Крестословица
Из тонкой фанеры или толстого картона вырежьте 130 фишек размером 2 x 2 см, если вы надумаете делать также и доску для игры, и 0,9 х 0,9, если вы будете использовать как игровое приводимое здесь поле. На 128 фишках напишите тушью или выжгите с помощью выжигательного прибора буквы алфавита. Количество фишек с той или иной буквой и стоимость указаны в таблице. (См. рисунок)
Две фишки должны остаться пустыми. Не забудьте также сделать несколько запасных фишек на тот случай, если какая-либо фишка потеряется.
Доска для игры — поле 15x15 клеток. Каждая клетка должна быть чуть больше фишки, например, 2,2 х 2,2 см. Часть клеток (см. рис.) — особые. Их надо отметить.
Цена любой фишки, попавшей на голубую клетку, удваивается, на синюю - утраивается. Если какая-либо фишка будет поставлена на розовую клеточку, то при подсчете количества очков тому игроку, который составил слово, проходящее через эту клетку, назначается вдвое больше очков.
Красная клетка утраивает цену слова.
В крестословицу можно играть вдвоем, втроем, вчетвером, впятером, двое на двое, трое на трое и т. д.
Фишки кладут на стол буквами вниз, мешают, и каждый игрок берет себе для начала по 7 фишек.
Первое слово должно пройти через центральную клетку. «Написать» его можно как по горизонтали, так и по вертикали.
Новые слова должны включать в себя букву (буквы) уже написанного слова. Выкладывать новое слово на пустом месте нельзя, слова должны «цепляться» друг за друга. Отсюда, между прочим, пошло английское название игры — «скребл», что можно перевести как «карабкаться», «цепляться».
Слова читаются, как в кроссворде: слева направо или сверху вниз. Выложив слово, игрок берет из общей кучи столько фишек, сколько он выставил: к следующему ходу у него должно быть снова 7 фишек.
Пишут слова по очереди.
Какие слова можно писать? Те же, что встречаются в кроссвордах.
Имена существительные в именительном падеже единственного числа (если слово не имеет единственного числа, то его надо тоже считать, например: штаны, ножницы). Географические названия, названия пьес, кинофильмов, опер и т. п. (правда, состоящие лишь из одного слова). Фамилии знаменитых людей (ученых, композиторов, космонавтов и т. д.), героев произведений литературы и искусства.
Имена и клички не принимаются (если они, конечно, не означают названий городов, рек, произведений, например «Каштанка»).
Слова с уменьшительными суффиксами не пишут.
Это — общее правило. Однако не возбраняется накладывать (по обоюдному согласию играющих) и дополнительные ограничения.
Например, писать слова, имеющие отношение только к химии, если игроки специалисты-химики; любители и знатоки искусства могут условиться составлять слова, относящиеся к искусству.
Как быть, если написанное слово можно продолжить?
Например, кто-то написал слово ПОЛ и получил за него положенные 5 очков. Вы, добавив слог КА и получив слово ПОЛКА, запишите себе 8 очков. Третий игрок, если он захочет добавить одну букву Н, получит отказ, так как ПОЛКАН — кличка, но, добавив слева буквы ПРО, он тем самым напишет ПРОПОЛКА и получит за сообразительность 13 очков. А если к тому же дописанная буква попадает на клеточку «удвоение» или «утроение», то можно сразу вырваться вперед. Вот почему, прежде чем начинать новое слово, стоит подумать: а нельзя ли продолжить уже написанное? А выставляя новое слово, постарайтесь, чтобы следующий за вами игрок не мог воспользоваться вашим трудом, то есть придумывайте по возможности такие слова, которые нельзя было бы продолжать.
Очки за «удвоение» и «утроение» и буквы и слова получает не только первооткрыватель поля, которое дает право на это, но и тот, кто сумел
продолжить слово, и тот, кому удалось составить слово, проходящее через « с ч а с т л и в о е » поле в направлении, перпендикулярном
к слову первооткрывателя поля.
За один ход вы можете использовать любое количество фишек из имеющихся у вас на руках. За один ход можно составить одно, два, а если сумеете, то и больше слов.
Если вы не смогли придумать ни одного слова, вы пропускаете ход, не выставляя фишек, и сказав: «меняю», можете поменять любое количество фишек (один раз за один ход).
В игре участвуют две пустышки. Это очень ценные фишки. Ими можно заменять любые буквы.
Например, у вас есть фишки Е, Т, Р и пустышка, но нет фишки Ф. Выставляйте Е, Т, Р и пристраивайте слева пустышку.
Сказав, что она заменяет букву Ф, вы получите 15 очков (можно было считать пустышку буквой М, но это менее выгодно, так как М дает лишь 2 очка). У того, кто ходит вслед за вами, получилось бы дорогое слово ЩУКА, если бы у него была фишка Щ. Вместо Щ у него оказалось ненужное Ф — ФУКА не слово, но он может получить Щ. Он меняет свою фишку Ф на пустышку, заменяющую на поле эту букву в слове ФЕТР, считая
пустышку буквой Щ в слове ЩУКА, и получает за него 16 очков. Пустышка снова оказывается на доске. Брать с доски пустышку впрок нельзя: ее надо сразу же использовать.
Играют до тех пор, пока кто-нибудь не наберет условленное количество очков, например 200 (игрокам, имеющим право очередного хода, дается возможность выставить свои фишки, и кто-то из них может набрать при этом даже больше очков, чем игрок, первым набравший условленное количество очков).
Играют и до полного исчерпания «кассы», когда уже никто ни одного слова составить не может. (При подсчете очков из заработанной суммы вычитается сумма очков фишек, оставшихся на руках игрока.)