остроумную пародию на популярную в то время песню «Я птичкой быть желаю» придумал Дмитриев: «Я... быть желаю, Всегда чтобы храпеть; Нет нужды, что залаю И что не буду петь». Кем быть желает автор?

79. Какие строки поэта XX в. напоминает высказывание Карамзина: «Я хочу жить и умереть в своем любезном Отечестве, но после России нет для меня земли приятнее Франции»?

80. Судьбы многих русских писателей XVIII в. были драматичны, а порой и трагичны. Екатерина II, считая себя главным учителем своих подданных, не терпела и боялась людей умных и либерально настроенных: одних отправляла в отставку, других — в ссылку, третьих — в крепость, четвертым «затыкала рты», запрещая печататься и издавать журналы. Назовите этих писателей.

81. Кому принадлежат две поэтические характеристики XVIII в.: одна, более обличительная и социальная — «Попы стараются обманывать народ, Слуги дворецкого, дворецкие — господ, Друг друга — господа, а знатные бояря Нередко обмануть хотят и государя»; вторая историческая и философская: «Нет, ты не будешь заб-венно, столетье безумно и мудро. Будешь проклято во век, в век удивлением всех. Крови — в твоей колыбели, припевание — громы сражениев; Ах, омоченно в крови ты ниспадаешь в гроб»?

Викторина - Русская литература XVIII века

Ответы

1. «Ведомости», в Петровскую эпоху (1702).

2. Исключены «юс большой» и «юс малый».
3. «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», «Гистория о храбром российском кавалере Александре» (1-я треть XVIII в.).

4. Феофана Прокоповича (1681—1736).

5. Неумеренное употребление тропов и фигур, пышное красноречие, выступал за произведения, приносящие «услаждение и пользу».

6. Антиох Кантемир — сын молдавского господаря (1708— 1744).

7. С Вольтером, Фонтенелем, Монтескье.

8. «Петиметр» по-французски — щеголь, франт и вертопрах, рабски подражающий заграничной моде.

9. Заимствуя из французского, переделывал на русский лад.

10. Сатиры «На хулящих учения. К уму своему» (Сатира I), «На зависть и гордость дворян злонравных. Филарет и Евгений» (Сатира II) и др.

11. В Москве, в 1755 г. по инициативе Ломоносова, но его даже не пригласили на открытие.

12. М. В. Ломоносова.

13. Василий Тредиаковский (1703—1769), из Астрахани.

14. «Езда в остров Любви» П. Тальмана; «Поэтическое искусство».

15. «Телемахида» (1766).

16. К «Путешествию из Петербурга в Москву» Радищева; обличение русского самодержавия.

17. В замене силлабического стихосложения силлабо-тоническим, основанным на чередовании сильных и слабых слогов, т. е. на принципе ударности в русском языке.

18. Ломоносов выбрал ямб, а Тредиаковский — хорей.

19. Ломоносов и Сумароков.

20. Теории «трех штилей» (низкий, средний и высокий) и теории «трех единств» (места, времени и действия).

21. Оду, героическую поэму и трагедию; комедию, сатиру, басню.

22. А. П. Сумарокова (1717—1777).

23. «Гамлет».

24. «Димитрий Самозванец» (1771) и «Борис Годунов» (1825).

25. «...язык».

26. Романы (статья «О чтении романов», 1759).

27. Талия — муза комедии, Мельпомена — трагедии, и их не надо смешивать.

28. «Стрекоза». «Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши!».

29. «...влюбись».

30. «...ног».

31. а) «...истина» и «...ложь»; б) «...власть»; в) «...победят»; г) «...мысль»; д) «...мечты».

32. «...их труд ядите», «...безумства много» из притч «Жуки и пчелы» и «Сатир и гнусные люди»; обличение дворянского сословия и всего общества.

33. А. С. Пушкин.

34. О Петре I и Екатерине II.

35. «Трутень» (1769—1770) Н. И. Новикова — с журналом «Всякая всячина».

36. Н. И. Новикова; освобожден при Павле I (1792—1796).

37. Фонвизинскую Простакову («Недоросль»).

38. П. Плавильщиков; единство места, времени и действия.

39. «Почта духов» (1789).

40. Н. А. Добролюбов; «Русская сатира в век Екатерины» (1859).

41. Комедию Д. И. Фонвизина «Недоросль».

42. О Фонвизине сказано Пушкиным, который подчеркнул тем самым знание русского языка и русской жизни писателем из обрусевших немцев.

43. Державин и Радищев, о котором так отозвалась Екатерина II.

44. «Я царь — я раб, я червь — я Бог» Державина и «Не скот, не дерево, не раб, но человек» Радищева.

45. Радищеву и Карамзину — один взглянул вокруг и увидел чужие страдания, другой заглянул в свою душу и занялся самоанализом.

46. И. С. Барков.

47. Стародум, сильф Дальновид и путешественник.

48. Просветительский.

49. «... вельмож», «рабства ...», «... свободы».

50. Княгиня Екатерина Дашкова (1744—1810).

51. Трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский» (1789), главный герой которой — республиканец и тираноборец — отстаивает вольность новгородцев и осуждает их за то, что они призывают на царство Рюрика и сами просят неволи.

52. «Ябеда» (1794) В. В. Капниста.

53. В. К. Тредиаковский.

54. Карамзина («...Карамзиным»); Белинским — к Жуковскому, который открыл романтизм в русской поэзии, как Колумб Америку.

55. Н. М. Карамзин, оставивший военную службу в юности.

56. Культ чувства, точнее, чувствительности.

57. «...несчастиям».

58. На теории французских просветителей и, в частности, Ж.-Ж. Руссо.

59. Семью и дружбу.

60. Оды и трагедии; элегии и дружеские послания; в элегии Капниста «На смерть Юлии».

61. И. И. Дмитриев.

62. Пинд — горная цепь в Греции, одна из вершин ее — Парнас, на котором обитали Аполлон и музы.

63. В рассказе Фамусова о Максиме Петровиче в «Горе от ума»; в «Евгении Онегине» Пушкина.

64. Дочь России; подвиг Пожарского и изгнание поляков из России.

65. Н. Карамзин и И. Дмитриев.

66. Ломоносов и Державин; Пушкин: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа». К оде Горация «К Мельпомене».

67. «...увеселение», «...упражнение», «...намерение».

68. В поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778).

69. На Людмилу из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».

70. К повести «Барышня-крестьянка».

71. «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. И. Майкова (1771); Зарецкий из «Евгения Онегина».

72. Реальное лицо — московский вор и разбойник, а потом сыщик; «Пригожая повариха» М. Д. Чулкова (1770).

73. М. Д. Чулковым, Киршей Даниловым и В. А. Левшиным: «Собрание разных песен», «Древние Российские стихотворения», «Русские сказки».

74. Ю. А. Нелединским-Мелецким, А. Ф. Мерзляковым, И. И. Дмитриевым.

75. И. И. Дмитриева.

76. Горация и Анакреонта.

77. Тредиаковский; Ломоносова.

78. «...моськой».

79. В. В. Маяковского «Я хотел бы жить и умереть в Париже, Если б не было такой земли — Москва!».

80. Фонвизин, Радищев, Новиков, Крылов и Карамзин.

81. Фонвизину («Послание к слугам моим...») и Радищеву («Осьмнадцатое столетие»).