"Мороз Иванович". Дидактическая сказка на основе русского фольклора.
Цель.
Познакомить детей с зимними песнями и играми.
Задачи.
Рассказать о старинных зимних обычаях и обрядах. Вспомнить знакомые зимние народные песни, подходящие по смыслу. Разучить колядки. Познакомить с народными играми.
Методические рекомендации.
Дополнить сказку презентацией, показанной на экране, картинами русского быта, праздничных гуляний на Рождество. Предложить детям дополнить сказку известными им народными песнями. По ходу сюжета разучить одну-две колядки.
Рассказчик.
За горой крутой, за рекой быстрой, за лесами дремучими далеко в поле Морозов двор стоит.
Он стоит на семи верстах, на восьми столбах,
К тому двору трое саночек-самокаточек летят.
Как по снегу, по метели
Трое саночек летели.
Эти сани у красного терема встали. Выходил из первых саней батюшка Мороз, из других саней - матушка Метель, из третьих саней - тётка Вьюга. Зашли они в терем, а на столе каждой пищи - пудов по тыще. Сели они за стол и едят, пируют. Мороз как наелся, напился, сел в сторонке и деньги куёт да пересчитывает.
Исполняется русская народная песня «Во кузнице». Дети играют на металлофонах.
Русская народная песня "Во кузнице"
Рассказчик.
А как кончил работу, говорит: «Мне с этими деньгами не ходить, а белы шубы покупать да ими землю устилать».
Метель и Вьюга просят...
Исполняется песня «Батюшка Мороз»
Песня «Батюшка Мороз»
Мороз и говорит: «Дам вам денег мешок да по шубе новой длинной, не короткой. Вы по белу свету гуляйте, а что увидите и услышите, запоминайте. О том мне расскажете». Взяли матушка Метель и тетка Вьюга мешок с деньгами, сели в самокатные сани и полетели на волю. Летели вдоль сёл и по чистому полю. Кружили над борами да крутыми горами, трясли мешок с деньгами.
А из мешка-то не деньги, а снег сыпался, падал на землю, всё укрывая, как пеленой застилая.
Исполняется русская народная песня «Как на тоненький ледок»
Русская народная песня «Как на тоненький ледок»
1.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Припев.
Эх, зимушка-зима, зима снежная пришла!
Эх, зимушка-зима, зима снежная пришла!
2.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка-дружок.
Припев.
3.
Ехал Ваня, поспешал,
Со добра коня упал.
Припев.
4.
Две подружки увидали,
Прямо к Ване подбежали.
Припев.
5.
Прямо к Ване подбежали.
На добра коня сажали.
Припев.
6.
На добра коня сажали,
Путь-дорогу показали.
Припев.
Рассказчик.
Нагулялись Метель и Вьюга и к Морозу вернулись.
А он выспрашивает:
- Ну, матушка Метель и тетка Вьюга, где были-побывали? Что видели-слыхали?
- Видели мы в поле, как Новый год пришёл, старый угнал - себя показал.
(Проводятся новогодние колядки.)
- Видели в селе, как маленький хлопчик нёс соломы снопчик — зиму величать, костры зажигать, с праздником поздравлять.
Проводится игра «Горелки»
Игра "Горелки"
Дети встают парами (мальчик с девочкой) друг за другом. Выбирают водящего - он будет «гореть». Водящий встаёт вперёд, в 3-5 шагах от детей.
Дети произносят:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо -
Птички летят,
Колокольчики звенят!»
На слова «глянь на небо» водящий смотрит вверх, последняя пара разъединяет руки и идёт вдоль стоящих пар. На последние слова пара бежит и стремится соединить руки, горящий должен осалить одного из детей. Если ему это удаётся, то он встаёт с ним в пару. Ребёнок, оставшийся один, становится водящим.
Рассказчик.
- Видели в лесу - огни горят горючие, вокруг огней люди стоят, празднуют, колядуют.
Исполняются колядки.