Фу-фу, сила нечистая! Театрализованная викторина по русским народным сказкам
Действующие лица:
Баба Яга, ведущий.
Предварительная подготовка:
учитель сообщает детям названия сказок, по которым будет проводиться викторина. (Список можно повесить в классном уголке.)
- «Искушение»,
- «Хитрая наука»,
- «Черт и горшечник»,
- «Черт-заимодавец»,
- «Неосторожное слово»,
- «Лихо одноглазое»,
- «Чудесная рубашка»,
- «Казак и ведьма»,
- «Кошей Бессмертный»,
- «Ведьма-сестра»;
проводится конкурс рисунков на тему «Сила нечистая в русских народных сказках».
Перед викториной рисунки детей выставляются на стенде.
Ведущий.
Сегодня, ребята, мы проводим викторину по русским народным сказкам о нечистой силе. Чем же могут привлечь нас сказки о Кощее Бессмертном и оборотнях, о колдунах и леших, о чертах и прочей нечисти? Зачем русский народ не только придумал эти сказки, но и передает их из поколения в поколение? К тому же подобных сказок довольно много. Значит, они интересны, нужны. Опять же возникает вопрос: зачем, если приятного в них мало? Наверное, затем, что жизнь состоит не только из радостей, а если в ней есть зло, то с детства надо знать о нем, уметь его распознать, бороться с ним.
Например, сказка о Горе горемычном — это, прежде всего, сказка о зависти, о том, как один брат позарился на богатство другого, стал желать ему зла, а пострадал сам.
А такие сказки, как «Черт и горшечник», «Золотой хлеб» и другие, — разве они не о том, что легкого богатства не бывает, за все надо платить?
Значит, сказки о нечистой силе нужны не для того, чтобы прославлять ее, а для того, чтобы знать об ее существовании и быть готовым к встрече с ней. Не зря же ее называют хоть и нечистой, но все же — силой, давая понять, что не. так-то просто справиться с нею. Цель у зла разноликого одна: перессорить добрых людей, погубить их, сделать несчастными. И сказки о силе нечистой учат нас не поддаваться обаянию льстивых речей и пустых обещаний, размышлять над тем, почему непослушание и гордыня иногда губительны, и над тем, кто друг, а кто только притворяется другом.
Итак, начинаем викторину «Фу-фу, сила нечистая!»
Дверь класса открывается. Появляется большой мешок с надписью «Подарок». Мешок шевелится, двигается вперевалочку.
Ведущий.
Это еще что такое? (Подходит к мешку, рассматривает его со всех сторон.) Странно. Здесь написано: «Подарок». Очевидно, этот подарок предназначается нам. Давайте-ка развяжем мешок и посмотрим, что там. (Развязывает.)
Из мешка вылезает Баба Яга, на голове у нее красивая корона.
Баба Яга.
Здорово, люди добрые! Поклон вам от меня, Василисы Прекрасной! (Кланяется.) Привет вам от Кощея-царевича! Тьфу ты! От Ивана-царевича! Встретилась я с ним на болоте. Тьфу ты, в полете! Когда, стало быть, к вам сюда спешила. Говорят, тут есть ребятишки — объедение. Тьфу ты, заглядение! И у меня для вас подарок — представление. Вот, глядите, какая я красавица-раскрасавица! Щечки румяные, глазки окаянные ... Тьфу ты, совсем запуталась! Глазки...
Ведущий.
Постой-постой, что-то тут не так. Эй, Василиса Прекрасная! А есть ли у тебя документ, подтверждающий твою личность?
Баба Яга.
Документ? Есть! Во, глядите, мой «пачпорт». (Показывает.) Подпись есть!
Ведущий.
Ну-ка, ну-ка, что тут за подпись? (Берет «паспорт», читает).
«Назначается Василисой Прекрасной. Подпись: Кощей Бессмертный». Э-э, голубушка, да ты, оказывается, самозванка. Уходи-ка подобру-поздорову, не хотим знать тебя, и Василисой Прекрасной признать не можем.
Баба Яга.
Как же так? Я сто лет готовилась, недоедала, недосыпала! Можно, я побуду немного с вами? Ну хоть чуть-чуть, а?
Ведущий спрашивает мнение детей. Те, конечно, соглашаются, чтобы Баба Яга осталась.
Ведущий.
Ну, раз ты, Василиса Прекрасная, сто лет готовилась к встрече с нами, тогда не сиди сложа руки, а помогай мне проводить викторину «Фу-фу, сила нечистая!»
Баба Яга.
Завсегда готова. Я так понимаю, что викторина-то про моих закадычных друзей. Тьфу ты, про закадычных недругов!
Ведущий.
Точно. Про твоих закадычных друзей. Внимание, вопросы!
1.
Из какой сказки этот отрывок?
«Смотрит девица: на одном блюде все золото, на другом серебро кусками, на третьем камни самоцветные рассыпаны. А жених ее — уж не красавиц-королевич: у него рога выросли, весь он шерстью оброс, ноги конские, на руках когти железные.... Поняла она тут, что к самому нечистому в ад попала, и взмолилась». («Золотой хлеб».)
Баба Яга.
Ну и страшилище: и когти-то железные, и ноги-то конские, и в шерсти-то весь. Да кто же этот раскрасавец будет-то? (Черт.)
2.
Кем был тот встречный, кому отдал бедный старик своего сына в ученики в сказке «Хитрая наука»? (Злой колдун.)
Баба Яга.
И зачем только люди отдают своих детей в ученики колдунам? Отдавали бы лучше мне, Василисе Прекрасной, уж я бы научила уму-разуму: и как Ивана в печи изжарить, тьфу ты, попарить, и как...
Ведущий.
Василиса Прекрасная, дети ждут следующий вопрос викторины.
Баба Яга.
Молчу, молчу.
3.
Что находилось в той миске, которую черт запретил открывать мужику с бабой в сказке «Искушение»? (Мышь.)
4.
Как сложилась дальнейшая жизнь у мужика с бабой после того, как баба нарушила запрет черта и открыла миску? (Каждый день ссоры, драки.)
Баба Яга.
Вот до чего любопытство-то доводит! Черту ведь только этого и надо было. Глядите, люди добрые, какая хитрая эта сила нечистая, как она умеет людей смущать. Срамота прямо!
Ведущий.
Тут я с тобой соглашусь: умеет нечистая сила людей на зло наводить.
5.
Почему люди перестали покупать изделия у горшечника в сказке «Черт и горшечник»? (Черти изготовили за горшечника горшки красивые, а нальешь воды — и развалятся.)
Баба Яга.
Вот обманщики! А я ведь тоже попалась на их удочку. Перекосило окно в моей избушке на курьих ножках.... Тьфу ты! В тереме! Позвала я их ремонт, значит, произвесть... Они изладили все красиво-красиво. Уж и благодарила я их, уж и благодарила... Ушли они, значит, я присела к окну-то, облокотилась — да как брякнусь! Вся их работа в щепки разлетелась! Уж и ругала я их, уж и ругала! Попадитесь только мне, уж я вам всыплю по первое число! (Обращается к ведущему.) А можно мне у ребят спросить кой-чего?
Ведущий.
Спрашивай. (Баба Яга задает следующие вопросы.)
6.
Как называется сказка о сметливом батраке и глупом чертенке в красной курточке и красной шапочке? («Шабарша».)
7.
Что хитростью выманил Шабарша у чертей? (Полную яму золота.)
Баба Яга.
Вот видите, и чертей перехитрить можно, если с умом в дружбе жить. (Обращается к ведущему.) Правильно я говорю?
Ведущий.
Правильно. Ты позволишь мне, Василисушка, вести викторину дальше?
Баба Яга.
Дак я хотела еще кой-чего спросить, загадки ребятам загадать.
Ведущий.
Давай загадаем их позже, хорошо?
Баба Яга.
Да ладно уж, задавай дальше свои вопросы.
8.
Как выглядело Лихо одноглазое? (Огромная баба, страшная, об одном глазе.)
9.
Каким образом кузнец выбрался из избы Лиха одноглазого? (Вывернул свой тулуп шерстью вверх, надел его и пошел на четвереньках, как баран.)
10.
Назовите те неосторожные слова, произнеся которые поп лишился своей дочери и драгоценной посуды в сказке «Неосторожное слово»? («Черт возьми!», «Чтоб тебя черти побрали!»)
Баба Яга.
Думать надо, прежде чем языком болтать, что ни попадя!
Ведущий.
Опять ты права, Василиса!
Баба Яга.
Я ведь не только Прекрасная, но и Премудрая, во!
Ведущий задает вопросы викторины.
11.
Кого вызволил охотник из избушки Лешего в сказке «Леший»? (Красну девицу.)
12.
Чем закончилась для Лешего встреча с охотником? (Он был убит.)
Баба Яга.
Так ему и надо, лешаку старому. Говорила ведь ему: на кой тебе эта девка? Придет за ней какой-нибудь Иван, и тебе несдобровать. Так и вышло. Пусть это будет наукой для всех леших: неча над людьми хозяйничать!
Ведущий.
Продолжим нашу викторину.
13.
Какие слова были написаны хитрым мужиком на воротах для черта, давшего ему взаймы тысячу в сказке «Черт — заимодавец»? («Вчера приди».)
14.
С какой нечистой силой боролся Иван — купеческий сын в сказке «Чудесная рубашка»? (Со Змеем Горынычем.)
Баба Яга.
Опять Горынька на рожон полез. Сколько раз говорила ему, что связываться с Иваном — себе дороже. Но ему говорить что в решете воду носить. А борьба-то в чью пользу закончилась? (Иван убил Змея.)
15.
Как была наказана ведьма задела свои неправедные в сказке «Белая уточка»? («Ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга, где рука — там грабли , где голова — там куст да колода».)
16.
Как казак помог определить людям, кто в их селе является ведьмой в сказке «Казак и ведьма»? (Отсек ведьме руку по самое плечо, когда она пришла ночью в дом, где казак остановился на ночлег.)
17.
Из какой сказки этот вопрос: «Отчего тебя, Кощеюшка, бессмертным зовут?» («Кощей Бессмертный».)
18.
Вспомните, какая сказка заканчивается словами:
«Вдруг налетела ведьмина голова и впилась коню в спину зубами. ... Обратился царевич ясным месяцем и взлетел ко дворцу Зари-Заряницы, Солнцевой сестрицы, — до того времени на земле месяца не было. ... Стой поры стал он месяцем, собаки — его охраной, а ведьма — лютым врагом месяцу. В год раза два засыпают верные собаки, и ведьма на месяц накидывается. Темнеет месяц. Начнут на земле люди кричать — проснутся верные псы и оттащат от хозяина ведьмину голову. Опять месяц светлеет. Ученые люди это месячным затмением зовут». («Ведьма-сестра».)
Ведущий.
А ты что приуныла, Василиса?
Баба Яга.
Да вот жду, когда мой черед настанет загадки про нечисть загадывать.
Ведущий.
Можешь загадывать. У меня нет больше к ребятам вопросов.
Баба Яга.
Тады слушайте.
Железные зубы, из кости нога,
И дети все знают, что это... (Яга.)
Века он проживает,
И страха он не знает,
С богатырем дерется,
«Бессмертным» он зовется,
Никого он не боится,
Смерть его в яйце таится. (Кощей Бессмертный.)
Выше леса стоячего,
Выше облака ходячего
Летит не птица и не зверь —
Многоголовый страшный змей.
Во все стороны глядит,
Из ноздрей-то дым валит.
Всех врагов он примечает,
Изо ртов огонь пускает. (Змей Горыныч.)
Он хозяин рек, болот
И всегда в воде живет.
Весь, как рыба, в чешуе,
Ездит на большом соме. (Водяной.)
Баба Яга.
Ох, спасибо, Мои золотенькие! Обрадовали вы старушку, тьфу ты, Василисушку! А я вам за это — подарочки: шоколадки, мармеладки, конфетки-вкуснетки. (Угощает детей.) А мне пора к Ивану-царевичу возвращаться, заждался меня, небось, касатик. Прощевайте! (Уходит.)
Ведущий подводит итоги викторины, поощряет наиболее отличившихся.