Ригодон и Фарандола. Французские танцы для детей
Массовые народные танцы «Ригодон» и «Фарандола» исполняются на юго-востоке Франции (область Дофине, на границе с Италией). Танцы небольшие, несложные по построению и движениям, поэтому рекомендуется исполнять их сразу один за другим.
В танце «Ригодон» участвует четыре пары танцующих (четыре девочки и четыре мальчика), в танце «Фарандола» — пять пар.
Танцы исполняются в быстром темпе, задорно, весело.
Музыка танцев и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Кофта песочного цвета с длинными засученными рукавами. Поверх кофты — желтая с красными горошинами косынка, перекрещивающаяся на груди. Широкая (в сборку) юбка красно-кирпичного цвета. На ногах — желтые деревянные туфельки (или обыкновенные кожаные, на небольшом каблучке). На голове — желтый чепец.
Костюм мальчика.
Белая рубашка с отложным воротничком. Черная безрукавка без пуговиц. Серо-синие штаны. На ногах — черные туфли и длинные желтые гетры (на пуговицах) до колен. На голове — большая ярко-синяя панама.
Перед началом танцев девочки и мальчики находятся за кулисами.
Описание движений после описания танцев.
Ригодон и Фарандола. Французские танцы для детей. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦЕВ
РИГОДОН
На сцену выбегают танцующие пары; три пары становятся в глубине сцены полукругом — лицом к зрителям. Одна пара становится в центре. Это солисты (рис. 1).
Рис. 1
Первая фигура
Исполняется первая мелодия музыки. Музыкальный размер 2/4.
На 1—4-й такты все танцуют на месте, исполняя движение № 1.
При этом солисты танцуют, находясь лицом друг к другу и прищелкивая пальцами поднятых рук, а остальные девочки и мальчики танцуют, стоя в полукруге, лицом к зрителям (у девочек руки на юбочке, у мальчиков — на поясе).
В конце 4-го такта один из мальчиков, стоящий крайним (у правых кулис), подбегает к мальчику-солисту и тихонько подталкивает его плечом. Сейчас же мальчик-солист, понимающе кивнув головой, убегает в полукруг. Вместе с ним убегает девочка-солистка, а на ее место выбегает другая девочка.
На 5—8-й такты повторяются движения 1—4-го такта, но в центре танцуют другие солисты. В конце 8-го такта вновь происходит смена солистов (так же, как в 4-го такта).
Повторяются 1—8-й такты музыки.
Два раза повторяются движения, исполненные на 1—4-й такты. Таким образом, все четыре пары поочередно солируют в центре сцены.
На 9—16-й такты все пары берутся за руки, образуя ровный круг (рис. 2), и, слегка повернувшись вправо, движением № 2 идут по кругу против хода часовой стрелки.
Рис. 2
На 17—24-й такты все поворачиваются лицом в обратную сторону и движением № 2 идут по кругу по ходу часовой стрелки.
В конце 24-го такта все разъединяют руки, танцующие каждой пары поворачиваются лицом друг к другу (рис. 3).
Рис. 3
Вторая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты в каждой паре девочка и мальчик, приподняв обе руки вверх и прищелкивая пальцами, танцуют друг перед другом, исполняя движение № 1. В конце 8-го такта все, делая последний прыжок, поворачиваются вправо на 180 градусов. Таким образом, каждая девочка оказывается лицом к мальчику, ранее стоявшему за ее спиной (также и каждый мальчик оказывается лицом к девочке, ранее стоявшей за его спиной). Образовались новые пары.
На повторение 1—8-го тактов все исполняют на месте движение № 1.
На 9—15-й такты мальчики быстро поворачиваются на 180 градусов вправо, и все идут друг за другом по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 2. При этом мальчики кладут руки себе на пояс, а девочки — на юбочку.
На 16-й такт все движением № 2 поворачиваются вправо на 180 градусов.
На 17—24-й такты все движением № 2 идут по кругу по ходу часовой стрелки. При этом девочки на последний (24-й) такт поворачиваются лицом к мальчикам — своим партнерам.
Третья фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты танцующие в каждой паре кладут правую руку на правое плечо друг другу и движением № 3 обходят друг друга, двигаясь по ходу часовой стрелки (левая рука у мальчика — на поясе, левая рука у девочки — на юбочке; рис. 4).
Рис. 4
Повторяются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты танцующие каждой пары, разъединив правые руки и положив левые руки на левое плечо друг другу, движением № 3 обходят друг друга, двигаясь против хода часовой стрелки.
На 9—16-й такты каждые две пары, взявшись за руки, образуют круг и движением № 2 идут: танцующие на правой стороне сцены — по ходу часовой стрелки, танцующие на левой стороне сцены — против хода часовой стрелки (рис. 5).
Рис. 5
На 17—24-й такты танцующие каждого круга поворачиваются и тем же движением идут в обратном направлении. В конце 24-го такта танцующие каждого круга разделяются парами и становятся, как показано на рисунке 6.
Рис. 6
Четвертая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты в каждой паре девочка кладет левую руку на правое плечо мальчика, а мальчик кладет правую руку на левое плечо девочки, свободную руку мальчик кладет себе на пояс, а девочка — на юбочку. В этой позе каждая пара исполняет на месте движение № 1 (рис. 7).
Рис. 7
Повторяются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты танцующие перестраиваются четверками, как показано на рисунке 8, разъединяют руки, приподнимают их вверх и, прищелкивая пальцами, исполняют на месте движение № 1.
Рис. 8
На 9—16-й такты девочки и мальчики образуют две «звездочки», как показано на рисунке 9. Танцующие на правой стороне сцены соединяют правые руки и движением № 2 бегут по ходу часовой стрелки. Одновременно танцующие на левой стороне сцены соединяют левые руки и движением № 2 бегут против хода часовой стрелки.
Рис. 9
На 17—24-й такты девочки и мальчики в каждой «звездочке» разъединяют руки, поворачиваются в обратную сторону и идут движением № 2: танцующие на правой стороне сцены — против хода часовой стрелки, соединив левые руки, танцующие на левой стороне сцены — по ходу часовой стрелки, соединив правые руки.
Пятая фигура
Исполняется первая мелодия музыки.
На 1—8-й такты танцующие каждой пары перестраиваются в две линии, как показано на рисунке 10.
Рис. 10
Девочка и мальчик каждой пары на правой стороне сцены в позе, показанной на рисунке 4, движением № 3 кружатся по ходу часовой стрелки; танцующие каждой пары на левой стороне сцепы тем же движением кружатся против хода часовой стрелки, положив левые руки на левые плечи друг другу.
Повторяются 1—8-й такты музыки.
На 1—8-й такты танцующие каждой пары, поменяв положение рук, кружатся на месте в обратную сторону, исполняя движение № 3.
На 9—16-й такты танцующие образуют общий круг (рис. 2), берутся за руки и, повернувшись вправо, идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 2.
На 17—24-й такты танцующие поворачиваются лицом в обратную сторону и идут тем же движением по кругу по ходу часовой стрелки. В конце мелодии на сцену выбегают еще одна девочка и мальчик. Они вбегают в круг и как бы приглашают всех танцевать «Фарандолу».
Повторяются 17—24-й такты музыки. Танцующие перестраиваются в два круга: девочки — во внутреннем круге, мальчики — в наружном круге (рис. 11).
Рис. 11
Начинается второй танец.
ФАРАНДОЛА
Исполняется вторая мелодия музыки. Музыкальный размер 6/8.
Первая фигура
На 1—4-й такты танцующие каждого круга, держась за руки, движением № 4 бегут по кругу: девочки — против хода часовой стрелки, исполняя движение с правой ноги, мальчики — по ходу часовой стрелки, исполняя движение с левой ноги.
На 5—8-й такты танцующие продолжают двигаться в том же направлении, но одновременно мальчики приближаются к девочкам, поднимают соединенные руки вверх и затем танцуют почти на месте; девочки, не разъединяя рук, подходит к своим партнерам, становятся между мальчиками и также танцуют почти на месте. Как только девочки стали между мальчиками, те опускают соединенные руки вниз (перед девочками). Образуется переплетенный круг «корзиночка» (рис. 12).
Рис. 12
На 9—16-й такты все, сохраняя построение «корзиночки», исполняют на месте движение № 5. На последний (16-й) такт мальчики поднимают соединенные руки, девочки, разъединив руки, выходят к центру. Вновь образуется два круга (рис. 11).
Вторая фигура
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—8-й такты девочки разрывают круг у задника сцены и движением № 4 с правой ноги двигаются по пути, показанному пунктирной линией на рисунке 13. Одновременно мальчики также разрывают круг, тем же движением и тоже с правой ноги двигаются по пути, показанному пунктирной линией на рисунке 13. В конце 8-го такта танцующие становятся в две линии лицом друг к другу (рис. 14).
Рис. 13
Рис. 14
На 9—16-й такты танцующие в каждой линии, держась за руки, исполняют на месте движение № 5.
Третья фигура
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—4-й такты танцующие в каждой линии разъединяют руки, кладут их себе на пояс и простыми шагами (начиная с правой ноги, на каждые 3/в такта — один шаг) идут вперед (девочки — навстречу мальчикам).
На 5—6-й такты девочки и мальчики простыми шагами отступают назад, отходя друг от друга.
На 7—8-й такты танцующие обеих линий снова подходят друг к другу. Мальчики берутся за руки, поднимают их вверх. В образовавшиеся воротца входят девочки (каждая девочка идет мимо левого плеча своего партнера), поворачиваются лицом к зрителям и соединяют руки. Мальчики опускают соединенные руки впереди девочек. Получается «плетень».
Повторяются 1—8-й такты.
На 1—8-й такты все, исполняя движение № 4 с левой ноги, двигаются вдоль задника сцены влево (рис. 15) и уходят за левые кулисы.
Рис. 15
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Па ригодона» на месте
Исполняется па два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки округло подняты над головой и слегка разведены в стороны.
Из-за такта слегка присесть на обеих ногах и затем подпрыгнуть вверх.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) после прыжка приземлиться на низкие полупальцы левой ноги. Одновременно правую ногу легким броском вытянуть вправо. Корпус чуть наклонить влево (рис. 16). В этот момент можно прищелкнуть пальцами обеих рук.
Рис. 16
На счет «два» (вторая четверть такта) легко перескочить на низкие полупальцы правой ноги, ставя ее в исходное положение рядом с левой. Левую ногу сейчас же броском вытянуть влево. Корпус чуть наклонить вправо. В этот момент можно прищелкнуть пальцами обеих рук.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) левую ногу поставить к правой ноге в естественную позицию и слегка присесть.
На счет «два» (вторая четверть такта) подпрыгнуть вверх и приземлиться па низкие полупальцы обеих ног. Колени выпрямить.
Затем движение исполняется сначала.
Движение №2
«Подскоки»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед правой ногой, левую ногу отделить от пола и слегка вывести вперед.
На счет «и» (вторая восьмая такта) легко подскочить вперед на низких полупальцах правой ноги; левую ногу, согнутую в колене, слегка приподнять.
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг вперед левой ногой, правую ногу отделить от пола и слегка вывести вперед.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) легко подскочить вперед на низких полупальцах левой ноги; правую ногу, согнутую в колене, слегка приподнять.
Движение №3
«Па ригодона» вперед
То же, что движение № 1, но исполняется с продвижением вперед.
Движение №4
«Галоп»
Это обычный легкий галоп, исполняется на низких полупальцах вправо (с правой ноги) или влево (с левой ноги).
Движение №5
«Прыжки на месте с вытягиванием ноги вперед»
Исполняется на один такт музыки. Счет 6/8.
Это обычные легкие прыжки на низких полупальцах то на левой, то на правой ноге. На каждый такт музыки исполняется два прыжка. При прыжке с левой ноги правую ногу нужно отделить от пола и вытянуть вперед; при прыжке с правой ноги левую ногу нужно отделить от пола и вытянуть вперед.