Харомугрош. Венгерский танец для девочек
Харомугрош — тройной прыжок.
Веселый, жизнерадостный «Харомугрош» танцуют венгерские девушки на сельских праздниках и гуляньях. Он вошел в репертуар народных ансамблей и самодеятельных коллективов. Начинается «Харомугрош» медленно, затем все более и более ускоряется, неожиданно снова замедляется и заканчивается в быстром темпе, весело и задорно.
В танце участвует четное число девочек — от восьми до шестнадцати. Они танцуют в венгерских народных костюмах.
Костюм девочек.
Кофта белая, из тонкого накрахмаленного материала, с широкими пышными рукавами с оборкой, окаймленной кружевами. Рукава украшены черной лентой или черными кружевами (от плеча вниз). У ворота кофта собрана лентой, вышитой розами (вышивку можно заменить аппликацией или рисунком). Поверх кофты надевается шелковая безрукавка с мелкими цветочками на черном фоне, отделанная золотой или серебряной тесьмой.
Юбка (на 10 сантиметров ниже колен) ситцевая или кашемировая, широкая, в сборку. Цвет юбок может быть различный: желтый, красный, зеленый, розовый, по фону юбки — цветы. На юбке — черная с розами лента. Ниже ленты — широкая оборка, окантованная снизу черным шнуром (окантовка шнуром делается для того, чтобы юбка стояла колоколом). Под верхней юбкой — накрахмаленная с оборками нижняя юбка. На пояс нижней юбки сзади пришивается мягкий валик, для того чтобы верхняя юбка была пышнее. На верхнюю юбку надевается шелковый или сатиновый передник бордового, вишнево-красного, красновато-лилового или синевато-лилового цвета; передник окаймлен черной лентой, украшенной цветными и блестящими нашивками. На край ленты нашиваются черные кисти.
Волосы девочек заплетены в косы, в косах — банты. На ногах — красные сапожки.
Харомугрош. Венгерский танец для девочек. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Девочки выстраиваются в один ряд за задней левой кулисой. Они берутся за руки, скрещивая их (левая рука — поверх правой). В правой руке у каждой девочки белый платочек. Все поворачивают голову направо (рис. 1).
Рис. 1
Первая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4. Темп медленный.
На 1—8-й такты девочки, держась за руки, как показано на рисунке 1, слегка повернувшись вправо, движением № 1 (начиная с правой ноги) выходят из левой задней кулисы на сцену и не спеша, тихо напевая мелодию танца, идут вдоль задника сцены (рис. 2).
Рис. 2
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты девочки продолжают идти тем же движением вдоль задника сцены.
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты девочки продолжают двигаться в том же направлении; таким образом все участницы танца выходят ровным рядом на сцепу. На последнюю восьмую 4-го такта девочки неожиданно разъединяют руки, повернувшись к зрителям, слегка наклоняются вперед, и каждая девочка соединяет руки перед корпусом (рис. 3).
Рис. 3
На 5—8-й такты (темп музыки постепенно ускоряется) девочки, быстро выпрямившись и взявшись скрещенными руками (правая рука поверх левой), идут маленькими простыми шагами вперед, начиная с правой ноги (на каждую четверть такта один шаг). При этом девочки, стоящие в середине линии, шагают почти на месте, а крайние девочки немного продвигаются вперед, как показано на рисунке 4. Таким образом, постепенно образуется полукруг (рис. 5). На последнюю четверть 8-го такта девочки подставляют левую ногу к правой ноге в шестую позицию и неожиданно слегка приседают на обеих ногах.
Рис. 4↓
Рис. 5↓
Вторая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4. Темп быстрый.
На 1—3-й такты девочки, стоя в полукруге и держась за скрещенные руки (правая поверх левой), исполняют на месте три раза движение № 2.
На 4—6-й такты исполняют движение № 3. На 7—9-й такты исполняют движение № 4.
На 10—12-й такты повторяют движение № 2.
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—6-й такты девочки шесть раз исполняют движение № 5.
На 7—9-й такты исполняют движение № 3.
На 10—12-й такты исполняют движение № 4.
Третья фигура
Исполняется третья мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренно быстрый.
На 1—8-й такты девочки, весело напевая, движением № 6 растягивают полукруг. Для этого восемь девочек, стоящих в полукруге справа, исполняют движение № 6 вправо, а восемь девочек, стоящих в полукруге слева, исполняют движение № 6 влево. При этом на 1—2-й такты девочки медленно вытягивают вперед скрещенные руки; на 3—4-й такты постепенно разъединяют руки и опускают их вниз; на 5—8-й такты берутся за опущенные вниз руки и медленно приподнимают их в стороны до уровня плеч; в конце 8-го такта внезапно поднимают руки по диагонали вверх, упираясь в ладони друг друга (рис. 6).
Рис. 6
Повторяется третья мелодия музыки.
На 1—8-й такты девочки исполняют на месте восемь раз движение № 7, начиная с правой ноги.
Повторяется третья мелодия музыки.
На 1—2-й такты восемь девочек выходят через одну из полукруга (назовем их условно первыми) и идут к авансцене (рис. 7), исполняя движение № 8, начиная с правой ноги. Выровнявшись в один ряд, девочки поднимают руки по диагонали вверх и упираются в ладони друг друга (рис. 6). Одновременно остальные девочки, оставаясь в полукруге (назовем их условно вторыми), исполняют на месте движение № 8, начиная с правой ноги.
Рис. 7
На 3—5-й такты первые девочки, исполняют на авансцене три раза движение № 9. При этом на 5-й такт, делая первый прыжок, девочки быстро разъединяют руки, поворачиваются вправо на 180 градусов, снова упираются ладонями и продолжают движение № 9 спиной к зрителям.
Одновременно остальные девочки, стоя в полукруге, повторяют на месте движение № 8.
На 6—7-й такты первые девочки, исполняя движение № 8 (начинают с левой ноги), идут в глубину сцены; одновременно вторые девочки движением № 8 идут вперед к авансцене. При встрече первые девочки проходят мимо вторых девочек «гребеночкой», как показано на рисунке 8.
Рис. 8
На 8-й такт первые девочки движением № 9 поворачиваются вправо на 180 градусов и останавливаются лицом к зрителям, опустив руки вниз, а ноги соединив в естественную позицию. Одновременно вторые девочки, выровнявшись в один ряд на авансцене, поднимают руки по диагонали вверх и, упираясь в ладони друг друга, исполняют на месте движение № 10 с левой ноги.
Повторяется третья мелодия музыки.
На 1—2-й такты первые девочки, два раза исполняя движение № 7 (с правой, потом с левой ноги), становятся близко друг к другу и к концу 2-го такта берутся за руки, вытягивая их вперед. Одновременно вторые девочки в той же позе исполняют на месте движение № 10 с правой, потом с левой ноги.
На 3—4-й такты первые девочки продолжают исполнять на месте движение № 7, а вторые девочки — движение № 10.
На 5—8-й такты вторые девочки, разделившись на две равные группы, перестраиваются в два маленьких круга; для этого четыре девочки (справа) идут вправо, исполняя движение № 10 с правой ноги, и постепенно образуют кружочек на правой стороне сцены; в то же время другие четыре девочки (слева) идут влево тем же движением, но с левой ноги и образуют второй кружочек, на левой стороне сцены (рис. 9). Девочки в обоих кружочках поднимают соединенные руки вверх. Одновременно на 5—8-й такты первые девочки, держась за руки, тесным рядом идут вперед движением № 8 (руками не размахивать) и проходят между двумя кружочками на авансцену.
Рис. 9
Повторяется третья мелодия музыки.
На 1—4-й такты первые девочки, высоко подняв соединенные руки вверх, исполняют на месте четыре раза движение № 10 (начинают с правой ноги); одновременно вторые девочки продолжают двигаться в кружочках движением № 10.
На 5—6-й такты первые девочки исполняют движение № 9, отступая к заднику сцены; одновременно вторые девочки в каждом кружочке разъединяют руки, кладут левую руку себе на пояс, правую поднимают вверх и движением № 8 (размахивают только правой рукой) выходят к заднику сцены, как показано пунктирной линией на рисунке 10, и становятся полукругом лицом к зрителям. На 7—8-й такты все девочки, исполняя движение № 9, перестраиваются в полукруг, как показано на рисунке 5 (для этого вторые девочки входят в линию первых). В полукруге девочки берутся за руки, скрещивая их (правая рука поверх левой).
Рис. 10
Четвертая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 4/4. Темп быстрый.
На 1—6-й такты все девочки, держась за скрещенные руки (правая рука поверх левой), движением № 11 идут по кругу против хода часовой стрелки.
На 7—12-й такты девочки движением № 12 идут в обратную сторону (по ходу часовой стрелки), возвращаясь на свои места.
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—5-й такты девочки, исполняя влево пять раз движение № 13, идут по кругу по ходу часовой стрелки.
На 6-й такт девочки исполняют движение № 14.
На 7—11-й такты девочки, продолжая идти по кругу в том же направлении, пять раз исполняют движение № 15.
На 12-й такт девочки, возвращаясь на свои места (рис. 5), исполняют движение № 16,
Повторяется вторая мелодия музыки.
На 1—6-й такты девочки шесть раз исполняют движение № 11, продвигаясь вправо.
На 7—12-й такты девочки шесть раз исполняют движение № 12, продвигаясь влево, и возвращаются на свои места.
Пятая фигура
Исполняется четвертая мелодия музыки. Темп умеренный. Музыкальный размер 2/4.
На 1-й такт девочки делают простой шаг правой ногой вперед и, наклонившись вперед, медленно поднимают перед собой скрещенные руки (рис. 11).
Рис. 11
На 2-й такт девочки делают шаг назад левой ногой, при этом постепенно выпрямляются и скрещенные руки поднимают над головой (рис. 12).
Рис. 12
Примечание.
Движения рук и шаги в 1—2-м тактах медленные, плавные.
На 3—12-й такты девочки, опустив скрещенные руки назад (за спину), идут движением № 17 по ходу часовой стрелки и постепенно замыкают круг (рис. 13).
Рис. 13
Повторяется четвертая мелодия музыки, постепенно замедляясь.
На 1—11-й такты девочки движением № 17 продолжают идти по кругу по ходу часовой стрелки.
На 12-й такт (исполняется очень медленно) девочки делают шаг вперед, скрещенные руки поднимают над головой (рис. 14) и затем опускают их перед корпусом (рис. 15), тяжесть тела переносят на левую ногу.
Рис. 14↓
Рис. 15↓
Примечание.
Во время исполнения пятой фигуры девочки поют (напевают мелодию без слов) чередуясь: то поет одна или две девочки, то поют все. Если девочки хорошо поют, пятую фигуру можно танцевать без музыки, только под пение.
Шестая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4. Темп медленный, постепенно ускоряется и переходит в быстрый.
На 1—8-й такты девочки в позе, показанной на рисунке 15, медленно продвигаются по кругу по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 1.
Повторяется первая мелодия музыки. Темп постепенно ускоряется.
На 1—8-й такты девочки продолжают идти по кругу (но более быстро) движением № 1.
Повторяется первая мелодия музыки. Темп быстрый.
На 1—8-й такты девочки в той же позе быстро идут по кругу в том же направлении, простыми шагами.
Повторяется первая мелодия музыки. Темп быстрый.
На 1—8-й такты в одном месте круг разрывается, девочки движением № 18 быстро идут в. том же направлении, перестраиваются в линию вдоль задника сцены и уходят со сцены за левые кулисы (рис. 16, 16а).
Рис. 16
Рис. 16а
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Маленькие шаги с пристукиванием»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Тяжесть тела перенести на левую ногу, правую ногу поставить на пятку у середины левой ступни. Корпус подтянут, голова несколько приподнята.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) правую ногу опустить с пятки на всю ступню, сильно топнув подушечкой ступни об пол, тяжесть тела перенести на правую ногу. Колено слегка согнуть. Одновременно левую поту слегка приподнять, согнув в колене.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу, выпрямив в колене, поставить на пятку у середины правой ступни. Одновременно колено правой ноги резким толчком, как бы внезапно, выпрямить.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) левую ногу опустить с пятки на всю ступню, сильно топнув подушечкой ступни об пол, тяжесть тела перенести на левую ногу, колено слегка согнуть. Одновременно правую ногу слегка приподнять, согнув в колене.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу, выпрямив в колене, поставить на пятку у середины левой ступни. Одновременно колено левой ноги резким толчком, как бы внезапно, выпрямить.
Затем движение исполняется сначала.
«Шаги с пристукиванием» исполняются вперед или по кругу. Чтобы продвинуться на большее расстояние, одну ногу ставят не у середины стопы другой ноги, а у ее пальцев. Пристукивание делается очень четко, в темпе музыки. Толчок при выпрямлении колена должен быть резким, как бы неожиданным, выпрямляющим не только колено, но и весь корпус.
Движение № 2
«Маленькие прыжки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на правую ногу, немного назад, перенести на нее тяжесть тела, одновременно левую ногу слегка отделить от пола и вытянуть вперед наискосок вправо, перекрещивая ею правую ногу (рис. 17).
Рис. 17
На счет «два» (вторая четверть такта) легко перепрыгнуть на левую ногу, поставив ее рядом с правой и чуть согнув в колене, одновременно правую ногу вытянуть вперед чуть влево.
На счет «три» (третья четверть такта), повернув колени внутрь (рис. 18), скользнуть на полступни вперед на низких полупальцах обеих ног.
Рис. 18
На счет «четыре» (четвертая четверть такта), повернув ноги на полупальцах в исходное положение (естественную позицию), опуститься на ступни и слегка присесть.
Затем движение повторяется. Прыжки исполняются быстро и легко, приседание (на счет «четыре») делается с небольшим акцентом.
Движение № 3
Исполняется на три такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой шаг вперед правой ногой, поставив ее на пятку, а затем с ударом опустить ее на всю ступню. Левая нога остается сзади на носке.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать небольшой шаг левой ногой, поставив ее на пятку, а затем с ударом опустить на всю ступню. Правая нога остается сзади на носке.
На счет «три» (третья четверть такта) топнуть правой йогой, поставив ее рядом с левой в естественную позицию.
Голову немного опустить вниз и слегка присесть.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) отпрыгнуть немного назад, на ступню правой ноги, одновременно левую ногу откинуть от колена назад. Голову поднять (рис. 19, вид сбоку).
Рис. 19
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой шаг назад на низких полупальцах левой ноги.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать небольшой шаг назад на полупальцах правой ноги.
На счет «три» (третья четверть такта) ударить подушечкой левой ноги об пол, поставив ее рядом с правой ногой в естественную позицию. Корпус слегка наклонить вперед.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта), выпрямляясь, сделать прыжок на месте на левой ноге, одновременно правую ногу броском от колена поднять назад, затем неожиданно вытянуть вперед.
3-й такт
На счет «раз-два-три» (первая, вторая и третья четверти такта) повторить движения, исполненные на тот же счет в 1-м такте движения № 3.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза. Ноги в естественной позиции.
Движение № 4
Исполняется на три такта музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать маленький прыжок на месте на низких полупальцах правой ноги, одновременно левую ногу отделить от пола и невысоко отвести влево (рис. 20).
Рис. 20
На счет «два» (вторая четверть такта) легко перепрыгнуть на низкие полупальцы левой ноги, ставя ее рядом с правой ногой, одновременно правую ногу отделить от пола и невысоко отвести вправо.
На счет «три» (третья четверть такта) легким прыжком правую ногу поставить рядом с левой в шестую позицию. Слегка присесть на обеих ногах.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
2-й такт
На счет «раз-два-три» (первая, вторая и третья четверти такта) повторить движения, исполненные на тот же счет в 1-м такте.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта), высоко подпрыгнув на правой ноге, мягко опуститься на нее, а левой ногой сделать небольшой круг в сторону и отвести от колена назад.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) легко перепрыгнуть на низкие полупальцы левой ноги, ставя ее рядом с правой ногой, одновременно левую ногу отделить от пола и невысоко отвести вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) легко перепрыгнуть на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее рядом с левой ногой, одновременно левую ногу отделить от пола и невысоко отвести влево.
На счет «три» (третья четверть такта) легким прыжком левую ногу поставить рядом с правой в шестую позицию.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) пауза.
Движение № 5
«Прыжки с поворотом ног»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на левой ноге немного назад, перенести на нее тяжесть тела, одновременно правую ногу слегка отделить от пола и вытянуть вперед наискосок влево, перекрещивая ею левую ногу.
На счет «два» (вторая четверть такта) легко перепрыгнуть на правую ногу, поставив ее рядом с левой ногой и чуть согнув в колене. Одновременно левую ногу вытянуть вперед чуть вправо.
На счет «три» (третья четверть такта) левую ногу поставить рядом с правой и скользнуть на высоких полупальцах обеих ног, повернув их вправо (рис. 21).
Рис. 21
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) повернуться на полупальцах обеих ног в исходное положение и чуть заметно присесть на обеих ногах.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 6
«Маленькие боковые шаги»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать очень маленький шаг вправо на полупальцы правой ноги, сильно выпрямив колено, и сейчас же опуститься на всю ступню, слегка согнув ногу в колене. Левую ногу слегка отделить от пола. Корпус держать прямо, голову слегка наклонить к правому плечу.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу приставить к правой ноге на полупальцы, сильно выпрямив колено, и сейчас же опуститься на всю ступню, слегка согнув ногу в колене. Правую ногу слегка отделить от пола, корпус держать прямо, голову слегка наклонить к левому плечу.
На счет «три-четыре» (третья и четвертая четверти такта) проделать то же, что на счет «раз-два».
Затем движение исполняется сначала.
Таким образом девочка движется вправо.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но девочка делает шаги влево левой ногой и подставляет к ней правую ногу.
Это движение исполняется четко, пружинно, с некоторым акцентом на счет «раз» и на счет «три». Девочка покачивает головой несколько подчеркнуто на счет «раз» и на счет «три».
Движение № 7
«Тройной прыжок»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте на правой ноге, одновременно левую ногу приподнять вправо с согнутым коленом и поднятым носком, как показано на рисунке 22.
Рис. 22
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать второй прыжок на месте на правой ноге, одновременно левую ногу чуть отвести влево и затем от колена назад (рис. 23).
Рис. 23
На счет «три» (третья четверть такта) сделать два прыжочка на месте на полупальцах сначала левой ноги, потом правой (каждое движение — на 1/8 такта).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте на полупальцах левой ноги.
Затем движение исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте на левой ноге, одновременно правую ногу приподнять влево с согнутым коленом и поднятым носком (рис. 24).
Рис. 24
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать два прыжочка на месте на полуноге, одновременно правую ногу чуть отвести вправо и затем от колена назад.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать два прыжочка на месте на полупальцах сначала правой ноги, потом левой.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте на полупальцах правой ноги.
Затем движение исполняется с правой ноги.
Движение № 8
«Тройной прыжок с движением рук»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать два легких прыжочка на месте на полупальцах сначала правой ноги, потом левой (каждое движение — на1/8 такта), одновременно обе руки поднять вверх и перевести кисти рук вправо, потом влево (рис. 25).
Рис. 25
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать легкий прыжочек на месте на полупальцах правой ноги, кисти поднятых рук перевести вправо.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать два легких прыжочка на месте на полупальцах сначала левой ноги, потом правой (каждое движение — на 1/8 такта), одновременно обе руки поднять вверх и перевести кисти рук влево, потом вправо.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать легкий прыжочек на месте на полупальцах левой ноги, кисти поднятых рук перевести влево.
Затем движение исполняется сначала.
Примечание.
Движение можно начинать и с левой ноги; в этом случае сначала исполняются движения, указанные на счет «три-четыре», а потом — на счет «раз-два».
Движение № 9
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног, колени чуть согнуты.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте на левой ноге, одновременно правую ногу приподнять влево с согнутым коленом и поднятым носком (рис. 24).
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать второй прыжок на месте на левой ноге, одновременно правую ногу чуть отвести вправо и затем от колена назад.
На счет «три» (третья четверть такта) топнуть полупальцами правой ноги, поставив ее впереди пальцев левой ноги в пятую позицию, и сейчас же топнуть полупальцами левой ноги, поставив ее к пятке правой ноги в пятую позицию (топать на каждую 1/8 такта).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сильно топнуть стопой правой ноги, а левую ногу, слегка согнув в колене, чуть отделить от пола и провести по полукругу вперед и влево.
Затем движение исполняется сначала.
Примечание.
Колени обеих ног при исполнении этого движения все время немного развернуты в стороны.
Движение № 10
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте на правой ноге, одновременно левую ногу приподнять вправо с согнутым коленом и поднятым носком, как показано на рисунке 22.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать второй прыжок на месте на правой ноге, одновременно левую ногу чуть отвести влево и затем от колена назад.
На счет «три» (третья четверть такта) левую ногу приставить на полупальцы к правой ноге, которую одновременно отвести в правую сторону. Это движение делается на 1/8 такта. На следующую 1/8 такта легким прыжком поставить правую ногу к левой ноге, то есть вернуть обратно, и щиколоткой правой ноги ударить левую ногу; левая нога как бы выбивается невысоко в воздух влево.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу легким прыжком приставить на полупальцы к правой ноге.
Затем движение повторяется или исполняется с левой ноги.
б) Движение с левой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на месте на левой ноге, одновременно правую ногу приподнять влево с согнутым коленом и поднятым носком, как показано на рисунке 24.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать второй прыжок на месте на левой ноге, одновременно правую ногу чуть отвести вправо и затем от колена назад.
На счет «три» (третья четверть такта) правую ногу приставить на полупальцы к левой ноге, которую одновременно отвести в левую сторону. Это движение делается на 1/8 такта. На следующую 1/8 такта легким прыжком приставить левую ногу к правой ноге, то есть вернуть обратно, и щиколоткой левой ноги ударить правую ногу; правая нога как бы выбивается невысоко в воздух вправо.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) правую ногу легким прыжком приставить на полупальцы к левой ноге.
Затем движение повторяется или исполняется с правой ноги (это движение можно исполнять, продвигаясь в ту или иную сторону).
Движение № 11
«Боковое движение вправо»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой прыжок вправо на правую ногу, одновременно левую ногу чуть отделить от пола и отвести влево.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать небольшой прыжок на левую ногу, приставляя ее к правой ноге. Правую ногу сейчас же чуть отделить от пола и отвести вправо.
На счет «три» (третья четверть такта) прыжком соединить ноги в естественную позицию, слегка присесть и затем подняться на полупальцы.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) опуститься на всю ступню левой ноги, слегка согнув ее в колене, а праву» ногу, слегка отделив от пола, отвести вправо.
Затем движение исполняется сначала, и таким образом девочка двигается вправо. Прыжки исполняются четко, с ударом стопой или полупальцами об пол.
Движение № 12
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта слегка отвести правую ногу вправо.
На счет «раз» (первая четверть такта), слегка повернувшись влево, сделать маленький шаг правой ногой вперед — влево, одновременно левую ногу немного приподнять назад (рис. 26).
Рис. 26
На счет «два» (вторая четверть такта), повернувшись в исходное положение, сделать небольшой шаг левой ногой влево, правую ногу чуть отделить от пола.
На счет «три» (третья четверть такта) правую ногу поставить на каблук рядом с левой ногой (рис. 27) и затем на каблуках обеих ног повернуться влево (каждое движение делается на 1/8 такта).
Рис. 27
На счет «четыре» (четвертая четверть такта), соединив ноги в шестую позицию, опуститься с каблуков на ступни и слегка присесть (рис. 28).
Затем движение исполняется сначала. При повторении движения нужно приподняться из приседания. Поворачиваться влево не нужно, так как корпус уже повернут влево, как показано на рисунке 28.
Рис. 28
Движение № 13
«Прыжок на двух ногах с притопом и поворотом»
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение смотри на рисунке 28.
На счет «раз» (первая четверть такта) легким прыжком повернуться вправо и приземлиться на обе ноги, ударив ступнями об пол (рис. 29).
Рис. 29
На счет «два» (вторая четверть такта), скользнув на полупальцах левой ноги, повернуться влево (колено левой ноги при этом резко выпрямить), одновременно правую ногу поднять влево (с прямым коленом), перекрещивая ею левую ногу (рис. 30).
Рис. 30
На счет «три» (третья четверть такта) сделать шаг вперед — влево на полупальцы правой ноги.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) левую ногу, повернув коленом вправо, поставить на полупальцы к правой ноге; таким образом, обе ноги стоят на полупальцах (рис. 18). При этом слегка повернуться направо.
Затем движение исполняется сначала.
При повторении движения № 13 на счет «раз» из положения, показанного на рисунке 18, нужно, скользнув ступнями, соединить их в шестую позицию и с ударом опуститься на пол, как показано на рисунке 28.
Движение № 14
То же, что движение № 13, но на четвертую четверть такта нужно левую ногу поставить на полупальцы перед правой ногой в пятую позицию.
Движение № 15
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед — влево на полупальцы правой ноги.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу, повернув коленом вправо, поставить на полупальцы к правой ноге; таким образом, обе ноги стоят на полупальцах (рис. 18). При этом слегка повернуться направо.
На счет «три» (третья четверть такта) легким прыжком повернуться вправо и приземлиться на обе ноги, ударив ступнями об пол (рис. 29).
На счет «четыре» (четвертая четверть такта), скользнув на полупальцах левой ноги, повернуться влево (колено левой ноги при этом резко выпрямить). Одновременно правую ногу поднять влево (с прямым коленом), перекрещивая ею левую ногу.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 16
Исполняется на один такт музыки. Счет 4/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед— влево на полупальцы правой ноги.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу, повернув коленом вправо, поставить на полупальцы к правой ноге; таким образом, обе ноги стоят на полупальцах (рис. 18). При этом слегка повернуться направо.
На счет «три» (третья четверть такта) сделать небольшой прыжок вправо на правую ногу, одновременно левую ногу чуть отделить от пола и отвести влево.
На счет «четыре» (четвертая четверть такта) сделать небольшой прыжок на левую ногу, приставляя ее к правой ноге. Правую ногу сейчас же чуть отделить от пола и отвести вправо.
Движение № 17
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу отделить от пола.
На счет «раз» (первая четверть такта) наступить на правую ногу, поставив ее перед левой ногой, левую ногу чуть отделить от пола (рис. 31).
Рис. 31
На счет «два» (вторая четверть такта) левой ногой сделать шаг влево — назад.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 18
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Голову повернуть вправо.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг влево правой ногой, перекрещивая ею левую ногу (рис. 16).
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на низкие полупальцы левой ноги, ставя ее влево.
Затем движение исполняется сначала.
Примечание.
Шаги исполняются легко, быстро, в характере легкого бега. Корпус можно чуть-чуть наклонить вперед.