Бретонский гавот. Французский танец для детей
«Гавот» — живой, веселый танец. Исполняется он в довольно быстром темпе «цепочками» по четыре, пять, шесть, семь и более человек, В танце только одно па, и это делает «Гавот» доступным для массового исполнения.
На сцене «Гавот» исполняется в народных костюмах.
Костюм девочки.
Серо-зеленое платье с длинными рукавами, отделанными широкой черной полосой. Черный лиф. Юбка расклешена, внизу украшена широкой желтой полосой, посередине которой нашита узкая красная полоса. Белый воротничок, обшитый кружевом. Белый с зелеными горошинами фартук без бретелек (прикалывается к платью), окантованный красной полосой. На голове — белый чепец из накрахмаленных белых лент. На ногах — желтые туфли.
Костюм мальчика.
Белая рубашка с закрытым воротником. Красные штаны до колен, заправленные в длинные полосатые чулки. Поверх рубашки надевается синяя кофта с желтой окантовкой (воротничок стоячий). На голове может быть черная шляпа с полями, украшенная черной лентой с длинными концами. На ногах — туфли (бретонцы в старину танцевали «Гавот» в деревянных башмаках).
Бретонский гавот. Французский танец для детей. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
Перед началом танца девочки и мальчики становятся за кулисами четырьмя «цепочками». В каждой «цепочке» три девочки и три мальчика. Они становятся в линию через одного и соединяют руки, берясь за мизинцы.
Первая фигура
Исполняются 1—16-й такты музыки.
На 1—8-й такты первая «цепочка» танцующих, исполняя «па гавота», выходит на сцену из заднего правого угла и двигается по кругу по ходу часовой стрелки (рис. 1).
Рис. 1
На 9—16-й такты первая «цепочка» танцующих тем же движением заканчивает ход по кругу, потом идет вдоль задника сцены и затем мимо левых кулис до авансцены. Одновременно из левого заднего угла выходит вторая «цепочка» танцующих, девочки и мальчики идут, исполняя «па гавота», вдоль задника сцены, затем мимо правых кулис до авансцены (рис. 2). В конце 16-го такта танцующие каждой «цепочки» поворачиваются лицом к середине сцены.
Рис. 2
Вторая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие первой и второй «цепочек», исполняя «па гавота», идут навстречу друг другу. Одновременно танцующие третьей и четвертой «цепочек», исполняя «па гавота», выходят на сцену и идут вдоль задника сцены (рис. 3).
Рис. 3
На 9—16-й такты танцующие первой и второй «цепочек» тем же движением (но делая шаги назад) отступают к кулисам. Одновременно танцующие третьей и четвертой «цепочек» идут посередине сцены к авансцене (см. пунктирную линию на рисунке 3).
Третья фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие каждой «цепочки» идут, исполняя «па гавота», по направлению к заднику сцены (как показано стрелками па рисунке 4) и к концу 8-го такта перестраиваются в два круга (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
На 9—16-й такты танцующие на правой стороне идут, исполняя «па гавота», по кругу против хода часовой стрелки. Одновременно танцующие на левой стороне сцены тем же движением идут по кругу по ходу часовой стрелки.
Четвертая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты танцующие в каждом круге разрывают свой круг, как показано на рисунке 6, и тем же движением идут по пути, указанному пунктирной линией на рисунке 6, перестраиваясь в один круг.
Рис. 6
На 9—16-й такты танцующие закручивают улитку (одна из девочек ведет за собой всех танцующих по спирали, как показано на рисунке 7, затем выводит всех по прямой к авансцене, проходя под соединенными руками танцующих).
Рис. 7
Пятая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—8-й такты ведущая девочка ведет всех по полукругу мимо левых кулис, а потом через центр сцены по прямой к авансцене.
На 9—16-й такты танцующие расходятся парами попеременно: первая пара — вправо, вторая — влево, третья —вправо, четвертая — влево, и т. д. (рис. 8).
Рис. 8
Пары, исполняя «па гавота», одна за другой скрываются за кулисами.
ОПИСАНИЕ «ПА ГАВОТА»
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта левую ногу слегка приподнять.
1-й такт
На счет «раз-и» (первая и вторая восьмые такта) сделать скользящий шаг вперед левой ногой. Правую ногу отделить от пола и чуть отвести от колена назад (как при спуске с лестницы).
На счет «два» (третья восьмая такта) сделать шаг вперед на полупальцы правой ноги.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) подскочить на полупальцах правой ноги, левую ногу слегка отделить от пола и вывести вперед.
2-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) сделать шаг вперед на полупальцы левой ноги.
На счет «и» (вторая восьмая такта) сделать шаг правой йогой вперед, ставя ее на полупальцы сзади левой ноги в третью позицию.
На счет «два» (третья восьмая такта) то же, что на счет «раз».
На счет «и» (четвертая восьмая такта) правую ногу слегка отделить от пола.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед на полупальцы правой ноги.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать шаг вперед на полупальцы левой ноги.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед на полупальцы правой ноги.
На счет «два» (вторая четверть такта) подскочить на полупальцах правой ноги, чуть продвигаясь вперед, левую ногу слегка отделить от пола.
Затем движение исполняется сначала.
Примечание.
Исполняя «па гавота», танцующие мягко раскачивают соединенными руками; на 1-й такт — чуть выводя руки вперед, на 2-й такт — отводя руки чуть назад, на 3-й такт — опять выводя руки вперед, на 4-й такт — снова отводя руки назад, то есть меняя направление движения на каждый такт.