Австрийские танцы для детей
Народные танцы Австрии. Танцы для детей с движениями и нотами.
Австрийская полька и австрийский вальс для детей.
Рекомендуется исполнять шесть указанных ниже австрийских народных танцев в виде сюиты, следуя порядку, описанному ниже.
В танцах может участвовать любое количество пар, но не менее восьми.
Музыка и костюмы исполнителей должны быть народными.
Костюм девочки.
Широкая юбка в густую сборку цвета подсохшей зеленой травы, терракотового или оливкового цвета. Поверх юбки надевается цветной фартук. Если юбка терракотового цвета, фартук светло-зеленого цвета; на юбку оливкового цвета хорошо надеть фартук песочного цвета, на юбку зеленого цвета — фартук золотистого цвета. Поверх юбки и фартука надевается кофта (с баской и длинными рукавами) того же цвета, что и юбка. На кофте большой круглый ворот-инк с оборкой и белая вставка. Костюм может быть и облегченного типа, как показано на рисунках. На голове — чепчик или шарфик под цвет фартука. На ногах — темные туфли.
Костюм мальчика.
Белая рубашка с длинными засученными рукавами и отложным воротником. Широкий цветной галстук. Короткие штаны с помочами. Цвет штанов каждого мальчика должен гармонировать с цветом костюма девочки, его партнерши. Например, если костюм девочки терракотового цвета, то штаны у мальчика могут быть оливкового цвета. а галстук — терракотового; если костюм девочки оливкового цвета, штаны у мальчика песочного цвета, а галстук — зеленого: если костюм девочки зеленого цвета, штаны у мальчика песочного цвета, галстук — терракотового.
На голове может быть мягкая шляпа (с небольшими полями, оливкового цвета, с пером. На ногах — длинные носки и темные полуботинки.
Перед началом сюиты девочки и мальчики становятся парами за кулисами справа. В каждой паре мальчик правой рукой берет левую руку девочки. Свободную руку танцующие кладут себе на пояс (девочка может положить руку на юбочку).
Начинается первый танец.
В танцах указаны движения.
Все движения описаны ниже, после танца.
Брегенцский вальс
Запад Австрии.
Исполняется парами легко и грациозно под музыку первой мелодии. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. После музыкального вступления (см. ноты ниже) начинается танец.
Австрийский танец. Брегенцский вальс. Ноты. Нажмите
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—4-й такты танцующие, исполняя движение № 1 (смотрите ниже после танца) (девочки начинают с правой ноги, мальчики — с левой), выходят пара за парой из правой первой кулисы и идут вдоль авансцены. При этом девочка и мальчик в каждой паре, все время смотря друг на друга, на 1-й такт легким, плавным взмахом переводят руки вперед (рис. 1), на 2-й такт — назад (рис. 2), на 3-й такт — снова вперед, на 4-й такт — назад.
Рис.1 ↓
Рис.2 ↓
К концу 4-го такта танцующие каждой пары, отведя руки назад, разъединяют их и поворачиваются лицом друг к другу (рис. 3).
Рис.3
На 5—8-й такты в каждой паре мальчик берет левой рукой правую руку девочки, и оба идут движением № 1 по кругу против хода часовой стрелки (таким образом пары идут спиной по направлению движения, рис. 4). При этом танцующие так же плавно размахивают руками вперед и назад, как на 1—4-й такты.
Рис. 4
Примечание.
Танцевать следует без остановок, при переходе от 4-го к 5-му такту шаги не прерывать.
Вторая фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки.
Танцующие каждой пары поворачиваются лицом друг к другу. Мальчик кладет правую руку на пояс девочки, девочка кладет левую руку на правое плечо мальчика, а соединенные руки они мягко вытягивают в сторону (рис. 5).
Рис. 5
В этой позе игры танцуют вальс вправо (движение № 2), продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
Третья фигура
Исполняются 17—24-й такты музыки.
На 17—24-й такты полностью повторяются движения первой фигуры танца.
Четвертая фигура
Исполняются 25—32-й такты музыки.
На 25—28-й такты танцующие каждой пары поднимают соединенные руки вверх, и девочка медленно кружится вальсом вправо под поднятыми руками, а мальчик медленно поворачивается спиной к центру круга.
На 29—32-й такты танцующие становятся в позу, показанною на рисунке 5, и танцуют вальс, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
В конце 32-го такта танцующие становятся в исходное положение и исполняют танец сначала.
В конце танца танцующие перестраиваются тройками. В каждой тройке — мальчик и две девочки (рис. 6). Четыре оставшихся мальчика незаметно убегают за кулисы.
Рис. 6
Начинается следующий танец.
Вальс тройками
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный.
Вальс тройками. Австрийский вальс. Ноты. Нажмите
Первая фигура
Исполняются 1—16-й такты музыки.
На 1—2-й такты в каждой тройке мальчик берет правой рукой левую руку девочки, стоящей справа (назовем ее первой девочкой), а левой рукой — правую руку девочки, стоящей слева (назовем ее второй девочкой), как показано на рисунке 7, и все легко и грациозно двигаются «переменным шагом» (движение № 1) по кругу, переходя на место тройки, стоящей впереди.
Рис. 7
На 3—8-й такты в каждой тройке исполняется следующее. Мальчик и вторая девочка (стоящая от него слева) поднимают соединенные руки вверх. Первая девочка (стоящая от мальчика справа), не разъединяя руки с мальчиком, движется «переменным шагом» (движение № 1) ко второй девочке и одновременно постепенно поворачивается влево. Подойдя к «воротцам» из соединенных рук мальчика и второй девочки, первая девочка, глядя на мальчика, проходит спиной под соединенными руками (рис. 8) и движется к своему месту. Мальчик поворачивается влево (вслед за первой девочкой) под соединенными руками со второй девочкой.
В конце 8-го такта все оказываются на своих первоначальных местах (лицом по кругу — против хода часовой стрелки).
Рис. 8
Примечание.
Вторая девочка во время движения первой девочки исполняет «переменный шаг» на месте
На 9—10-й такты тройки опять движутся вперед по кругу, переходя па место тройки, стоящей впереди.
На 11 — 16-й такты повторяются движения 3—8-го тактов, но теперь первая девочка танцует на месте, поднимая левую руку (соединенную с правой рукой мальчика) вверх, а вторая девочка постепенно поворачивается направо и затем проходит (спиной) в образовавшиеся «воротца» из соединенных рук первой девочки и мальчика. Мальчик поворачивается вслед за второй девочкой. К концу 16-го такта все становятся на свои первоначальные места (лицом по кругу против хода часовой стрелки).
Вторая фигура
Исполняются 17—32-й такты музыки. Темп немного быстрее, чем в первой фигуре.
На 17—18-й такты тройки, исполняя движение № 1, кружатся влево и затем становятся лицом к зрителям, как показано на рисунке 9.
На 19—24-й такты в каждой тройке исполняется следующее. Мальчик и девочки поднимают соединенные руки вверх «воротцами». Первая девочка сначала поворачивается под поднятой правой рукой мальчика на 360 градусов влево, а затем, опустив левую руку (соединенную с правой рукой мальчика) вниз, проходит в «воротца» так же, как в первой фигуре (рис. 8). Мальчик поворачивается на месте так же, как в первой фигуре. В Конце 24-го такта все оказываются в первоначальном положении (рис. 9).
Рис. 9
На 25—26-й такты тройки движением № 1 пробегают немного вперед, не меняя прежнего построения (рис. 9).
На 27—32-й такты повторяются движения 19—24-го тактов, но теперь вторая девочка кружится вправо на 360 градусов под своей правой рукой и левой рукой мальчика, поднятыми вверх, а затем так же проходит в «воротца», как в первой фигуре танца. Мальчик поворачивается вслед за второй девочкой. В конце 32-го такта все останавливаются в первоначальном положении (рис. 9).
Третья фигура
Исполняются 33—48-й такты музыки. Темп быстрее, чем во второй фигуре.
На 33—36-й такты тройки движением № 1 поворачиваются на месте на 360 градусов вправо.
На 37—40-й такты повторяется проход в «воротца», как на 3—8-й такты в первой фигуре, но с некоторыми изменениями: а) девочка движется быстрее, так как в первой фигуре на проход в «воротца» было дано шесть тактов, а в третьей фигуре четыре; б) мальчик на первую четверть 37-го такта становится на правое колено (рис. 10), а затем медленно поднимается и далее поворачивается вслед за первой девочкой, как в первой фигуре. В конце 40-го такта все оказываются в первоначальном положении (рис. 9).
Рис. 10
На 41—44-й такты тройки движением № 1 поворачиваются на месте на 360 градусов влево.
На 45—48-й такты повторяются движения 37—40-го тактов, но теперь вторая девочка проходит в «воротца». Мальчик становится на колено на первую четверть 45-го такта, потом медленно поднимается и поворачивается вслед за второй девочкой. В конце 48-го такта все оказываются в первоначальном положении (рис. 9).
Примечание.
Все фигуры этого тайца исполняются очень выразительно. Это танец-игра, в котором девочки и мальчики все время общаются друг с другом, весело и задорно исполняют одну фигуру за другой.
Начинается следующий танец.
Танец с шестом
Исполняется в Штирии, на юго-востоке Австрии.
Исполняется вторая мелодия музыки Вальс тройками. Музыкальный размер 3/4. Темп более быстрый, чем в предыдущем танце.
Вступление
Исполняются 1—16-й такты музыки.
На 1—8-й такты танцующие в позе, показанной на рисунке 7, движением № 1 идут по кругу против хода часовой стрелки, перестраиваются полукругом в глубине сцены и поворачиваются лицом к зрителям.
На 9—12-й такты с двух сторон выбегают по два мальчика (Это мальчики, убежавшие со сцены перед началом «Вальса тройками».). Каждый держит в правой руке шест (можно заменить гимнастической палкой).
На 13—16-й такты мальчики с палками становятся в одну линию лицом к зрителям на середине сцены (рис. 11) и, подняв палку двумя руками над головой, кружатся на месте вправо. В конце 16-го такта мальчики становятся парами лицом Друг к другу, боком к зрителям (рис. 12), каждый берет палку в правую руку и вытягивает ее вперед.
Рис. 11↓
Рис. 12↓
Первая фигура
Исполняются 17—32-й такты музыки. Темп быстрый.
На 17-й такт каждый мальчик-солист исполняет следующее: на первую и вторую четверти такта поднимает левую ногу над палкой (рис. 13) и перебрасывает палку под поднятой ногой из правой руки в левую, корпус наклоняет вправо; на третью четверть такта мальчик подпрыгивает на правой ноге.
Рис. 13
На 18-й такт каждый мальчик-солист проделывает следующее: на первую и вторую четверти такта становится на левую ногу, а правую ногу поднимает над палкой и перебрасывает палку под поднятой ногой из левой руки в правую, корпус наклоняет влево; на третью четверть такта мальчик подпрыгивает на левой ноге.
Примечание.
Перебрасывать палку нужно свободным, легким движением и под музыку, для чего необходима тренировка.
Одновременно девочки и мальчики, стоящие в глубине сцены, с интересом следят за игрой мальчиков с палками, оживленно переглядываются и, подзадоривая мальчиков, хлопают в ладоши на третью четверть каждого такта.
На 19—20-й такты повторяются движения 17—18-го тактов.
На 21—22-й такты еще раз повторяются движения 17—18-го тактов.
На 23—24-й такты мальчики-солисты, стоя на месте, топают четыре раза (на каждую четверть 23-го такта и на первую четверть 24-го такта; на вторую и третью четверти 24-го такта пауза): сначала правой ногой, потом левой, еще раз правой и левой.
На 25—26-й такты мальчики-солисты кружатся движением 1 на месте на 360 градусов вправо и на каждый такт перебрасывают палку из одной руки в другую.
На 27—30-й такты повторяются движения 25—26-го тактов. При этом мальчики должны следить друг за другом для того, чтобы одинаково делать поворот и перебрасывать палку.
На 31—32-й такты мальчики-солисты, поворачиваясь лицом к зрителям, топают на месте четыре раза, как на 23—24-й такты.
Остальные танцующие, стоя на месте, хлопают на каждую первую и третью четверти 25—32-го тактов.
Вторая фигура
Исполняются 33—48-й такты музыки.
На 33—40-й такты каждый мальчик-солист, взяв палку обеими руками и подняв ее над головой, кружится вальсом (движение № 2) вправо, одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки. Остальные танцующие соединяют руки, взмахом поднимают их на один такт вверх, на следующий такт опускают руки вперед и вниз, затем снова поднимают, и так далее.
В конце 40-го такта мальчики-солисты становятся парами, правым плечом друг к другу, и поднимают палки, как показано на рисунке 14.
Рис. 14
На 41—42-й такты мальчики-солисты кружатся (простым бегом) парами на месте по ходу часовой стрелки, продолжая держать палки, как показано на рисунке 14.
На 43—48-й такты мальчики-солисты бегут пара за парой в глубину сцены. В «воротца», образованные соединенными палками, пробегают одна за другой девочки, затем мальчики. Девочки сейчас же разбегаются по одной вправо и влево, бегут в глубину сцены, берут у мальчиков-солистов палки и уносят их за кулисы. Мальчики собираются на середине сцены.
Начинается следующий танец.
Один шаг
Исполняется в южной Штирии.
Исполняется третья мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4. Темп быстрый.
Танец Один шаг. Австрийский танец. Ноты. Нажмите
На 1—4-й такты двое мальчиков, сговорившись друг с другом о том, что они сейчас покажут нечто новое, выбегают в центр, становятся перед своими товарищами, поворачиваются лицом друг к другу, поднимают левую ногу, сильно согнутую в колене, крепко обхватывают правой рукой левую ногу (под коленом) партнера, а левую руку кладут на правое плечо партнера (рис. 15).
Рис. 15
На 5—8-й такты мальчики-солисты в позе, показанной на рисунке 15, задорно прыгают на правой ноге, кружась на месте вправо. Всем мальчикам понравилась затея своих приятелей.
На повторение 1—4-го тактов все мальчики быстро становятся парами в ту же позу (рис. 15) и так же кружатся на месте, прыгая на правой ноге.
В это время из-за кулис выбегают девочки. Увидев мальчиков в такой необычной позе, девочки смеются, переговариваются, показывают друг другу на тех мальчиков, которые лучше прыгают.
На повторение 5—8-го тактов мальчики продолжают кружиться в той же позе и одновременно продвигаются по кругу против хода часовой стрелки.
Одновременно девочки сговариваются друг с другом, придумывая новую затею; бегут к мальчикам, каждая берет своего партнера обеими руками за пояс и оттаскивает в сторону.
В конце 8-го такта пары становятся по кругу лицом друг к другу (девочка спиной к центру; рис. 16) и подают друг другу правые руки (мальчик правой рукой легко берет указательный палец правой руки девочки), левую руку каждый кладет себе на пояс.
Рис. 16
Начинается следующий танец.
Танец с хлопками и поворотами
Исполняется в Нижней Австрии.
Исполняется четвертая мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4, Темп умеренно быстрый.
Танец с хлопками и поворотами. Австрийский танец. Ноты
Первая фигура
Описание дается для одной пары. Остальные исполняют то же самое.
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1-й такт танцующие, держась за правые руки, исполняют на месте «качание» (движение № 3), девочка — с правой ноги, мальчик — с левой ноги. При этом танцующие выводят соединенные руки вправо (от мальчика).
На 2-й такт танцующие быстро разъединяют правые руки, кладут их себе на пояс, соединяют левые руки (мальчик легко придерживает указательный палец левой руки девочки) и исполняют движение № 3 с другой ноги: мальчик — с правой, девочка — с левой. Соединенные руки отводят в обратную сторону (влево от мальчика). В конце движения танцующие разъединяют руки и кладут их себе па пояс. Девочка подает мальчику правую руку, мальчик легко берет ее за указательный палец своей левой рукой. Соединенные руки оба поднимают вверх.
На 3—4-й такты девочка быстро кружится на месте налево, делая восемь маленьких шагов на низких полупальцах (на каждую 1/8 такта один шаг) и поворачиваясь почти на два полных круга. В конце 4-го такта танцующие опускают соединенные руки слегка вниз. Мальчик чуть поворачивается вправо (так, что становится левым плечом к левому плечу девочки) и берет левую руку девочки своей правой рукой.
На 5—6-й такты танцующие в позе, указанной выше, быстро кружатся на месте (на 360 градусов) против хода часовой стрелки (рис. 17), делая четыре простых шага (на каждую 1/4 такта один шаг). В конце 6-го такта танцующие останавливаются лицом друг к другу (девочка спиной к центру круга) и разъединяют руки. На первую четверть 7-го такта танцующие, чуть приседая, хлопают ладонями по ногам (выше колена). На вторую четверть 7-го такта они выпрямляются и хлопают в ладоши перед собой.
Рис. 17
На 8-й такт танцующие, сгибая руки в локтях, три раза хлопают своими ладонями о ладони партнера (один хлопок на каждую 1/8 такта, на последнюю 1/8 такта пауза).
Вторая фигура
Повторяются 1—8-й такты музыки.
Движения второй фигуры те же, что движения первой фигуры, с той разницей, что на 5—6-й такты танцующие делают поворот на 180 градусов и таким образом оказываются на противоположных местах: мальчик — спиной к центру круга, девочка — лицом к мальчику.
В конце 8-го такта танцующие становятся лицом против хода часовой стрелки.
Затем начинается заключительный танец.
Майнцская полька
Исполняется в Верхней Австрии.
Исполняется пятая мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренно быстрый.
Майнцская полька. Австрийская полька. Ноты
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты танцующие парами, держась за руки (мальчик правой рукой держит левую руку девочки) и немного приподняв их вперед, идут по кругу против хода часовой стрелки шагом польки (движение № 4): мальчик начинает с левой ноги, девочка — с правой.
Вторая фигура
Повторяются 1—8-й такты музыки.
На 1-й такт в каждой паре танцующие, разъединив руки и повернувшись спиной друг к другу (мальчик поворачивается влево, девочка — вправо), делают три маленьких шага (каждый шаг на 1/8 такта): мальчик начинает с левой ноги и идет к центру круга, девочка начинает с правой ноги и идет наружу, от центра круга. На последнюю 1/8 такта танцующие поворачиваются (девочка — вправо, мальчик — влево) лицом друг к другу.
На 2-й такт танцующие делают три шага навстречу друг другу. На последнюю 1/8 такта мальчик кладет руки на пояс девочки, девочка кладет свои руки на руки мальчика (чуть ниже плеч; рис. 18).
Рис. 18
На 3—4-й такты пара кружится вправо, исполняя движение № 5 и одновременно продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
На 5—8-й такты повторяются движения 1—4-го тактов.
Третья фигура
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты полностью повторяются движения первой фигуры.
Четвертая фигура
Исполняются 17—24-й такты музыки.
На 17-й такт танцующие расходятся друг от друга тремя маленькими шагами (как на 1-й такт во второй фигуре) и затем поворачиваются лицом друг к другу.
На 18-й такт танцующие, слегка повернувшись влево, подходят к новому партнеру (каждый мальчик идет к девочке, стоящей впереди его партнерши, и таким образом каждая девочка встречает мальчика, который стоял сзади ее партнера).
На 19—20-й такты пары в новом составе становятся в позу, показанную на рисунке 18, и кружатся движением № 5 вправо, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
На 21—24-й такты повторяются движения 17—20-го тактов. Каждый танцующий переходит к новому партнеру и танцует с ним «польку с вращением» (движение № 5).
Пятая фигура
Повторяются 9—16-й такты музыки.
На 9—16-й такты повторяются движения четвертой фигуры. Таким образом, в парах два раза сменяются партнеры.
Шестая фигура
Повторяются 17—24-й такты музыки.
Пары в позе, показанной на рисунке 18, кружатся движением № 5 вправо, одновременно движутся по кругу против хода часовой стрелки, и затем пара за парой убегают со сцены.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Переменный шаг»
Исполняется на один такт музыки. Счет 3/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед правой ногой, ставя ее сначала на низкие полупальцы, а потом опуская на всю ступню.
На счет «два» (вторая четверть такта) подтянуть левую ногу к правой.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать второй шаг правой ногой, ставя ее на всю ступню.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой, ставя ее сначала на низкие полупальцы, а потом опуская на всю ступню.
На счет «два» (вторая четверть такта) подтянуть правую ногу к левой.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать второй шаг левой ногой, ставя ее на всю ступню.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Движение № 2
«Вальс парами»
Танцующие становятся в позу, показанную на рисунке 5, и кружатся «переменным шагом». Девочка начинает с правой ноги вперед — вправо, мальчик начинает с левой ноги назад — влево. Затем наоборот. За два такта музыки танцующие, исполняя два «переменных шага», поворачиваются на 360 градусов.
Движение № 3
«Качание»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) правую ногу отделить от пола и, чуть согнув в колене, приподнять вперед — влево, корпус наклонить влево.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) левую ногу отделить от пола и, чуть согнув в колене, приподнять вперед — вправо, корпус наклонить вправо.
Движение № 4
Шаг «польки с прыжком»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать довольно большой шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать левой ногой шаг вперед.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подпрыгнуть на правой ноге, левую ногу легким взмахом вынести вперед.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать довольно большой шаг вперед левой ногой.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать правой ногой шаг вперед.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать левой ногой шаг вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подпрыгнуть на левой ноге, правую ногу взмахом вынести вперед.
Затем движение исполняется с правой ноги. В этом движении первый шаг по размеру больше, чем два последующих. Шаги нужно делать, слегка отделив пятки от пола.
Движение № 5
«Полька с вращением»
Танцуется парами в позе, показанной на рисунке 18 Танцующие исполняют движение № 4, одновременно вращаясь вправо. За два такта музыки пара поворачивается на 360 градусов, делая два шага польки. (На первую восьмую каждого такта танцующие, исполняя первый шаг, продвигаются по кругу, а на вторую и третью восьмые такта, исполняя второй и третий шаг, делают поворот, на последнюю восьмую такта делают прыжок почти на месте.) Девочка начинает с правой ноги вперед, мальчик начинает с левой ноги назад — влево.