Викторина Ломоносов Михаил Васильевич - 2 вариант
Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
  1. Вы здесь:  
  2. Главная
  3. Игры для детей
  4. Викторины
  5. Викторина Ломоносов Михаил Васильевич - 2 вариант

Викторина Ломоносов Михаил Васильевич - 2 вариант

1. Кто назвал Ломоносова «первым нашим университетом» и «Петром Великим нашей поэзии»?

2. Откуда взяты эти строки и кто их автор:
«Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик»?

3. На берегу какой реки родился и вырос Михайло Ломоносов и напротив какого города, в названии которого соединились два слова, обозначающие возвышенности?

4. Был ли Ломоносов школяром, закончил ли он какую-нибудь школу?

5. По каким учебникам учился он, как и многие учащиеся того времени, назвав их впоследствии «вратами» своей учености?

6. Будущий ученый и писатель в 19 лет тайком отправился учиться в Москву. Как он добирался до столицы?

7. Он поступил в старейшее высшее учебное заведение Московского государства, основанное в XVII в. Как оно называлось?

8. За кого пришлось ему себя выдать, чтобы поступить туда (крестьян не принимали)?

9. В какую страну отправили Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу?

10. Первым значительным литературным произведением Ломоносова была «Ода на взятие Хотина» (1739). О каком Хотине идет речь?

11. Почему русский поэт XX в. В. Ходасевич так отзовется об этой оде: «Из памяти изгрызли годы, За что и кто в Хотине пал, — Но первый звук Хотинской оды Нам первым криком жизни стал» (имеется в виду жизнь русской поэзии)?

12. У каких наук призывал учиться Ломоносов, став профессором химии: «через ... вымеривать, через ... развешивать и через ... высматривать»? Первую определяет он как «осторожную и догадливую», вторую как «точную и замысловатую», третью как «проницательную».

13. Какой всеобщий закон открыл Ломоносов, сформулировав его так: «Сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»?

14. Чем, считал исследователь, можно отвратить электрическую грозовую силу?

15. Как поэтически выразил он мысль о бесконечности вселенной?

16. Изобретя русскую мозаику, Ломоносов создал грандиозное мозаичное полотно, посвященное победе Петра I над иноземными захватчиками. Какую битву изображает эта картина и как она называется?

17. Какой поэтический жанр предпочитал Ломоносов?

18. О ком или о чем размышлял поэт в своих философских одах «Утреннее размышление о ...» и «Вечернее размышление о ...»?

19. Какие научные трактаты в стихах писал Ломоносов?

20. Н. В. Гоголь сказал о Ломоносове: «Сила восторга превратила натуралиста в ...». В кого?

21. Какую оду посвятил Ломоносов «дщери Петровой», воспевая не столько ее, сколько Россию?

22. О каких русских ученых мечтает он и с какими мировыми знаменитостями сравнивает их?

23. Кого одописец называл «богом России»: «Он бог твой был, Россия»?

24. Ломоносовская характеристика Петра I, деятеля и «подвижника»: «Строитель, плаватель, в полях, морях герой...», — предвосхищает пушкинскую: «То академик, то герой, то...». Продолжите ее.

25. Какую автохарактеристику дает себе Ломоносов:

«Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
... ... ... ... ... ... ... ... ...
Я больше восхищен»?
Кем восхищается поэт?

26. В том же «Разговоре с Анакреоном» автор обращается к живописцу с просьбой нарисовать «мою возлюбленную мать»: «О мастер в живопистве первой, Ты первой в нашей стороне... Изобрази ... мне». Кого нужно изобразить?

27. В каком сатирическом гимне Ломоносов осмеивал церковников, за что чуть не попал на Соловки?

28. О ком он писал: «В средине всех Планет он Солнце положил, Сугубое Земли движение открыл» и «презритель зависти и варварству соперник»?

29. Как остроумно решает спор двух астрономов повар в басне о Копернике и Птоломее: «...В том, что Коперник прав, Я правду докажу, на Солнце не бывав. Кто видел простака из поваров такова, Который бы вертел... кругом ...»? Вставьте пропущенные слова.

30. Самые крупные ломоносовские произведения — «Тамира и Селим» и «Петр Великий». К каким жанрам они относятся?

31. Кого поэт приветствовал следующими словами: «Науки, ныне торжествуйте: Взошла Минерва на престол»? И кто такая Минерва?

32. Чей это портрет и какая конкретная деталь в нем отмечена: «В тебе прекрасный дом создали Душе великой небеса, Свое блистание влияли В твои пресветлы очеса»?

33. Каким олицетворением часто пользовался Ломоносов: «Воздвиг Петрополь к небу ...», «брега Невы ... плещут», «И се уже ... багряной Врата отверзла в мир заря», «...реки, восплещите»?

34. По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ...». Без чего?

35. Как стремился поэт и ученый упорядочить русский литературный язык?

36. Каким «штилем» рекомендовал он писать комедии, песни, эпиграммы?

37. Какие достоинства современных и древних языков совмещает в себе, по ломоносовскому утверждению, русский язык?

38. Ломоносов отвергал «фонетический принцип» письменной речи, сторонником которого был Тредиаковский. Что это за принцип?

39. О какой букве русского алфавита Ломоносов шутливо сказал, что она стоит «подпершись» и выглядит бодрее, чем ее тезка, которая не нужна русской речи, как и другая буква, — «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эти буквы.

40. Какие два пособия написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству?

41. Чем восхищался Ломоносов: «Что их благороднее, что полезнее, что увеселительнее и что бесспорнее в делах человеческих быть может!»?

42. «Чтоб торжествующий народ Предался в руки побежденных? О стыд, о странный оборот!»? О каком позорном событии (1762) говорит поэт?

43. Как относился Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство — моя ..., физика — мои упражнения»?

44. Почему, по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек»?

Викторина Ломоносов Михаил Васильевич - 2 вариант

Ответы

1. А. С. Пушкин и В. Г. Белинский.

2. Н. А. Некрасов «Школьник».

3. Двина, Холмогоры.

4. Нет. В Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священнослужителей.

5. «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» Смотрицкого.

6. С обозом мороженой рыбы.

7. Славяно-греко-латинская академия.

8. За сына дворянина. Когда обман раскрылся, Ломоносов успел стать лучшим учеником академии и по окончании ее был послан для продолжения учебы в Петербург и за границу.

9. В Германию, в города Марбург и Фрейберг.

10. О турецкой крепости, взятой русскими войсками.

11. Ода была написана четырехстопным ямбом, ставшим самым популярным стихотворным размером в русской поэзии.

12. «...геометрию», «...механику», «...оптику».

13. Закон сохранения материи.

14. Громоотводом.

15. «Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна».
16. Полтавскую битву; «Полтавская баталия».

17. Оду — торжественное поэтическое стихотворение, посвященное великим деяниям и личностям, высоким предметам.

18. О «Божием Величестве».

19. «Размышление по поводу северного сияния», «Письмо о пользе стекла».

20. В «поэта».

21. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны в 1747 году».

22. «Что может собственных Невтонов И быстрых разумом Платонов Российская земля рождать» (Невтон — Ньютон).

23. Петра Великого.

24. «...мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник».

25. «...героев славой вечной...». Ломоносов редко писал любовные стихи, предпочитая создавать произведения об исторических и героических личностях (например, о Петре I, Суворове, Копернике).

26. Россию.

27. В «Гимне бороде».

28. О Копернике.

29. «...очаг», «...жаркова».

30. Трагедия и эпическая поэма (вторая не закончена).

31. Екатерину II; богиня мудрости в римской мифологии.

32. Дочери Петра I — царицы Елизаветы Петровны; голубые глаза.

33. «...руки», «...руками», «...рукой», «...руками».

34. «...грамматики».

35. Создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы — общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий.

36. Низким, используя разговорную речь и просторечия.

37. «Великолепие ишпанского», «живость французского», «крепость немецкого», «нежность итальянского», «богатство и сильную в изображении краткость латинского и греческого языков».

38. Писать, как говоришь.

39. «Ф» в отличие от 0 (фита) и Ъ (твердый знак). Последний был упразднен в конце слов лишь в XX в.

40. «Российская грамматика» и «Риторика».

41. Науками.

42. О мире с побежденной Пруссией, заключенном Петром III после того, как русские войска заняли Берлин, победив в Семилетней войне.

43. «...утеха».

44. Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой, Петровскими победами и преобразованиями, став их следствием.