Шотландские танцы для детей
Шотландия — северная часть Великобритании. Народные шотландские танцы очень просты по рисунку, отличаются различными прыжками и перескоками.
Описанные ниже два шотландских танца рекомендуется исполнять один за другим, как единый номер.
Первый танец, «Хэмильтон хаус», — коллективный, несколько похож на русскую кадриль. Второй танец, с мечами, — сольный, для мальчика.
В танцах участвуют четыре девочки и четыре мальчика. Они танцуют живо, весело.
Музыка танцев и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Белое платье с короткими рукавами и широкой юбочкой. Через плечо надета широкая клетчатая лента (из ткани «шотландка»), закрепленная на левом плече блестящей кокардой (в виде большой круглой броши). На ногах — белые или красные туфельки.
Костюм мальчика.
Белая рубашка с отложным воротником и длинными рукавами на обшлагах. Длинный клетчатый галстук. На короткие штаны или трусы надевается короткая (до колен) клетчатая юбочка (из ткани «шотландка»). На юбочку надевается кожаный пояс, к которому прикрепляется на ремешках сумочка (из кожи или кожзаменителя) с металлическим верхом, украшенная спереди цветными кистями. На ногах — длинные (до колен) клетчатые носки с отворотами и темные туфли.
ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВ
Перед началом танцев девочки и мальчики становятся пара за парой справа за кулисами. Поза каждой пары показана на рисунке 1.
Рис. 1
Описание движений - после описания танца.
ХЭМИЛЬТОН ХАУС
Шотландский танец для детей. Хэмильтон хаус. Ноты. Нажмите.
Исполняется первая мелодия музыки.
Музыкальный размер 6/8. Темп умеренно быстрый.
После вступительного аккорда начинается танец.
На 1—16-й такты танцующие парами в позе, показанной на рисунке 1, выбегают на сцену движением № 1, бегут по кругу против хода часовой стрелки, затем через центр — к авансцене (рис. 2).
Рис. 2
На 17—24-й такты и на повторение их каждая пара, добежав до середины авансцены, разъединяет руки. Танцующие кладут руки себе на бедра (упираясь в них кулачками) и бегут в разные стороны: девочки — вправо, мальчики — влево (рис. 3). В конце 24-го такта образуются две линии. Девочки и мальчики поворачиваются лицом друг к другу (рис. 4). Все опускают руки вниз.
Рис. 3↓
Рис. 4↓
Вторая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты первая девочка, исполняя движение № 2 (начинает с правой ноги), идет вперед, подходит к первому мальчику, поворачивается влево, проходит мимо второго мальчика и становится лицом к середине сцены между вторым и третьим мальчиками. В это время вторая девочка маленькими боковыми шагами слегка продвигается вправо. Остальные танцующие стоят на местах, показанных на рисунке 5.
Рис. 5
На 5—8-й такты первый мальчик движением № 2 идет вперед, подходит ко второй девочке, поворачивается влево, проходит мимо третьей девочки в центр сцены и становится лицом к зрителям в одну линию с третьей девочкой и третьим мальчиком, которые маленькими боковыми шагами слегка продвигаются к авансцене. Одновременно первая девочка движением № 2 идет к авансцене, становится в линию между второй девочкой и вторым мальчиком, которые небольшими боковыми шагами продвигаются также к авансцене.
К концу 8-го такта танцующие находятся на местах, показанных на рисунке 6.
Рис. 6
На 9—10-й такты вторая девочка, первая девочка и второй мальчик соединяют руки, повернувшись спиной к зрителям. Остальные девочки и мальчики также соединяют руки, повернувшись лицом к зрителям (рис. 7).
Рис. 7
Танцующие двух троек идут движением № 2 навстречу друг другу.
На 11 — 12-й такты танцующие каждой тройки тем же движением отступают назад.
На 13—16-й такты танцующие каждой тройки разъединяют руки. Первая девочка и первый мальчик берутся за обе руки и движением № 2 кружатся на месте по ходу часовой стрелки. В это время остальные танцующие разбегаются на свои прежние места к кулисам.
На последний (16-й) такт первая девочка и первый мальчик разъединяют руки и отбегают к кулисам. Первый мальчик становится между второй и третьей девочкой, первая девочка становится между вторым и третьим мальчиком (рис. 8).
Рис. 8
На 17—20-й такты вторая девочка, первый мальчик и третья девочка соединяют руки, то же делают второй мальчик, первая девочка и третий мальчик. Танцующие каждой тройки движением № 2 бегут навстречу друг другу и затем обратно.
На 21—24-й такты первая девочка и первый мальчик движением № 2 выбегают навстречу друг другу, берутся за обе руки, кружатся на месте по ходу часовой стрелки и затем разбегаются: первая девочка становится между второй и третьей девочкой, первый мальчик становится между вторым и третьим мальчиком (рис. 9).
Рис. 9
На повторение 17—20-го тактов девочки и мальчики движением № 2 приближаются друг к другу, берутся за руки, образуя круг, и бегут движением № 2 по кругу против хода часовой стрелки (рис. 10).
Рис. 10
На повторение 21—24-го тактов танцующие поворачиваются обратно и тем же движением бегут по кругу по ходу часовой стрелки. В конце 24-го такта танцующие разъединяют руки и становятся линиями, как показано на рисунке 9.
Вторую фигуру танца можно повторить, но в этом случае танец начинают вторая девочка и второй мальчик, которые исполняют все то, что ранее исполняли первый мальчик и первая девочка. В то же время первая девочка и первый мальчик исполняют то же, что ранее исполняли второй мальчик и вторая девочка. Третья девочка и третий мальчик танцуют так же, как в первый раз.
Затем еще два раза повторяются 17—24-й такты музыки. На сцену выбегают четвертый мальчик и четвертая девочка. Движением № 1 они бегут по кругу. Мальчик в каждой руке держит большой меч (мечи можно сделать из фанеры и покрасить серебряной краской). Все оживленно встречают своих товарищей. Четвертый мальчик выбегает в центр авансцены и кладет оба меча на пол, скрещивая их. Все подходят ближе к четвертому мальчику и становятся полукругом сзади него (четвертая девочка также становится в полукруг).
Начинается второй танец с мечами.
ТАНЕЦ С МЕЧАМИ
Танец для мальчиков
Танец с мечами. Шотландский танец для детей. Ноты. Нажмите.
Исполняется вторая мелодия музыки. Счет 4/4.
Как уже сказано выше, два меча положены на пол и скрещены между собой. Несмотря на то что имеется только два меча, мы будем считать, что их четыре. Это удобнее для разучивания танца по записи. Первым мечом условно назовем часть меча (от рукоятки до середины лезвия), около которого начинается танец; часть этого же меча от середины лезвия до конца его назовем третьим мечом; часть другого меча, от рукоятки до середины лезвия, назовем четвертым мечом; часть этого же меча от середины лезвия до конца его назовем вторым мечом. Площадки между мечами условно назовем «А», «Б», «В», «Г» (рис. 11).
Рис. 11
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Танец начинается в медленном темпе, а затем исполняется в быстром темпе.
Перед началом танца четвертый мальчик становится за первым мечом, кладет обе руки себе на бедра, упираясь кулачками (рис. 12), кланяется зрителям и начинает танцевать.
Рис. 12
Первая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки. Темп медленный.
В этой фигуре мальчик танцует, постепенно продвигаясь по кругу (вокруг мечей) против хода часовой стрелки.
На 1-й такт мальчик, держа руки на бедрах, исполняет сзади первого меча два раза движение № 3: сначала с правой ноги вправо, потом с левой ноги влево.
На 2-й такт мальчик движением № 3 поворачивается вправо на 270 градусов и останавливается между первым и вторым мечами на месте, показанном на рисунке 13.
Рис. 13
На 3-й такт мальчик исполняет движение № 4, сначала прыгая мимо второго меча вправо, затем влево, останавливаясь у второго меча (рис. 14).
Рис. 14
В конце 3-го такта мальчик поднимает руки округло вверх, как показано на рисунке 15.
Рис. 15
На 4-й такт мальчик, держа руки поднятыми вверх, исполняет на месте движение № 5, начиная с правой ноги.
На 5—8-й такты повторяются движения, исполненные на 1—4-й такты. Таким образом мальчик переходит к третьему мечу.
На 9—16-й такты еще два раза повторяются движения, исполненные на 1—4-й такты. Таким образом мальчик передвигается сначала к четвертому мечу, а потом снова к первому мечу (рис. 12).
Остальные танцующие, положив руки себе на бедра, внимательно следят за своим товарищем, оживленно переглядываются.
Вторая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки. Темп медленный.
На 1-й такт мальчик, положив руки себе на бедра, исполняет движение № 3: сначала с правой ноги вправо — по диагонали вперед (на площадку «А»), затем с левой ноги влево, перепрыгивая через первый меч и попадая таким образом на площадку «Г».
На 2-й такт мальчик, поднимая руки округло вверх (рис. 15), исполняет движение № 6: сначала с правой ноги вправо, перемещаясь на площадку «А» (левая нога при этом переносится через второй меч вперед и ставится на носок на площадку «Б», как показано на рисунке 16), затем с левой ноги влево, перемещаясь на площадку «Г» (правая нога при этом переносится через четвертый меч вперед и становится на носок на площадку «В»),
Рис. 16
На 3-й такт повторяются движения, исполненные па 2-й такт. В конце 3-го такта мальчик должен находиться на площадке «Г». Тяжесть тела — на левой ноге, правая нога поставлена вперед на носок (через четвертый меч на площадку «В»),
На первую четверть 4-го такта мальчик, положив руки на бедра, перескакивает на низкие полупальцы правой ноги, перенося ее через первый меч и ставя на площадку «А»; левую ногу сейчас же выводит вперед и ставит через второй меч на носок в четвертую позицию (рис. 16). Тяжесть тела на правой ноге.
На вторую четверть 4-го такта мальчик перескакивает на низкие полупальцы левой ноги (оставляя ее на площадке «Б») и одновременно поворачивается на 180 градусов вправо (то есть становится спиной к зрителям; рис. 17) тяжесть тела на левой ноге. Правая нога остается на носке в четвертой позиции на площадке «А».
Рис. 17
На третью четверть 4-го такта мальчик прыжком меняет положение ног: правую ногу ставит на площадку «Б» (перенося на нее тяжесть тела), а левую ногу переносит вперед через второй меч и ставит па носок на площадку «А».
На четвертую четверть 4-го такта мальчик, поворачиваясь на 90 градусов вправо, перескакивает на низкие полупальцы левой ноги, которая остается на площадке «А» (тяжесть тела переносится на левую ногу). Правую ногу мальчик оставляет на носке на площадке «Б». Таким образом, мальчик стоит правым боком к зрителям над вторым мечом (ноги во второй позиции).
На 5—8-й такты повторяются движения 1—4-го тактов, но мальчик начинает движение с правой ноги, перемещаясь на площадку «Б», потом с левой ноги, перемещаясь на площадку «А», снова на площадку «Б», и т. д. и заканчивает перескоками через третий меч. Заключительное положение мальчика показано на рисунке 18.
Рис. 18
На 9—16-й такты мальчик, продолжая двигаться против хода часовой стрелки, еще два раза повторяет движения 1—4-го тактов и таким образом переходит к четвертому мечу, а затем возвращается к первому мечу. В конце 16-го такта мальчик стоит во второй позиции лицом к зрителям, левая нога у него на всей ступне на площадке «Г», а правая нога (перенесенная через первый меч) — на носке на площадке «А».
Остальные девочки и мальчики с интересом следят за танцем четвертого мальчика.
Третья фигура
Исполняется вторая мелодия музыки. Темп быстрый.
На 1-й такт мальчик, держа руки на бедрах, движением № 3 перепрыгивает через первый меч: сначала с правой ноги вправо — на площадку «А», потом с левой ноги влево — на площадку «Г».
На первую и вторую четверти 2-го такта мальчик поднимает руки округло вверх и исполняет движение № 6 с правой ноги, перепрыгивая через первый меч на площадку «А» и поворачиваясь влево лицом к центру скрещенных мечей (рис. 19). Левую ногу ставит на носок в четвертую позицию на площадку «В».
Рис. 19
На третью и четвертую четверти 2-го такта мальчик, поворачиваясь слегка влево (правым боком к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «А», а правую ногу переносит через второй меч и ставит ее на носок во вторую позицию на площадку «Б».
На первую и вторую четверти 3-го такта мальчик исполняет движение № 6 с правой ноги, перемещаясь на площадку «Б» и поворачиваясь влево, лицом к центру скрещенных мечей (рис. 20), левую ногу при этом ставит на носок в четвертую позицию на площадку «Г».
Рис. 20
На третью и четвертую четверти 3-го такта мальчик, поворачиваясь слегка влево (спиной к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «Б», а правую ногу переносит через третий меч и ставит ее на носок во вторую позицию на площадку «В» (рис. 18).
На первую четверть 4-го такта мальчик, положив руки на бедра, прыгает на низких полупальцах правой ноги, оставляя ее на площадке «В», одновременно поворачивается влево, становясь лицом к центру скрещенных мечей (рис. 21); левую ногу ставит на носок в четвертую позицию на площадку «А».
Рис. 21
На вторую четверть 4-го такта мальчик, поворачиваясь вправо и становясь правым боком к зрителям (рис. 22), перескакивает на низкие полупальцы левой ноги (тяжесть тела на левой ноге), оставляя ее на площадке «А»; правую ногу, оставляя на площадке «В», ставит на носок в четвертую позицию.
Рис. 22
На третью четверть 4-го такта мальчик, поворачиваясь слегка вправо (становясь лицом к центру скрещенных мечей, рис. 19), перескакивает на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее на площадку «А». Левую ногу при этом переносит через первый меч и ставит на носок на площадку «Г».
На четвертую четверть 4-го такта мальчик, слегка поворачиваясь вправо (становясь лицом к зрителям), перескакивает на низкие полупальцы левой ноги, оставляя ее на площадке «Г»; правую ногу при этом, оставляя на площадке «А», ставит на носок во вторую позицию (рис. 23).
Рис. 23
На 5—6-й такты мальчик, поднимая руки округло вверх, повторяет движения, исполненные на 2—3-й такты.
На первую и вторую четверти 7-го такта мальчик исполняет движение № 6 с правой ноги, перепрыгивая через третий меч на площадку «В» и поворачиваясь влево лицом к центру скрещенных мечей (рис. 21); левую ногу при этом переносит через скрещение мечей и ставит на носок в четвертую позицию на площадку «А».
На третью и четвертую четверти 7-го такта мальчик, поворачиваясь слегка влево (левым боком к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «В», а правую ногу переносит через четвертый меч и ставит на носок во вторую позицию на площадку «Г».
На первую четверть 8-го такта мальчик, положив руки па бедра, прыгает на низких полупальцах правой ноги, оставляя ее на площадке «Г», одновременно поворачивается влево, становясь лицом к центру скрещенных мечей (рис. 24), а левую ногу ставит на носок в четвертую позицию на площадку «Б».
Рис. 24
На вторую четверть 8-го такта мальчик, поворачиваясь вправо и становясь спиной к зрителям, перескакивает на низкие полупальцы левой ноги, оставляя ее на площадке «Б» (тяжесть тела на левой ноге), правую ногу оставляет на носке на площадке «Г».
На третью четверть 8-го такта мальчик, поворачиваясь вправо лицом к центру скрещенных мечей (рис. 20), перескакивает на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее на площадку «Б», левую ногу переносит через второй меч и ставит на носок на площадку «А».
На четвертую четверть 8-го такта мальчик, поворачиваясь слегка вправо (становясь правым боком к зрителям), перескакивает на низкие полупальцы левой ноги, оставляя ее на площадке «А», правую ногу при этом оставляет на носке во второй позиции на площадке «Б».
На первую и вторую четверти 9-го такта мальчик, поднимая руки округло вверх, исполняет движение № 6 с правой ноги, перепрыгивая через второй меч на площадку «Б» и поворачиваясь влево лицом к центру скрещенных мечей (рис. 20), левую ногу ставит на носок в четвертую позицию на площадку «Г».
На третью и четвертую четверти 9-го такта мальчик, слегка поворачиваясь влево (спиной к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «Б», а правую ногу переносит через третий меч и ставит ее на носок во вторую позицию на площадку «В» (рис. 18).
На первую и вторую четверти 10-го такта мальчик исполняет движение № 6 с правой ноги, перемещаясь на площадку «В» и поворачиваясь влево лицом к центру скрещенных мечей (рис. 21), левую ногу при этом ставит на носок в четвертую позицию на площадку «А».
На третью и четвертую четверти 10-го такта мальчик, слегка поворачиваясь влево (левым боком к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «В», а правую ногу переносит через четвертый меч и ставит ее на носок во вторую позицию на площадку «Г».
На первую и вторую четверти 11-го такта мальчик исполняет движение № 6 с правой ноги, перепрыгивая через четвертый меч на площадку «Г» и поворачиваясь влево лицом к центру скрещенных мечей (рис. 24), а левую ногу при этом переносит через скрещение мечей и ставит на носок в четвертую позицию на площадку «Б».
На третью и четвертую четверти 11-го такта мальчик, поворачиваясь слегка влево (лицом к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «Г», а правую ногу переносит через первый меч и ставит на носок во вторую позицию на площадку «А» (рис. 23).
На первую четверть 12-го такта мальчик, положив руки на бедра, прыгает на низких полупальцах правой ноги, оставляя ее на площадке «А»; одновременно поворачивается влево, становясь лицом к центру скрещенных мечей (рис. 19), а левую ногу ставит на носок в четвертую позицию на площадку «В».
На вторую четверть 12-го такта мальчик, поворачиваясь вправо и становясь левым боком к зрителям, перескакивает на низкие полупальцы левой ноги, оставляя ее На площадке «В» (тяжесть тела — на левой ноге); правую ногу оставляет на носке на площадке «А».
На третью четверть 12-го такта мальчик, поворачиваясь вправо лицом к центру скрещенных мечей (рис. 21), перескакивает на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее на площадку «В»; левую ногу переносит через третий меч и ставит на носок на площадку «Б».
На четвертую четверть 12-го такта мальчик, поворачиваясь слегка вправо (становясь спиной к зрителям), перескакивает на низкие полупальцы левой ноги, оставляя ее на площадке «Б», правую ногу оставляет на носке во второй позиций на площадке «В» (рис. 18).
На первую и вторую четверти 13-го такта мальчик, поднимая руки округло вверх, исполняет движение № 6 с правой ноги, перепрыгивая через третий меч на площадку «В» и поворачиваясь влево лицом к центру скрещенных мечей (рис. 21), левую ногу ставит на носок в четвертую позицию на площадку «А».
На третью и четвертую четверти 13-го такта мальчик, слегка поворачиваясь влево (левым боком к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «В», а правую ногу переносит через четвертый меч и ставит ее на носок во вторую позицию на площадку «Г».
На первую и вторую четверти 14-го такта мальчик исполняет движение № 6 с правой ноги, перемещаясь на площадку «Г» и поворачиваясь влево, лицом к центру скрещенных мечей (рис. 24), левую ногу при этом ставит на носок в четвертую позицию на площадку «Б».
На третью и четвертую четверти 14-го такта мальчик, слегка поворачиваясь влево (лицом к зрителям), исполняет движение № 6с левой ноги, ставя ее па площадку «Г», а правую ногу переносит через первый меч и ставит на носок во вторую позицию на площадку «А».
На первую и вторую четверти 15-го такта мальчик исполняет движение № 6 с правой ноги, перепрыгивая через первый меч на площадку «А» и поворачиваясь влево к центру скрещенных мечей (рис. 19); левую ногу при этом переносит через скрещение мечей и ставит на носок в четвертую позицию на площадку «В».
На третью и четвертую четверти 15-го такта мальчик, поворачиваясь слегка влево (правым боком к зрителям), исполняет движение № 6 с левой ноги, ставя ее на площадку «А», а правую ногу переносит через второй меч и ставит на носок во вторую позицию па площадку «Б».
На первую четверть 16-го такта мальчик, положив руки на бедра, прыгает на низких полупальцах правой ноги, оставляя ее на площадке «Б»; одновременно поворачивается влево, становясь лицом к центру скрещенных мечей (рис. 20), левую ногу ставит на носок в четвертую позицию на площадку «Г».
На вторую четверть 16-го такта мальчик, поворачиваясь вправо на 180 градусов (рис. 24), перескакивает на низкие полупальцы левой ноги, оставляя ее на площадке «Г» (тяжесть тела на левой ноге), а правую ногу быстро переводит в положение, показанное на рисунке 25.
Рис. 25
На третью четверть 16-го такта мальчик делает шаг вправо правой ногой и, поворачиваясь лицом к зрителям, становится у первого меча (рис. 12).
На четвертую четверть 16-го такта мальчик подставляет левую ногу к правой в естественную позицию и одновременно кланяется.
На этом сольный танец мальчика заканчивается.
Остальные девочки и мальчики хлопают в ладоши, аккомпанируя солисту: на 1—8-й такты — на первую четверть каждого такта, на 9—14-й такты вдвое быстрее (на первую и третью четверти каждого такта), на последние два такта еще быстрее (на каждую четверть такта).
КОНЦОВКА
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты один из мальчиков берет мечи, быстро уносит их за кулисы и возвращается к своим товарищам, которые становятся парами лицом к центру сцены и берутся за руки, образуя круг.
На 5—8-й такты танцующие, держась за руки и слегка повернувшись вправо, бегут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № I.
На 9—16-й такты танцующие, не разъединяя рук, поворачиваются лицом в обратную сторону и бегут тем же движением по ходу часовой стрелки. В конце 16-го такта хоровод разделяется парами, пары становятся лицом против хода часовой стрелки. В каждой паре мальчик стоит слева от девочки и правой рукой берет ее за левую руку.
На 17—20-й такты пары, исполняя движение № 2, бегут по кругу против хода часовой стрелки.
На 21—24-й такты танцующие каждой пары в позе, показанной на рисунке 26, движением № 2 кружатся на месте против хода часовой стрелки.
На повторение 17—24-го тактов танцующие каждой пары становятся лицом против хода часовой стрелки в позе, показанной на рисунке 1, и движением № 2 бегут по кругу, а потом пара за парой убегают со сцены в левые кулисы.
Рис. 26
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Бег»
Это обычный бег на полупальцах. Шаги должны быть маленькими, и ногу с оттянутым носком поднимать невысоко.
Движение № 2
«Ход вперед»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди.
(При музыкальном размере в 6/8 движение можно исполнять на счет «раз-два». На каждый счет приходится 3/8 такта.)
а) Движение с правой ноги.
Из-за такта правую ногу слегка отделить от пола и круговым движением провести вперед и слегка вправо.
На счет «раз» перескочить вперед — вправо на низкие полупальцы правой ноги. Левую ногу, отделив от пола, перевести вперед и поставить на полупальцы впереди правой ноги (почти в пятой позиции). В момент, когда левая нога опускается на пол, правую слегка отделить от пола.
На счет «два» переступить на низкие полупальцы правой ноги, оставляя ее сзади левой. Левую ногу слегка отделить от пола. Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но перескочить нужно на левую ногу, ставя ее вперед — влево, правую ногу перевести вперед и переступить на нее, затем переступить на левую ногу.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Примечание.
Это движение похоже на «украинский па-де баск» с продвижением вперед.
Движение № 3
«Па-де-баск в сторону»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди. Руки на бедрах.
Из-за такта правую ногу отделить от пола и слегка отвести вправо.
На счет «раз» (первая восьмая такта) перескочить на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее вправо. Левую ногу сейчас же отделить от пола, вынести вперед и поставить на низкие полупальцы в третью позицию.
На счет «и» (вторая восьмая такта) правую ногу слегка отделить от пола.
На счет «два» (третья восьмая такта) переступить на низкие полупальцы правой ноги, оставляя ее сзади левой ноги. Левую ногу, отделив от пода, резко отвести влево.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
На счет «три» (пятая восьмая такта) перескочить на низкие полупальцы левой ноги, ставя ее влево. Правую ногу сейчас же отделить от пола, вынести вперед и поставить на низкие полупальцы в третью позицию.
На счет «и» (шестая восьмая такта) левую ногу слегка отделить от пола.
На счет «четыре» (седьмая восьмая такта) переступить на низкие полупальцы левой ноги, оставляя ее сзади правой нога. Правую ногу, отделив от пола, резко отвести вправо.
На счет «и» (восьмая восьмая такта) пауза.
Движение № 4
«Па-де-баск вправо и прыжки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 1/4.
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) исполнить «па-де-баск» с правой ноги (см. счет «раз-и-два-и» в движении № 3).
На счет «три» (третья четверть такта) подпрыгнуть на правой ноге, перемещаясь влево, и приземлиться на низкие полупальцы обеих ног, переводя левую ногу в третью позицию (впереди правой ноги).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) подпрыгнуть на месте на обеих ногах и приземлиться на низкие полупальцы левой ноги, правую ногу вытянуть вправо, а потом поместить сзади левой ноги, как показано на рисунке 15.
Движение № 5
«Перескоки с одной ноги на другую»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4.
Исходное положение смотри на рисунке 15.
На счет «раз» (первая восьмая такта) перескочить на низкие полупальцы правой ноги, одновременно левую ногу отделить от пола и вытянуть влево,
На счет «и» (вторая восьмая такта) стоять на низких полупальцах правой ноги; левую ногу, согнув в колене, отвести назад за правую ногу, как показано на рисунке 27 (вид сзади).
Рис. 27
На счет «два» (третья восьмая такта) перескочить на низкие полупальцы левой ноги, опуская ее рядом с правой ногой, правую ногу сейчас же отделить от пола и вытянуть вправо.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) стоять па низких полупальцах левой ноги; правую ногу, согнув в колене, отвести назад за левую ногу (рис. 15).
На счет «три-и-четыре-и» (пятая, шестая, седьмая и восьмая восьмые такта) повторить движения, исполненные на счет «раз-и-два-и».
Движение № 6
«Па-де-баск, с вытягиванием ноги вперед в четвертую позицию» («открытый па-де-баск»)
Исполняется на такта (в такте на движение исполняется два раза). Исходное положение — третья позиция ног, правая впереди.
а) Движение с правой ноги.
Из-за такта правую ногу отделить от пола и слегка отвести вправо
На счет «раз» (первая восьмая такта) перескочить на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее вправо. Левую ногу сейчас же отделить от пола, вынести вперед в четвертую позицию и поставить на носок.
На счет «и» (вторая восьмая такта) пауза.
На счет «два» (третья восьмая такта) подпрыгнуть на низких полупальцах правой ноги, оставляя ее сзади левой ноги. Левую ногу, отделив от пола, резко отвести влево.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
Затем движение исполняется сначала.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но перескочить нужно с левой ноги влево, правую ногу вынести вперед в четвертую позицию и поставить на носок.
Примечание.
«Открытый па-де-баск» отличается тем, что на первую восьмую такта нога ставится вперед или через меч, или через центр скрещенных мечей.