Танец с фонариками. Китайский танец для детей
В Китае широко распространены танцы с фонариками. Танцоры двигаются мягко и грациозно, движения их спокойны и пластичны, и в какие-то моменты создается впечатление, что ожившие китайские фонарики сами движутся. Танец могут исполнять или одни девочки, или одни мальчики, или смешанная группа.
Музыка танца народная.
Танец с фонариками. Китайский танец для детей. Ноты. Нажмите
В данном варианте танца участвуют девять человек. Четыре — первая группа, четыре — вторая группа и одна солистка (или солист).
КОСТЮМЫ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Первая группа.
Розовые брюки и кофта китайского покроя (см. рисунок), украшенные бирюзовой или светло-зеленой полосой. На ногах — бирюзовые или зеленые, сшитые из материи туфельки. В руках — по одному бирюзовому или светло-зеленому фонарику. Если танцуют девочки, в волосах у них могут быть красные цветы.
Вторая группа.
Бирюзовые или светло-зеленые брюки и кофта, украшенные розовой полосой. На ногах — розовые сшитые из материи туфельки. В руках — по одному желтому фонарику. Если танцуют девочки, в волосах у них могут быть красные цветы.
Солистка (солист).
Брюки и кофта лимонного цвета, украшенные красной полосой. На ногах — красные, сшитые из материи туфельки. В руках — по одному красному фонарику. Если танцует девочка, в волосах у нее могут быть бирюзовые или светло-зеленые цветы.
Фонарики делаются из гофрированной бумаги или легкой (желательно шелковой) материи, которая натягивается на проволочный или картонный каркас. Внизу у фонарика кисточка из ниток (красного цвета — у танцующих первой и второй групп, зеленого — у солистки). Наверху фонарика — ручка, сделанная из проволоки и обмотанная материей в цвет фонарика.
На рисунках показаны отдельные части фонарика.
Очень эффектны светящиеся фонарики. Для этого внутри каждого фонарика помещают обыкновенный карманный фонарь с сухой батарейкой, прикрепив его к проволочному основанию так, чтобы через нижнее отверстие цветного фонарика можно было свободно включать свет.
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Даётся для девочек. Если танцуют мальчики, они исполняют то же самое.
Перед началом танца все девочки находятся за последней правой кулисой.
После двухтактового музыкального вступления начинается танец.
Первая фигура
Исполняется первая мелодия. Музыкальный размер 6/8. Темп умеренно быстрый.
На 1—3-й такты танцующие первой группы (первая, вторая, третья и четвертая девочки) поочередно (каждая — через 3/8 такта) выходят маленькими шагами на низких полупальцах (движение № 1) из правого заднего угла сцены и идут друг за другом мимо задника сцены к левому заднему углу. Положение рук и корпуса при этом показано на рисунке 1 (условно назовем это положение первой позой).
Рис. 1
На 4—6-й такты вторая группа (пятая, шестая, седьмая и восьмая девочки) также поочередно выходят из правого заднего угла и следуют в той же позе по тому же направлению. Первая девочка ведет своих подружек по диагонали к правому углу авансцены. Положение рук и корпуса при переходе по диагонали показано на рисунке 2 (условно назовем это положение второй позой).
Рис. 2
На 7—8-й такты первая девочка ведет своих подружек по авансцене к левым кулисам (рис. 3). От правого угла авансцены к левым кулисам девочки вновь идут в первой позе.
Рис. 3
На 9—12-й такты девочки, раскрыв руки в стороны, идут маленькими шагами по кругу против хода часовой стрелки (рис. 4).
Рис. 4
Голову и корпус на 9—10-й такты слегка наклоняют влево (взгляд устремлен на фонарик в левой руке), на 11—12-й такты наклоняют вправо (взгляд устремлен на фонарик в правой руке). В конце 12-го такта каждая девочка должна дойти до места, показанного на рисунке 5.
Рис. 5
На 13—14-й такты вторая и третья девочки быстро делают полный поворот влево, поворачиваются лицом к зрителям и идут маленькими шагами (движение № 1) по середине сцены к авансцене в позе, показанной на рисунке 6. Одновременно первая, восьмая и седьмая девочки делают поворот на 180 градусов вправо и идут к середине задника сцены, а четвертая, пятая и шестая девочки, чуть замедляя ход, также идут к середине задника сцены и, встретившись со своими подружками, пара за парой (первая девочка — с четвертой, восьмая — с пятой, седьмая — с шестой) идут по середине сцены к авансцене, улыбаясь друг другу, в позе, показанной на рисунке 6.
Рис. 6
Дойдя до авансцены, девочки расходятся по одной вправо и влево (рис. 7) и перестраиваются в два круга (рис. 8).
Рис. 7
Рис. 8
На 15—16-й такты девочки каждого круга становятся «звездочкой» и маленькими шагами идут по кругу; вторая, седьмая, восьмая и первая девочки — по ходу часовой стрелки (рис. 9), остальные — против хода часовой стрелки (рис. 9а).
Рис. 9
Рис. 9а
Повторяются 15—16-й такты музыки.
Девочки перестраиваются парами, как показано на рисунке 10. Девочки каждой пары, смотря друг на друга, в позе, показанной на рисунках 11 и 11а, кружатся на месте маленькими шагами: пары на левой стороне сцены — против хода часовой стрелки, остальные — по ходу часовой стрелки. В конце 16-го такта, пройдя один круг, девочки перестраиваются в две линии лицом к зрителям, как показано на рисунке 12. Руки свободно опускают вниз.
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 11а
Рис. 12
Вторая фигура
Исполняется вторая мелодия. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный.
На 1—4-й такты девочки, стоящие в первой линии (находящейся ближе к зрителям), движением № 2 вправо двигаются к правым кулисам. Одновременно девочки, стоящие во второй линии, тем же движением, но влево двигаются к левым кулисам. При этом девочки на Первые два такта приподнимают фонарики вверх (рис. 13), затем снова опускают их вниз.
Рис. 13
На 5—8-й такты девочки первой линии простыми шагами, почти не отделяя ступней от пола, очень медленно делают полный поворот на месте вправо. При этом фонарики приподнимают перед корпусом, голову поворачивают налево. Девочки второй линии исполняют то же самое, но делают поворот влево, голову поворачивают направо. В конце 8-го такта все девочки снова становятся лицом к зрителям.
На 9—12-й такты повторяются движения 1—4-го тактов, но девочки, стоящие в первой линии, движутся влево, а девочки стоящие во второй линии, — вправо. Таким образом, все возвращаются на свои места.
На 13—16-й такты повторяются движения 5—8-го тактов, но девочки первой линии кружатся влево, девочки второй линии — вправо.
Повторяются 9—16-й такты музыки.
На 9—12-й такты все девочки, слегка наклонив корпус вперед и постепенно разводя руки в стороны, маленькими шагами на низких полупальцах (один шаг на каждую '/8 такта) отходят назад по диагонали клевым кулисам (рис. 14).
Рис. 14
На 13—16-й такты тем же движением девочки идут по диагонали вперед — к правым кулисам (рис. 15). При этом правую руку отводят вправо, левую руку медленно поднимают, сгибая в локте, как показано на рисунке 16.
Рис. 15
Рис. 16
На 17—24-й такты четвертая, третья, вторая и первая девочки в первой позе (рис. 1) идут по кругу (по ходу часовой стрелки на правой стороне сцены), а потом идут друг за другом мимо правых кулис к правому верхнему углу (рис. 17). Руки при этом постепенно опускают.
Рис. 17
Одновременно пятая, шестая, седьмая и восьмая девочки, исполняя движение № 3, отходят по диагонали назад — к заднему углу левой стороны сцены, а в конце 24-го такта поворачиваются лицом к центру сцены и становятся во вторую позу (рис. 2).
Третья фигура
Исполняется третья мелодия. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренно быстрый.
На 1—4-й такты в глубине сцены справа появляется девочка-солистка. В первой позе (рис. 18) она спокойно движется небольшими шагами по диагонали к авансцене (рис. 19).
Рис. 18
Рис. 19
Одновременно четвертая, третья, вторая и первая девочки, держа фонарики в согнутых руках перед грудью, идут по линии круга (шаги их более стремительны, чем у девочки-солистки). Встречаясь с солисткой, каждая девочка обменивается с ней улыбкой и затем четвертая, третья, вторая и первая девочки возвращаются на свои места к правым кулисам (рис. 19). В это время пятая, шестая, седьмая и восьмая девочки, стоя на месте, на 1-й такт чуть поворачиваются вправо и поднимают фонарики, как показано на рисунке 20, на 2-й такт поворачиваются влево и меняют положение рук (левую поднимают вверх, а правую переводят влево), смотрят на фонарик в левой руке; на 3—4-й такты, опустив руки и чуть-чуть отведя их в сторону, кружатся на месте вправо.
Рис. 20
На 5—8-й такты четвертая, третья, вторая и первая девочки в первой позе (рис. 1) идут маленькими шагами на низких полупальцах по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 21, и поворачиваются лицом к солистке. Пятая, шестая, седьмая и восьмая девочки, стоя на месте и согнув руки в локтях, поднимают фонарики до уровня плеч. Одновременно девочка-солистка во второй позе (рис. 2) маленькими шагами на низких полупальцах на 5—6-й такты идет по линии круга (по ходу часовой стрелки), на 7-й такт делает круг поменьше, на 8-й такт, переводя руки в первую позу (рис. 1), делает поворот на месте (рис. 21) и останавливается лицом к зрителям.
Рис. 21
На 9—16-й такты девочка-солистка идет маленькими шагами на низких полупальцах по пути, указанному линиями на рисунке 22. При этом она переводит руки то во вторую позу, то в первую, меняя положение на каждые два такта. Одновременно первая и вторая группы девочек на 9—10-й такты движутся маленькими шагами на низких полупальцах по диагонали вперед к солистке, протягивая к ней обе руки с фонариками; на 11 — 12-й такты, постепенно опуская руки, отступают назад (спиной к заднику сцены), немного передвигаясь вправо; на 13—14-й такты девочки опять идут к солистке, немного сдвигаясь вправо (спиной к правому заднему углу сцены) и протягивая к ней руки; на 15—16-й такты отступают назад, немного сдвигаясь вправо (спиной к правым кулисам) и опуская руки вниз. Направление движения первой и второй групп девочек показано стрелками на рисунке 22.
Рис. 22
На 17—18-й такты девочки обеих групп, повернувшись лицом к зрителям (рис. 23), движением № 2 идут влево (к середине сцены). Правую руку при этом постепенно поднимают до уровня плеча, а левую—выше головы, так чтобы на последнюю четверть 18-го такта руки оказались в первой позе (рис. 18).
Рис. 23
На 19—20-й такты девочки, продолжая двигаться к середине сцены, плавно переводят руки во вторую позу (рис. 2).
Одновременно на 17—20-й такты девочка-солистка маленькими шагами на низких полупальцах быстро движется в глубину сцены по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 23. Руки при этом сначала переводит в первую позу (рис. 18), а через два такта — во вторую (рис. 2).
На 21—22-й такты девочки движением № 2 отходят к кулисам: первая, вторая, третья и четвертая, сохраняя первую позу, идут влево, остальные, плавно переведя руки во вторую позу, идут вправо. Девочка-солистка, разведя руки в стороны, идет вперед по образовавшемуся коридору (рис. 24), обмениваясь улыбками со своими подружками.
Рис. 24
На 23—24-й такты девочка-солистка маленькими шагами на низких полупальцах движется в центре сцепы по маленькому кругу против хода часовой стрелки. Правую руку при этом мягко поднимает выше плеча, а левую, опущенную вниз, чуть приподнимает в сторону. В конце 24-го такта девочка-солистка поворачивается лицом к зрителям.
Одновременно девочки первой и второй групп, постепенно поднимая руки вперед (до уровня груди), на 23-й такт движутся маленькими шагами на низких полупальцах к центру сцены (см. пунктирные линии на рисунке 25), образуя круг, а на 24-й такт, опуская руки вдоль корпуса, отступают по диагонали назад (см. продолжение пунктирных линий на рисунке 25, данное сплошной чертой).
Рис. 25
На повторение 23—24-го тактов девочки повторяют движения предыдущих двух тактов. Солистка, находясь в центре сцены, постепенно приседает, опускаясь на левое колено, а правую ногу выводя вперед, руки переводит в положение, показанное на рисунке 26.
Рис. 26
Четвертая фигура
Исполняется четвертая мелодия. Музыкальный размер 2/4. Темп умеренный.
На 1—4-й такты девочки, перестроившись парами лицом к зрителям (рис. 27), медленно приседают: первая, вторая, седьмая и восьмая девочки — в позу, показанную на рисунке 26, остальные — опускаясь на правое колено, левую йогу выводя вперед, левую руку сгибая перед корпусом, а правую — подняв над головой. Все девочки слегка наклоняются и смотрят в сторону солистки, которая на 1—2-й такты постепенно встает и поднимает правую руку к левой вверх (рис. 28), на 3—4-й такты кружится на месте (по ходу часовой стрелки), постепенно опуская обе руки в стороны.
Рис. 27
Рис. 28
На 5—16-й такты все девочки, кроме солистки, оставаясь в приседании, на каждые два такта меняют положение рук (левая переходит в положение правой, правая — в положение левой). Корпус и голова, следуя движению рук, слегка наклоняются в сторону руки, находящейся внизу. Взгляд устремлен в ту же сторону.
Одновременно девочка-солистка, приподняв руки с фонариками в стороны, маленькими шагами на низких полупальцах идет от центра сцены влево, проходит впереди 3-й и 4-й девочек, Затем сзади них, возвращается к центру сцены, идет в глубину сцены мимо 8-й и 7-й девочек, проходит сзади них, идет по дуге мимо 6-й и 5-й девочек, затем сзади них и вновь возвращается к центру (рис. 29). При этом девочка-солистка при встрече со своими подружками легким наклоном головы и улыбкой как бы приветствует их.
Рис. 29
Пятая фигура
Исполняется пятая мелодия. Музыкальный размер 6/8. Темп умеренно быстрый.
На 1—8-й такты девочка-солистка маленькими шагами на низких полупальцах идет по пути, указанному сплошной линией на рисунке 30. За ней такими же шагами движутся третья и четвертая девочки, за ними — пятая и шестая девочки, далее седьмая и восьмая девочки и, наконец, первая и вторая девочки (см. пунктирную линию на рисунке 30).
Рис. 30
При этом девочки все время смотрят на зрителей и идут то во второй позе (если идут левым боком к зрителям), то в первой позе (если идут правым боком к зрителям).
На 9—16-й такты тем же движением девочки проходят по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 31, и затем одна за другой уходят со сцены, до последнего момента глядя на зрителей.
Рис. 31
Примечание.
Если у девочек фонарики устроены так, что они могут светить то зажигать их следует в четвертой фигуре, на 5—16 й такты, когда солистка идет мимо присевших подружек. Каждая пара девочек может включить свет в своих фонариках после того, как солистка пройдет мимо них (рис. 29). В это время общий свет на сцене лучше уменьшить или совсем выключить. В конце четвертой фигуры девочка-солистка зажигает и свои фонарики. Пятая фигура исполняется с горящими фонариками.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИИ
Движение № 1
«Маленькие шаги»
Это простые, очень небольшие шаги, исполняемые на низких полупальцах.
При музыкальном размере в 2/4 и в 4/4 на каждую четверть такта делается один шаг. При музыкальном размере 6/8 на каждый такт исполняется два равных шага. Стремительность движения в отдельных моментах танца разная, но шаги должны быть всегда равными по длине и исполняться без остановок, без рывков.
При исполнении этих шагов ступни ног передвигаются в зависимости от положения корпуса. Если девочки стоят боком к зрителям, то они идут, переставляя ступни вперед (обычные шаги вперед), если же девочки стоят лицом к зрителям, они идут, переставляя ступни вбок (боковые шаги).
Движение № 2
«Боковые шаги, «елочка»
Это движение есть и в русских танцах. У нас оно называется «гармошкой».
Исполняется на один такт музыки. Счет (при музыкальном размере в 2/4 на каждый такт движение исполняется два раза).
На счет «раз» (первая четверть такта) сдвинуть носки и раздвинуть пятки (рис. 32).
Рис. 32
На счет «два» (вторая четверть такта) сдвинуть пятки и раздвинуть носки (рис. 33).
Рис. 33
Исполняя это движение, танцующий продвигается вправо или влево.
При движении вправо, соединяя носки, нужно опереться на пятку левой ноги и на носок правой ноги. Разводя затем носки в стороны (и соединяя пятки), нужно опираться на пятку правой ноги и на носок левой ноги.
При движении влево, соединяя носки, нужно опираться на пятку правой ноги и на носок левой ноги. Разводя носки в стороны (соединяя пятки), нужно опираться на пятку левой ноги и на носок правой ноги.
Это движение исполняется очень мягко и плавно.
Движение № 3
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4.
Девочка идет вперед по диагонали к левому заднему углу, кружась (делает два полных круга) движением № 1. При этом руки постепенно (рассчитывая на два такта музыки) переводит вперед, а затем правую руку поднимает над головой, левую отводит в сторону (рис. 34).
Рис. 34
Затем движение исполняется сначала (руки вновь опускает вперед, а потом в позу, показанную на рисунке 34).