Снежная королева (Музыкальная игра-опера по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена). Для школьников
Действующие лица:
- Герда.
- Кай.
- Бабушка.
- Снежная королева.
- Снежинки.
- Тролли.
- Принцесса.
- Принц.
- Придворные дамы и кавалеры.
- Цветы.
- Дети, играющие в снежки.
Музыка, используемая в спектакле:
- Э. Григ. Концерт «Ля минор» (вступление), «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Ноктюрн»;
- И. Штраус. «Полька»;
- М. Глинка. «Вальс-фантазия»;
- С. Прокофьев. «Осень»;
- Ф. Мендельсон. «Песня без слов»;
- К. Орф. «Звуки окружающего мира»;
- П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Буря» к балету «Ромео и Джульетта».
Пролог
Звучит концерт «Ля-минор» Э. Грига. Открывается занавес, выходит Оле-Лукойе со свечой.
Оле-Лукойе (импровизирует вокальную партию):
Я Оле-Лукойе, я знаю много сказок
Про злых волков и зайцев косоглазых,
О доброй фее и заморской деве.
Сегодня мой рассказ о Снежной Королеве.
Когда-то давным-давно в одном городе жили самые настоящие мальчик и девочка.
Их звали Кай и Герда. Т-с-с-с. А вот и они (уходит).
Первая картина
Звучит концерт «Ля-минор» Э. Грига. Появляются Кай, Герда, бабушка. Герда поливает розы, Кай читает книгу, бабушка вяжет.
Герда: Розы цветут — красота, красота,
Пусть миром правит любовь и доброта.
Кай: Бабушка, расскажи нам сказку!
Герда: Ну, пожалуйста, очень тебя просим!
Бабушка: Что ж, слушайте дети.
Жила-была Снежная Королева.
И служил ей Тролль, злющий-презлющий. Однажды он смастерил зеркало, в котором все красивое и доброе Казалось злым и жестоким.
В восторге ученики Тролля Подняли зеркало в небо, да так высоко, что оно упало и разбилось. А осколки разлетелись по всему белому свету, Они попадали людям в глаза и сердце. Такие люди становились злыми и жестокими, а Снежная Королева была очень довольна.
Звучит фрагмент «В пещере горного короля» Э. Грига. Тролль исполняет танцевально-пластическую импровизацию. В конце танца Тролль бросает в Кая «осколок зеркала». Кай вскрикивает от боли в сердце.
Кай: Ай, как больно, как колет!
Герда: Что случилось милый Кай?
Кай: Ничего, уже все прошло.
Фу, какие гадкие розы,
Их точит червь!
Герда: Кай, что ты говоришь?
Звучит «Полька» И. Штрауса, дети выбегают «на улицу», смеются, играют в снежки.
1-й ребенок: Для веселой детворы зимние забавы: санки лыжи и коньки выбирай по нраву!
2-й ребенок: Эй, Герда, Кай! Скорей сюда!
3-й ребенок: У нас здесь новая игра!
Кай: Сейчас идем!
Герда: А как играть?
1-й ребенок: Снежки лепить и в цель бросать.
Дети играют, смеются. На вступлении «Вальса-фантазии» М. Глинки дети пугаются, разбегаются. Появляются снежинки и исполняют танец. Звучит «Осень» С. Прокофьева, появляется Снежная Королева.
Снежная Королева:
Снежной Королевой
Называюсь я!
Вьюги и метели —
Все мои друзья!
Холод лед и стужа
Во дворце моем!
Пусть они останутся
В сердце твоем!
Под музыку С. Прокофьева «Осень» Снежная Королева уводит Кая в свое царство. Дети ищут Кая.
1-й ребенок: Кай, где ты?
2-й ребенок: Отзовись!
3-й ребенок: Кай, где ты, выходи!
Герда: Милый Кай, где ты? Кай, выходи!
Дети уходят за кулисы, там продолжают звать Кая. На сцене Герда одна идет и плачет. Подходит к бабушке.
Герда: Бабушка, мой милый Кай исчез, пропал!
Что делать я не знаю.
Кого спросить и где искать?
Бабушка: Помочь я обещаю. (Дает Герде розу.)
Храни ты розу, она оберег
От всех невзгод и разных бед.
(Провожает Герду.)
Вторая картина
Звучит фрагмент «Танца Анитры» Э. Грига. Девочки-цветы исполняют танцевально-пластическую импровизацию.
Герда: Этот запах меня одурманил!
Звучит «Ноктюрн» Э. Грига, девочка-колокольчик исполняет танцевально-пластическую импровизацию.
Колокольчик: То фиолетовый, то голубой,
Я на опушке встречаюсь с тобой.
Звонким названием я наделен,
Но никогда не услышишь ты звон.
Герда: Милый колокольчик,
Не знаешь, где мой Кай?
Колокольчик: Нет не знаю.
Герда: Я без него скучаю.
Звучит «Ноктюрн» Э. Грига, девочка-ромашка исполняет танцевально-пластическую импровизацию.
Ромашка: На лугу и в поле
Ты меня встречаешь.
Лепесточки белые
Ты на мне считаешь.
Герда: Раз, два, три, четыре, пять —
Где же Кая мне искать?
Ромашка: Не знаю.
Герда: Я без него страдаю.
Звучит концерт Э. Грига «Ля-минор», девочка-фиалка исполняет танцевально-пластическую импровизацию.
Фиалка: На лесной опушке
Я внезапно расцвела
И розовые ушки
Тихонько подняла.
Герда: Дорогая фиалка,
Может быть, ты знаешь,
Где мой Кай?
Фиалка: Нет не знаю.
Герда: Я лишь о нем мечтаю.
Звучит фрагмент «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Появляется роза, исполняет танцевальную импровизацию.
Роза: Обо мне поют поэты
Всех веков.
Нет в мире ничего
Нежней и краше,
Чем этот свиток
Алых лепестков,
Раскрывшихся
Благоуханной чашей
Герда: Уважаемая роза,
Расскажите что-нибудь о Кае.
Роза: Я только знаю, что он жив,
И больше ничего не знаю.
Ромашка: Не знаю.
Колокольчик: Не знаю.
Фиалка: Не знаю.
Герда: Что же мне делать?
Куда мне идти?
Все цветы: Желаем тебе Кая найти.
Картина третья
Звучит «Менуэт» И.-С. Баха. Цветы покидают сцену, выходят придворные и исполняют менуэт.
Герда: Добрый день, я вам не помешала?
Принц: Кто ты и откуда?
Принцесса: Как во дворец попала?
Герда: Я Герда, ищу Кая,
А где он, не знаю.
Принц с принцессой советуются.
Принц: Надо помочь Герде!
Принцесса: Придворные, принесите волшебный шар!
Придворные вносят волшебный шар и уходят.
Принцесса: В шар зеркальный загляни
И узнаешь, как проводит Кай свои дни.
Загляни. (Отходит назад.)
Принц: Загляни. (Отходит назад.)
Принцесса: Посмотри.
Принц: Посмотри.
Звучит концерт Э. Грига «Ля-минор», Герда смотрит в шар.
Герда: Нет начала, нет конца
Ледяной стране.
Неужели, милый Кай,
Ты забудешь обо мне?
Там холодный ветер дышит,
И меня никто не слышит,
Злая северная мгла
Не расскажет, не откроет,
Сколько Кай тебя звала.
В снежном плену,
В замке у зим,
Кай, мой дружок,
Стынет один.
Герда плачет.
Принцесса (жалобно): Теперь ты знаешь, где искать Кая.
Герда: Да, у Снежной Королевы.
Большое вам спасибо.
Принц: Так будь же смелее,
Не сбейся с пути
Принцесса: Мы верим, что счастье
Вас ждет впереди.
Прощаются, уходят.
Картина четвертая
Звучит «Осень» С. Прокофьева. Снежинки, импровизируя, исполняют совместный танец. Они преграждают Герде путь в Снежное царство. Герда с помощью розы побеждает их.
Герда (зовет Кая): Кай, выходи! Это я — Герда!
Кай не выходит. Герда его ищет.
Герда: Кай, где ты? Отзовись! Это я — Герда!
Кай (выходит): Да!
Герда: Мой милый Кай,
Пойдем домой,
Оставим замок ледяной.
Кай: Сейчас я не могу —
Мне надо выложить слово «вечность»,
Тогда на земле воцарится холод,
Лед и стужа навечно!
Звучит «Звуки природы» К. Орфа. Кай из снежинок выкладывает слово «вечность».
1-я снежинка: Власть.
2-я снежинка: Единообразие.
3-я снежинка: Чернота.
4-я снежинка: Ненависть.
5-я снежинка: Одиночество.
Герда читает слово и останавливает Кая.
Герда: Кай, остановись,
Пойдем домой!
Там мальчишки в нашем дворе
Все о тебе вспоминают,
А бабушка испекла вкусный пирог,
Твой любимый.
А наши розы выросли совсем большие. (Плачет.)
Кай (вспоминает):
Бабушка? Розы? Герда! (Обнимает Герду.)
Милая Герда!
Как я рад тебя видеть!
Где же ты была так долго?!
Здесь так холодно и пустынно,
Пойдем скорей домой!
Кай с Гердой смеются, обнимаются. Звучит Увертюра-фантазия «Буря» П.И. Чайковского. Появляется Снежная Королева.
Снежная Королева:
Не пущу!
Кай мой!
Эй, снежинки, бурю наметите,
И сейчас же путь им преградите!
Звучит Увертюра-фантазия «Буря» П.И. Чайковского. Снежинки и тролли исполняют танцевально-пластическую импровизацию. Герда поднимает розу — тролли и снежинки падают. Герда с Каем накрывают троллей и снежинок белой тканью, символизирующей чистоту, доброту, любовь и нежность. Ткань опустили — злые чары исчезли.
Кай и Герда: Розы цветут — красота, красота,
Пусть миром правят любовь и доброта.
Выходит Оле-Лукойе.
Оле-Лукойе: Сегодня наши Герда с Каем
Прошли нелегкими путями.
Преграды все преодолев,
Теплом души снега согрев,
Не дали грозным силам зла
Остаться в сердце навсегда.
Любовь, добро, тепло сердец
Разбили ледяной дворец!
Звучит «Танец Анитры» Э. Грига. Все герои выходят на поклон.
См. так же «Снежная королева» (Музыкальная игра-спектакль по сказке Г.-Х. Андерсена). Для школьников