Русская пляска
1.
Все дети становятся в кружки, взявшись за руки, в четырёх углах комнаты.
В карманах у них платочки.
1—8-й такты — дети, стоящие в кружках, идут вправо.
9—16-й такты — дети бегут влево.
17—24-й такты. Все дети хлопают, один ребенок в середине каждого круга танцует (ребёнок намечается заранее).
На повторение музыки:
1—8-й такты. Ребёнок, стоящий в центре каждого кружка, становится ведущим и ведёт свою группу в любом направлении.
9—16-й такты. Дети вынимают платочки, бегут в разных направлениях, помахивая платочками. Одна рука на поясе, другая — с платочком поднята вверх.
17—24-й такты. Все дети танцуют, используя знакомые движения.
Учимся
1. Двигаться в соответствии с плясовым характером музыки.
2. Менять движение в соответствии с изменением характера частей произведения.
3. Ходьба в маленьких кружках.
4. Ходьба за ведущим.
5. Элементы плясовых движений из программы.
2.
Музыка повторяется два раза.
Такты 9—15-й и 25—32-й музыки играются живее.
Дети стоят парами в кругу (мальчик с девочкой), взявшись за руки.
Девочки с правой стороны от мальчиков.
На 1—8-й такты дети идут по кругу простым шагом.
На 9—16-й такты пары, взявшись под правые руки, кружатся дробным шагом на всей ступне. К концу 16-го такта пары останавливаются, берутся за руки, лицом друг к другу. Девочки держатся правыми руками с мальчиками из своей пары, левыми — с мальчиками из другой (соседней) пары.
На 17—20-й такты девочки, притопывая, отходят спиной к центру круга, как бы тянут мальчиков за собой.
На 21—24-й такты мальчики как бы оттягивают девочек назад, отходя спиной. На 25—32-й такты пары кружатся, как на 8—16-й такты.
Затем музыка повторяется сначала.
На 1—8-й такты девочки переменным шагом идут к центру круга и, образовав маленький круг, продолжают идти вправо. В это время мальчики, стоя на месте, хлопают в ладоши, притопывая ногой на начало такта.
На 9—16-й такты девочки возвращаются к мальчикам и кружатся, как и вначале.
Затем дети уходят следующим образом.
На 17—24-й такты дети, взявшись за руки, идут цепочкой по залу за водящим.
На 24—32-й такты дети повёртываются друг за другом, кладут обе руки на плечи впереди стоящего и уходят дробным шагом.
Учимся
1. Двигаться в соответствии со спокойным характером мелодии 1-й части музыки и весёлым, подвижным 2-й части.
2. Менять характер движений в соответствии с более медленным и негромким звучанием 1-й части и более быстрым и громким 2-й части.
3. Плавный шаг.
4. Переменный шаг.
5. Притопывание и хлопки.
6. Дробный шаг.
7. Кружение под руки.
8. Ходьба цепочкой, положив руки на. плечи соседу.
9. Образование из пар двух кругов.
10. Движение к центру и обратно.
Методические указания
Прежде чем разучивать эту пляску, надо проверить, в какой степени дети усвоили навык ходьбы переменным и дробным шагом.
Отдельно в виде упражнения можно поучить ходьбу «цепочкой» (всем детям идти дробным шагом, держа руки на плечах впереди идущего).
Танец показывается целиком в исполнении воспитателя и музыкального руководителя (исполняется мелодия песни без фортепианного сопровождения). Фигуры пляски разучиваются не все сразу.
3.
В пляске участвуют девочки и мальчики, равные по количеству, по не более 16 человек (8 мальчиков и 8 девочек).
Каждый мальчик держит в руках игрушечную балалайку, а каждая девочка — в правой руке цветной платочек.
Для мальчиков (на заднем плане) можно поставить скамейку или 8 стульев, чтобы во время выхода девочек (2-я часть музыки), они могли «играть на балалайках» не стоя, а сидя на стульях.
Все дети, участвующие в пляске, распределяются в 3 колонны:
1-я — 4 девочки,
2-я—8 мальчиков,
3-я — 4 девочки.
Мальчики держат балалайки, как бы играя на них.
У девочек руки положены на пояс.
На 1-ю часть музыки:
Мальчики идут друг за другом простым шагом, «играя на балалайках», обходят весь круг и садятся по порядку на стулья, продолжая «играть на балалайках».
На 2-ю часть музыки:
1—8-й такты. Девочки идут переменным шагом двумя колоннами, сначала прямо, потом в разные стороны, проходят одна колонна мимо другой и становятся шеренгами друг к другу.
9—12-й такты.
9-й такт. Взмах платком вверх, в сторону.
10-й такт. Руки на пояс и притоп.
11-12-й такты. Кружатся на месте.
На повторение (9—12-й такты) повторяются те же движения.
На З-ю часть музыки:
Девочки, стоя на месте, машут платочками, мальчики идут парами, «играя на балалайках», между шеренгами девочек и поворачиваются к девочкам лицом. Мальчики «играют на балалайках», а каждая девочка лёгким бегом обегает кругом мальчика, который стоит против неё с левой стороны, и возвращается на своё место.
На 4-ю часть музыки:
Каждый мальчик становится за девочкой, которая его обегала. Все дети двигаются шагом польки друг за другом по кругу (левым плечом к центру круга). Мальчики продолжают «играть на балалайках», у девочек правая рука поднята вверх и немного отведена в сторону, а левая — на поясе.
На 5-ю часть музыки:
1—4-й такты с повторением. Все дети поворачиваются лицом к центру. Мальчики идут в середину круга. Девочки, стоя на месте, машут платочками.
5—8-й такты с повторением. Все дети кружатся, мальчики с поднятой вверх балалайкой, которую они держат двумя руками в горизонтальном положении, а девочки с поднятым вверх платочком, левая рука на поясе.
Учимся
1. Двигаться в соответствии с разнообразным характером частей музыки.
2. Двигаться переменным шагом, шагом польки.
3. Двигаться в парах: кружиться, обходя друг друга.