Бажовская игра. Интеллектуальная игра по сказам П. П. Бажова
Предварительно учитель рекомендует детям прочесть сказы П. Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка», а также знакомит детей с биографией сказочника.
В игре принимают участие 6 игроков либо 6 команд по 3 человека. Отвечает тот, кто первым поднимет руку. В игре четыре тура.
В первом туре необходимо выбрать правильный ответ из четырех предложенных вариантов и получить в свой актив 4 балла, во втором туре — из трех предложенных вариантов и три балла, в третьем — из двух вариантов и два балла, и в четвертом туре ответить нужно без вариантов и получить 5 баллов.
Победитель игры определяется по сумме баллов всех четырех туров.
После подведения итогов игры детям желательно показать мультфильм по сказу П. Бажова или прочесть сказ.
I тур «Малахитовая шкатулка»
1. Что подарила Степану Хозяйка Медной горы?
а) алмазный перстень;
б) драгоценное оружие;
в) малахитовую шкатулку; +
г) волшебную палочку.
2. Что находилось в малахитовой шкатулке?
а) деньги;
б) женские украшения с драгоценными камнями; +
в) золото;
г) уральские самоцветы.
3. Что сказал Настасье о ценности малахитовой шкатулки знающий человек?
а) что грош ей цена;
б) что стоит она двести рублей;
в) что больших тысяч она стоит; +
г) что ни у кого нет столько денег, чтобы купить эту шкатулку.
4. О чем просила Настасью дочь Танюша, когда была маленькой?
а) продать шкатулку;
б) подарить шкатулку царице;
в) никому не продавать шкатулку; +
г) спрятать шкатулку от посторонних глаз.
5. Какому рукоделию обучила Танюшу женщина-странница?
а) резьбе по малахиту;
б) вязанию;
в) вышивке бисером по шелку; +
г) плетению из лозы.
6. «...Стоит красавица, про каких только в сказках сказывают. Волосы, как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом». Где Танюша увидела эту красавицу?
а) во сне;
б) в голбце, как в зеркале; +
в) во дворце;
г) на картинке.
7. Какой волшебный предмет подарила Танюше женщина-странница?
а) клубок;
б) пуговку; +
в) пяльцы;
г) иголку.
8. Почему Настасья все же продала малахитовую шкатулку?
а) сгорел дом, а новый отстроить не на что было; +
б) нужно было отдать долги;
в) понадобились деньги старшим сыновьям;
г) из-за этой шкатулки были одни неприятности.
9. Почему все мастера, к которым обращалась барыня, купившая шкатулку, отказали ей в переделке драгоценностей, лишь только оглядывали шкатулку, а на камни даже не смотрели?
а) барыня давала мало денег;
б) им жалко было переделывать такую красоту;
в) боялись испортить украшения;
г) считали, что им не по плечу тягаться с мастером, изготовившим шкатулку и украшения, подразумевая под мастером Хозяйку Медной горы. +
10. При каком условии Танюша согласилась выйти замуж за молодого барина Турчанинова?
а) если он вернет ей отцовское подарение — малахитовую шкатулку;
б) если он сделает ее богаче царицы;
в) если он ей покажет царицу в палате, обделанной малахитом, добытым отцом Танюши; +
г) если он предложит ей жить в столице.
11. Почему царица в малахитовой палате упала в обморок?
а) ее ослепила красота Танюши;
б) ее поразили украшения Танюши;
в) ей стало плохо от большого скопления людей;
г) на ее глазах Танюша растаяла, прислонившись к стене малахитовой. +
12. Что Турчанинов видел каждый раз в пуговке, которую подобрал с полу после исчезновения Танюши?
а) малахитовую шкатулку;
б) Хозяйку Медной горы;
в) смеющуюся Танюшу, которая говорила ему обидные слова; +
г) подземные кладовые Хозяйки Медной горы.
13. Что после этого случая сказывали люди?
а) будто барин Турчанинов сошел с ума;
б) будто у царицы появилась такая же шкатулка;
в) Будто Хозяйка Медной горы двоиться стала: сразу двух девиц в малахитовых платьях видели; +
г) будто ничего этого не было.
II тур «Каменный цветок»
1. Какое прозвище было у Данилки?
а) Недокормыш; +
б) Оборвыш;
в) Доходяга.
2. Сколько лет было Данилке, когда он попал в ученики к малахитных дел мастеру Прокопьичу?
а) 10;
б) 8;
в) 12. +
3. Когда приказчик стал считать Данилу мастером и написал барину, что, мол, объявился у нас новый мастер по малахитному делу?
а) когда Данило сделал шкатулку;
б) когда Данило показал приказчику, чему его научил Прокопьич;
в) когда он выточил змейку из цельного камня. +
4. Какой заказ по чертежу сделал барин Даниле?
а) выточить чашу; +
б) выточить подсвечник;
в) изготовить украшение.
5. Почему Данило стал невеселый, когда получил заказ от барина?
а) предстояла трудная и долгая работа;
б) боялся, что чаша не получится такой, как указано в чертеже;
в) задумал изготовить еще и другую чашу, да так, чтобы «понять красоту и силу» камня. +
6. Как звали невесту Данилы?
а) Анна;
б) Катя; +
в) Дарья.
7. От кого Данило узнал про каменный цветок?
а) от Прокопьича;
б) от Кати;
в) от старика-мастера, который еще Прокопьича учил. +
8. О чем попросил Данило Хозяйку Медной горы, когда она очутилась перед ним на Змеиной горке?
а) чтобы научила понимать «силу» камня;
б) чтобы показала каменный цветок; +
в) чтобы дала ему нужный камень для изготовления чаши.
9. О чем предупредила Данилу Хозяйка Медной горы?
а) что он забудет о людях, когда увидит каменный цветок;
б) что он рано или поздно вернется к ней; +
в) что на земле он забудет о том, что видел каменный цветок.
10. К чему понуждали Катю родственники после исчезновения Данилы?
а) чтобы она вышла замуж за другого человека; +
б) чтобы она искала Данилу;
в) чтобы уехала в город.
11. Чем занялась Катя после смерти Прокопьича?
а) шитьем и вязанием;
б) малахитным ремеслом; +
в) стала прислугой в богатом доме.
12. Что потребовала Катя у Хозяйки Медной горы, когда оказалась в ее владениях?
а) показать каменный цветок;
б) вернуть Данилу; +
в) наделить ее богатством.
13. Как, по просьбе Хозяйки Медной горы, Данило объяснил людям свое исчезновение?
а) был горным мастером у Хозяйки Медной горы;
б) ходил смотреть на каменный цветок;
в) ходил на выучку к дальнему мастеру. +
III тур «Серебряное копытце»
1. Как звали девочку-сиротку, которую старик Кокованя взял на воспитание?
а) Даренка; +
б) Аленка.
2. О ком Кокованя рассказал сказку Даренке?
а) о кошечке, которая умела говорить;
б) о козлике с серебряным копытцем. +
3. О чем стала просить Кокованю Даренка?
а) поймать козлика;
б) взять ее с собой в лес, чтобы посмотреть на козлика. +
4. В какое время года отправились Кокованя и Даренка в лес на охоту?
а) осенью;
б) зимой. +
5. Кто побежал следом за ними?
а) собачка Шарик;
б) кошка Муренка. +
6. Кого увидела в окно балагана Даренка, когда Кокованя ушел в завод за лошадью?
а) волка;
б) козлика. +
7. Какую песенку пела кошка Муренка?
а) «Пр-равильно говоришь. Пр-равильно»; +
б) «Непр-равильно говоришь. Непр-равильно».
8. Что хотелось увидеть Даренке, помимо самого козлика?
а) как он ножкой дорогие камни выбивает; +
б) как он сено ест.
9. Кто привел козлика к балагану, где находилась Даренка?
а) Кокованя;
б) кошка Муренка. +
10. Почему Кокованя не узнал своего балагана, когда вернулся с лошадью?
а) балаган был весь усыпан дорогими камнями; +
б) балаган был засыпан снегом.
11. О чем сожалела Даренка?
а) что не удалось погладить козлика;
б) что Муренка исчезла вместе с козликом. +
12. Что осталось на память о козлике Коковане и Даренке?
а) полшапки дорогих камней, которые Кокованя нагреб, когда вернулся; +
б) следы на снегу от серебряного копытца.
13. По тем покосным ложкам, где козлик скакал, люди стали находить потом зеленые камешки. Как они называются?
а) изумруды;
б) хризолиты. +
IV тур «П. П. Бажов и его сказы»
1. Назовите имя, отчество Бажова и годы его жизни. (Павел Петрович, 1879-1950 гг.)
2. Где родился и вырос П. П. Бажов? (На Урале, в г. Сысерти.)
3. Каким видом деятельности занимался Бажов, окончив духовное училище? (Стал учителем начальной школы в деревне Шайдурихе, затем учителем русского языка в Екатеринбурге, а потом в Камышлове.)
4. Сколько сказов создал Павел Петрович? (56.)
5. Когда появились в печати первые сказы Бажова: «Хозяйка Медной горы», «Дорогое имячко», «Приказчиковы подошвы», «Про Великого Полоза»? (В середине 30-х годов XX века.)
6. Под какими псевдонимами Бажов публиковал свои сказы? (Ероша Колдунков, Осинцев, Старозаводский, Деревенский; Чипоне, что означало «читатель поневоле».)
7. Какие, по мнению друзей, были два злейших врага у Павла Петровича? (Скромность и застенчивость.)
8. Как связаны между собой сказы Бажова «Коренная тайность», «Иванко Крылатко» и город Златоуст? (Крылатый конек на сабле стал гербом г. Златоуста.)
9. Где, в основном, брал Бажов сюжеты для сказов? (Из года в год летом ездил он по родным местам, добывал «устное речевое золото», про жизнь слушал и во все вникал.)
10. Илье, герою сказа «Синюшкин колодец», в наследство досталось «от отца — руки да плечи, от матери — зубы да речи, от деда Игната — кайла да лопата, от бабки Лукерьи — особый поминок». Что за поминок? (Решето перьев.)
11. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:
«...Змейку с той поры ребята никогда не вызывали. Поняли. что она сама наградой прикатит, если заслужишь, и оба удачливы в своих делах были. Видно, помнила их змейка и черный свой обруч от них золотым отделяла». («Голубая змейка».)
12. Кого так описал Бажов?
«Сама тоже на ноги вскочила, прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже, как яшерка, побежала по кам-ню-то. Вместо рук-ног — лапы у нее зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья». (Хозяйку Медной горы в сказе «Медной горы Хозяйка».)
13. Из какого сказа этот отрывок?
«Вдруг из самой серединки вынырнула девчонка махонька. Вроде кукленки, а живая. Волосенки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка веселыми глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. <...> Девчонка сперва по уголькам круги давала, потом, — видно, ей тесно стало, — пошире пошла. Старатели отодвигаются, дорогу дают, а девчонка как круг пройдет, так и подрастет маленько». («Огневушка-Поскакушка».)
14. Вспомните, какой сказ заканчивается словами:
«А зеркала в горе не стало: все осыпалось. Зато у Таютки зеркальце сохранилось. Большого счастья оно не принесло, а все-таки свою жизнь она не хуже других прожила. Зеркальце-то, сказывают, своей внучке передала. И сейчас будто оно хранится, только неизвестно — у кого». («Таюткино зеркальце».)
15. Почему писатель Евгений Пермяк считает, что сказы П. Бажова следует читать вдумчиво, не торопясь? («...Потому что торопливый читатель напоминает верхогляда грибника, который из богатого грибами леса нередко выходит с пустой корзинкой... а Бажов глубоко запахивал зерна своей мудрости».)
См. так же. Литературный кроссворд Уральские сказы П. П. Бажова