Развивающая игра-сказка "Колобок". 4-5 лет
Колобок
Жили-были старик со старухой. Просит раз старик:
— Испеки, старуха, колобок!
— Из чего печь-то? Муки нет!
— А ты по коробу поскреби, по амбару помети — вот и наберешь на колобочек!
Взяла старуха перышко, по коробу поскребла, по амбару помела и набрала муки пригоршни две.
Замесила тесто на сметане, скатала колобок. Испекла его в печи и положила на окошко студить.
Колобок полежал-полежал на окне и соскучился.
Взял да и покатился: с окна — на лавку, с лавки — на пол, по полу — да к двери, перепрыгнул через порог в сени, из сеней — на крыльцо, с крыльца — на двор, со двора — за ворота и покатился по дороге, все дальше и дальше, все дальше и дальше!
Катится колобок по дороге, а навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, косой зайчик! Я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
По коробу скребен,
По амбару метен,
Я в печке печен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, от Зайца, нехитро уйти!
И покатился Колобок дальше — только Заяц его и видел!
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, серый волк! Я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
По коробу скребен,
По амбару метен,
Я в печке печен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
От тебя, от Волка, нехитро уйти!
И покатился Колобок дальше — только Волк его и видел!
Катится Колобок дальше, а навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня! Я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
По коробу скребен,
По амбару метен,
Я в печке печен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От тебя, Медведь, и вовсе уйду!
И покатился Колобок дальше — только Медведь его и видел! Катится, катится Колобок — вдруг навстречу ему Лиса:
— Здравствуй, Колобок, какой ты хорошенький да румяненький! Куда ты катишься?
— Качусь вдоль по дорожке.
— Остановись, Колобок! Спой мне песенку.
Колобок рад, что Лиса его похвалила, остановился и запел:
Я Колобок, Колобок,
По коробу скребен,
По амбару метен,
Я в печке печен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел!
От тебя, Лиса, нехитро уйти!
Колобок поет, а Лиса к нему все ближе и ближе подбирается.
— Ах, — говорит, — какая славная песенка! Только я, Колобок, стара стала, плохо слышу. Сядь-ка ты ко мне на носок да спой еще разок — погромче!
Колобок обрадовался, что его песенка Лисе понравилась. Вскочил к ней на нос и запел свою песенку:
Я Колобок, Колобок,
По коробу скребен,
По амбару метен,
Я в печке печен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
От Медведя ушел!
От тебя, Лиса, я тоже уйду!
— Спасибо, Колобок, — говорит Лиса. — Хорошая твоя песенка! Я бы еще разок послушала. Сядь-ка мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса — ам! — и съела его.
Игровое задание: игра с фишками и кубиком
Необходимо приобрести несколько одинаковых по полиграфическому исполнению книг со сказкой «Колобок», вырезать всех героев и наклеить на лист плотной бумаги или картона большого размера в произвольном порядке.
Героев сказки также можно нарисовать самостоятельно или вместе с ребенком. Можно поступить по-другому: вы рисуете контуры героев, а ребенок раскрашивает. Словом, проявите фантазию при подготовке игры.
Следующий этап — изображение дорожки, по которой катился Колобок (начиная с момента, когда его оставили на окошке, и далее в соответствии с сюжетом сказки до встречи с Лисой). Ребенок, рассказывая сказку, рисует дорожку — таким образом, с опорой на зрительные ориентиры, малышу легче вспомнить, с кем в следующий раз встретится Колобок.
При выполнении такого задания задействовано максимальное количество анализаторов. Зрительный — ребенок смотрит на изображения героев сказки и проводит линию — дорожку. Слуховой — он слушает текст сказки, если рассказываете вы, или, если он воспроизводит сказку сам, слушает собственный рассказ. Артикуляторный — самостоятельно проговаривает слова сказки. Задействована также мелкая моторика пальцев руки, если ребенок самостоятельно рисует линию-дорожку, по которой катится Колобок. А как известно, чем больше анализаторов задействовано, тем легче и прочнее усваивается информация.
В дальнейшем по этой дорожке вы можете «путешествовать» вместе с ребенком при помощи фишек и кубика. Для усложнения задачи дорисуйте промежуточные пункты на дорожке (в виде кружочков или квадратиков) и оговорите условия игры. Например: кружок красного цвета — пропуск одного хода; кружок желтого цвета — пропуск двух ходов; кружок зеленого цвета —дополнительный ход. Использование цветных символов поможет ребенку в игровой форме повторить названия цветов, укрепить память, запоминая, какое значение имеет каждый из цветных кружочков. В игре победит тот, кто первым придет к последнему герою сказки — Лисе.
Игра «Пазл»
Выберите подходящую картинку к сказке «Колобок» и подготовьте пазл.
Наклейте картинку на плотный лист бумаги с помощью клея ПВА, прогладьте горячим утюгом через хлопчатобумажную ткань, поместите под пресс и дайте просохнуть. Затем разрежьте ее произвольно на фрагменты.
Соберите его вместе с ребенком, обсудите изображение, обратите внимание на характеры изображенных персонажей, ответьте на вопросы ребенка. Проявляйте фантазию и получайте удовольствие от совместной игры.