Викторина Блок Александр Александрович - 2 вариант
1. Какое имя повторилось в семье Блока трижды?
2. Как родные называли маленького Александра?
3. Какое памятное место связано с именем Блока — там он родился и учился, а незадолго до смерти произнес речь на пушкинском юбилее?
4. В каком произведении поэт вывел своего отца как «странного незнакомца», похожего на демона?
5. Роль какого литературного героя играл на любительской сцене юный Блок? А кого играла его будущая невеста и жена?
6. С кем связывала Блока странная дружба-вражда?
7. Образ Прекрасной Дамы был подсказан поэту не только любовью к невесте, но и философскими учениями. Какими?
8. Какие еще имена носит Прекрасная Дама в блоковской поэзии?
9. Как назвал Блок три тома своей лирики и почему?
10. Как поэт характеризует себя устами будущего читателя: «Быть может, юноша веселый В грядущем скажет обо мне...»?
11. Какой представляет Блок свою Музу: «Для иных ты — и Муза, и чудо. Для меня ты — мученье и ...»?
12. А. Белый остроумно передал пафос своих и блоковских ранних стихотворений: «...кто-то кого-то куда-то звал». Не могли бы вы подтвердить эту формулу примерами?
13. К каким литературным персонажам обращался Блок в своем творчестве?
14. Первый том блоковской лирики открывается циклом «Ante lucem». Что означает это заглавие?
15. Кого Блок считал «своим ближайшим учителем — после Вл. Соловьева»?
16. «Погружался я в море клевера, Окруженный сказками пчел. Но ветер, зовущий с ..., Мое детское ... нашел»? Откуда ветер и что нашел он?
17. Как символически показано в «Фабрике», что народ обманут страшной, черной силой?
18. С кем прощается герой стихотворения «Поэт»: «Она не придет никогда: Она не ездит на пароходе»?
19. «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь!» Кто такая Сольвейг и почему «Солнечный Путь» написано заглавными буквами?
20. В каких блоковских произведениях персонажи истекают клюквенным соком (вместо крови) и имеют на голове картонный шлем, а в руке — деревянный меч?
21. Угадайте блоковские эпитеты:
«Совсем я на зимнее солнце,
На ... солнце похож»,
«Страстная, безбожная, пустая, ..., прости меня!»,
«Нет исхода из вьюг,
И погибнуть мне ...»,
«Тащитесь, ... клячи!
Актеры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ...
Всем стало больно и ...»,
«Большие крылья ... птицы
Мой ум метелью замели».
22. С кем сравнивает себя поэт:
«Родной простор печален!
Изнемогаю на кресте!
И челн твой — будет ли причален
К моей распятой высоте?»?
23. Какие символы создает поэт в стихотворении «Сытые» для характеристики старого и нового миров?
24. Какой теме Блок, по его словам, «бесповоротно посвятил всю жизнь»?
25. Можете ли вы вспомнить блоковские строки о России: «Ты и во сне необычайна...», «Россия, нищая Россия...», «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», «О, Русь моя! Жена моя! До боли...», «Россия-мать, как птица, тужит...», «Мы — дети страшных лет России...»?
26. «Есть Россия, которая, вырвавшись из одной ..., жадно смотрит в глаза ...». Вставьте пропущенные слова.
27. «Но надо ли сказаться? Но можно ли сказать?» — вопрошает поэт в стихотворении «Хожу, брожу понурый...», как будто вспоминая вопросы своего предшественника: «Как сердцу высказать себя?..» Кого?
28. А стихотворение «Ну, что же? Устало заломлены слабые руки» заканчивается цитатой: «Что делаешь, делай скорее», взятой из Евангелия. С кем и каким эпизодом она связана?
29. «Мы — дети дней свободы», — сказал Блок в 1905 году; а после поражения 1-й русской революции как изменится эта фраза?
30. К чему или кому обращается поэт: «За мученье, за гибель — я знаю — Все равно принимаю тебя!»?
31. Какое стихотворение завершается афоризмом: «Только влюбленный имеет право на звание человека»? Кому оно посвящено?
32. Кого просит поэт: «Приюти ты в далях необъятных...»?
33. Кому адресовано это посвящение: «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города» и какому циклу оно предпослано?
34. А кому посвящен и почему так назван цикл «Кармен»?
35. Вот описания смерти двух героинь, вымышленной и реальной:
«Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно»
и
«Так спи, измученная славой,
Любовью, жизнью, клеветой».
Назовите их.
36. В пьесе «Балаганчик» высмеяны «загипнотизированные дураки и дуры». Кто они?
37. Какой традиционный любовный треугольник в ней показан?
38. Каким двум своим произведениям — стихотворению и пьесе — Блок дал одинаковые названия?
39. В какой драме основной мотив двуединства Радости-Страдания отразился в самом заглавии?
40. В чем отличие двух вариантов написания одного слова в стихотворении «Россия»:
Читать → Россия. А. А. Блок
«Твои мне песни ветровые,
Как слезы первыя любви» (авторское)
и
«Как слезы первые любви» (современное)?
41. Расшифруйте загадочный образ «Три ярких глаза набегающих — Нежней румянец, круче локон» и строки «Молчали желтые и синие, В зеленых плакали и пели» («На железной дороге»).
42. Как поэт использовал прилагательное «железнодорожный» в этом же стихотворении»?
43. Вот зачин одного блоковского стихотворения: «Никогда не забуду (он был, или не был)...» Что не может забыть поэт?
44. Из какого стихотворения строчка:
«Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, Аи»?
Что такое Аи?
45. Чей образ воссоздан Блоком:
«На дымно-лиловые горы
Принес я на луч и на звук
Усталые губы и взоры
И плети изломанных рук»?
46. Только ли на произведения Лермонтова опирался Блок при создании своего «Демона»?
47. Из какого известного романса на стихи И. С. Тургенева взят эпиграф к блоковскому стихотворению «Седое утро» (в заглавии подсказка)?
48. В строках «На улице дождик и слякоть. Не знаешь, о чем горевать. И скучно, и хочется плакать, И некуда силы девать...» звучит мотив одного из самых любимых поэтов Блока. Кого?
49. Узнаете ли вы героинь лирики Блока:
а) «Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив»;
б) «И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу»;
в) «...Ты прибежала на лыжах ко мне,
Улыбнулась пришедшей весне!»;
г) «В простом платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая»;
д) «Но руки мне легли на плечи,
И прозвучало: „Нет. Прости.
Возьми свой меч. Готовься к сече.
Я сохраню тебя в пути“»?
50. В каком блоковском стихотворении так говорится о разлуке с любимой: «Летели дни, крутясь проклятым роем»? С какими стихами других поэтов оно перекликается: «Шли годы. Бурь порыв мятежный развеял прежние мечты», «И много лет прошло, томительных и скучных»?
51. В каком стихотворении, написанном за два года до Первой мировой войны, дается предостережение о бомбежке с воздуха — «грядущих войн ужасный вид»?
52. Чей это портрет:
«Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан — в волосах»?
53. К какому произведению Блок поставил в качестве эпиграфа слова Ибсена: «Юность — это возмездие»?
54. Как видоизменил поэт строчку из А. Майкова: «Молчите, проклятые струны», взятую эпиграфом к стихотворению «Друзьям»?
55. Вслед за Тютчевым Блок неоднократно начинал свои стихи с утверждающего «есть» («Есть в осени первоначальной...). Можете ли вы назвать примеры?
56. Какой образ у Блока становится воплощением ужасной, кошмарной реальной действительности, став постоянной формулой?
57. Как обыграны в стихотворении «Русь моя, жизнь моя...» названия Черного и Белого морей и наименования народностей чудь и меря?
58. Какими параллелизмами заканчиваются «Коршун» и «Осенний день»: «Доколе матери тужить?..»
и
«О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?..»?
59. В каком цикле развертывается сюжет о потере души и о жизни без сердца:
«Когда невзначай в воскресенье
Он душу свою потерял...»?
60. Кому посвятил поэт цикл «Через 12 лет», где есть такие строки:
«Жизнь давно сожжена и рассказана.
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь»?
61. Какое стихотворение строится по принципу «Божественной комедии» Данте и рисует город, в котором он был похоронен?
62. Какие еще итальянские города посетил и описал Блок в цикле «Итальянские стихи»?
63. В каком стихотворении пряничный ангелочек, растаявший от тепла, сопоставляется с мечтами, а плачущая шалунья-девочка — с душой?
64. За что просил простить себя поэт в стихотворении «Под шум и звон однообразный...» «Простишь ли мне мои метели?..»?
65. Образ прошумевшей и отшумевшей жизни не раз встречается в блоковской поэзии: «Неужели и жизнь...», «И стало беспощадно ясно: ...». Продолжите эти фразы.
66. Кто и кому говорит:
«Да, я возьму тебя с собою
И вознесу тебя туда,
Где кажется земля звездою,
Землею кажется звезда»?
Неужели Блок предвидел развитие космонавтики?
67. Откуда этот диалог: «...ты звал меня на ужин? Я пришел. А ты готов?»?
68. Идею какого произведения сам автор выразил словами:
«Заглушить рокотание моря
Соловьиная песнь не вольна»?
69. «Что же делать, если обманула
Та ..., как всякая ...,
И что ... безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?»
Какие два понятия противопоставляет поэт, как это всегда делали романтики?
70. Кто такой Азраил:
«Бьет меня светящими очами
Ангел бури — Азраил!» («Милый друг, и в этом тихом доме...»)?
71. «Торопиться не надо, уютно:
Здесь, пожалуй, надумаем мы,
Что под жизнью беспутной и путной
Разумели людские умы».
Где здесь?
72. Какой стихотворный размер Блок называл «гневным», «мужественным», «динамичным» и считал, что он является музыкальным выражением эпохи?
73. Больше всего Блок ценил музыку, разлитую в мире, вслушивался в голоса природы, людей, музыкальных инструментов, космических и мистических сил и даже вещей. Можете ли вы привести примеры (названия циклов и стихов)?
74. О каком своем произведении поэт говорил, что оно пропитано «яростной ненавистью к русскому правительству» и «революционными предчувствиями» и потому нет смысла его продолжать, «когда революция уже произошла»?
75. Какими двумя эпитетами, один из которых употреблялся поэтами-классиками, определял Блок XIX век, давая ему характеристику в поэме «Возмездие»?
76. Какая афористическая формула новой эпохи дана в этом же произведении: «Неслыханные перемены...»?
77. Вообще афоризмы и чеканные формулировки, ставшие крылатыми выражениями, нередки в блоковской поэзии. Вспомните:
а) «И вечный бой!..»;
б) «Звенит и буйствует природа...»;
в) «О, сердце, сколько ты любило!..»;
г) «Храню я к людям на безлюдье...»;
д) «Ведь сердце радоваться радо...»;
е) «Сотри случайные черты...»;
ж) «Невозможное было возможно...»;
з) «Презренье созревает гневом...».
78. Какое «немногоречивое» собрание, в котором встретились мужчина с «наполеоновской бородкой» и «сурово-кротким» взглядом карих глаз и женщина в черном платье, похожая на ребенка (ее называют Соней и поздравляют с победой), описывается в поэме «Возмездие»?
79. «Грянул взрыв С Екатеринина канала, Россию облаком покрыв». О каком взрыве идет речь?
80. Какая судьба ожидала внука — представителя третьего поколения дворянского рода в «Возмездии»?
81. Какое красноречивое заглавие имеет блоковский цикл стихов о мертвецах, исполняющих служебные обязанности, объясняющихся в любви, танцующих на балу? Похожий мотив находим у поэта XIX века в стихотворении «Бал»: «Плясало сборище костей». У кого?
82. Чьи голоса представителей старого мира слышатся в поэме «Двенадцать»?
Читать → Двенадцать. Блок А. А.
83. Какова символика названия поэмы?
84. Почему красногвардейцам: «на спину надо б бубновый туз»?
85. Как зовут героиню «Двенадцати» и чем объясняется выбор этого имени?
86. Какими эпитетами награждают красногвардейцы и Русь, и Катю?
87. Какие превращения происходят с псом в «Двенадцати» и в каком произведении мировой литературы образ пса имеет мистическое значение?
88. Есть ли упоминания о Боге и Христе в поэме до финала?
89. Какая символика, возможно, воплощена в образе Христа, идущего впереди красногвардейцев?
90. Какими контрастами открывается и завершается поэма?
91. В каком произведении Блок сравнивает Россию со Сфинксом, а старый мир — с Эдипом, разгадывающим загадки?
92. «Мы любим все — и жар холодных чисел, и ...,
Нам внятно все — и острый галльский смысл, и ...».
Что перечисляет поэт?
93. Какое стихотворение можно назвать поэтическим завещанием Блока, и в нем поэт называет своего предшественника:
«Тайную свободу
Пели мы вослед тебе»?
Кому?
94. А с кем или с чем прощался автор, заканчивая свое последнее стихотворение:
«Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему»?
95. Для блоковской поэтики характерны антитезы и оскюмороны: «Мы вольные!..»; «В огне и холоде тревог...»; «О, как смеялись вы над нами...»; «Печальная доля — так сложно, Так трудно...»; «Воскреснем? Погибнем?..»; «Ненавидя, кляня и...».
96. Названия циклов у Блока часто состоят из прилагательного и существительного: «Снежная ...», «Вольные ...», «Ненужная ...», «Страшный ...», «Черная ...», «Итальянские ...», «Осенняя ...». Восстановите пропущенные слова.
97. Блок любил кольцевую композицию с видоизменением начальных строк в конце. Как заканчиваются стихотворения — «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Встану я в утро туманное, Солнце ударит в лицо...»,
«Жизнь медленная шла, как старая гадалка,
Таинственно шепча забытые слова...»,
«Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь...»?
98. Продолжите блоковские строки:
а) «Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран...»;
б) «О, я хочу безумно жить...»;
в) «И невозможное возможно...»;
г) «На непроглядный ужас жизни
Открой скорей, открой глаза...»;
д) «Над печалью нив твоих заплачу...»;
е) «Не подходите к ней с вопросами...»;
ж) «В душе моей лежит сокровище...».
99. Современник А. Блока так определил пафос его творчества: «Стихия Александра Блока — ..., взвивающая снег». Пропущенное слово, как и его синонимы, не раз встречается в блоковской поэзии. Назовите их.
100. Другой поэт-современник связывал образ Блока с ветром:
«Он ветрен, как ветер ...
Тот ветер повсюду. Он дома,
В деревьях, в деревне, в дожде,
В поэзии третьего тома,
В „Двенадцати“, в смерти, везде».
Кто этот поэт?
101. Какие романсы на стихи Блока пел А. Вертинский?
102. В одном известном стихотворении, посвященном Блоку, описано звучание его имени и ассоциации, им вызванные:
«Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ,
Имя твое — пять букв».
Кто его автор и почему «пять букв»?
103. Кто из советских поэтов написал стихотворение «Вам, кто руки не подал Блоку...», закончив его так: «Когда я напишу „Двенадцать", не подавайте мне руки»?
104. Как назвал беллетризованную биографию Блока Вл. Орлов и почему он дал такое заглавие?
Ответы
1. Александр — отец и сын, Александра — мать.
2. Сашура.
3. Петербургский университет, на территории которого находилась и квартира ректора — его деда, где Блок родился и провел детство и юность.
4. В поэме «Возмездие».
5. Гамлета. Офелию.
6. С Андреем Белым.
7. Платона — о «душе мира» и В. Соловьева — о «Вечной Женственности».
8. Владычица Вселенной, Дева Радужных Ворот, Величавая Вечная Жена, Дева Света, Заря, Купина, Лучезарная, Лазурная, Лик Невинный, Златокудрая Дева, Нечаянная Радость, Светлая Дева.
9. «Трилогия вочеловечения» — этапы становления личности — от мечтателя, бродящего «в снах и туманах» — через соблазны и падения, «болотистый лес» — к «человеку общественному», художнику, трезво смотрящему в лицо подлинной жизни» (три тома «романа в стихах»),
10. «Простим угрюмство — разве это Сокрытый двигатель его? Он весь — дитя добра и света, Он весь — свободы торжество!» («О, я хочу безумно жить...»).
11. «...ад» («К Музе», 1912).
12. «Вздыхал о чем-то я,
Чего-то было жалко,
Какою-то мечтой горела голова» («Жизнь медленная шла...»);
«Тайна ль моя совершается?
Ты ли зовешь вдалеке?..
Кто-то бежит по реке» («Сумерки, сумерки вешние...»);
«Кто-то шепчет и смеется»;
«Кто-то с Богом шепчется»;
«Где-то голуби звенели,
Расплескав крыла» («Дали слепы, дни безгневны...»);
«Кто знает, где это было?
Куда упала Звезда?» («Тебя скрывали туманы...»).
13. Гамлету, Офелии, Демону, Дон Жуану и Донне Анне, Сольвейг.
14. В переводе А. Блока «Предрассветное» — до встречи с Любовью Менделеевой, которая в 1903 году стала его женой, до появления культа Прекрасной Дамы.
15. В. Брюсова.
16. «...севера», «сердце».
17. «Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в вышине»,
«И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели».
18. С Прекрасной Дамой.
19. Героиня пьесы Г. Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг в переводе с норвежского — Солнечный Путь.
20. В пьесе и стихотворении под одним названием — «Балаганчик».
21. «...глупое», «Незабвенная», «весело», «траурные», «ходячей», «светло», «снежной».
22. С Христом — обращение «Христос! Родной простор печален...».
23. «Прогнивший хлев» и «красный смех чужих знамен».
24. Теме Родины, России.
25. «Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь,
Русь» («Русь»);
«Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первыя любви» («Россия»);
«Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!» («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..);
«Нам ясен долгий путь!» («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»);
«О детях, но ее судьба,
Чтоб их терзали ястреба»;
«Забыть не в силах ничего».
26. «...революции», «другой».
27. «Другому как понять тебя» — Ф. Тютчев «Silentium».
28. Это слова Христа, обращенные к Иуде, задумавшему предать своего Учителя.
29. «Мы — дети страшных лет России...».
30. К жизни («О, весна, без конца и без краю!»).
31. «Когда вы стоите на моем пути» — Лизе Пиленко, будущей поэтессе, Е. Кузьминой-Караваевой и матери Марии (в эмиграции).
32. Россию: «Как и жить, и плакать без тебя!» («Осенняя воля»).
33. Наталье Николаевне Волоховой, актрисе Театра В. Ф. Комиссаржевской — цикл «Снежная маска».
34. Написан под впечатлением новеллы Мериме и оперы Бизе и посвящен исполнительнице роли Кармен певице Л. А. Дельмас.
35. Героиня стихотворения «На железной дороге» и Вера Комиссаржевская («Памяти В. Ф. Комиссаржевской»).
36. Мистики.
37. Арлекин — Коломбина — Пьеро.
38. «Незнакомка».
39. «Роза и крест» — символы красоты, любви и счастья — и крестной муки.
40. В первом случае речь идет о первой любви, во втором — о первых слезах.
41. Огни приближающегося паровоза. I и II классы (желтые и синие вагоны); зеленые — III класс.
42. «Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая...».
43. «...этот вечер».
44. Марка вина.
45. Демона.
46. На работы художника и скульптора Врубеля.
47. «Утро туманное, утро седое».
48. М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно, и некому руку подать...».
49. а) Прекрасная Дама;
б) Незнакомка;
в) Сольвейг;
г) Девушка («На железной дороге»);
д) Царевна («Так окрыленно, так напевно...»).
50. «О доблестях, о подвигах, о славе...» — А. С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье...»; А. А. Фет. «Сияла ночь. Луной был полон сад...».
51. «Авиатор».
52. Анны Ахматовой в стихотворении «Анне Ахматовой».
53. К поэме «Возмездие».
54. «Молчите, проклятые книги, Я вас не писал никогда».
55. «Есть минуты, когда не тревожит...», «Есть в напевах твоих сокровенных...», «Есть демон утра», «Есть игра: осторожно войти», «Есть времена, есть дни, когда...».
56. Страшный мир — название цикла; «Страшный мир! Он для сердца тесен», «Забудь, забудь о страшном мире».
57. «За море Черное, за море Белое В черные ночи и белые дни...», «Чудь начудила, да Меря намерила Гатей, дорог да столбов верстовых...».
58. «Доколе коршуну кружить?», «О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? »
59. «Жизнь моего приятеля».
60. К. М. Садовской — юношеской влюбленности (1897).
61. «Равенна» (три части по три строфы).
62. Венеция, Перуджия, Сиена, Флоренция, Сполето.
63. «Сусальный ангел».
64. «...мой бред, поэзию и мрак».
65. «...отшумела, Отшумела, как платье твое», «Жизнь прошумела и ушла».
66. Демон Тамаре («Демон»).
67. Из стихотворения «Шаги Командора» — Командор говорит эти слова Дон Жуану.
68. Поэмы «Соловьиный сад».
69. «...мечта», «мечта» и «жизнь».
70. В восточной мифологии — ангел смерти.
71. В могиле («Похоронят, зароют глубоко...»).
72. Ямб (в предисловии к «Возмездию»). См. цикл «Ямбы», «Дроби, мой гневный ямб, каменья!» («Пролог» в «Возмездии»).
73. Цикл «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер...», стихи «Голос из хлора», «Голос в тучах», «Ария невесты», «Песня матросов», «Песнь ада», «Песня Офелии», «Свирель запела на мосту...», «К Музе» («Есть в напевах твоих сокровенных...»), «Вьюга пела...», «Вчера я слышал песни с моря...», «О, не просите скорбных песен!», «Под шум и звон однообразный...», «Поет, краснея, медь...», «Ты — как отзвук забытого гимна...», «Голос» («Чей-то обманчивый голос поет...»), «Шепчутся тихие волны...», «Песельник», «Я тишиною очарован...».
74. О поэме «Возмездие», которая так и не была закончена.
75. «Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!»
76. «... Невиданные мятежи!»
77. а) «Покой нам только снится...»;
б) «Я — соучастник ей во всем;
в) «О, разум, сколько ты страдал!»;
г) «И ты увидишь: мир прекрасен!»;
д) «И самой малой новизне...»;
е) «Неразделенную любовь...»;
ж) «Но возможное — было мечтой...»;
з) «А зрелость гнева есть мятеж. ..».
78. Сходка народовольцев, С. Степняк-Кравчинский и Софья Перовская.
79. Об убийстве Александра II 1 марта 1881 года народовольцами.
80. Участие в революции и, возможно, смерть на эшафоте.
81. «Пляски смерти», у А. Одоевского.
82. Старушки, барыни, писателя.
83. 12 апостолов — учеников Христа и 12 разбойников в некрасовском сказе об атамане Кудеяре в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Возможны также ассоциации с неумолимо идущим временем (часы и месяцы).
84. На рубахах каторжников нашивали ромб, напоминающий бубновый туз, т. е. красногвардейцы похожи на уголовников.
85. Катя, Катька — по фольклорной традиции веселая, гулящая девка; в литературе таким именем чаще всего наделяются героини произведений о незаконной любви и изменах («Гроза» А. Н. Островского, «Воскресение» Л. Н. Толстого, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова, «Хозяйка» Ф. М. Достоевского).
86. Русь — «толстозадая», Катя — «толстоморденькая».
87. Вначале «паршивый пес», поджав хвост, жмется рядом с буржуем на перекрестке, потом «стоит буржуй, как пес голодный», затем «старый мир, как пес безродный, стоит за ним, поджавши хвост» и, наконец, «позади — голодный пес», «впереди — Исус Христос». Превращения Мефистофеля в пуделя и пуделя в Мефистофеля в «Фаусте» Гете.
88. Да, восклицание «Господи, благослови!» (в главке 3-й), «На всем Божьем свете» (начало поэмы). «Ох, пурга какая, спасе!» и «От чего тебя упас Золотой иконостас?» (разговор Петьки с товарищами в 10-й). Спас — народное, крестьянское наименование Христа-Спасителя.
89. «Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз...» — повелитель стихий, освящающий кровь революции, бесплотный и вечный, воплощающий невинность и слезы (белый цвет и жемчуг), красоту, любовь и страдания (венчик-венец и розы). Некоторые современники Блока считали, что поэту привиделся антихрист. Современные концепции истолкования этого образа противоречивы и многочисленны — от Исуса старообрядцев до мертвого Хориста («в белом венчике»). Наиболее распространенная точка зрения — Христос как знак высшей закономерности, неизбежности и необходимости (а не святости) того дела, которому (сами того не осознавая) служат красногвардейцы.
90. «Черный вечер. Белый снег» и «Позади — голодный пес» — «Впереди — Исус Христос».
91. В «Скифах» (1918).
92. «И дар божественных видений», «И сумрачный германский гений».
93. «Пушкинскому Дому». Пушкину.
94. Зданию Института русской литературы РАН — Пушкинскому Дому. Дому литераторов в Петрограде, где Блок выступил с речью «О назначении поэта» (1921).
95. «Мы злые рабы!», «Так жизнь пройдет», «Как ненавидели вы нас!»
«и празднично жить», «Умрем?», «любя».
96. «...маска», «мысли», «весна», «мир», «кровь», «стихи», «любовь».
97. «Аптека, улица, фонарь», «С ними и в утро туманное Солнце и ветер в лицо», «Таинственно, как старая гадалка, Мне шепчет жизнь забытые слова», «Она и в снах необычайна. Ее одежды не коснусь».
98. а) «И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман»;
б) «Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!»;
в) «Дорога дальняя легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!»;
г) «Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне...»;
д) «Твой простор навеки полюблю»;
е) «Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно»;
ж) «И ключ поручен только мне!»
99. «...метель». Вьюга, пурга.
100. Борис Пастернак — цикл стихов «Ветер», посвященный А. Блоку.
101. «В голубой далекой спаленке», «Буйный ветер играет терновником».
102. Марина Цветаева. По старой орфографии фамилия «Блок» писалась с ъ — Блокъ.
103. Евгений Евтушенко.
104. «Гамаюн». У Блока есть раннее стихотворение «Гамаюн — птица вещая», навеянное одноименной картиной В. М. Васнецова:
«Предвечным ужасом объят,
Прекрасный лик горит любовью,
Но вещей правдою звучат Уста,
запекшиеся кровью!»