Викторина Маяковский Владимир Владимирович - 2 вариант
1. Как необычно назвал свою автобиографию В. Маяковский?
2. «Я — дедом казак, другим — сечевик, / а по рожденью грузин». Откуда родом были родители поэта и он сам?
3. Маяковский не раз в своих произведениях использовал и обыгрывал свою фамилию. Можете ли вы привести примеры?
4. Был ли он уже совершеннолетним, когда стал членом РСДРП и попал в тюрьму?
5. Что решил юноша, выйдя из тюрьмы: «Хочу делать ... искусство»?
6. Каким видом искусства вначале хотел заниматься Маяковский?
7. В первых стихах чувствовалось изобразительное видение автора: «Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, / а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты». Что за картина здесь нарисована?
8. Начинающий Маяковский восхищался стихами другого поэта: «Он про свое весело — „в небеса запустил ананасом“». О ком и о чем идет речь?
9. Кто, по мнению Маяковского, был его «действительным учителем» и сделал из него поэта — первый признал его стихи, знакомил с европейской поэзией, «всовывал книги»?
10. Какой вопрос задает автор в конце стихотворения «А вы могли бы?» — «А вы / ноктюрн сыграть / могли бы на ...»? На чем? Раздумья какого классического героя о душе и флейте напоминает этот вопрос?
11. В каком еще произведении раннего Маяковского появляется образ флейты и ее сравнение с человеком?
12. Как назвал поэт стихотворение, посвященное городскому шуму, употребив это слово трижды, с разными суффиксами?
13. Какую роль исполнял в своей трагедии «Владимир Маяковский» сам автор в постановке театра «Луна-парк» в Петербурге (1913)?
14. «...я дарю вам стихи, веселые, как би-ба-бо, / и острые и нужные, как зубочистки». Что такое «би-ба-бо»?
15. Какой памятник сходит с пьедестала и путешествует по городу в «Последней петербургской сказке»?
16. «В рассуждении чего б покушать», — вспоминал Маяковский, — стал писать для журнала «Новый ...». Какого журнала?
17. О ком и о чем написаны «сатирические гимны»?
18. Из чего хотел себе поэт сшить черные штаны и желтую кофту
для публичных выступлений: «Я сошью себе черные штаны / из бархата / Желтую кофту из трех аршин ...»?
19. Какое фантастическое превращение случилось в одном из стихотворений Маяковского: «Тронул губу, / а у меня из-под губы — / клык <...> у меня из-под пиджака / развеерился хвостище <...> я стал на четвереньки...»?
20. У каких кораблей была «военно-морская любовь»?
21. Если Маяковский заявил: «Себе, любимому, посвящает эти строки автор», то через несколько лет другой поэт напишет: «Себе, любимому, чужой я человек». Кто этот поэт?
22. Как первоначально называлась поэма «Облако в штанах» и почему это «четыре крика четырех частей»?
23. Был ли указан в 1-м издании поэмы предполагаемый год революции: «В терновом венце революции / грядет ... год»?
24. «Люди нюхают — / запахло жареным! / Нагнали каких-то / Блестящие! В касках! Нельзя сапожища!» Что изображено в этом эпизоде и чем объясняется запрет на сапоги?
25. На основе какого привычного фразеологизма нарисована следующая сцена: «Слышу: / тихо, / как больной с кровати спрыгнул нерв ...»? А что произошло дальше?
26. Как, по мнению Маяковского, противостоит современная поэзия простому народу: «Пока выкипячивают, рифмами пиликая, / из любовей и соловьев какое-то ..., / улица корчится ... — /ей нечем кричать и ...»?
27. Кто главный герой поэмы «Человек» и в чем необычность его жизнеописания?
28. «Вам завещаю сад фруктовый / моей великой ...». Какое слово пропущено в этих строках Маяковского? Кто автор похожего сравнения — «Был я весь как запущенный сад»?
29. В поэме «Человек» упомянуты произведения лирического героя, озаглавленные «Флейточка» и «Облачко». Как называются они на самом деле?
30. Продолжите знаменитую частушку Маяковского: «Ешь ананасы, рябчиков жуй ...». Как, по-вашему, случайно ли названы здесь ананасы или это связано и с литературными ассоциациями?
31. «Дней бык пег. Медленна лет арба. Наш бог бег. ... наш барабан». Что сравнивает Маяковский с барабаном? Какой другой поэт в это же время обратился к образу барабана: «Наш небесный барабанщик Лупит солнце-барабан»?
32. Кого предлагает атаковать Маяковский: «А почему не атакован ...? А прочие генералы классики?»?
33. Какой своей пьесе автор дал двойное название и что оно обозначает?
34. В каких «окнах» в годы революции работал Маяковский?
35. О ком с ненавистью пишет поэт: «Я ... с детства привык ненавидеть, / всегда себя за обед продавая»?
36. «А я / за степного / за желтого зайца / отдал тогда бы — все на свете». Когда «тогда» и что это за «заяц»?
37. Какая поэма Маяковского была в первом издании иллюстрирована фотографиями реального лица — главной героини произведения?
38. «Пришла — / деловито, / за рыком, за ростом, / взглянув, / разглядела просто ..., взяла, / отобрала сердце / и просто / пошла играть — / как ... мячиком». Угадайте пропущенные слова.
39. Как Маяковский подписывал письма к Лиле Брик?
40. Какое произведение Маяковский напечатал анонимно, «чтоб каждый дописывал и лучшил»?
41. «И мне агитпроп в зубах навяз». Что такое «агитпроп»?
42. В какие учреждения расходится народ в стихотворении «Прозаседавшиеся»: «...кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет»?
43. «Пролеткультцы не говорят / ни про ..., ни про личность. / ... для пролеткультца / все равно что неприличность». Кто такие пролеткультцы и о чем они не говорят?
44. Какой выход находит поэт, чтобы любовь трагическую превратить в счастливую в поэме «Про это»?
45. В каких произведениях Маяковского отразились его мечты о «мастерской человечьих воскрешений»?
46. Какому животному поэт не раз уподоблял ревность: «Шкурой ревности ... лежит когтист»?
47. Кого цитирует Маяковский: «Но швейцар не пустил, франк швейцарский не взяв, / и пошли они, солнцем палимы...»?
48. Какого мнения был Маяковский о поэтическом воображении: «Тихо барахтается в тине ... / глупая ... воображения»? Вставьте пропущенные слова.
49. Что пародирует Маяковский в стихотворении «Юбилейное»: «Дескать, муж у вас дурак и старый мерин, / я люблю вас, будьте обязательно моя, / я сейчас же утром должен быть уверен, / что с вами днем увижусь я»?
50. Заявляя Пушкину, что после смерти им «стоять почти что рядом»: «вы на Пе, а я на эМ», Маяковский называет двух поэтов на «Н», но одного отвергает, а другого считает достойным: «Этот нам компания — пускай стоит». Кто эти поэты?
51. Какую гоголевскую фразу имел в виду Маяковский: «О скуке на этом свете Гоголь говаривал много»?
52. Какого гостя принимает поэт в одном шутливом стихотворении: «Люблю я гостей. Бутылку вина! Налей гусару, Тамарочка!»? И кто такая Тамарочка?
53. «Капитализм» — неизящное слово, / куда изящней звучит — ...». Какое?
54. Какие знаменитые слова перефразировал Маяковский: «Коммунизма призрак по Европе рыскал, / уходил и вновь маячил в отдаленье»?
55. «Но в эту холодную, страшную очередь / с детьми и с больными встали все». О какой очереди говорит поэт?
56. Каким художественным приемом пользуется Маяковский в следующем примере: «Город грабил, греб, ..., / глыбил пуза касс»? Угадайте пропущенный глагол.
57. «Я счастлив, что я этой силы частица, / что общие даже ...». Что «общие» и какой «силы частица»?
58. А о каком счастье пишет поэт в стихотворении «Я счастлив»?
59. Если один из современников Маяковского сказал: «Если враг не сдается — его уничтожают», то он также непримиримо заявил: «Кто сегодня поет не с нами, тот против нас». Кому принадлежит первая цитата?
60. Кого Маяковский назвал «звонким забулдыгой-подмастерьем»? Почему подмастерье, а кто мастер?
61. Какие определения поэзии, данные Маяковским, вы знаете?
62. Маяковский не раз утверждал, что не знает ямбов и хореев, и высмеивал традиционные стихотворные формы: «А попробуй / в ямб пойди и запихай / какое-нибудь слово, / например, „млекопитающееся“»; «Я даже ямбом подсюсюкнул, / чтоб только быть приятней вам. / Вам теперь пришлось бы бросить ямб картавый». Какими размерами написаны эти строки?
63. Вспоминая X. Колумба и его открытие Америки, поэт предлагал: «Я б Америку закрыл, слегка почистил, а потом опять открыл — вторично». Как это предложение было реализовано им в своем творчестве?
64. «Отсюда безработные / в Гудзон кидались вниз головой». Откуда?
65. Как хотел бы встретить свой «смертный час» поэт («Товарищу Нетте — пароходу и человеку»)?
66. Кто такой Ромка Якобсон, о котором Нетте «напролет болтал» с автором?
67. Как следует поступить с лавровыми венками, «розданными Луначарским», — «сложим в общий товарищеский ...», а со славой — «разрежем общую ... славы и каждому выделим по равному ...» («Послание пролетарским поэтам»)?
68. Чей афоризм переиначивает Маяковский: «Такого отечества такой дым / разве уж настолько приятен?»?
69. С кем беседует автор и слышит: «Пишут... из деревни... сожгли... у меня... библиотеку в усадьбе»?
70. Какую поэму вслед за «Хорошо» хотел написать Маяковский?
71. Какое классическое стихотворение Маяковский определял как «агитацию за то, чтобы девушки гуляли с поэтами. Одному, видите ли, скучно»?
72. Какую фамилию переделал главный герой пьесы «Клоп», став Пьером Скрипкиным? А как зовут его невесту?
73. Чьи стихи цитируются в комедии: «Шел я верхом, шел я низом, / строил мост в социализм, / не достроил и устал / и уселся у моста»?
74. Через сколько лет разморозили Присыпкина и когда это произошло?
75. Какие наименования по-латыни якобы получили оживленные в коммунистическом будущем герой и его спутник — клоп?
76. Чем руководит главначпупс Победоносиков («Баня»)?
77. Расшифруйте странные названия пьес, упомянутых в «Бане», — «Вишневая квадратура» и «Дядя Турбиных».
78. Почему чиновник в «Стихах о советском паспорте» смотрит на польский паспорт, как «в афишу коза», в «тупой полицейской слоновости»: «Откуда, мол, и что это за / географические новости?»?
79. Какую цепочку сравнений создает поэт: «Берет, как бомбу, берет, как ежа ...»?
80. О каком городе Маяковский писал: «Я знаю, город будет, / я знаю, саду цвесть», «здесь будет город-сад»?
81. Кого высмеивал Маяковский — «кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки, / Кто их к черту разберет?»?
82. «Но я себя смирял, становясь / на горло ...». Чье?
83. Кому адресовал поэт «Письмо ... о сущности любви»?
84. Маяковский был находчивым и остроумным полемистом в своих публичных выступлениях, но не всегда корректным и точным. В чем ошибочность его ответа на записку: «Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают» — «Я не печка, не море, не чума»?
85. С кем полемизировал Маяковский: «Я всегда говорил, что лучше умереть под красным знаменем, чем под забором»?
86. Разные виды оружия фигурируют в поэзии Маяковского, но особенно часто — «встанем, ... ощетинивши», «как ..., строкой просверкав», «я хочу, чтоб к ... приравняли перо», «дошли, ... домерцав». Какие слова пропущены?
87. Знаете ли вы афоризмы Маяковского:
а) «Я хотел бы жить и умереть в Париже ...»,
б) «Тот, кто постоянно ясен, ...»,
в) «Изводишь единого слова ради ...»,
г) «Ненавижу всяческую мертвечину ...»,
д) «Отечество славлю, которое есть ...»?
88. Какие предчувствия мучили поэта: «А сердце рвется к .... а горло бредит ...»?
89. Какую юбилейную выставку организовал Маяковский и был огорчен малолюдством публики?
90. Как относился Маяковский к посмертной славе и памятникам: «Мой стих громаду лет прорвет / и явится весомо, грубо, зримо, / как в наши дни вошел...», «Мне бы памятник при жизни полагается...», «Мне ... на бронзы многопудье»?
91. Кто назвал Маяковского «Гулливером среди лилипутов» и одновременно «каторжанином» своего времени?
92. Кому принадлежит суждение: «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью»?
Ответы
1. «Я сам» (1922, 1928).
2. Из Запорожья и Кубани, а он — из Грузии (село Багдади).
3. Трагедия «Владимир Маяковский», «Я Маяковский... Сижу и ем кусок конский», «Айда, Маяковский! маячь на юг!», «Я вижу — здесь стоял Маяковский, / стоял и стихи слагал по слогам».
4. Нет, ему было 14—15 лет (1908—1909).
5. Решил посвятить себя искусству, «социалистическое».
6. Живописью, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
7. «Ночь» (1912). Закат, вечер и наступление ночи — в окнах зажигается свет.
8. Об Андрее Белом и его стихотворении «На горах», герой которого,
горбун, «хохотал низким басом, В небеса запустил ананасом» (солнцем).
9. Д. Бурлюк.
10. «...на флейте водосточных труб». Шекспировского Гамлета, который говорил, что на его душе нельзя играть, как на флейте.
11. В поэме «Флейта-позвоночник».
12. «Шумики, шумы и шумища».
13. Главного героя — Владимира Маяковского, т. е. себя самого.
14. Кукла, надеваемая на руку.
15. Петра I — Медный всадник.
16. «... Сатирикон».
17. «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн критику», «Гимн обеду», «Гимн взятке», «Гимн здоровью».
18. «...голоса моего», «заката» («Кофта фата»).
19. Человека в собаку — «Вот так я сделался собакой».
20. У миноносца с миноносицей (миноносочкой).
21. С. Есенин.
22. «Тринадцатый апостол»; «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию».
23. Нет, было напечатано — «...надцатый».
24. «Пожар сердца», «на сердце горящее лезут в ласках».
25. «Нервы расшатались», «нервы расходились», «нервы расшалились»; «мечутся отчаянной чечеткой», «скачут бешеные (и уже) у нервов подкашиваются ноги».
26. «...варево», «безъязыкая», «разговаривать».
27. Автор и герой — Маяковский. «Рождение Маяковского», «Жизнь Маяковского», «Страсти Маяковского», «Вознесение Маяковского», «Маяковский в небе», «Возвращение Маяковского» — как судьба нового Христа.
28. «...души», С. Есенин («Заметался пожар голубой»).
29. «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах».
30. «День твой последний приходит, буржуй». Возможно, с популярными «ананасами в шампанском» И. Северянина.
31. «Сердце». С. Есенин («Небесный барабанщик»).
32. «Пушкин».
33. «Мистерия-буфф» — религиозная пьеса на сюжеты Библии и Евангелия и площадная комедия масок, т. е. соединение высокого и низкого, героического и сатирического.
34. В «Окнах РОСТА» — Российского телеграфного агентства.
35. «...жирных».
36. Солнечный луч в Бутырской тюрьме, где сидел поэт в 1909 году.
37. «Про это» — Лиля Брик.
38. «...мальчика», «девочка».
39. «Щен», «Щеник».
40. Поэму «150 000 000» (1919—1920).
41. Агитация и пропаганда.
42. Главкомполитпросвет — Главный комитет по политическому просвещению, т. е. одно учреждение.
43. «Я», «Я». Члены организаций Пролеткульта (пролетарской культу -ры), выступавшие за приобщение широких масс к просвещению и созданию «чистой пролетарской» культуры.
44. Самоубийство и воскресение героя в 30 веке, чтобы снова встретить возлюбленную и наверстать «недолюбленною».
45. В поэмах «Война и мир», «Человек», «Про это», в пьесах «Клоп» и «Баня». Вероятно, Маяковский воспринял идеи философа Н. Ф. Федорова — проповедь общего дела воскрешения предков.
46. Медведю — «медведь».
47. Н. А. Некрасова — «Размышления у парадного подъезда». «И пошли они, солнцем палимы...».
48. Относился скептически и иронически — «сердца», «вобла».
49. Письмо Онегина Татьяне («Евгений Онегин» А. С. Пушкина): «Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я».
50. Надсона отвергает — «Мы попросим, чтоб его куда-нибудь на ,,ща‘‘!» Некрасова принимает — «вот он мужик хороший».
51. «Скучно на этом свете, господа!» («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
52. Гость — Лермонтов: «К нам Лермонтов сходит, презрев времена». Грузинская царица Тамара («Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла»). А стихотворение называется «Тамара и Демон».
53. «...соловей».
54. «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизм (начало «Коммунистического манифеста» К. Маркса и Ф. Энгельса).
55. К гробу Ленина для прощания с телом вождя.
56. Аллитерация — повторение согласных звуков, «грабастал».
57. Народа, трудящихся, «слезы из глаз».
58. «... граждане — я сегодня — бросил курить».
59. М. Горькому.
60. С. Есенина — «У народа, у языкотворца, / умер звонкий забулдыга-подмастерье» («Сергею Есенину»), т. е. мастер — народ.
61. «Поэзия — вся! — езда в незнаемое. / Поэзия — та же добыча радия, / В грамм добыча, в год труды», «Но поэзия — пресволочнейшая штуковина / существует — и ни в зуб ногой», «поэзии — бабы капризной».
62. В первом примере — 6-стопный хорей и 7-стопный ямб, во втором — 4-стопный ямб и 6-стопный хорей.
63. Маяковский написал очерк «Мое открытие Америки».
64. С Бруклинского моста («Бруклинский мост»).
65. «...так, как встретил смерть товарищ Нетте».
66. Ученый-лингвист, изучал поэзию футуристов и Маяковского.
67. «...суп», «курицу», «куску».
68. «И дым отечества нам сладок и приятен» (А. С. Грибоедова, который в комедии «Горе от ума» использовал эту строку из поэзии Г. Р. Державина).
69. С А. Блоком.
70. Поэму «Плохо» («Я сам»).
71. «Выхожу один я на дорогу...» Лермонтова («Как делать стихи?»).
72. Присыпкин. Эльзевира Ренессанс — как бы воплощает надежды на возрождение.
73. Самого Маяковского из «Письма к любимой Молчанова, брошенной им».
74. Через 50 лет — 12 мая 1979 года.
75. «Обывателиус вульгарно» и «клопус нормалис».
76. Он главный начальник Управления по согласованию.
77. «Вишневый сад» Чехова и «Квадратура круга» В. Катаева, «Дядя Ваня» Чехова и «Дни Турбиных» М. Булгакова.
78. Польша, входившая до революции в состав Российской империи, стала самостоятельным государством и ввела свои паспорта.
79. «...как бритву обоюдоострую, берет, как гремучую в 20 жал, / змею двухметроворостую».
80. О Кузнецке («Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»).
81. К. Митрейкин и А. Кудрейко — советские поэты, современники Маяковского.
82. «...собственной песне» («Во весь голос»).
83. «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви*.
84. Море не волнует, а волнуется; чума не заражает, а поражает.
85. С А. Блоком: «Пускай я умру под забором как пес...» и С. Есениным: «Под низкими траурным забором Лежать придется так же мне».
86. «... штыки», «штыком», «штыку», «штыками».
87. а) «если б не было такой земли — Москва»,
б) «тот, по-моему, просто глуп»,
в) «тысячи тонн словесной руды»,
г) «Обожаю всяческую жизнь!»,
д) «но трижды — которое будет».
88. «...выстрелу», «бритвою».
89. «20 лет работы» (январь, 1930).
90. «...водопровод, / сработанный еще рабами Рима», «... по чину. / Заложил бы динамиту — ну-ка, дрызнь!», «наплевать».
91. М. Цветаева.
92. Б. Пастернаку.