Народные игры и потешки в детской игре
Народные игры являются признанным средством развития детей. Но важно понимать, какую задачу поможет реализовать та или иная игра.
Предлагаемая классификация позволит более целенаправленно использовать различные игры в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками.
Игры, в которых удовлетворяется потребность ребенка в приятном физическом контакте со взрослым.
Возраст детей:
от рождения до выпуска из детского сада.
Цели игры:
установление индивидуального эмоционального контакта; снятие напряжения; доставление ребенку удовольствия.
Ритмическая стимуляция как средство восстановления эмоционального равновесия.
Примеры:
игры на коленях, игры с покачиванием, подбрасыванием, похлопыванием.
Взрослый качает (имитация езды на лошади) ребенка на коленях и приговаривает:
А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую, вари мяконькую,
Да молошненькую!
Тюшки, тютюшки, на горе пичужки,
Там Ванюшка был, пичужку поймал.
Чук, чук, чук, чук, наловил дед щук,
Бабка рыбку пекла, сковородка утекла.
А тари, тари, тари, куплю Маше янтари,
Останутся деньги, куплю Маше серьги,
Останутся пятаки, куплю Маше башмаки,
Останутся грошики, куплю Маше ложки,
Останутся полушки, куплю Маше подушки.
Скок-поскок, молодой дроздок
По водичку пошел, молодичку нашел.
Молодиченька, невеличенька,
Сама с вершок, голова с горшок.
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По гладенькой дорожке,
Рысью, шагом —
Бух в яму!
Едут, гонят
Семеро на конях.
Все на лошадках
В красных шапках.
По нырочкам —
Да в яму бух!
Игры с повторяющимся циклическим сюжетом
Возраст детей:
от 2 лет до выпуска из детского сада.
Цели игры:
формирование представления об упорядоченной последовательности.
Примеры:
«Бабушка, купим курочку...», «Жил я у пана...», «Станем мы, милая, добра наживать, поедем на ярмарку, станем торговать...», «Пошла коза по орехи».
Бабушка, бабушка, купим курочку...
Взрослый начинает, а дети повторяют и изображают действия животных.
Бабушка, бабушка, купим курочку,
Бабушка, бабушка, купим курочку,
А курочка по зернышку кудах-тах-тах (руками изображают, как курочка клюет).
Бабушка, бабушка, купим уточку,
Бабушка, бабушка, купим уточку,
А уточка носок, носок (рукой изображают волнообразное движение),
А курочка по зернышку кудах-тах-тах (руками изображают, как курочка клюет).
Бабушка, бабушка, купим индюшонка,
Бабушка, бабушка, купим индюшонка,
Индюшонок шалды-балды (руками, согнутыми в локтях, помахивают как крыльями),
А уточка носок, носок (рукой изображают волнообразное движение),
А курочка по зернышку кудах-тах-тах (руками изображают, как курочка клюет).
Бабушка, бабушка, купим кошечку,
Бабушка, бабушка, купим кошечку,
А кошечка мяу-мяу (руками изображают мягкое движение лапками),
Индюшонок шалды-балды (руками, согнутыми в локтях, помахивают как крыльями),
А уточка носок, носок (рукой изображают волнообразное движение),
А курочка по зернышку кудах-тах-тах (руками изображают, как курочка клюет).
Бабушка, бабушка, купим собачонку,
Бабушка, бабушка, купим собачонку,
Собачонка ав-ав-ав (кистями рук изображают, как собачка лает),
А кошечка мяу-мяу (руками изображают мягкое движение лапками),
Индюшонок шалды-балды (руками, согнутыми в локтях, помахивают как крыльями),
А уточка носок, носок (рукой изображают волнообразное движение),
А курочка по зернышку кудах-тах-тах (руками изображают, как курочка клюет).
Бабушка, бабушка, купим поросенка,
Бабушка, бабушка, купим поросенка,
Поросенок хрюки-хрюки (руками вокруг носа изображают пятачок),
Собачонка ав-ав-ав (кистями рук изображают, как собачка лает),
А кошечка мяу-мяу (руками изображают мягкое движение лапками),
Индюшонок шалды-балды (руками, согнутыми в локтях, помахивают как крыльями),
А уточка носок, носок (волнообразное движение),
А курочка по зернышку кудах-тах-тах (руками изображают, как курочка клюет).
Бабушка, бабушка, купим жеребенка,
Бабушка, бабушка, купим жеребенка,
Жеребенок цоки-цоки (кулачками изображают цоканье копыт),
Поросенок хрюки-хрюки (руками вокруг носа изображают пятачок),
Собачонка ав-ав-ав (кистями рук изображают, как собачка лает),
А кошечка мяу-мяу (руками изображают мягкое движение лапками),
Индюшонок шалды-балды (руками, согнутыми в локтях, помахивают как крыльями),
А уточка носок, носок (рукой изображают волнообразное движение),
А курочка по зернышку кудах-тах-тах (руками изображают, как курочка клюет).
Пальчиковые игры
Возраст детей:
от 2 лет до выпуска из детского сада.
Цели игры:
развитие мелкой моторики кистей рук.
Примеры:
«Пальчик-мальчик» с вариациями, «Сорока-ворона».
Сорока-сорока
Взрослый приговаривает и загибает пальцы ребенка.
Сорока, сорока, кашку варила, деток кормила,
Этому дала (загибают большой пальчик),
Этому дала (загибают указательный пальчик),
Этому дала (загибают средний пальчик),
Этому дала (загибают безымянный пальчик),
А вот этому не дала — он дров не рубил,
Воды не носил, кашку не варил! (теребят мизинец).
Сорока-ворона кашку варила, деток кормила.
Этому дала в мисочке (загибают большой пальчик),
Этому дала в плошечке (загибают указательный пальчик),
Этому дала в половничке (загибают средний пальчик),
Этому дала в ложечке (загибают безымянный пальчик),
А этому в наперсточке (загибают мизинец).
Сорока-ворона кашку варила, деток кормила.
Этому дала на блюдечке (загибают большой пальчик),
Этому — на тарелочке (загибают указательный пальчик),
Этому — на ложечке (загибают средний пальчик),
Этому — поскребышки (загибают безымянный пальчик),
А этому ничего: он за водой не ходил
Дров не носил, кашки не варил (теребят мизинчик).
Взрослый соединяет большой палец ребенка с каждым из пальцев по очереди, начиная с указательного и кончая мизинцем.
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем щи варил,
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Большаку дрова рубить,
А тебе — воду носить,
А тебе — печь топить,
А тебе — тесто месить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Идут четыре брата навстречу старшему:
Здравствуй, большак!
Здорово, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
да крошка Тимошка.
Коллективные хороводные игры со сценарием как правилом
Возраст детей:
от 3 лет до выпуска из детского сада.
Цели игры:
объединение коллектива детей; преодоление застенчивости и робости у детей, которые смущаются, оказавшись в центре всеобщего внимания и действия; преодоление индивидуализма детей, которые постоянно стремятся быть в центре внимания.
В играх ребенок оказывается в следующих позициях:
Позиция играющего — в центре круга. Ребенок в центре внимания, каждое его движение видно всем. Он, как правило, выполняет активную роль: выбирает партнера; задает характер движений, которые все повторяют.
Позиция играющего — член круга. От ребенка требуется действовать по правилу, согласованно с другими. Это может не получаться у детей, привыкших постоянно быть в центре внимания.
Позиция играющего — за кругом. Эта позиция дает ребенку возможность пережить ощущение изоляции от группы.
Взаимодействие двух групп:
хороводы «стенка на стенку». Дает опыт ощущения наступательного, активного движения в качестве члена группы и попятного движения.
Пример: «Бояре».
Примеры:
«Пошла коза по лесу», «Заинька», «Во саду ли, в огороде...», «Во поле березка стояла...», «Царевна-королевна».
Заинька
Заинька, за садочком, серенький, за садочком,
Вот так, вот так, за садочком (2 раза). (Хоровод идет по кругу, ребенок-«заинька» ходит в противоположном направлении за кругом.)
Заинька, войди в садик, серенький, войди в садик,
Вот так, вот так, войди в садик (2 раза). («Заинька» входит в круг, проходя под руками кого-то из хоровода.)
Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой (2 раза). (Здесь и далее «заинька» делает то, что ему предлагают.)
Заинька, попляши, серенький, попляши,
Вот так, эдак попляши (2 раза).
Заинька, выбирай, серенький, выбирай,
Вот так, эдак выбирай (2 раза).
Пошла коза по лесу
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. (В кругу ребенок «коза» ходит против общего движения хоровода и выбирает себе пару, с которой выполняет все последующие действия.)
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Головкой покачаем, качаем, качаем.
И снова начинаем, начинаем, начинаем.
Окончание:
И песенку кончаем, кончаем, кончаем.
Игры на развитие внимания
Возраст детей: от 5 лет. Игры требуют сформированности произвольного контроля внимания.
Использование в более раннем возрасте приведет лишь к возникновению у детей чувства неудовлетворенности.
Цели игры:
развитие и совершенствование произвольного управления вниманием.
Примеры:
подвижные игры типа «Платочек», «Колечко»; «Что изменилось»; с мячом типа «Съедобное — несъедобное»; устные игры типа «„Да" и „нет" не говорить».
Золото кольцо
Играющие берут в зажатые кулаки рук длинный шнур, связанный в кольцо, на котором надето колечко, и, перебирая шнур, стараются как можно незаметнее передавать кольцо по кругу. Задача водящего — угадать, где кольцо. Тот, в чьей руке было кольцо в тот момент, когда водящий его нашел, становится новым водящим.
Я качу-мечу (2 раза).
Золото кольцо (2 раза).
За колечиком (2 раза).
Я сама пойду, за собой поведу
Добра молодца (2 раза).
Развеселого, разудалого
Я заставлю его (2 раза).
Танцевать-гулять (2 раза).
Игры на развитие физической компетенции
Возраст детей:
от 5 лет.
Цели игры:
развитие скорости реакции и физических качеств: ловкости, быстроты, координации движений.
Примеры:
подвижные игры — городки, салки, «Кривой петух», жмурки; игры с инвентарем — городки, лапта, «Чижик»; игры с мячом; устные игры типа «Садовник».
Кривой петух (масленичная игра)
В центре водящий с завязанными глазами.
Кривой петух, на чем стоишь?
На иголочках.
А не колко тебе?
На подковочках!
Ступай в кут, там блины пекут, там блины пекут,
тебе блин дадут.
Кто там?
Тарас!
Лови нас, не открывая глаз!
Игры — имитации трудовых процессов
Возраст детей:
от 4,5 года.
Цели игры:
дать представление о последовательности трудовых операций и целостной структуре определенной трудовой деятельности.
Примеры:
«Уж я сеяла ленок...», «Во кузнице», «Ладушки», «В темном лесе».
Аи, тати, тати, тата...
Аи, тати, тати, тата (дети изображают «фонарики» поднятыми кистями рук),
Пожалуйте решета (кистями рук движение к себе)
Мучки сеять (кистями рук из стороны в сторону),
Пирожков затеять (ладошками изображают процесс лепки).
А для нашей лапочки
Затеем оладушки (изображают замешивание теста),
Испечем блинка (выпекание)
Покормить сынка (из ладошки в рот).
Изображаем все движения из текста.
Пошла коза на меленку...
Пошла коза на меленку, на меленку, на меленку.
Смолола мучку беленьку, смолола мучку беленьку.
Спекла коза ватрушки, ватрушки, ватрушки.
Дала коза Петрушке, Петрушке, Петрушке.
Спекла блины сладеньки, сладеньки, сладеньки.
Дала коза Наденьке, Наденьке, Наденьке.
Спекла коза лепешки, лепешки, лепешки.
Дала коза Алешке, Алешке, Алешке.