Сборщицы чая ловят бабочку. Китайский танец для детей
«Наступают весенние дни, расцветают повсюду цветы, молодые сборщицы чая выходят на склоны гор.
В руках у них корзинки — они собирают ароматный чай».
Так поется в песне поэта Сунь Цзинь-шэня, под которую исполняется китайский народный танец «Сборщицы чая».
Плавно и грациозно движутся по сцене девушки. Легко и осторожно снимают они с чайных кустов ароматные листья и кладут их в свои корзиночки. Лица девушек озарены светлой, радостной улыбкой. Им нравится все — и солнце, которое так ласково светит, и красивые чайные кусты, и веселые подружки. Они трудятся, напевая нежную мелодию.
Закончив работу, девушки возвращаются домой, но, увидев пеструю, красивую бабочку, забывают об усталости и устремляются к ней. Как ни стараются девушки поймать бабочку кто веером, кто ладошкой, ничего не получается. Но это не огорчает веселых девушек, они рады случаю порезвиться и поиграть.
Этот поэтичный танец зародился в провинции Фуцзянь и стал популярным во всем Китае.
Существует несколько вариантов танца на разное количество танцоров. В варианте, который описывается здесь, участвует восемь девочек — «сестер», среди них две солистки — «старшая сестра» и «вторая сестра». Кроме того, в танце участвует мальчик, который вводит в танец «бабочку».
Музыка танца и костюмы исполнителей народные.
Костюм старшей и второй сестер.
Длинная кофта китайского покроя из белого блестящего шелка с застежкой справа, украшенная полосами красного цвета; на кофте нарисованы или нашиты аппликацией большие и маленькие синие цветы. Брюки из ярко-синего шелкового полотна, украшенные широкой белой полосой и узкими синими полосками из блестящего шелка. Двойной шелковый фартук: снизу синий с каймой, сверху маленький темно-синий, украшенный цветами: красными, белыми и зелеными. Красный пояс из блестящего шелка. На ногах — белые носки и белые атласные туфельки на тонкой подметке (иЗ материи), с красными цветами и бахромой. Волосы заплетены в две косы. Слева в волосах розовые цветы.
Костюм третьей, пятой и седьмой сестер.
Розовая атласная кофта с застежкой справа, украшенная зеленой оторочкой и белой полосой шириной до трех сантиметров. Розовые шелковые брюки, украшенные зелеными и белыми полосами. Красный пояс из блестящего шелка. Фартук такой же, как у старшей сестры. На ногах — белые носки и зеленые атласные туфельки с красной бахромой. Волосы заплетены в две косы. Слева — розовые цветы.
Костюм четвертой, шестой и восьмой сестер.
Светло-зеленая атласная кофта, отделанная красным атласом, а также цветной каймой белого цвета. Светло-зеленые атласные брюки, украшенные полосами красного и белого цветов. Красный пояс из блестящего шелка. Фартук такой же, как у старшей сестры. На ногах — белые носки и розовые атласные туфельки с зеленой бахромой. Волосы заплетены в две косы. Слева — розовые цветы.
Каждая девочка имеет корзиночку оригинальной формы (см. на рисунках) и веер. Корзиночка обшита синелькой темно-красного цвета и украшена красными кистями. Веер белый с красными и золотыми цветами.
Костюм мальчика.
Светло-желтые атласные кофта и брюки. Ворот кофты украшен шестью бабочками из шелка темно-кофейного цвета. Край кофты и обшлага оторочены синей полоской. Широкий шелковый пояс зеленого цвета, завязывающийся спереди. Белые атласные туфли на тонкой подметке. Пятки и носки туфель зеленые.
У мальчика в правой руке бабочка на длинной тонкой бамбуковой палочке (вроде удочки), покрытой черным лаком. Бабочка сделана из проволочного каркаса, затянута цветной марлей, расшита синелькой золотого, кофейного, фиолетового- и зеленого цветов и украшена блестками.
Перед началом танца все участники находятся за кулисами с левой стороны сцены.
Сборщицы чая ловят бабочку. Китайский народный танец для детей. Ноты. Нажмите.
Описания всех движений после описания танца↓.
Первая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Темп умеренный. Музыкальный размер 2/4.
На 1—23-й такты девочки друг за другом выходят на сцену движением № 1. Впереди идет первая девочка — старшая сестра, за ней — вторая сестра, далее третья, четвертая, пятая и другие девочки. Они идут по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 1, останавливаются полукругом в глубине сцены и поворачиваются лицом к зрителям. Девочки, кроме старшей сестры и второй сестры, ставят свои корзиночки на пол перед собой.
Рис. 1
Музыка прекращается. Вперед (на середину сцены) выходит старшая сестра, за ней — вторая сестра. Старшая сестра, оглядываясь вокруг и любуясь окружающей природой, говорит: «Посмотрите, как хорошо вокруг, какое ласковое солнце! Сестричка, зови сестер на гору собирать чай». Вторая сестра отвечает: «Хорошо, сейчас позову», и, повернувшись к сестрам, говорит: «Сестрички! Старшая сестра зовет нас собирать чай на горе». Все отвечают: «Ой, как хорошо! Пойдемте на гору, пойдемте».
Старшая сестра, с улыбкой кивнув головой сестрам, становится на свое место в полукруг. Вторая сестра также возвращается в полукруг.
За сценой два раза легко ударяют в барабан. На эти удары девочки поднимают свои корзиночки и снова поворачиваются друг за другом в затылок.
Вторая фигура
Повторяется первая мелодия музыки.
На 1—2-й такты старшая сестра быстро поворачивается лицом ко второй сестре, и обе движением № 1 кружатся на месте против хода часовой стрелки, проходя мимо левого плеча друг друга (рис. 2).
Рис. 2
Вторая сестра переходит таким образом на место старшей, а та — на место второй и затем немного продвигается вперед (на свое место). Одновременно остальные девочки очень маленькими шажками (движение № 1) продвигаются друг за другом вперед с таким расчетом, чтобы в конце 2-го такта третья девочка оказалась рядом со второй девочкой, четвертая девочка — на месте третьей, пятая — на месте четвертой, и т. д.
На 3—4-й такты кружатся вторая и третья девочки (так же, как кружились па 1—2-й такты старшая сестра и вторая), остальные продвигаются вперед. В конце 4-го такта вторая девочка движется в затылок старшей сестре, третья девочка оказывается на месте второй, четвертая — па месте третьей, и т. д.
На 5—6-й такты повторяется предыдущая комбинация движений, по кружатся теперь третья и четвертая девочки. Старшая сестра, а за ней вторая сестра слегка передвигаются по направлению к правому нижнему углу.
На 7—8-й такты повторяется предыдущая комбинация движений, но кружатся четвертая и пятая девочки. Третья идет за второй девочкой и старшей сестрой. Остальные передвигаются на одно место вперед.
На 9—10-й такты повторяется предыдущая комбинация движений, но кружатся пятая и шестая девочки. Четвертая девочка идет за третьей, та — за второй, вторая — за старшей сестрой. Остальные передвигаются на одно место вперед.
На 11-й такт повторяется то же, что на предыдущие такты, но кружатся шестая и седьмая девочки.
На 12-й такт повторяется то же, но кружатся последние — седьмая и восьмая девочки.
В конце 12-го такта все девочки стоят друг за другом, как показано на рисунке 3.
Рис. 3
На 13—23-й такты старшая сестра, а за ней и все девочки идут друг за другом, исполняя движение № 2, по пути, указанному пунктиром на рисунке 3. При этом старшая сестра начинает исполнять движение № 2 с 13-го такта, вторая сестра — с 14-го, третья — с 15-го, четвертая с 16-го, пятая — с 17-го, шестая — с 18-го, седьмая — с 19-го, восьмая — с 20-го такта. Каждая девочка исполняет два раза движение № 2, а потом продолжает идти движением № 1 (последние девочки успевают исполнить движение № 2 только один раз и заканчивают его в следующей фигуре).
Третья фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—12-й такты девочки идут друг за другом (впереди — старшая сестра) движением № 1 по пути, указанному на рисунке 4. В конце 12-го такта старшая сестра и вторая девочка поворачиваются направо и идут в обратном направлении: старшая сестра подходит к четвертой девочке, вторая — к третьей девочке, как показано на рисунке 5.
Рис. 4
Рис. 5
На 13—14-й такты старшая сестра и четвертая девочка движением № 1 кружатся на месте по ходу часовой стрелки, проходя мимо правого плеча друг друга. То же самое делают вторая и третья девочки. Одновременно остальные девочки исполняют на месте движение № 1.
На 15-й такт все девочки перемещаются: старшая сестра движением № 1 проходит между четвертой и пятой девочками (см. пунктирную линию на рисунке 5); пятая девочка, а за ней все остальные сейчас же проходят тем же движением по диагонали вперед; вторая девочка проходит между пятой и шестой девочками и идет за старшей сестрой; третья и четвертая девочки поворачиваются направо и подходят: третья девочка — к шестой девочке, четвертая — к пятой девочке (рис. 6).
Рис. 6
На 16—17-й такты третья и шестая девочки движением № 1 кружатся на месте по ходу часовой стрелки, проходя мимо правого плеча друг друга. То же самое делают четвертая и пятая девочки. Седьмая и восьмая девочки исполняют движение № 1 на месте. Старшая сестра и вторая девочка подходят к заднику сцены.
На 18-й такт все девочки перемещаются: третья девочка движением № 1 проходит между шестой и седьмой девочками; седьмая девочка, а за ней восьмая сейчас же проходят тем же движением по диагонали вперед (к левому нижнему углу); четвертая девочка проходит между седьмой и восьмой девочками и идет за третьей девочкой в глубину сцены к старшей сестре, которая вместе со второй девочкой чуть продвигается вдоль задника сцены; пятая и шестая девочки поворачиваются направо и подходят: пятая — к восьмой, шестая — к седьмой девочке (рис. 7).
Рис. 7
На 19—20-й такты пятая и восьмая девочки движением № 1 кружатся на месте по ходу часовой стрелки, проходя мимо правого плеча друг друга. То же самое делают шестая и седьмая девочки. Остальные девочки подходят к старшей сестре, та жестом показывает, что они подошли к горе, на которую им предстоит подняться.
На 21—23-й такты пятая девочка, за ней шестая девочка, далее седьмая и потом восьмая девочка идут по пути старшей сестры в глубину сцены и становятся, как показано на рисунке 8. Все девочки оживленно переговариваются между собой, смотрят, высока ли гора, и обсуждают, как проще на нее подняться.
Рис. 8
Четвертая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—18-й такты старшая сестра и вторая вешают корзиночки себе на руки, веер держат обеими руками козырьком над глазами, чуть наклоняются вперед (смотрят на дорогу; рис. 9) и движением № 3 как бы начинают подниматься на гору. Остальные девочки парами идут за ними тем же движением, но веер держат так же, как в движении № 1. Все проходят по пути, указанному на рисунке 10, и в конце 18-го такта располагаются, как показано на рисунке 11.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
На 19—22-й такты девочки, поднявшись на гору, выбирают места, откуда начнут сбор чая. Движением № 4 они перемешаются: старшая и вторая сестры поворачиваются лицом к зрителям и идут на авансцену, третья и четвертая девочки также поворачиваются лицом к зрителям и выходят на середину сцены (см. пунктирные линии на рисунке 11). Остальные девочки движутся в глубину сцены. В конце 22-го такта все оказываются на местах, как показано на рисунке 12.
Рис. 12
На 23-й такт старшая и третья сестры исполняют движение № 5, вторая и четвертая девочки исполняют движение № 6. Остальные девочки исполняют движение № 4 на месте.
Пятая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Девочки начинают собирать чай.
На 1—12-й такты старшая сестра, два раза исполняя движение № 7, движется к правому углу авансцены; третья девочка тем же движением отступает назад мимо правых кулис к правому заднему углу; вторая девочка, два раза исполняя движение № 8, идет к левому углу авансцены; четвертая девочка движением № 8 отступает назад мимо левых кулис к левому заднему углу. Одновременно пятая, шестая, седьмая и восьмая девочки идут к центру сцены, исполняя на 1—9-й такты движение № 9, а на 10—12-й такты — движение № 4. В конце 12-го такта все оказываются на местах, указанных на рисунке 13.
Рис. 13
На 13—16-й такты старшая сестра и третья девочка исполняют движение № 10, вторая и четвертая девочки, переложив корзиночку и веер в правую руку, исполняют движение № 11. В то же время девочки, находящиеся в середине сцены, исполняя два раза движение № 12, кружатся влево и одновременно движутся по кругу против хода часовой стрелки с таким расчетом, чтобы па 13—14-й такты пятая девочка перешла на место седьмой, седьмая — на место восьмой, восьмая — на место шестой, шестая — на место пятой, а на 15—16-й такты каждая опять продвинулась на одно место вперед.
На 17—18-й такты старшая сестра, а также вторая, третья и четвертая девочки кладут в свои корзиночки собранные чайные листья, лежащие на веере. Одновременно остальные девочки повторяют движение № 12 и кружатся влево на месте.
На 19—23-й такты все девочки, исполняя движение № 4. перемещаются: старшая сестра и вторая девочка идут по полукругу в глубину сцены, третья и четвертая девочки переходят к боковым кулисам, к ним подходят шестая и пятая девочки, седьмая и восьмая девочки проходят мимо друг друга и становятся рядом на авансцене (на рисунке 14 линиями показан путь каждой девочки. Петля в линиях показывает, что в этом месте девочка покружилась и пошла дальше).
К концу 23-го такта все девочки стоят лицом к зрителям на местах, показанных на рисунке 15.
Рис. 14
Рис. 15
Шестая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—4-й такты старшая сестра, а также третья, пятая и седьмая девочки делают шаг вперед левой ногой и исполняют на месте движение № 13. При этом пятая и седьмая девочки постепенно приседают, становятся на правое колено и ставят корзиночку на пол около себя. (Посмотрите внимательно на рисунок 16 — на нем показано, в какой позе срывают чайные листья старшая сестра и третья девочка, а также, как присели на правое колено пятая и седьмая девочки.)
Рис. 16
Одновременно (на 1—4-й такты) вторая, четвертая, шестая н восьмая девочки, переложив корзиночку в правую руку, исполняют на месте движение № 14. При этом шестая и восьмая девочки постепенно приседают, становятся на левое колено и ставят корзиночку на пол около себя. На рисунке 17 показана поза, в которой стоят вторая и четвертая девочки, и поза шестой и восьмой девочек.
Рис. 17
На 5—12-й такты старшая сестра, третья, пятая и седьмая девочки еще два раза исполняют на месте движение № 13 (пятая и седьмая девочки исполняют его, не поднимаясь из приседания; рис. 16). Одновременно вторая, четвертая, шестая и восьмая девочки два раза исполняют движение № 14 (шестая и восьмая девочки исполняют его, не поднимаясь из приседания; рис. 17).
На 13—16-й такты старшая сестра, третья, пятая и седьмая девочки исполняют движение № 10, но при этом все, оставаясь на месте, исполняют только движения правой рукой. Одновременно вторая, четвертая, шестая и восьмая девочки исполняют движение № 11, но, также оставаясь на месте, делают только движения левой рукой.
На 17—18-й такты каждая девочка перекладывает собранные чайные листья с веера в свою корзиночку. Пятая, шестая, седьмая и восьмая девочки поднимаются с колен.
На 19—22-й такты девочки, исполняя движение № 4, перемещаются. (Рассмотрите внимательно рисунок 18. На нем линиями показан путь каждой девочки; петля в каждой линии показывает, что в этом месте две встречающиеся девочки покружились и далее разошлись на свои места: старшая сестра встречается и кружится с третьей девочкой, вторая — с четвертой, пятая — с седьмой, шестая — с восьмой).
На 23-й такт все девочки становятся на места, показанные на рисунке 19.
Рис. 18
Рис. 19
Седьмая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—2-й такты старшая сестра, третья, пятая и седьмая девочки движением № 1 идут спиной назад — в глубину сцены, остальные девочки тем же движением идут вперед — по направлению к авансцене (см. стрелки на рисунке 19).
На 3—4-й такты девочки, находясь лицом к зрителям и исполняя движение № 1, двигаются к кулисам, как показано на рисунке 20.
Рис. 20
На 5-й такт старшая сестра, третья, пятая и седьмая девочки, находясь на левой стороне сцены, движением № 1 идут вперед — на зрителей. Одновременно остальные девочки, находясь на правой стороне сцены, движением № 1 идут спиной назад — к заднику сцены.
На 6—7-й такты старшая сестра, третья, пятая и седьмая девочки движением № 1 двигаются к правым кулисам, остальные девочки тем же движением двигаются клевым кулисам.
На 8—9-й такты повторяются движения, исполненные на 1—2-й такты.
На 10—11-й такты вторая, четвертая, шестая, восьмая девочки движением № 1 идут к правым кулисам. Старшая сестра и остальные девочки исполняют движение № 1 на месте. В конце 11-го такта все девочки стоят на местах, показанных на рисунке 21.
На 12—14-й такты все девочки в позе, показанной па рисунке 22, движением № 1 идут к левым кулисам, сохраняя равнение в линиях.
Рис. 21
Рис. 22
Восьмая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—2-й такты все девочки собирают чай, исполняя движение № 10. При этом вторая, шестая, седьмая и третья девочки исполняют движение на месте, остальные перемещаются вправо: четвертая девочка проходит за спиной второй девочки и становится в линию справа от нее; восьмая девочка проходит за спиной шестой девочки и становится в линию между второй и шестой девочками; пятая девочка проходит за спиной седьмой девочки и становится в линию справа от нее; старшая сестра проходит за спиной третьей девочки и становится в линию между седьмой и третьей девочками (рис. 23).
Рис. 23
На 3—6-й такты все девочки исполняют движение № 10 на месте.
На 7—8-й такты восьмая, четвертая, пятая девочки и старшая сестра исполняют движение № 10 на месте. Остальные девочки, исполняя движение № 10, переходят вправо, как показано на рисунке 24.
Рис. 24
На 9—10-й такты вторая, четвертая, шестая и восьмая девочки исполняют движение № 10 на месте. Остальные девочки движением № 10 проходят вперед: старшая сестра идет мимо левого плеча восьмой девочки; третья девочка проходит между восьмой и шестой девочками; пятая — между шестой и четвертой девочками; седьмая — между четвертой и второй девочками (рис. 25). В конце 10-го такта девочки стоят на местах, показанных на рисунке 26.
Рис. 25
Рис. 26
На 11—14-й такты старшая сестра, а также третья, пятая к седьмая девочки идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 11 (см. пунктирную линию на рисунке 26). Одновременно вторая, четвертая, шестая и восьмая девочки идут по кругу по ходу часовой стрелки, исполняя движение № 10.
Повторяются 12—14-й такты музыки.
На 12—13-й такты девочки повторяют движение № 11 замыкая круг. Все становятся лицом к зрителям (рис. 27).
Рис. 27
На 14-й такт все девочки (кроме старшей и второй сестер) приседают, становятся на правое колено, корзиночки ставят на пол, веера кладут рядом с корзиночками перед собой. Старшая сестра и вторая девочка, наклонившись, ставят корзиночки на пол, рядом кладут веера.
Девятая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—4-й такты пятая, седьмая, восьмая и шестая девочки, оставаясь в приседании, исполняют на месте движение № 15. При этом пятая и седьмая девочки чуть поворачивают корпус влево, а шестая и восьмая девочки чуть поворачивают корпус вправо.
Одновременно остальные девочки исполняют движение № 15, поднимаясь из приседания: старшая сестра и третья чуть поворачивают корпус влево, вторая и четвертая — вправо (рис. 28).
Рис. 28
На 5—8-й такты все девочки, оставаясь на месте, исполняют движение № 16.
На 9—12-й такты все девочки еще раз исполняют движение № 16, но старшая сестра, а также вторая, третья и четвертая девочки делают при этом шаг вперед (на 9-й такт), а затем возвращаются обратно (на 11-й такт).
На 13—14-й такты все девочки исполняют движение № 17, но при этом старшая и третья сестры простыми шагами на полупальцах кружатся (делают полный поворот на 360 градусов) влево, а вторая и четвертая девочки кружатся вправо.
Повторяются 12—14-й такты музыки.
Все девочки встают лицом к зрителям, поднимают корзиночки левой рукой, веера — правой рукой и движением № 1 перемещаются, как показано на рисунке 29.
В конце 14-го такта девочки становятся в одну линию лицом к зрителям (рис. 30).
Рис. 29
Рис. 30
Десятая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—4-й такты все девочки, сохраняя равнение в линии, движением № 1 немного продвигаются вперед — на авансцену. В левой руке они несут корзиночки, а веером (который находится в правой руке, поднятой перед собой чуть ниже правого плеча) на каждый такт музыки делают круговое движение; из исходного положения поворачивают кисть руки сначала к себе, потом вниз, далее от себя, затем — сначала.
На 5—7-й такты девочки тем же движением продолжают идти вперед, но руку с веером опускают вниз (см. рисунок 56 в описании движения № 1). В конце 7-го такта вторая, четвертая, шестая и восьмая девочки поворачиваются налево, остальные девочки — направо (рис. 31).
Рис. 31
На 8—14-й такты девочки движением № 1 идут вперед. Старшая и вторая сестры проходят мимо левого плеча друг друга; встретившись со следующей девочкой, проходят мимо правого плеча друг друга, при следующей встрече проходят мимо левого плеча друг друга, и т. д. Таким образом каждая девочка двигается вперед зигзагами, проходя то справа, то слева от девочки, идущей навстречу (рис. 31). Направление движения меняется на каждые два такта (эта фигура называется «цепочка», в классическом танце она называется «шен»).
Повторяются 12—14-й такты музыки.
Девочки идут друг за другом движением № 1 к левому заднему углу сцены (см. пунктирные линии на рисунке 31). Они как бы подошли к тому месту горы, с которого будут спускаться вниз. Старшая сестра и вторая девочка вешают свои корзиночки себе на левую руку.
Одиннадцатая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—9 -й такты все девочки начинают «спускаться с горы». Они идут друг за другом шагом, который описан в движении № 1. Впереди идет старшая сестра; она держит веер, как показано на рисунке 9, за ней, так же держа веер, идет вторая сестра, а затем идут друг за другом остальные девочки (входя в одну линию поочередно); они держат веер, как показано на рисунке 22. Старшая сестра доходит до центра сцены, а затем ведет девочек к левому переднему углу сцены (рис. 32).
Рис. 32
Одновременно на сцене появляется бабочка. Ее держит на палочке мальчик, находящийся за кулисами справа. На 1—3-й такты он, не показываясь на сцене, высовывает из-за кулис бабочку, встряхивает палочкой (бабочка при этом трепещет) н убирает ее. На 4-й такт мальчик выпрыгивает на сцену с бабочкой и останавливается в позе, показанной на рисунке 33 (палочку с бабочкой на протяжении всего танца он держит в правой руке).
Рис. 33
На 5—6-й такты мальчик движением № 18 бежит по сцене по пути, указанному линией на рисунке 32. На 7-й такт мальчик обеими ногами перепрыгивает через палочку (на которой прикреплена бабочка). На 8—9-й такты мальчик движением № 1 отступает назад.
На 10—12-й такты мальчик движением № 18 бежит к середине сцены.
На 13—14-й такты мальчик, стоя на месте в позе, показанной на рисунке 34, крутит палочку над своей головой (бабочка порхает по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 35).
Рис. 34
Рис. 35
На 15—22-й такты мальчик, продолжая крутить палочку над головой, следит за полетом бабочки и движением № 1 продвигается к левым кулисам (см. стрелку на рисунке 35).
Одновременно (на 10—22-й такты) девочки идут друг за другом движением № 1 по полукругу вдоль задника сцены (рис. 35) и не замечают бабочки.
На 23-й такт девочки, остановившись в полукруге, поворачиваются лицом к зрителям, и... вдруг на лицах их радостное удивление: они увидели бабочку... красивую... редко встретишь такую,.. В это время мальчик поворачивается лицом к девочкам.
Двенадцатая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1-й такт старшая сестра, исполняя движение № 17, подбегает к бабочке, старается веером поймать ее, но это не удается.
На 2-й такт тем же движением пробует поймать бабочку вторая девочка, но и ей это не удается. Старшая сестра идет к левым кулисам движением № 1, вторая — следует за ней. Остальные девочки оживленно переговариваются.
На 3—8-й такты каждая девочка поочередно, исполняя движение № 17, старается поймать бабочку и, когда это не удается, идет движением № 1 по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 36.
Рис. 36
Одновременно (на 1—8-й такты) мальчик в позе, показанной на рисунке 37, переступает с ноги на ногу и палочкой кружит над своей головой (слева направо). Бабочка порхает вверх и вниз, то появляясь перед девочками, то удаляясь от них.
Рис. 37
На 9—12-й такты мальчик движением № 18 переходит на середину сцены. Бабочка в его руках весело порхает. Девочки идут движением № 1 вдоль задника сцены, держа веер у правого плеча (рис. 22), и, как зачарованные, смотрят на порхающую бабочку.
На 13—16-й такты мальчик исполняет на месте движение № 18, бабочка летает над его головой. Восьмая девочка, быстро поставив свою корзиночку на пол, бежит к бабочке (рис. 38) шагом, который описан в движении № 1. Левая рука у девочки вытянута в сторону и немного приподнята, правая рука с веером поднята к плечу. Подбежав к бабочке, восьмая девочка пытается поймать ее, но бабочка улетает.
Одновременно вторая, четвертая и шестая девочки чуть проходят простыми шагами вперед, наблюдая за движениями восьмой девочки. Остальные девочки простыми шагами отступают назад, в глубину сцены, и ставят свои корзиночки на пол.
Рис. 38
На 17—18-й такты восьмая девочка, стоя на месте (правая нога впереди, левая — сзади), делает круговое движение веером (снизу вверх) и поворачивает корпус вслед за бабочкой, которая порхает прямо перед ее лицом. Вдруг бабочка снизилась. Восьмая девочка, быстро присев на корточки, прижимает веер к земле, думая, что поймала бабочку, и не замечая, что бабочка улетела. Остальные девочки, оставаясь на прежних местах, наблюдают за восьмой девочкой.
На 19—23-й такты старшая сестра, а также третья, пятая и седьмая девочки продвигаются немного вперед и выжидательно смотрят на восьмую девочку; они также не заметили, как улетела бабочка, и считают, что ее поймала восьмая девочка.
В это же время вторая, четвертая и шестая девочки отходят простыми шагами в глубину сцены и ставят свои корзиночки там же, где уже стоят корзиночки их сестер.
Восьмая девочка осторожно приоткрывает веер и видит, что бабочки нет; решив, что бабочка застряла в веере, восьмая девочка встряхивает веером, но бабочки нет. Восьмая девочка огорченно разводит руками, на лице ее разочарование. Где же бабочка? Восьмая девочка бегает по сцене шагами, описанными в движении № 1, ищет бабочку. А бабочка летает по кругу над головой мальчика, который на месте перепрыгивает с одной ноги на другую и кружит палочку над головой. В конце 23-го такта восьмая девочка вдруг увидела бабочку и как бы радостно вскрикнула.
Посмотрите внимательно на рисунок 39: сплошной чертой показан путь восьмой девочки, пунктирной линией показано направление движения бабочки.
Рис. 39
Тринадцатая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—5-й такты восьмая девочка складывает веер, который она держит в правой руке, и, исполняя движение № 19, бежит за бабочкой. При этом девочка то слегка опускает веер, указывая им на бабочку, то поднимает в исходное положение, как показано на рисунке 40 (перемена движения на каждую 1/8 такта). Левая рука у девочки вытянута влево, на уровне плеча.
Рис. 40
Одновременно мальчик, исполняя на месте движение № 19 (рис. 40), поворачивается влево и ведет бабочку влево, а потом назад.
На рисунке 41 пунктирной линией показано направление движения бабочки, а сплошной чертой — путь восьмой девочки, которая движется за бабочкой.
Рис. 41
В то же время остальные девочки с интересом следят за ловлей бабочки. При этом девочки движутся простыми шагами на полупальцах (на каждую четверть такта — один шаг) то вперед — к середине сцены, то назад — к заднику сцены. Направление движения меняется на каждые два такта музыки. Сначала вторая, четвертая и шестая девочки идут вперед, остальные девочки идут назад, потом — наоборот.
На 6-й такт восьмая девочка, догнав бабочку, ловит ее, исполняя движение № 20, но опять безрезультатно: бабочка улетает. Остальные девочки продолжают движения предыдущих тактов.
На 7—12-й такты мальчик, повернувшись лицом к зрителям и присев на обеих ногах, прыгает на месте (в приседании), бабочка летает, как показано пунктирной линией на рисунке 42. Ловить бабочку выбегает седьмая девочка. Подняв обе руки вверх, она бежит за бабочкой (рис. 42).
Рис. 42
На последнем (12-м) такте она делает правой рукой с веером дугообразное движение слева направо (ловит бабочку). В это время восьмая девочка возвращается к сестрам и становится на свое место. Все девочки повторяют движения вперед и назад (как на предыдущие такты).
На 13—16-й такты мальчик, стоя на месте в позе, показанной на рисунке 37, ведет бабочку в направлении, указанном пунктирной линией на рисунке 43. Седьмая девочка бежит за бабочкой (см. сплошную черту на рисунке 43) шагами, описанными в движении № 1, и правой рукой с веером делает дугообразные движения то справа налево, то слева направо. В это время остальные девочки повторяют движения предыдущих тактов.
Рис. 43
На 17—18-й такты седьмая девочка уходит к сестрам и становится на свое место. Ловить бабочку выбегают пятая и шестая девочки.
На 19—20-й такты мальчик легко прыгает на обеих ногах и поворачивается на 360 градусов влево; бабочка порхает по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 44. Пятая и шестая девочки в позе, показанной на рисунке 22 (но левая рука, без корзиночки, вытянута влево), преследуют бабочку.
Рис. 44
На 21—23-й такты бабочка летит мимо пятой девочки; та, делая круговое движение веером, пытается накрыть бабочку веером, но она пролетает мимо. Шестая девочка следит за движением бабочки, подбегает к ней на авансцену (рис. 45). Пятая девочка, не заметив, куда улетела бабочка, поворачивается направо и идет по пути, указанному линией на рисунке 45, — ищет бабочку.
Остальные девочки все время повторяют движения 1—6-го тактов (двигаются то вперед, то назад).
Рис. 45
Четырнадцатая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—7-й такты мальчик, опираясь на правую ногу, левую, согнутую в колене, поднимает назад и в этой позе постепенно наклоняет палочку (и наклоняется сам) вниз. Бабочка медленно снижается. Шестая девочка осторожно приближает веер к бабочке (рис. 46). На последнюю четверть 7-го такта бабочка вдруг запрыгала по земле. Шестая девочка накрывает бабочку веером, но бабочка опять ускользает, взлетает вверх; шестая девочка не видит этого и считает, что она поймала бабочку.
Рис. 46
В это время пятая девочка напряженно смотрит, ищет бабочку в правом углу сцены.
На 8—9-й такты шестая девочка осторожно приподнимает веер, чтобы посмотреть на бабочку, не обнаруживает ее и с удивлением оглядывается: она не понимает, куда же делась бабочка; а бабочка перелетает вправо, к пятой девочке. Пятая девочка, увидев бабочку, бросается к ней с поднятым веером.
Остальные девочки продолжают ход то вперед, то назад.
На 10-й такт пятая девочка бежит на середину авансцены за бабочкой (рис. 47). В этот момент шестая девочка, увидев подлетающую бабочку, поднимает веер, готовясь поймать ее.
Рис. 47
На 11—13-й такты мальчик так же, как в начале фигуры, медленно наклоняется вниз, бабочка снижается, шестая девочка, опускаясь на колено, накрывает ее веером. Пятая девочка внимательно следит за движением шестой девочки; став ва колено, она наклоняется к вееру шестой девочки, заглядывает под него.
На 14-й такт бабочка улетает из-под веера.
На 15—18-й такты пятая и шестая девочки поворачиваются вслед за порхающей над их головами бабочкой (рис. 48) и, делая круговые движения веером, пытаются поймать ее.
Рис. 48
Мальчик легко прыгает на месте, бабочка в его руках весело порхает, кружась то вправо, то влево.
На 19—23-й такты мальчик опять наклоняется вперед, бабочка постепенно снижается и затем прыгает по полу. Пятая и шестая девочки пытаются ее поймать (каждая накрывает своим веером). Думая, что бабочка поймана, пятая и шестая девочки улыбаются друг другу. Остальные девочки, которые все время повторяли предыдущие движения (ход то вперед, то назад), останавливаются, с интересом ждут, когда пятая и шестая девочки возьмут бабочку в руки, но... на последний (23-й) такт бабочка, выпорхнув из-под вееров, снова взлетает вверх. Девочки ахают. Ну что за неуловимая бабочка!
Пятнадцатая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—5-й такты ловить бабочку выбегают третья и четвертая девочки. Они бегут шагами, описанными в движении № 1, веер держат в правой руке, поднятой к плечу, левую руку отводят в сторону. Пятая и шестая девочки в это время уходят в глубину сцены (рис. 49). Там их окружают остальные девочки, думая, что они несут пойманную бабочку, но видят, что бабочка не поймана.
Рис. 49
Мальчик в это же время исполняет на месте движение № 18. Бабочка порхает около четвертой девочки, которая бежит вокруг мальчика против хода часовой стрелки.
На 6-й такт четвертая девочка ловит бабочку, исполняя движение № 20, но бабочка ускользает и перелетает в сторону третьей девочки (мальчик при этом кружится влево). Третья девочка бежит к бабочке.
На 7—8-й такты третья девочка бежит движением № 1 за бабочкой по пути, показанному линией на рисунке 50 (мальчик ведет бабочку, стоя на месте лицом к зрителям). Четвертая девочка, не видя бабочки, идет искать ее на правой стороне сцены.
Рис. 50
На 9—12-й такты третья девочка, настигая бабочку, старается поймать ее круговыми движениями веера (справа налево и слева направо). Четвертая девочка продолжает искать бабочку на правой стороне сцены.
Мальчик, ведя бабочку, идет (низко присев на обеих ногах) по пути, указанному линией на рисунке 50.
Одновременно на 7—12-й такты остальные девочки, подняв правую руку с веером к плечу (повернуть веер лицевой стороной к голове), маленькими боковыми шагами идут вправо (рис. 50), наблюдая за ловлей бабочки.
На 13—17-й такты третья девочка бежит за бабочкой. Четвертая девочка ищет бабочку на правой стороне сцены.
На 18-й такт бабочка внезапно взлетает вверх; третья девочка теряет ее из виду и, поворачиваясь направо, идет по пути, показанному на рисунке 51, ищет бабочку.
Рис. 51
Одновременно на 13—18-й такты остальные девочки, находясь лицом к зрителям, в той же позе (правая рука с веером — у плеча, левая рука отведена влево) маленькими боковыми шагами двигаются вдоль задника сцены влево.
На 19—22-й такты бабочка летит по направлению к третьей девочке. Четвертая девочка, увидев ее, бросается к иен, старается поймать, бабочка снижается к полу (поза мальчика при этом показана на рисунке 52); девочка старается схватить бабочку левой рукой (рис. 52).
Рис. 52
В это время третья девочка также замечает бабочку и, остановившись, выжидательно смотрит, как ловит бабочку четвертая девочка.
Одновременно остальные девочки в той же позе, как на 13—18-й такты, маленькими боковыми шагами движутся вдоль задника сцены вправо.
На 23-й такт бабочка вновь взлетает вверх. Все девочки следят за ее полетом.
Шестнадцатая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—6-й такты мальчик, а также третья и четвертая девочки идут по кругу против хода часовой стрелки шагами, описанными в движении № 1. Остальные девочки в это время шагами, описанными в движении № 1, расходятся по линиям, показанным на рисунке 53.
Рис. 53
На 7—12-й такты мальчик, делая легкие прыжки на месте на каждую 1/4 такта, водит бабочку слева направо и справа налево. Девочки, расположившись полукругом сзади мальчика, поочередно ловят бабочку: на 7-й такт пятая девочка поворачивается влево, круговым движением веера пытается поймать ее и, не поймав, уходит на место, показанное на рисунке 54; на 8-й такт то же самое делает четвертая девочка, на 9-й такт — шестая девочка, на 10-й такт — третья девочка; на 11 — 12-й такты то же самое делают все остальные девочки. В конце 12-го такта все девочки стоят на местах, показанных на рисунке 54. Бабочка после каждого выхода девочек взлетает вверх.
Рис. 54
На 13—14-й такты все девочки, сохраняя равнение в линиях, идут маленькими боковыми шагами к заднику сцены. Правой рукой с веером делают круговое движение (справа налево).
На 15—16-й такты все девочки, сохраняя равнение в линиях, идут маленькими боковыми шагами в обратную сторону (к авансцене) и делают круговое движение веером слева направо.
На 17—18-й такты все девочки приседают, веерами стараются накрыть бабочку, которая порхает по полу (одновременно на 12—18-й такты мальчик идет то в глубину сцены, то к авансцене, корпус у него наклонен вперед).
На 19—23-й такты все девочки медленно поднимаются, веер приподнимают к правому плечу. Мальчик — в центре сцены, бабочка порхает у его ног.
Семнадцатая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—6-й такты мальчик, исполняя движение № 18, медленно кружится на месте влево. Бабочка порхает вслед за ним. Все девочки, окружив мальчика, идут против хода часовой стрелки (рис. 55) маленькими шагами на низких полупальцах. Левая рука у каждой девочки опущена вниз и слегка в сторону. Правая рука согнута в локте, веер — у плеча, лицевой стороной повернут к голове, корпус чуть наклонен вправо.
Рис. 55
На 7—9-й такты мальчик продолжает кружиться на месте. Девочки, остановившись, ставят правую ногу вперед (левая остается сзади на носке) и круговым движением веера снизу вверх как бы ловят бабочку. При этом девочки постепенно приседают и прижимают веера к земле.
На 10—23-й такты мальчик останавливается лицом к зрителям. Бабочка порхает над его головой. Девочки, глядя иа бабочку, медленно поднимаются, веер поднимают опять к плечу.
В это время занавес медленно закрывается.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Основной ход»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. В левой, опущенной вниз руке — корзиночка. В правой руке, согнутой в локте, — веер, поднятый кверху и слегка прижатый локтем к телу (рис. 56).
Рис. 56
Из-за такта подняться на полупальцах обеих ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать маленький шаг вперед на полупальцах левой ноги. Правую руку чуть-чуть вывести вперед (очень близко к корпусу, локоть скользит по талии, веер неподвижен).
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать маленький шаг вперед на полупальцах правой ноги. Правую руку отвести назад — в исходное положение.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) то же, что на счет «раз-и».
Затем движение исполняется сначала.
«Основной ход» исполняется на полупальцах, не опуская пятки на пол. Шаги очень мелкие, исполняются легко, грациозно.
Движение № 2
«Прыжок и ход вперед»
Исполняется на три такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать прыжок вперед — влево на правую ногу, опускаясь почти на полную ступню, левую ногу отделить от пола и слегка отвести назад, согнув в колене.
На счет «два» (вторая четверть такта) переступить на левую ногу, ставя ее вперед — влево (впереди правой ноги).
2—3-й такты
Движением № 1, начиная с правой ноги, идти вперед — влево.
Одновременно на 1—3-й такты правую руку с веером отвести вниз — назад, наклониться, провести веером по полукругу (перед собой и немного вперед) близко к полу (как бы по растущей на земле траве). В конце 3-го такта выпрямиться, руку с веером вернуть в исходное положение. Левую руку с корзиночкой все время держать опущенной вниз, чуть отведя ее от корпуса влево.
Движение № 3
«Восхождение на гору»
Исполняется так же, как движение № 1, но нужно шагать, выше поднимая ноги. При этом корпус чуть наклонить вперед, голову наклонить вниз.
Движение № 4
«Шаг и движение веером»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение— шестая позиция ног. В левой, опущенной руке — корзиночка, правая рука с веером согнута перед грудью (рис. 57).
Рис. 57
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) правую ногу, согнув в колене, приподнять, не выводя вперед
На счет «два» (вторая четверть такта) ступить вперед правой ногой.
Одновременно на счет «раз-два» сделать круговое движение перед собой веером снизу вверх.
2-й такт
То же, что на 1-й такт, но поднять согнутую в колене левую ногу и ступить на нее. Одновременно сделать круговое движение веером.
Движение № 5
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой, правую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу поставить сзади левой в третью позицию и слегка присесть на обеих ногах.
Одновременно веер переложить в левую руку и придерживать правой рукой. Корзиночка в левой руке.
Движение № 6
Шаги те же, что в движении № 5, но шаг вперед нужно сделать правой ногой и приставить к ней левую ногу. Веер в правой руке держать горизонтально ручкой к груди, корзиночку на вторую четверть такта переложить в правую руку, как показано на рисунке 17.
Движение № 7
«Сбор чая правой рукой»
Исполняется на шесть тактов музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. В левой руке, согнутой в локте, корзиночка и веер. Правая рука опущена вдоль корпуса.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать правой ногой шаг вправо.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу слегка отделить от пола и подвести к пятке правой ноги. Одновременно на счет «раз-два» правой рукой сделать круговое движение, снизу (извне) вверх (к себе), в конце движения ладонь повернуть кверху (рис. 58).
Рис. 58
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) левую ногу поставить сзади правой в третью позицию. В это время большим и указательным пальцами правой руки как бы сорвать чайный лист (корпус чуть наклонить к руке; рис. 58) и затем, сгибая ее в локте, подвести к правой стороне груди.
На счет «два» (вторая четверть такта), стоя на месте, отвести руку вперед, второй раз сорвать чайный лист, но теперь большим и средним пальцами правой руки (рука слегка движется извне к середине груди). Корпус в том же положении, как на счет «раз».
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на месте, третий раз отвести руку вперед и сорвать чайный лист, но теперь большим и безымянным пальцами правой руки (рука слегка движется извне к левой стороне груди).
Примечание.
Срывать чайный лист нужно только движением кисти руки.
На счет «два» (вторая четверть такта) сорванные чайные листья, повернув кисть правой руки, положить на веер, который находится в левой руке (левая рука на протяжении всего’ движения неподвижна, в положении, показанном на рисунке 58).
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) левую ногу поставить впереди правой, перекрещивая ее.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза. Одновременно на счет «раз-два» правой рукой сделать кругообразное движение снизу вверх у левой стороны груди. В конце движения ладонь повернуть кверху.
5-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на месте и чуть повернувшись влево, большим и указательным пальцами правой руки как бы сорвать чайный лист слева (корпус чуть наклонить к руке; рис. 59) и подвести правую руку, сгибая ее в локте, к левой стороне груди.
На счет «два» (вторая четверть такта), стоя на месте, большим и средним пальцами правой руки как бы сорвать чайный лист (рука слегка движется извне к середине груди).
Рис. 59
6-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на месте, сорвать чайный лист большим и безымянным пальцами правой руки (рука слегка движется извне к правой стороне груди).
На счет «два» (вторая четверть такта) сорванные чайные листья, повернув кисть правой руки, положить на веер, который находится в левой руке.
Таким образом, сначала чайные листья срываются справа налево, а затем слева направо.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 8
«Сбор чая левой рукой»
Это движение исполняется так же, как движение № 7, но корзиночка и веер у девочки в правой руке, а собирает чай она левой рукой: сначала слева направо, как показано на рисунке 60, потом справа налево. Первый шаг нужно сделать влево левой ногой, затем правую ногу поставить сзади левой ноги в третью позицию, а на счет «раз» 4-го такта правую ногу поставить впереди левой, перекрещивая ее.
Рис. 60
Движение №9
Исполняется, как движение № 4. Но поза — как показано на рисунке 22.
Движение № 10
«Быстрый сбор чая правой рукой»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. В левой руке, согнутой в локте, — корзиночка и веер. Правая рука опущена вдоль корпуса.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед — вправо правой ногой, левую ногу чуть отделить от пола. Одновременно правой рукой сделать круговое движение снизу вверх, в конце движения ладонь повернуть кверху (рис. 58).
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу поставить сзади правой ноги в третью позицию. Одновременно большим и средним пальцами правой руки сорвать чайный лист (рука движется к правой стороне груди).
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на месте, большим и средним пальцами правой руки сорвать чайный лист (рука движется к середине груди).
На счет «два» (вторая четверть такта) сорванные чайные листья, повернув кисть правой руки, положить на веер, который находится в левой руке.
Затем движение исполняется сначала.
Движение №11
«Быстрый сбор чая левой рукой»
Исполняется так же, но из исходного положения, показанного на рисунке 60. Шаг делается вперед — влево левой ногой, правая ставится сзади левой в третью позицию. Собирать чай нужно левой рукой (сначала рука движется к левой стороне груди, потом вперед, затем к середине груди, далее сорванные листья кладутся на веер, который находится в правой руке).
Движение №12
«Быстрый сбор чая левой рукой с круговым поворотом корпуса»
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. В правой руке — корзиночка и веер, левая рука опущена вниз.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг влево левой ногой, правую ногу отделить от пола. Одновременно левой рукой сделать круговое движение снизу вверх, в конце движения ладонь повернуть кверху.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу поставить сзади левой в третью позицию. Одновременно большим и средним пальцами левой руки сорвать чайный лист (рука движется извне к левой стороне груди).
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на месте, сорвать чайный лист большим и средним пальцами левой руки (рука движется извне к середине груди).
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу отделить от пола и на полупальцах левой ноги сделать поворот на 360 градусов влево (заканчивая поворот, правую ногу поставить впереди левой ноги, перекрещивая ее). Одновременно, повернув кисть левой руки, как бы положить сорванные чайные листья на веер, находящийся в правой руке.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 13
«Сбор чая правой рукой, стоя на месте»
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. В левой, согнутой в локте руке — корзиночка и веер. Правая рука опушена вниз.
1-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) правой рукой сделать круговое движение снизу вверх и в конце движения ладонь повернуть наружу, пальцы поднять вверх (рис. 16).
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на месте, большим и средним пальцами сорвать чайный лист (рука движется извне к правой стороне груди).
На счет «два» (вторая четверть такта), стоя на месте, правой рукой положить сорванные чайные листья на веер, который находится в левой руке.
3-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта), стоя на месте, правой рукой сделать круговое движение снизу вверх и вытянуть ее влево, повернув ладонь наружу, пальцы поднять вверх.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), стоя на месте, корпус чуть наклонить вправо, голову повернуть влево и сорвать чайный лист (рука движется к левой стороне груди).
На счет «два» (вторая четверть такта), стоя на месте, правой рукой положить сорванные чайные листья на веер, который находится в левой руке.
Движение №14
«Сбор чая левой рукой, стоя на месте»
Исполняется так же, как движение № 13, но левой рукой, начиная сбор слева направо, а затем справа налево.
Движение № 15
«Сбор чая двумя руками»
Первый способ
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки свободно опущены вниз (корзиночку и веер поставить на пол около себя).
Из-за такта обе руки, слегка согнув в локтях, мягко приподнять перед грудью ладонями к корпусу.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) правой рукой сделать круговое движение, поворачивая ладонь наружу. Левая рука без движения.
На счет «два» (вторая четверть такта) большим и средним пальцами правой руки сорвать чайный лист (см. положение правой руки на рисунке 16). Левая рука без движения.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) повернуть ладонь левой руки наружу и сорвать чайный лист большим и указательным пальцами левой руки. Правую руку в это время мягко подвести к середине груди (рис. 61).
Рис. 61
На счет «два» (вторая четверть такта) кисть правой руки приблизить к левому плечу, повернуть ладонь кверху и сорвать чайный лист большим и средним пальцами правой руки. Левая рука без движения.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) повернуть ладонь левой руки кверху, приблизить ее к правому плечу, сорвав чайный лист большим и средним пальцами левой руки. Правая рука без движения (рис. 62).
На счет «два» (вторая четверть такта) обе руки перевести в исходное положение (см. «из-за такта»).
Рис. 62
4-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) мягко присесть и, повернув кисти обеих рук вниз, как бы положить собранные листья в корзиночку.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 16
«Сбор чая двумя руками»
Второй способ
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки свободно опушены вниз (корзиночку и веер поставить на пол около себя).
Из-за такта обе руки, слегка согнув в локтях, мягко приподнять перед грудью ладонями вверх.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), повернув правую ладонь наружу, сорвать чайный лист большим и средним пальцами правой руки (как на рисунке 16). Левая рука без движения.
На счет «два» (вторая четверть такта), повернув левую ладонь наружу, сорвать чайный лист большим и указательным пальцами левой руки (как на рисунке 17). Правую руку в это время мягко подвести к середине груди.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) кисть правой руки приблизить к левому плечу, повернуть ладонь кверху и сорвать чайный лист большим и средним пальцами правой руки. Левая рука без движения.
На счет «два» (вторая четверть такта) обе руки перевести в исходное положение (см. «из-за такта»).
3-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) мягко присесть и, повернув кисти обеих рук вниз, как бы положить собранные листья в корзиночку.
4-й такт
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) пауза. Руки опустить вниз.
Движение № 17
«Бег с поворотом»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
На счет «раз-два» (первая и вторая четверти такта) двумя небольшими шагами на полупальцах повернуться влево на З60 градусов. Одновременно веером (который в правой руке) сделать круговое движение: справа и вниз, затем налево и вверх.
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 18
«Бег мальчика»
Это шаги, описанные в движении № 1, но исполняются они более энергично, в характере легкого бега. Положение рук каждый раз иное и указывается в описании фигур танца.
Движение № 19
«Легкие прыжки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Корпус слегка наклонить вперед.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать легкий прыжок на правой ноге. Левую ногу, согнув в колене, отвести назад (рис. 40).
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать еще прыжок на правой ноге, левая нога отведена назад (рис. 40).
Затем движение исполняется сначала.
Примечание.
Если сделать несколько прыжков подряд трудно, то прыжки на одной ноге можно заменить перепрыгиванием с одной ноги на другую в том же ритме (на счет «раз» прыгнуть на правую ногу, левую отвести назад; на счет «два» прыгнутъ на левую ногу, правую отвести назад). Движение можно исполнять вперед, на месте н назад.
Движение №20
«Ловля бабочек в приседании»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед левой ногой. Правую руку с веером поднять (лицевой стороной к голове), левую руку отвести в сторону (немного ниже плеча).
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой, ставя ее впереди левой ноги.
На счет «два-и» (третья и четвертая восьмые такта) присесть на корточки (правая нога впереди).
Веер пригнуть к земле, ловя бабочку.