Валашские танцы для детей. Танцы Чехии
Валаши — часть населения Чехии, живущих в горных районах Моравии.
Валашские танцы отличаются от других чешских танцев характером движений и манерой исполнения. Движения в этих танцах мягкие, в характере шагов есть что-то кошачье. Мужские сольные танцы изобилуют прыжками, начинаются медленно и затем, ускоряясь, доходят до стремительного темпа. Юноши часто танцуют с «валашками» (топорик на длинной ручке; см. рисунки).
Здесь описано несколько валашских танцев, которые можно исполнять в указанной последовательности как сюиту. Можно также танцевать и отдельные танцы по выбору.
Девочки и мальчики танцуют очень живо, весело, в отдельных моментах припевая, притопывая, прихлопывая. Особенно задорно исполняется мальчиками «Валашский одземек».
В танцах участвует любое четное количество танцующих.
Музыка и костюмы исполнителей народные.
Костюм девочки.
Широкая ситцевая юбка (синего тона с узором), на подоле—широкая цветная полоса (в тон юбки). Под верхней юбкой надета белая нижняя юбка в густую оборку. Белая кофта с широкими рукавами и оборкой у локтя. Корсаж с закрытой спинкой, спереди отделанный цветной каймой. Поверх юбки — пестрый или белый фартук. Волосы заплетены в косы, в концах кос — банты. На ногах — пестрые чулки и мягкие туфли (национальное название «крбцы»).
Костюм мальчика.
Белая рубашка с длинными широкими рукавами. Небольшая вышивка у ворота и на предплечьях. Кремовые, из грубого сукна узкие штаны, украшенные черной вышивкой спереди. Пояс с ремешками, опоясывающими бедра. Поверх рубашки — темная безрукавка. На ногах — мягкие национальные туфли. На голове — войлочная (или фетровая) шляпа, украшенная лентой (можно танцевать и без шляпы).
Описание движений после описания танца.
Валашские танцы для детей. Танцы Чехии. Ноты. Нажмите
ОПИСАНИЕ ТАНЦА
1. ПИЛКИ
Исполняется первая мелодия музыки. После четырехтактного вступления начинается танец.
На 1—2-й такты танцующие парами в позе, показанной на рисунке 1, медленно выходят «переменным шагом» (движение № 1) на сцену из правой кулисы и идут по кругу против хода часовой стрелки. Девочка начинает движение с правой ноги, мальчик — с левой.
Рис. 1
На 3—4-й такты танцующие каждой пары, не меняя положения рук, становятся точно лицом друг к другу (мальчик — спиной к центру круга) и движением № 2 медленно кружатся вправо, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
На 5—8-й такты танцующие повторяют движения 1—4-го тактов, продолжая идти по кругу (рис. 2), но немного убыстряют темп.
Рис. 2
Темп музыки постепенно убыстряется.
На 9—12-й такты танцующие продолжают двигаться по кругу против хода часовой стрелки, повторяя движения 1—4-го тактов. Пара, находящаяся в круге против правого заднего угла сцены, идет к центру круга, за ней следуют остальные пары (рис. 3).
Рис. 3
На 13—16-й такты пары, повторяя ту же комбинацию движений, идут по диагонали, как показано на рисунке 4. В конце 16-го такта останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу (рис. 5), готовясь ко второму танцу.
Рис. 4
Рис. 5
2. ВОЛНА
Исполняется вторая мелодия музыки.
На 1—4-й такты девочка и мальчик в каждой паре, находясь па расстоянии одного шага друг от друга, берутся за правые руки, опуская их вниз, и делают четыре боковых приставных шага (движение № 3): девочка — с правой ноги, мальчик — с левой. При этом танцующие мягко размахивают соединенными руками: делая шаг, руки выносят в ту же сторону; подставляя ногу, отводят руки в обратном направлении. На последнюю четверть 4-го такта танцующие подставляют ногу (девочки — левую ногу к правой, мальчик — правую ногу к левой) с ударом стопой об пол.
На 5—8-й такты то же движение, но в обратном направлении (девочки — с левой ноги, мальчики — с правой). В конце 8-го такта танцующие разъединяют правые руки.
На 9—12-й такты мальчики исполняют на месте движение № 4, а девочки — движение № 5.
На 13—15-й такты танцующие каждой пары берутся под правые руки (рис. 6) и кружатся на месте простыми шагами по ходу часовой стрелки.
Рис. 6
На повторение 9—15-го тактов повторяются и движения этих тактов.
Музыка исполняется сначала.
На первую четверть 1-го такта девочка и мальчик в каждой паре, повернувшись лицом друг к другу и взявшись правыми руками, полностью повторяют движения, описанные выше на 1 — 15-й такты. В конце 15-го такта танцующие становятся пара за парой в затылок, лицом к левому нижнему углу сцены.
Начинается новый танец — «Быстрицкий».
3. БЫСТРИЦКИЙ
Исполняется третья мелодия музыки.
На 1—4-й такты девочка и мальчик в каждой паре обнимают друг друга за плечи одной рукой (девочка — левой, мальчик — правой; рис. 7), свободные руки соединяют и вытягивают вперед и в этой позе идут по кругу (рис. 2) против хода часовой стрелки, исполняя движение № 3 (девочка — с правой ноги, мальчик — с левой ). При этом танцующие
слегка наклоняют корпус в сторону движения, а соединенные руки (левая — мальчика, правая — девочки) слегка опускают вниз. На последнюю четверть 4-го такта мальчик топает правой ногой, приставляя ее к левой, девочка топает левой ногой, приставляя ее к правой. Одновременно танцующие выпрямляют корпус и поднимают руки (но не выше плеча).
Рис. 7
На 5—7-й такты пары в той же позе продолжают двигаться по кругу, исполняя движение № 6.
На 8-й такт танцующие исполняют движение № 3 с той же ноги.
На повторение 1—8-го тактов повторяются и движения, исполнявшиеся на эти такты, но на 8-м такте пары разъединяют руки и делают шаг назад так, чтобы было расстояние между партнерами.
На 9—12-й такты танцующие каждой пары хлопают в ладоши (на счет «раз» 9-го такта), затем берутся под правые руки и кружатся на месте простыми шагами, двигаясь по ходу часовой стрелки (рис. 6). В конце 12-го такта разъединяют руки и отступают на один шаг друг от друга.
На 13—16-й такты повторяются движения 9—12-го тактов, но пары берутся под левые руки и кружатся против хода часовой стрелки.
В конце 16-го такта танцующие разъединяют руки и отступают на один шаг друг от друга. Мальчик кладет руки себе на спину, девочка — на пояс.
На 17—20-й такты девочки и мальчики исполняют на месте движение № 7.
Танец «Быстрицкий» повторяется еще раз.
Пары двигаются по кругу против хода часовой стрелки. В конце 20-го такта танцующие в каждой паре, держась за одну руку, становятся лицом против хода часовой стрелки, готовясь к следующему танцу (рис. 8).
Рис. 8
4. СВИНОПАС
Первая фигура
Исполняется четвертая мелодия музыки.
На 1-й такт пары идут по кругу против хода часовой стрелки, исполняя движение № 1 (девочка — с правой нога, мальчик — с левой).
На 2-й такт танцующие исполняют в том же направлении движение № 8: девочка — с правой ноги, мальчик — с левой (рис. 9).
Рис. 9
На 3-й такт пары разъединяют руки, поворачиваются лицом в обратную сторону (девочка поворачивается на правой ноге влево, мальчик — на левой ноге вправо), снова берутся за руки (но теперь мальчик левой рукой берет правую руку девочки) и в этой позе исполняют движение № 1 по ходу часовой стрелки (девочка — елевой ноги, мальчик — с правой).
На 4-й такт пары исполняют в том же направлении движение № 8: девочка — с левой ноги, мальчик — с правой (рис. 10).
Рис. 10
На 5—8-й такты девочка и мальчик в каждой паре разъединяют руки, поворачиваются лицом друг к другу (девочка — на левой ноге вправо, мальчик — на правой ноге влево), становятся в позу, как показано на рисунке 11 (обнимают друг друга за талию), и кружатся вправо полькой (движение № 9), продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
На повторение 5—8-го тактов пары продолжают кружиться полькой, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
Рис. 11
Вторая фигура
Музыка исполняется сначала.
На 1—2-й такты повторяются движения 1—2 тактов первой фигуры, но танцующие поворачиваются и двигаются к центру круга (рис. 12).
Рис. 12
На 3—4-й такты повторяются движения 3—4-го тактов первой фигуры, но танцующие двигаются от центра, расширяя круг (рис. 13).
Рис. 13
На 5—8-й такты и на повторение их пары снова в позе, показанной на рисунке 11, кружатся полькой, продвигаясь по кругу против хода часовой стрелки.
Первая и вторая фигуры танца полностью повторяются. Мальчики при прыжках иногда вскрикивают: «хоп», «хоп». На повторение второй фигуры (начиная с 5-го такта) танцующие постепенно перестраиваются из круга в два ряда, как показано на рисунке 14.
Рис. 14
Заканчивая вторую фигуру, пары разъединяют руки, девочки и мальчики поворачиваются лицом друг к другу (рис. 15) и кладут руки себе на пояс.
Начинается новый танец.
Рис. 15
5. КОЗУЛЕНЬКА
Исполняется пятая мелодия музыки.
Первая фигура
Исполняются 1—8-й такты музыки.
На 1-й такт девочки и мальчики исполняют движение № 10 вправо (девочки сдвигаются к левым кулисам, мальчики — к правым).
На 2-й такт все, положив руки себе на пояс, исполняют на месте «тройной притоп» (движение № 11) с правой ноги.
На 3-й такт повторяется движение 1-го такта, но влево.
На 4-й такт повторяется движение 2-го такта, но с левой ноги.
На 5-й такт все исполняют на месте движение № 12 с правой ноги.
На 6-й такт все, чуть присев, исполняют «тройной притоп» с правой ноги.
На 7-й такт танцующие, исполняя движение № 12 с левой ноги, поворачиваются спиной друг к другу (рис. 16).
Рис. 16
На 8-й такт повторяется движение 6-го такта, но с левой ноги, поворачиваясь лицом друг к другу.
Повторяются 1—8-й такты музыки.
На 1—7-й такты полностью повторяются движения предыдущих семи тактов.
На 8-й такт девочки и мальчики, исполняя «тройной притоп» (движение № 11) с левой ноги, поворачиваются лицом к левым кулисам (рис. 17) и берутся за руки, скрещивая их за спиной, как показано на рисунке 18.
Рис. 17
Рис. 18
Вторая фигура
Исполняются 9—24-й такты.
На 9—15-й такты пары подскоками, начиная с левой ноги, бегут по кругу против хода часовой стрелки (рис. 19).
Рис. 19
На 16-й такт каждая пара делает поворот (движение № 13) И становится лицом в обратную сторону.
На 17—23-й такты пары подскоками идут обратно на свои места (рис. 20).
Рис. 20
На 24-й такт девочка и мальчик в каждой паре, разъединив руки, простыми шагами поворачиваются лицом друг к другу (рис. 15) и кладут руки себе на пояс.
Третья фигура
Исполняются 1—8-й такты.
На 1—8-й такты и на повторение их полностью повторяется первая фигура танца.
Четвертая фигура
Исполняются 9—24-й такты.
На 9—24-й такты пары в позе, показанной на рисунке 18, подскоками (движение № 8), начиная с левой ноги, бегут по кругу против хода часовой стрелки, а к концу фигуры ведущая пара (которая шла первой в начале четвертой фигуры) заводит всех танцующих в полукруг.
6. ВАЛАШСКИЙ ОДЗЕМЕК
Это сольный танец, который обычно исполняется одним, двумя или группой мальчиков. Каждый солист выбегает произвольными прыжками или подскоками и исполняет какую-либо комбинацию движений. Одного танцора сменяет другой, третий. Мальчики танцуют очень весело, задорно. Постепенно темп танца ускоряется. Во время танца солистов остальные девочки и мальчики наблюдают, живо реагируя на каждое интересное движение своих товарищей. Возгласами, хлопками в ладоши они подбадривают солистов, подзадоривают их. Танец исполняется темпераментно, жизнерадостно.
Исполняется шестая мелодия музыки.
Выход и танец первого солиста
Исполняются 1—8-й такты.
На 1—4-й такты выбегает мальчик — первый солист. Оя бежит по кругу подскоками, свободно размахивая руками, и в конце 4-го такта становится на середине сцены лицом к зрителям.
На 5—6-й такты мальчик исполняет движение № 14.
На 7—8-й такты он исполняет движение № 15.
На 9—14-й такты первый солист, исполняя движение № 16, идет по диагонали в правый нижний угол сцены.
На 15—16-й такты первый солист поворачивает направо и тем же движением идет в глубину сцены к своим товарищам. Одновременно на середину выходит движением № 15 второй мальчик.
Танец второго солиста
Музыка исполняется сначала.
На 1—2-й такты мальчик исполняет на месте два раза движение № 17.
На 3—4-й такты мальчик повторяет движение № 17, поворачиваясь по диагонали вправо (левым плечом к зрителям).
На 5—6-й такты мальчик повторяет движение № 17, поворачиваясь по диагонали влево (правым плечом к зрителям).
На 7—8-й такты мальчик делает высокий прыжок (движение № 18).
На 9—14-й такты ко второму мальчику с громким возгласом выскакивает третий мальчик, и они оба, повернувшись лицом друг к другу, исполняют движение № 19 и одновременно обходят друг друга, двигаясь по ходу часовой стрелки.
На 15—16-й такты второй мальчик, исполняя то же движение, уходит в глубину сцены к своим товарищам, а третий мальчик исполняет движение № 19 на месте, повернувшись лицом к зрителям.
Танец третьего солиста
Музыка исполняется сначала.
На 1—4-й такты мальчик исполняет на месте два раза движение № 20.
На 5—8-й такты мальчик исполняет движение № 18: два раза, повернувшись вправо, затем два раза — влево. Одновременно па 8-й такт на середину сцены выскакивает четвертый мальчик с «валашкой» (топорик на длинной ручке).
Танец четвертого солиста
Исполняются 9—16-й такты музыки.
На 9—10-й такты четвертый мальчик исполняет на месте движение № 21. Одновременно третий мальчик убегает к товарищам.
На 11—12-й такты четвертый мальчик повторяет движение № 21.
На 13—16-й такты мальчик исполняет на месте движение № 22. Все остальные танцующие приближаются к нему и хлопают, покрикивают.
Последнюю комбинацию движений можно повторить; при этом лучше будет, если к четвертому мальчику присоединятся еще несколько мальчиков с «валашками» и они все вместе исполнят танец четвертого солиста.
В конце (на последний такт музыки) все мальчики вскакивают, прыжком становятся на обе ноги и, громко вскрикнув «хо», поднимают руку с «валашкой» вверх.
КОНЦОВКА
Повторяется шестая мелодия музыки.
На 1—8-й такты мальчики и девочки становятся парами в позу, показанную на рисунке 21, и, кружась «переменным шагом», постепенно перестраиваются в круг.
Рис. 21
На 9—16-й такты танцующие становятся в позу, показанную на рисунке 22, подскоками бегут по кругу, а затем пара за парой убегают за кулисы (рис. 23).
Рис. 22
Рис. 23
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
Движение № 1
«Переменные шаги»
Отличается от «переменных шагов» чешских танцев тем, что танцуется на полной ступне («шаркающий шаг») с небольшим раскачиванием в коленях.
Движение № 2
«Обкрочак»
Отличается от движения № 6 из Сюита - На празднике. Чешские танцы для детей тем, что танцующий, делая шаг, слегка шаркает ступней ноги об пол.
Движение № 3
«Боковые приставные шаги»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
а) Движение с правой ноги вправо.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вправо правой ногой, ставя ее на всю ступню.
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу приставить на всю ступню к правой ноге (в шестую позицию). Затем движение исполняется сначала.
При движении колени не напрягать, а, наоборот, несколько расслабить.
б) Движение с левой ноги влево.
Исполняется так же, но первый шаг влево делается левой нотой, затем к ней приставляется правая нога,
Движение № 4
Исполняется мальчиками на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки на поясе.
1-й такт
На счет «раз» (первая восьмая такта) топнуть левой ногой. На счет «и» (вторая восьмая такта) топнуть правой ногой. На счет «два» (третья восьмая такта) топнуть левой ногой.
На счет «и» (четвертая восьмая такта) пауза.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) низко присесть на обеих ногах, пятки отделить от пола, руками упереться в пол, как показано на рисунке 24 (вид сбоку).
Рис. 24
На счет «два» (вторая четверть такта) быстро подняться вверх прыжком и опуститься на правую ногу, слегка присев на нее; левая нога, согнутая в колене, остается в воздухе.
3-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать подскок на правой ноге; левую, согнув в колене, вынести вперед, хлопнуть в ладоши под коленом левой ноги, корпус повернуть налево (рис. 25).
Рис. 25
На счет «два» (вторая четверть такта) руки опустить, левую ногу поставить рядом с правой.
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать подскок на левой ноге; правую, согнув в колене, вынести вперед, хлопнуть в ладоши под коленом правой ноги, корпус повернуть в исходное положение.
На счет «два» (вторая четверть такта) руки опустить, правую ногу поставить рядом с левой.
Движение № 5
Исполняется девочками на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руками девочка поддерживает юбочку.
1-й такт
На счёт «раз» (первая четверть такта) сделать маленький шаг вправо правой ногой, корпус мягко наклонить вправо (рис. 26).
Рис. 26
На счет «два» (вторая четверть такта) левую ногу приставить к правой, закончив движение небольшим приседанием на обеих ногах.
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать маленький шаг влево левой ногой, корпус мягко наклонить влево.
На счет «два» (вторая четверть такта) правую ногу приставить к левой, закончив движение небольшим приседанием на обеих ногах.
3—4-й такты
Четырьмя простыми шагами (на каждую четверть такта — один шаг), начиная с правой ноги, сделать на месте поворот вправо на 360 градусов.
Движение № 6
«Галоп»
Это то же, что «приставные шаги» (движение № 3), но они более короткие, с небольшим прыжком.
Движение № 7
Исполняется на четыре такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Из-за такта правую ногу, согнув в колене, приподнять.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать небольшой прыжок на месте на левой ноге; ступню правой ноги приподнять и повернуть пяткой к левой ноге, носком наружу (рис. 27).
Рис. 27
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать второй прыжок на левой ноге, пятку правой ноги повернуть наружу, носок— клевой ноге (рис. 28).
Рис. 28
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) то же, что на первую четверть 1-го такта.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать еще прыжок на левой ноге, правую ногу с ударом стопой об пол поставить рядом с левой ногой в естественную позицию.
3-й такт
То же, что на 1-й такт, но с другой ноги (прыжки на правой ноге, движение ступней левой ноги).
4-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать прыжок на месте на правой ноге; левую ногу с ударом стопой об пол поставить рядом с правой ногой в естественную позицию.
На счет «два» (вторая четверть такта) пауза.
Движение № 8
«Двойной подскок»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) подскочить вперед на правой ноге, левую ногу отделить от пола.
На счет «два» (вторая четверть такта) еще раз подскочить вперед на правой ноге; левую ногу, согнутую в колене, приподнять (на 20 сантиметров от пола) и слегка вынести вперед. Ступня параллельна полу.
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но два подскока нужно сделать на левой ноге; правую ногу с согнутым коленом вынести вперед.
Подскоки нужно исполнять как можно легче, пружинясь, колени сгибать мягко. Прыжки (подскоки) короткие, энергичные.
Движение № 9
«Полька»
Исполняется так же, как в чешских танцах движение № 7 здесь Сюита - На празднике. Чешские танцы для детей
Движение № 10
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
а) Движение вправо.
Из-за такта правую ногу слегка отделить от пола и отвести вправо.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать прыжок на левой ноге, продвигаясь вправо. Правую ногу, слегка согнув в колене, быстро соединить с левой, ударив пяткой правой ноги о пятку левой ноги (вроде «голубца»).
На счет «два» (вторая четверть такта) то же, что на «раз».
б) Движение влево.
Исполняется в том же порядке, но с другой ноги: прыжок Влево на правой ноге, и сейчас же обе ноги соединить, ударив пятками друг о друга.
Движение № 11
«Тройной притоп»
Исполняется так же, как в чешских танцах движение № 4. Ссылку см. выше.
Движение № 12
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки — на поясе.
а) Движение с правой ноги.
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать прыжок на месте на левой ноге. Правую ногу, согнув в колене, приподнять на 20 сантиметров от пола (ступня параллельна полу) н вынести вперед, пятку правой ноги повернуть наружу, носок — к левой ноге (рис. 28).
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать еще прыжок на левой ноге; правую ногу повернуть коленом и носком ступни направо и подвести к левой ноге, перекрещивая ее (рис. 29).
Рис. 29
б) Движение с левой ноги.
Исполняется так же, но прыжки нужно делать на правой ноге; левую ногу приподнять, повернув пятку наружу, а потом подвести к правой ноге, перекрещивая ее, колено и носок левой ноги налево.
Движение № 13
«Поворот парой»
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — девочка и мальчик стоят в кругу рядом друг с другом и лицом против хода часовой стрелки, берутся за руки, скрещивая их за спиной (рис. 18).
На счет «раз» (первая четверть такта) танцующие, не разъединяя рук, подскоком поворачиваются на 90 градусов (девочка — направо, мальчик — налево) и становятся спиной друг к другу (рис. 30, вид сбоку).
Рис. 30
На счет «два» (вторая четверть такта) танцующие, делая второй «подскок», поворачиваются еще на 90 градусов и таким образом становятся лицом по ходу часовой стрелки.
Движение № 14
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног.
Руки опущены вниз.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), слегка отделив от пола носок правой ноги, повернуть (на пятке) правую ступню налево так, чтобы ступни были параллельны.
На счет «два» (вторая четверть такта), отделив пятку левой ноги от пола, повернуть левую ступню до положения «носки вместе, пятки врозь».
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта), отделив пятку правой ноги от пола, повернуть правую ступню к левой так, чтобы ступни были параллельны.
На счет «два» (вторая четверть такта), отделив носок левой ноги от пола, повернуть левую ступню влево до исходного положения.
На рисунке 31 следами ступней показано положение ног на каждый счет.
Рис. 31
Во время движения ногами танцующий слегка сгибает колени, наклоняет голову вниз, как бы наблюдая за движениями ног. Руки свободно разводит в стороны или вверх.
Движение № 15
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение— естественная позиция ног. Руки невысоко разведены в стороны.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед на пятку левой ноги (носок поднят вверх).
На счет «два» (вторая четверть такта) опустить носок левой ноги с ударом об пол; правую ногу с согнутым коленом приподнять назад.
2-й такт
То же, что на 1-й такт, но другой ногой (шаг на пятку правой ноги, удар полупальцами правой ноги, левую отвести назад, согнув в колене).
Во время движения ногами руки свободно развести в стороны.
Движение № 16
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки разведены в стороны, но не выше плеч.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать шаг вперед левой ногой с ударом ступни об пол.
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать прыжок вперед на ступню левой ноги и сейчас же присесть на нее; правую ногу, согнув в колене, отвести назад за левую ногу (перекрашивая ее) и поставить на низкие полупальцы (пятку опустить как можно ниже к полу, но не касаться его). Правую руку при этом поднять по диагонали вверх, а левую — до уровня плеча (рис. 32).
Рис. 32
2-й такт
То же, что на 1-й такт, но с другой ноги (шаг вперед и прыжок на правой ноге, левую отвести назад).
Затем движение исполняется сначала.
2-й такт
То же, что на 1-й такт, но с другой ноги (шаг вперед и прыжок на правой ноге, левую отвести назад).
Затем движение исполняется сначала.
Движение № 17
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки опущены вниз.
На счет «раз» (первая четверть такта) с небольшого прыжка встать на пятки обеих ног. Носки ног сильно поднять вверх. Корпус мягко отклонить назад, а руки вытянуть вперед слегка в стороны, как показано на рисунке 33 (вид сбоку).
Рис. 33
На счет «два» (вторая четверть такта) встать на носки обеих ног, колени сомкнуть, пятки развести в стороны корпус остается в том же положении. Руки приподнять выше (рис. 34).
Рис. 34
Движение № 18
Исполняется на один такт музыки. Счет 2/4. Исходное положение — ноги во второй позиции. Руки опущены вниз.
Из-за такта слегка присесть.
На счет «раз» (первая четверть такта), оттолкнувшись двумя ногами от пола, высоко прыгнуть вверх, прогнуться, ударить ладонями об пятки ног (рис. 35, вид сбоку).
Рис. 35
На счет «два» (вторая четверть такта) опуститься с прыжка на пол, слегка приседая на обе ноги, руки положить на пояс, корпус выпрямить.
Движение № 19
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — естественная позиция ног. Руки опущены вниз.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) сделать подскок на правой ноге. Левую, согнув в колене, отвести назад и повернуть коленом к колену правой ноги (рис. 36). Руки поднять вперед на уровне плеч. Корпус чуть-чуть наклонить вперед.
Рис. 36
На счет «два» (вторая четверть такта) сделать второй подскок на правой ноге. Левую, согнутую в колене, перевести вперед, как показано на рисунке 37. Левую руку приподнять вверх.
Рис. 37
2-й такт
Исполняется так же, как 1-й, но с другой ноги (подскок на левой, правую отвести назад, поворачивая коленом к колену левой ноги, затем второй подскок на левой ноге, правую ногу вынести вперед, перекрещивая левую ногу, колено повернуть наружу).
При исполнении этого движения ноги находятся все время в перекрещенном положении, колени ног почти прикасаются друг к другу.
Движение № 20
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног.
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) низко присесть на полупальцах обеих ног. Руки поднять вверх и немного развести в стороны (рис. 38).
Рис. 38
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком подняться и, повернувшись слегка направо, встать на пятки обеих ног. Колени чуть согнуты (рис. 39).
Рис. 39
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) то же, что на счет «раз» 1-го такта.
На счет «два» (вторая четверть такта) то же, что на счет «два» 1-го такта, но повернуться влево.
Движение № 21
Исполняется на два такта музыки. Счет 2/4. Исходное положение — шестая позиция ног. Руки опущены вниз. В правой руке «валашка».
1-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) низко присесть на полупальцах обеих ног (рис. 40). Руки вытянуть вперед.
Рис. 40
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком подняться и, широко расставив иоги, встать на пятку левой ноги и носок правой ноги. Корпус повернуть влево. Руки поднять вверх и развести в стороны (рис. 41).
Рис. 41
2-й такт
На счет «раз» (первая четверть такта) низко присесть на полупальцы обеих ног по шестой позиции (рис. 40). Руки вытянуть вперед.
На счет «два» (вторая четверть такта) прыжком подняться и, широко расставив ноги, встать на пятку правой ноги и носок левой. Корпус повернуть вправо. Руки поднять вверх и развести в стороны (рис. 42).
Рис. 42
Движение № 22
«Мельница»
Низко присесть на полупальцы обеих ног. Правую руку с «валашкой» отвести в сторону, левую — вверх и затем правой рукой быстро вести «валашку» под ногами в воздухе (по кругу против хода часовой стрелки) и одновременно подпрыгивать так, чтобы «валашка» не задела ноги (рис. 43). Делать прыжки и вращать «валашку» нужно в ритме и темпе музыки.
Рис. 43