Береги природу. Игра для улицы
Дидактические задачи:
закрепить у детей знания о правильном отношении к природе; учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих; добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения на природе и строго следовал им.
Воспитатель делит играющих на две команды и предлагает участникам, поочередно то из одной, то из другой команды, оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что нет. Товарищи по команде дополняют и исправляют его ответы, если в этом есть необходимость. Команда сопершша внимательно следит за ответами. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы получить добавочное очко.
1. Ребята поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес за лапником.
Примерный ответ:
Те, кто собираются в поход с ночлегом, должны иметь с собой надувной матрац, спальный мешок и все необходимое, чтобы не причинять урон лесу.
2. Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костер, — предложили девочки. — Зачем здесь? Идемте вон под то дерево, там уютнее, — возразили ребята. Все пошли туда, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Примерный ответ:
Костер без крайней необходимости не разводят. Но, если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, то готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить ее назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костер всегда тщательно тушат.
3. Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, где лежало пять маленьких шоколадного цвета яиц (соловей). Она осторожно взяла одно, положила себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
Примерный ответ:
К чему приводит неправильное поведение у птичьих гнезд, хорошо сказано в эссе Н. Сладкова «Мы только посмотрим»:
— Мы только посмотрим, как птичка вьет гнездо!
Посмотрели, птичка перепугалась, бросила начатое гнездо.
— Мы только взглянем, как эта птичка на гнезде сидит. Взглянули, напугали, птичка высиживать перестала.
— Мы только поглядим, какого цвета в гнезде яйца.
Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и, когда все ушли, яйца проглотила.
— Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков.
Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока.
— Мы только подержим лесного цыпленочка и отпустим.
Подержали, погладили, а тетерка других цыплят уже далеко увела. Потерялся тетеревенок.
Столько в округе птичьих гнезд было — ни одного не осталось.
Столько насмотрелись, что и смотреть больше не на что.
4. Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой.
5. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл ее шапкой. «Теперь моя будешь», — довольно сказал он.
Примерный ответ:
Диких животных, их детенышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к жизни на свободе.
6. Мальчик вынул из кармана спичечный коробок, приоткрыл его и, осторожно придерживая тельце прелестной бабочки, показал ребятам свой трофей.
Примерный ответ:
Ловить бабочек — значит их уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из темницы, в которой оказалась, и очень скоро ее великолепные крылышки обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить ее. Ловить красивых насекомых нельзя.
7. Ребята гуляли со щенком по лесу и вдруг заметили, что его нет рядом. Они звали его, кричали, но он так и не нашелся.
Примерный ответ:
Щенка нужно было найти обязательно, иначе он может стать бродячей собакой. В лесу такие животные уничтожают все подряд, очень обедняя природу. Весной и в начале лета, когда у многих зверей появляются малыши, а птицы высиживают яйца и кормят птенцов, собак в лес и парки не берут вообще, так как они там могут пугать птиц и зверюшек.
8. Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу стало. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче».
Примерный ответ:
На лоне природы слушают тишину и звуки природы.
9. Мальчики пробирались сквозь заросли водных растений сначала по илистому дну, а потом вплавь, чтобы сорвать и отдать девочкам белоснежные кувшинки, которые те называли «водяной лилией».
Примерный ответ:
Рвать цветы в природе не следует, тем более, если они красивые и придают местности особую живописность. Кувшинки стали очень редки, поэтому рвать их недопустимо даже ради очень светлых намерений. Эги цветы занесены в Красную книгу. Вне воды они теряют свою привлекательность, их венчик быстро поникнет.
10. Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который появился после их отдыха.
Примерный ответ:
Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора — значить усиливать на природу свое вредное воздействие.
11. Вадим ходил по полянке с пустой жестяной банкой в поисках чего-либо подходящего, чтобы завернуть ее и положить в рюкзак.
— Чего ты носишься с этой банкой? Брось ее в воду и дело с концом, — сказал кто-то.
Примерный ответ:
Бросать что-либо в водоемы недопустимо. Пруды, реки, озера — это места обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно все это безобразие. От чистоты водоемов зависят возможности полноценного отдыха и рыбного промысла. Как часто по вине бестолковых людей другие должны обращаться к врачу с ранами на ногах!
12. На земле валялись бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Ребята собрали все это и сожгли на костре.
Примерный ответ:
Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при их сжигании. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Все это нужно было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник.
13. После ужина осталась каша, все наелись и никто не хотел больше. «Брось ее в костер», — предложил кто-то.
Примерный ответ:
Пищу никогда не сжигают и не делают ее непригодной для еды. Если рядом есть водоем — подкормите рыбу тем, что осталось. То, что вы оставили, кто-то съест.
14. Все уже были готовы идти, как вдруг кто-то из ребят увидел на темном стволе липы свежие надрезы.
Примерный ответ:
Ни в коем случае нельзя наносить деревьям травму.