Рисование, аппликация, лепка помогут не только развить творческие способности вашего малыша, но и закрепить его знания о форме, цвете и фактуре как характерных признаках предметов. На этих играх-занятиях решаются и дидактические, и воспитательные задачи. Так, на занятиях по аппликации малыш научится и сравнивать, и раскладывать по величине, и подбирать соответствующее по размеру, по цвету и форме. Кроме того, такие игры способствуют развитию эстетического вкуса, творческих способностей детей, учат их последовательности действий, воспитывают аккуратность. И, конечно, в ходе творческих игр развивается мелкая моторика рук, улучшается координация движений. Особенно полезны для развития малыша занятия рисованием и лепкой. Мы предлагаем начинать обучение рисованию карандашами и красками с 1 года. Можно показать малышу, что карандаш оставляет след, он схватит маркер или толстый карандаш в кулачок острием вниз и будет с удовольствием чертить на бумаге линии, сидя у вас на коленях. Если при этом вы создадите положительный эмоциональный настрой, комфортные условия, малыш в дальнейшем будет «рисовать» регулярно.
Конечно, на втором году жизни малыш будет рисовать только «каракули». Детские психологи называют этот период доизобразительной стадией рисования. В это время малыш учится правильно держать карандаш, устанавливать зрительный контроль за своими действиями. Так ребенок познает зрительно то, что делает его рука, учится учитывать границы листа. Только к двум с половиной — трем годам малыш начнет интерпретировать свои «каляки-маляки». Однако уже на втором году жизни ребенка вы можете ненавязчиво придавать смысл тому, что он создает. Ваша задача — научить его правильно держать карандаш и проводить линии в нужном направлении.
То же самое можно сказать о рисовании красками. К концу второго года жизни ребенок под вашим руководством в состоянии наносить мазки на бумагу губкой, смоченной в специальной краске, пальцами или кисточкой. Он видит, что кисть, губка или палец оставляют след на бумаге. Малыш рисует, а вы в это время комментируйте: «Это мишка топает (дождик капает, рыбки плавают)». Для рисования красками желательно давать ребенку большие листы бумаги, бумагу разных цветов, разной фактуры.
Аппликацией можно начать заниматься, когда ребенку исполнится годик. Первое время при проведении занятия сами намазывайте весь лист бумаги клеем, а малышу предлагайте лишь отрывать кусочки цветной бумаги и приклеивать их на лист (можно дать фольгу, кусочки ткани, вату). С полутора лет начинайте делать вместе с малышом аппликации из деталей, которые вы приготовите заранее. На первых занятиях обучайте ребенка пользоваться кисточкой и приклеивать фигурки на основу. Учите его набирать на кисточку небольшое количество клея, размазывать по обратной стороне фигурки клей по всей поверхности, при необходимости убирать лишний клей салфеткой. Покажите малышу, как, приклеивая фигурку, прижимать ее к поверхности основы: не руками, а салфеткой! Будьте сами образцом аккуратности!
Очень полезны игры с соленым тестом или глиной. Дети любят лепить! Поначалу малышу не удастся слепить что-нибудь похожее на реальные предметы, да это и не нужно. Ваша задача — знакомить ребенка со свойствами этих материалов. Покажите ребенку, как можно мять тесто (глину), отрывать кусочки от колбаски, придавать форму, отщипывать двумя пальчиками и прилеплять эти кусочки на доску, хлопать по тесту, расплющивать его ладошкой, делать ямочки в тесте пальчиком и т. д.
Больше внимания уделяйте тем творческим занятиям, которые нравятся вашему малышу.
_____________________________________
Материал.
Цветные карандаши, маркеры, бумага для рисования, скотч, чтобы прикрепить лист бумаги.
Ход игры-занятия.
Лист бумаги закрепите на столе или специальной подставке так, чтобы ребенку не нужно было его придерживать. Покажите малышу, как можно рисовать дождь: делайте размашистые штрихи по всей странице. Проводите их быстро, с энтузиазмом, чтобы ребенку захотелось вам подражать: «Это дождь идет».
______________________________________
Материал.
Бумага, прикрепленная к столу, цветные карандаши, маркеры, игрушки-зверята.
Ход игры-занятия.
Проведите цветным карандашом несколько вертикальных линий сверху вниз: «Посмотри, это забор».
Поднимите лист бумаги и спрячьте за него игрушки. Спросите ребенка: «Давай посмотрим, кто там спрятался?» Пусть ребенок найдет за забором свои игрушки. После этого предложите малышу нарисовать свой заборчик и точно так же спрячьте за ним другие игрушки. Поиграйте с ними.
На следующем занятии можно выбрать игрушки большего размера и предложить ребенку нарисовать забор побольше. Помогайте малышу, если он затрудняется. Хвалите его и поддерживайте желание рисовать, восхищаясь его умением, пока он проводит линии. Не настаивайте, если малыш потерял интерес. Если он захочет порисовать что-то свое, дайте ему другую бумагу.
____________________________________________
Материал.
Бумага, цветные карандаши, маркеры, игрушки.
Ход игры-занятия.
Горизонтальные линии удобнее всего проводить, положив лист бумаги на пол. Проведите первую линию сами и предложите малышу продолжить. Направляйте его руку, постепенно ограничивая свою помощь.
Если ребенок затрудняется, возьмите его указательный палец в свою руку и проведите его пальцем по нарисованной вами линии несколько раз. Линию надо проводить слева направо. Похвалите ребенка: «Молодец, хорошую дорожку нарисовал». Возьмите в руки игрушку и поводите ее по дорожке, например, так: «Мишка-топтыжка по дорожке идет, песенку поет. Сначала идет сюда, а потом туда». Дайте ребенку в руки другую игрушку, например машинку, и предложите покататься по нарисованным дорожкам.
На следующем занятии нарисуйте диагональную дорожку, например для самолетика.
Придумывайте новые сюжеты и рисуйте вертикальные, горизонтальные линии.
Занятие не должно длиться более 10 минут. Если ребенку нравится рисовать, лучше вернуться к нему после прогулки и сна.
_________________________________________________
Материал.
2 листа белой или желтой бумаги (один — для вас, другой — для ребенка), желательно формата A3, гуашь зеленого цвета, 2 кисточки, баночка с водой.
Ход игры-занятия.
Скажите ребенку, что сегодня вы будете рисовать красками.
Положите по листку перед собой и ребенком. Возьмите кисточку, обмакните в краску и скажите: «Посмотри, как я буду рисовать листочки. Ветер их сорвал, и они летают в воздухе».
Разложите для малыша на полу большие листы бумаги, карандаши, фломастеры. Рисуйте вместе с ним дождь, ветер, макароны, ниточки, карандаши и т. д. Прикрепите бумагу на кухонную разделочную доску, а доску закрепите к спинке стула. «Мольберт» для малыша готов.
Наносите мазки по всему листу, слегка касаясь поверхности, при этом говорите, что листочки — зеленые. Предложите ребенку повторить за вами, сказав: «А теперь рисуй ты».
Если малышу сложно, придерживайте и направляйте его руку. Искренне восхищайтесь нарисованным.
Рисовать можно каждый день, если ваш малыш любит это занятие. Рисуйте «Огоньки ночью» (желтые мазки на темной бумаге), «Жуки в траве» (черные мазки на зеленой бумаге), «Следы на снегу» (синие мазки на белой бумаге), «Снег идет» (белые мазки на синей бумаге), «Одуванчики в траве» (белые мазки на зеленой бумаге).
___________________________________________
Материал. 2 кисточки, клейстер, клеенка, салфетки, кукла. Вырежьте из синей бумаги 2 варежки (вам и малышу) длиной 10 см. Из бумаги желтого цвета вырежьте 2 кружочка и 2 квадрата (такого размера, чтобы они свободно помещались на варежке).
Ход игры-занятия. Постелите на стол клеенку, положите салфетки, приготовьте клей-
стер и кисточки. Когда все будет готово, в гости придет кукла Маша, принесет в пакете варежки и попросит вас их украсить. Прежде чем приклеивать узоры (кружки и квадраты), разложите их на основе, полюбуйтесь ими. Скажите малышу: «Я буду украшать свою варежку, а ты — свою».
Клейстер необходимо приготовить самим. Разведите крахмал в небольшом количестве горячей воды, положите полученную массу в кукольную посуду, после занятия посуду помойте.
Приклейте сначала кружочек на свою варежку. Намажьте клеем второй кружочек, дайте его ребенку и, направляя его руку, помогите ему наклеить кружочек на варежку. Не забудьте похвалить малыша. Скажите: «Ай, как красиво!» Точно так же приклейте квадраты. Положите украшенные варежки перед куклой Машей.
__________________________________________
Материал.
2 красные шапочки, вырезанные из цветной бумаги, 4 треугольника зеленого цвета, 2 кружочка желтого цвета, 2 кисточки, клейстер, клеенка, салфетки, игрушка-мишка.
Ход игры-занятия.
Подготовьтесь к занятию, разложив на столе материалы и инструменты. Расскажите ребенку, что мишка (посадите его на стол) очень хочет иметь красивую шапочку, и предложите ребенку украсить шапочку зелеными треугольниками и желтыми кружочками.
Первый элемент узора — треугольник — наклейте на свою шапочку, намажьте клеем вторую такую же фигуру и, направляя руку ребенка, помогите ему ее наклеить. Затем наклейте кружок и помогите малышу сделать так же. Последний в узоре треугольник предложите приклеить ребенку самостоятельно.
После окончания работы порадуйтесь вместе с мишкой красивой шапочке. Поиграйте с ней. Еще раз скажите: «Это зеленый треугольник. Это желтый кружочек». Даже если малыш не сможет повторить за вами эти слова, он обязательно их запомнит.
Длительность занятия — не более 10 минут.
__________________________________________
Материал.
Соленое тесто для лепки, клеенка, разделочная доска небольшого размера, салфетки.
Рецепт теста: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 ст. ложек растительного масла, немного теплой воды.
Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить тесто. Для цвета в тесто можно добавить, например, гуашь или свекольный сок.
Ход игры-занятия.
Заранее приготовьте тесто и рабочее место, предложите малышу слепить пирожки для куклы. Сначала научите ребенка катать колбаску. Оторвите кусочек теста и покажите малышу, как его нужно катать между ладонями, чтобы получилась колбаска. Возьмите руки малыша в свои руки и помогите ему скатать колбаску. Потом прижмите рукой ребенка эту колбаску, слегка сплющив ее. Получился пирожок.
Тесто используется многократно, а хранить его можно в холодильнике, в полиэтиленовом пакете. Вылепленные фигурки можно и выпекать. Для этого положите их в холодную духовку и выпекайте на среднем огне в течение 15—20 минут. Остывшие фигурки можно также раскрашивать и использовать в играх с малышом.
В следующий раз вы можете лепить конфетки, карандаши, палочки. Научите ребенка катать колбаску на доске одной рукой, каждым из пальчиков. Можно вместе лепить колечки и нанизывать их на шнурок — получится связка баранок.