Где что растет. Игра для улицы
Дидактические задачи:
учить детей понимать происходящие в природе процессы; дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова.
Вначале воспитатель рассказывает о значении растений. Деревья и все другие растения — это удивительные творения природы. Только они способны сохранять солнечное тепло, а потом отдавать его. Каменный уголь — это не что иное, как стволы, камни, ветки вымерших и неразложившихся деревьев. Залежи каменного угля хранят тепло, которое древние растения получили от солнца много миллионов лет назад, а теперь отдают это тепло, когда люди используют уголь для отопления помещений, при выплавке чугуна и стали, для нагревания паровых котлов.
Торф — это неразложившиеся ветки, стебли, листья торфяного мха — сфагнума — и других болотных растений.
Растения уникальны не только тем, что накапливают и хранят солнечное тепло. Они питаются совсем не так, как животные. Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ воздуха и преобразуют его в крахмал и сахар. При этом нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света они не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, что делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений, потому что и растения, и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют для дыхания.
Солнечное тепло поступает в корни, ветки, стволы, листья, цветы, плоды, семена, которые служат кормом для самых разных животных. Так солнечное тепло распределяется между всеми живыми организмами на земле. Но и этим не исчерпывается роль растений в природе. Растения защищают почвы, на которых растут, от разрушения ветрами и водой. Они сберегают полноводность рек и препятствуют наводнениям; влияют на климат, делая его более благоприятным; очищают воздух от пыли и вредных промышленных газов; создают красоту вокруг.
После беседы, чтобы закрепить сказанное, можно поиграть в веселую игру.
Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас.
Если растут — дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбрать любое), если нет — дети молчат.
— Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.
Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:
— Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча.
В конце игры подводят итог, кто больше всего знает деревьев.