Береги и улучшай окружающую среду. Экология для дошкольников
Экология для детей старшей группы детского сада
Часть 1
Педагог:
— объясняет, что такое окружающая среда (мир); перечисляет ее компоненты: растения, животные, воздух, вода, почва и т.д.; показывает их взаимосвязь (окружающая среда — это мир, находящийся вокруг кого-нибудь, чего-нибудь);
— уточняет (на примерах), как нужно относиться к окружающему нас миру; показывает зависимость человека от него; — говорит о том, что человек является частью окружающей среды, поэтому:
а) он должен хорошо выглядеть
б) держать в чистоте и порядке свое жилье и рабочее место
в) заботиться о сохранении нашей планеты.
Помните! Планета Земля — это наш мир, и мы должны стремиться охранять и улучшать окружающую среду.
Этика
«Даже цветы покраснели от стыда»
Мама шла рано утром на работу. Наказывала дочке:
— Я буду целый день в поле. А ты убери в своей комнате, постирай носовые платочки и полей цветы.
Дочка убрала в комнате, постирала платочки, но цветы не полила.
Несколько раз проходила она днем мимо белых хризантем, думала: надо же полить цветы. Но как только она это вспоминала, то слышала, будто чей-то голос говорил ей: «Ничего с ними не случится, если один день не полить». Это был голос лжи крохотного, тщедушного существа, неизвестно откуда взявшегося и поселившегося в темном уголке души маленькой девочки.
Вечером мама пришла с поля. Видит комната убрана, платочки постираны и высушены. Спрашивает мама:
— А цветы полила?
— Полила, — тихо ответила девочка и опустила глаза.
Маленькое, тщедушное существо, поселившееся в темном уголке детской души, запрыгало от радости.
— Полила, — еще раз тихо-тихо повторила девочка и взглянула на хризантемы. Взглянула и изумилась: на белых цветах лежал пурпурный оттенок. Они покраснели от стыда.
— Мама, прости меня, — попросила девочка. — Я обманула тебя. Я не полила цветы. Никогда больше не буду обманывать.
Пурпурный оттенок цветов растаял, они снова стали белыми. А маленькое, тщедушное существо, спрятавшееся в темном уголке души девочки, исчезло, и темный уголочек стал светлым.
Мама прижала дочку к груди и поцеловала.
В. Сухомлинский
Словарная работа: тщедушный — хилый, слабосильный; пурпурный — ярко-красный; ложь — значение слова вспоминают дети (см.тему здесь Стремись жить правдиво. Экология для дошкольников).
Вопросы
- За что мама прижала дочку к груди и поцеловала?
- Для чего надо поливать цветы?
Часть 2
ЭКОЗНАК «Не рви растения занесенные в красную книгу»
Красная книга — это списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, данные об их распространении, особенностях строения. Здесь же указываются основные причины, приведшие к резкому сокращению численности или даже исчезновению видов.
Изучаем растение
Иван-чай — дикорастущее травянистое растение, относится к семейству кипрейных. Растет по лесным опушкам, вырубкам. Цветет в июне — июле.
Лилово-розовые цветки собраны в большую красивую кисть. На ночь и в сырую погоду цветки закрываются и поникают. Листья очередные, узкие, похожие на листья ивы. Цветки выделяют много нектара. На них охотно садятся пчелы.
Название «иван-чай» дано растению за то, что его высушенные листья можно заваривать как чай; молодые побеги заменяют капусту, а корневище съедобно в сыром и вареном виде.
Вопросы
- Почему растение так называется?
- Где оно растет?
- Когда и как цветет иван-чай?
- Как его цветочки реагируют на сырую погоду?
- Какие листья у иван-чая?
- Как используется растение?