Сказки Михаила Пляцковского. Литературный турнир-викторина
Предварительная подготовка:
чтение с детьми сказок М. Пляцковского из сборника «Любимые страницы»; инсценирование любимых сказок (выбирают дети), инсценирование отрывка из сказки с заданием (выбирает учитель и предлагает детям), разучивание слов песни «Друзья всегда помогут».
Класс делится на две команды, либо соревнуются два класса. Команды придумывают себе название, выбирают капитана.
Турнир оценивает жюри.
Звучит фонограмма песни «Улыбка». Команды входят в класс и рассаживаются друг против друга. Капитаны представляют свои команды.
Ведущий.
«От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется», — эти хорошо знакомые всем строки написал замечательный поэт Михаил Спартакович Пляцковский. Его стихи, песни и сказки любят миллионы мальчишек и девчонок. И сегодня мы поговорим о сказках М. Пляцковского.
I тур «Сказка начинается, а как она называется?»
Текст для первой команды:
«— Давай меняться шеями! — предложил Поросенок Жирафу. — Я тебе свою отдам, а ты мне свою.
— А зачем тебе моя шея? — спросил Жираф.
— Пригодится, — ответил Поросенок. — С длинной шеей диктант на уроке списывать легче» («Длинная шея».)
Текст для второй команды:
«Корова Муренка решила записаться в хоровой кружок, ведь там все ее друзья пели: и Цыпленок, и Козленок, не говоря уж об Утенке. Но слуха у Муренки не оказалось: она так фальшиво мычала популярные мелодии, что дирижер хора Соловей чуть не плакал от огорчения, а скрипичные ключи падали в обморок с нотных линеек». («Солистка хора».)
II тур «Узнай героя сказки по его словам»
Текст для первой команды:
«Некогда мне ерундой заниматься ...я занимаюсь подготовкой цирковой программы. Представляешь, я скоро стану артистом!.. Одна просьба к тебе: о том, что тебе известно, не должен пронюхать никто!»
(Мышонок. «Большой мышиный секрет».)
Текст для второй команды:
«Эй, ты! Бегемот! Твой портрет — в журнале мод!
Эй, ты! Крокодил! Как ты в лужу угодил?
Эй, ты! Носорог! Не цепляйся за порог!»
(Попугай Эйты. «Эй, ты!»)
III тур «Узнай сказку»
Команды поочередно показывают друг другу сценки по сказкам. Необходимо узнать сказку и ответить на вопросы по этой сказке.
Первая команда — второй.
1-й участник.
Этот персонаж был очень злым. Кого ни увидит — сразу свои зубы скалит. И глаза тарашит. Это для того, чтобы все его боялись. Подзывает он как-то к себе знакомого.
2-й участник (3-му участнику).
У тебя много дрр-рузей?
3-й участник.
Мно-го! Вот считай: Цыпленок, Корова, Козленок, Поросе...
2-й участник (зло).
Хватит!!! Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого (наступает на третьего) большого, храброго и сильного, нет ни одного? Р-р-р!
3-й участник (пятясь).
Вот еще! Кто же согласится дружить с таким зл... и вре... пс...! (Убегает.) («Сердитый Дог Буль».)
- Между кем в сказке происходит диалог? (Между псом и утенком.)
- Что сказал утенок убегая? («Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом!»)
Вторая команда — первой.
1-й участник.
Жил-был один упрямец. Ему говорили: «Белое», а он говорил: «Черное». Ему говорили: «Какая сегодня чудесная погода!» А он говорил: «Скоро пойдет дождь!» Пришел как-то к упрямому друг.
2-й участник (3-му участнику).
Ты упрямый, а я еще упрямей!
3-й участник.
Нет, я — самый упрямый!
2-й участник.
Вот яблоко (кладет на стол). Давай решим так: кто кого заставит это яблоко съесть, тот и есть самый упрямый.
3-й участник.
Давай. Только я не хочу есть яблоко.
2-й участник.
А ты попробуй.
3-й участник.
Не буду пробовать.
2-й участник.
Ну хоть немножко откуси.
3-й участник.
Сам откусывай!
2-й участник.
Но оно невкусное.
3-й участник.
Еще какое вкусное!
2-й участник.
Если вкусное, тогда я его съем!
3-й участник.
Нет, я съем!
2-й участник.
Нет, я!
3-й участник.
Нет, я! (Хватает яблоко и начинает есть.) («Упрямый, упрямый, упрямый Ослик».)
- Между кем в сказке идет диалог? (Между Осликом и Поросенком.)
- Как повлиял проигрыш в споре на характер Ослика? (Он перестал с этого дня упрямиться.)
IV тур «Кто первый?»
Ведущий называет вопросы и дает три варианта ответа. Команда, первой давшая правильный ответ, получает очко.
1. Какую из этих сказок написал не М. Пляцковский?
а) «Кролик, которого никто не боялся»;
б) «Козленок в почтовом конверте»;
в) «Лиса и заяц». +
2. Как звали двух страусят в сказке «Счастливый день»?
а) Фу и Фи; +
б) До и Ре;
в) Как и Квак.
3. Кто решил проучить страусят за непослушание?
а) страусиная мама; +
б) страусиный папа;
в) страусиная учительница.
4. Кто, в конце концов, нашел применение старой калоше в сказке «Калоша»?
а) крот;
б) мышка;
в) белка. +
5. Из какой это сказки: «Кря-кря-ул! Мою тень укря-кря-ли!»?
а) «Как козленок нашел свою тень»;
б) «Как утенок свою тень потерял»; +
в) «Как цыпленок украл тень утенка».
6. Кем был Тютелька в одноименной сказке?
а) слоненком; +
б) медвежонком;
в)зайчонком.
7. Почему воробью Чику стало стыдно перед своим другом воробьем Чириком в сказке «Урок дружбы»?
а) склевал целый ящик зерна и не поделился с другом; +
б) обозвал друга нехорошим словом;
в) отобрал у друга любимую игрушку.
8. О чем поспорили утенок и лягушонок в сказке «Кто скорей»?
а) кто скорее добежит до лужи;
б) кто скорее лужу перескочит; +
в) кто скорее съест тарелку каши.
9. Что мог цыпленок в сказке «Добрая лошадь»?
а) слышать каждый шорох;
б) видеть ночью;
в) разгонять хвастунов. +
10. О ком преимущественно сказки М. Пляцковского?
а) о людях;
б) о животных; +
в) о насекомых.
V тур «Любимые сказки»
Команды по очереди представляют инсценировки по любимым сказкам М. Пляцковского.
VI тур «Закончи название сказки»
Ведущий называет начало названия сказки. Команды поочередно заканчивают. Если ответа у команды нет — отвечает другая команда, получая при правильном ответе дополнительное очко.
1. «Аист и ...» (его ученики.)
2. «Ёжик, которого можно ...» (было погладить.)
3. «Как ослик учился ...» (уважать старших.)
4. «Лукошко...» (песенок.)
5. «Как звери в пятнашки играли и ...» (что из этого получилось.)
6. «Баран и ...» (солнышко.)
7. «Как попался кот...» (на удочку.)
8. «Дырочка от ...» (бублика.)
9. «Какая бывает ...» (зима.)
10. «Глубока ли ... (речка.)
Ведущий.
Вот и подошел к концу наш разговор о радостном, светлом мире сказок М. Пляцковского, в котором ценится настоящая дружба, доброта. А пока жюри готовится подвести итоги турнира, мы споем на прощание песню на стихи М. Пляцковского «Друзья всегда помогут», музыка Б. Савельева.
В любое время ночи,
В любое время дня
Друзья ко мне примчатся,
Чтоб выручить меня.
Лишь крикну я: «На помощь!» —
И, вдоль дорог пыля,
Прискачут мушкетеры,
Прискачут мушкетеры,
Забыв про короля...
Про короля!
И что бы ни случилось,
Я знаю наперед:
Из моря «Наутилус»
Немедленно всплывет.
В какую ни пришлось бы
Мне вдруг попасть беду,
Я с капитаном Немо,
Я с капитаном Немо
Нигде не пропаду!
Не пропаду!
Дружу я с дядей Степой,
Беру с него пример.
Мои друзья — Том Сойер,
Тимур и Гулливер.
Друзья всегда помогут,
Спеша со всех сторон...
Без них бы я, наверно,
Без них бы я, наверно,
Грустил, как Робинзон...
Как Робинзон!
Подведение итогов. Награждение победителей.