Ярмарка. Старшая группа
Задачи
- Развивать у детей чувство ритма при игре на ложках и в музыкально дидактической игре.
- Учить согласовывать движения орнаментального хоровода со схематичным изображением.
- Закреплять умение создавать композицию на силуэтных предметах по мотивам городецкой росписи.
- Обобщить у детей знания о народных промыслах; закрепить представления о видах устного народного творчества.
- Воспитывать уважение к труду народных умельцев.
Дидактический материал
- Изделия народных промыслов Дымки, Хохломы, Гжели, Павлова Посада, Жостова, Семенова;
бумажные тарелки с гжельским узором;
ширма для кукольного театра, Петрушка (бибабо);
фонограммы русских народных мелодий в исполнении оркестра народных инструментов. - Деревянные ложки, матрешки, бумажные силуэты посуды, белая и синяя гуашь, кисти, стаканчики с водой,тряпочки.
Ход занятия
При наличии педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности целесообразно его участие в занятии при рассматривании предметов народного декоративно-прикладного искусства.
Дети входят в зал под звучание русской народной песни «Ты, береза» и садятся на места.
На середину зала выходит мальчик в русском костюме — Иванушка.
Музыкальный руководитель.
Ребята, сегодня у нас в гостях Иванушка.
Давайте спросим его, где же он сегодня побывал?
Инсценируется русская народная песня «ГДЕ БЫЛ, ИВАНУШКА?» Обработка Н. Метлова.
Песня Где ты был, Иванушка. Нажмите для просмотра
1.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Курочку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
2.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Уточку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
3.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Барашка.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Диапазон песни: ре — си.
Программное содержание.
Совершенствовать у детей умение передавать веселый, шуточный, игровой характер песни.
Петь ее напевно, в умеренном темпе первую часть куплета, далее постепенно ускорять темп.
Удерживать чистоту интонации на одном звуке ля, в 3-м такте слышать и петь квинту вниз (ля — ре), кварту вверх (ре—соль).
Выпевать долгий звук (половинную ноту и четверть с точкой).
Точно выполнять ритмический рисунок, несмотря на ускорение темпа с каждым куплетом.
Правильно произносить гласные в словах: «зёрнышки», «горенке», «барашек», «в садике»; согласные в конце слов: «клюёт», «поёт», «плывёт», «жуёт», «даёт», «сеничкам», «деткам».
Методические указания.
Поскольку в песне почти нет вступления (один аккорд), желательно перед ее исполнением проиграть третью и четвертую музыкальные фразы. Это настроит детей, подскажет тональность песни. Чистому попаданию на звук си (начало песни) поможет музыкальная фраза из прибаутки «Ладушки» (русская народная мелодия).
В этом случае перед пением не проигрывают музыкальные фразы. С каждым куплетом ускоряется темп и увеличивается объем текста. Поэтому дети затрудняются чисто произносить звуки, порой «проглатывают» слова. Педагог предлагает детям проговорить текст последнего куплета: начинать его с медленного темпа, постепенно ускорять, а последнюю фразу на слова: «Иванушка в горенке песенки поёт» — замедлить. Педагог должен объяснить значение слов: «горенка», «сенички», «ярмарка». Па празднике эта песня инсценируется. Дети поют её с солистом.
Музыкальный руководитель.
Давайте и мы отправимся все вместе на ярмарку.
Проводится коммуникативная игра «ХОРОВОД» М. Картушиной.
Дети, взявшись за руки, идут по кругу хороводным шагом и ноют на мотив русской народной песни «Ах вы, сени» (ноты см. здесь):
Мы заводим, мы заводим,
Мы заводим хоровод.
Поздороваться желаем.
Удивим сейчас народ!
Дети останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, и поют слово «Здравствуй!», прикасаясь друг к другу («здороваясь») ладошками, пальчиками, плечика ми.
Игра повторяется 2—3 раза. Каждый раз дети должны поздороваться по-другому.
Педагог.
Вот мы и на ярмарке.
Дети подходят к лоткам и рассматривают товар.
А на ярмарке товары:
Посмотрите влево, вправо.
Есть сапожки и подушки,
И, конечно же, игрушки.
Педагог показывает дымковскую игрушку.
Ребята, что это за игрушки? Где они сделаны? (Ответы детей.)
Молодцы, ребята! Все узнали дымковскую игрушку.
Посмотрите, каким ярким, красочным орнаментом украшены глиняные фигурки людей, птиц и животных. Вот какая дымковская барышня пошла за водой! (Показывает дымковскую девицу-водоноску.)
Ребенок.
За студеною водицей Водоноска-молодица,
Как лебедушка, плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса!
Дети поют русскую народную песню «ПОШЛА МЛАДА ЗА ВОДОЙ»
Одна пара под неё танцует.
Пляска Пошла млада за водой. Нажмите для просмотра
1.
Пошла млада за водой,
Коромысел золотой.
Эй, эй, люли,
Коромысел золотой.
2.
Коромысел золотой,
Ведерки дубовы.
Эй, эй, люли,
Ведерки дубовы.
3.
Брошу ведра под гору,
Сама стукнусь об землю.
Эй, эй, люли,
Сама стукнусь об землю.
4.
Сама стукнусь об землю,
Рассыплюся яблонькой,
Эй, эй, люли,
Рассыплюся яблонькой.
5.
А кто будет играть,
А кто будет танцевать?
Эй, эй, люли,
А кто будет танцевать?
6.
Ваня будет играть,
Таня будет танцевать.
Эй, эй, люли.
Таня будет танцевать.
1 куплет.
Дети поют. Мимо них плавным шагом проходит девочка, несущая два игрушечных ведра на коромысле.
2 куплет.
Дети продолжают петь.
3 куплет.
Такты 1 — 2. Девочка кладет ведра и коромысло на землю;
Такты 3 — 4. Ударяют ногой об пол;
Такты 5 — 8. Кружится, слегка притопывая, руки перед грудью.
4 куплет.
Такты 1 — 2. Идет приставным шагом вправо, разводя руки в стороны;
Такты 3 — 4. Приставным шагом возвращается на место;
Такты 5 — 8. Кружится.
5 куплет.
Выходит мальчик с балалайкой, девочка слегка притопывает перед ним.
6 куплет.
Мальчик играет, девочка танцует, выбирая знакомые движения.
Повторяется музыка вступления и 1 куплета.
Девочка, танцуя, проходит по кругу и уходит из зала.
Мальчик, взяв под руку балалайку и в обе руки ведра, догоняет девочку.
Дети переходят к следующему прилавку, на котором расставлены матрешки.
Педагог.
Есть еще для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка -
Красавица-девица,
У нее сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница.
(Матрешка)
Матрешка появилась на Руси совсем недавно, чуть больше 100 лет назад. Рассказывают, что однажды русский художник Сергей Васильевич Малютин увидел необычную японскую деревянную игрушку, в голове у которой помещалась вся семья. Художник решил создать новую русскую игрушку. Игрушечный мастер В. Звездочкин вырезал из дерева куклу, а Сергей Васильевич ее раскрасил в истинно крестьянском духе. Вот так и появилась Матрешка.
Поставим мы матрешек в ряд,
Они ведь танцевать хотят.
Проводится музыкально-дидактическая игра «НАУЧИМ МАТРЕШЕК ТАНЦЕВАТЬ».
Дети берут матрешек.
Музыкальный руководитель отстукивает ритм большой матрешкой но столу, дети его повторяют, ударяя своими матрешками («учат матрешек танцевать»).
Дети подходят и рассматривают хохломские изделия.
Педагог.
Ребята, как называется роспись, которой украшены эти предметы? (Ответы детей.)
Правильно, это хохломская роспись.
Люди всегда стремились внести красоту в жизнь, поэтому художники из деревни Хохлома украшали даже деревянную посуду.
Посмотрите, как ярко раскрашены солонка и ковш. Давайте вспомним, чем отличается хохломская роспись от других.
Дети называют основные элементы хохломской росписи: изгибающаяся веточка, ягоды, листочки, цветы, завитки; сочетание золотого, красного и черного цветов.
Музыкальный руководитель.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
(П. Синявский)
Дети поют «ЧАСТУШКИ О ХОХЛОМЕ»
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой!
Хохлома да хохлома -
Разукрашу все дома,
А потом всю улицу,
Петуха да курицу.
Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать —
Ведь в красивую посуду
Щи приятно наливать.
Надою я молока
И налью котенку
Разрисую хохломой
Милую Буренку.
(П. Синявский)
Мы частушки петь кончаем.
Хохломы красивей нет!
От ребяток голосистых
Посылаем всем привет!
(М. Картушина)
Музыкальный руководитель.
Золотая хохлома!
Лучше нет подарка.
Хохломские ложечки
Звонкие да яркие.
Ложка о ложку
Звонко ударяет,
Ложки деревянные
Весело играют.
Дети играют на ложках русскую народную мелодию «ПОЙДУ ЛЬ Я, ВЫЙДУ ЛЬ Я», используя различные приемы игры на ложках (по показу педагога).
Дети подходят к прилавку с гжельской посудой, рассматривают ее.
Ребенок. (один или несколько)
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь.
Известно всем в народе
Ее названье - Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой,
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
(П. Синявский)
Музыкальный руководитель показывает на бумажных тарелках элементы узоров гжели.
Музыкальный руководитель.
Ребята, посмотрите, какие красивые узоры. Оказывается, мы их можем даже станцевать. (Комментирует узор.) Вот здесь мы пойдем по кругу, здесь сойдемся в центр круга, а здесь отойдем обратно, здесь покружимся.
Музыкальный руководитель предлагает станцевать Орнаментальный хоровод, который нарисован на бумажных тарелочках кругах.
Дети берутся за руки и танцуют, выполняя движения в соответствии с рисунками на тарелочках, которые по очереди показывает педагог. Музыкальное сопровождение — любая спокойная народная мелодия.
Педагог обращает внимание на бумажные силуэты посуды и предлагает украсить ее голубыми узорами гжели, напоминает элементы узора, колорит, композиционные особенности и их изображения, оказывает помощь при затруднении, во время работы детей оказывает помощь, проговаривает пословицы:
- Не будет будет скуки, когда заняты руки.
- Каков мастер, такова и работа.
- Делаешь наспех — делаешь на смех.
- Умелец да рукоделец и себе, и людям радость приносит.
- Хорошая работа два века живет.
После окончания работы педагог предлагает полюбоваться рисунками, обращает внимание, что дети использовали только синюю, голубую и белую краски, а работы получились яркими и нарядными.
Музыкальный руководитель (показывает ширму, за которой прячется воспитатель, исполняющий роль Петрушки):
Ну какая же ярмарка без балаганчика.
Мы похлопаем в ладоши.
Кто там спрятался хороший?
Дети хлопают в ладоши. На ширме появляется Петрушка.
Петрушка.
Тили-тили, тили-бом!
В балаганчик всех зовем!
Эй, люди добрые,
Молодцы хорошие,
Девицы пригожие,
Не гнушайтесь, подходите,
На потеху поглядите!
Дети рассаживаются около ширмы.
Петрушка.
Вы присели, дорогие зрители?
А подраться со мной не хотите ли?
Дети.
Нет!
Петрушка.
Не хотите драться?
Давайте ругаться!
Музыкальный руководитель.
Что ты. Петрушка, наши дети не ругаются. Они у нас воспитанные, добрые ребята.
Петрушка.
Давайте-ка, ребята, в молчанку играть,
Не гукать, не мукать, зубов не казать.
А я буду вас смешить,
А я буду вас дразнить.
Тот, кто первым слово скажет,
Мы его сейчас накажем.
Проводится русская народная игра «МОЛЧАНКА».
Петрушка.
Шел Молчан
По крутым горам.
Кто не молчал -
Того за уши драл!
Дети молчат. Петрушка выкрикивает русские народные дразнилки, стараясь рассмешить ребят.
Петрушка.
Наша Маша тоненька,
Как макова соломинка.
А в лапотки обуется -
Как пузырь, надуется.
Лиза-подлиза
Упала с карниза.
Мишка-плишка-коротышка,
На носу большая шишка!
Ванька-встанька-карапуз,
Надевай большой картуз.
Каравай съешь хлеба,
Вырастешь до неба!
Кто-нибудь из детей начинает смеяться.
Петрушка.
Кто здесь не умеет молчать?
Кому уши надрать?
Музыкальный руководитель.
Не надо никого здесь обижать.
Может, лучше нам сплясать?
Петрушка.
Гнитесь, сосны, гнись и ель!
Начинается кадриль!
Дети исполняют русский танец «КАДРИЛЬ»
Кадриль. Ноты. Для просмотра разверните
Кадриль. Русский народный танец. Онежский район Архангельская область.
Девочки стоят шеренгой вдоль центральной стены зала, руки слегка согнуты в локтях и подняты к груди.
Как у наших, у наших,
У наших у ворот.
Ай дю, у ворот да,
Ай да люди, у ворог.
Идут по кругу за ведущей.
Стоял девок, стоял девок,
Стоял девок хоровод.
Ай лю, хоровод, да,
Ай да люли, хоровод.
Продолжают идти по кругу и строятся около центральной стены.
Молодушек, молодушек,
Молодушек табунок.
Ай лю, табунок, да,
Ай да люли, табунок.
Быстро топают ногами («дробушки»), поворачиваясь вправо-влево и покачивая руками перед собой из стороны в сторону.
Меня девки, меня девки,
Идут вперед шеренгой.
Меня девки кликали.
Ай лю, кликали, да,
Ай да люли, кликали.
Пружинят ногами, поворачиваясь то вправо, то влево, согнув руки перед грудью и слегка поднимая и опуская локти.
Молодые, молодые,
Идут спиной назад
Молодые манили.
Ай лю, манили, да,
Ай да люди, манили.
Пружинят ногами, поворачиваясь вправо влево.
Па улицу, на улицу,
На улицу погулять.
Ай лю, погулять, да.
Ай да люди, погулять.
Кружатся, дробя ногами.
Уж гы улица, улица моя,
Трава-мурава зелененькая.
Ой, лешеньки, лели, люди!
Трава-мурава зелененькая.
Мальчики встают со своих мест и за вс дущим мальчиком подходят к девочкам, поставив руки на пояс и энергично под нимая ноги, и кланяются, приглашая их на кадриль.
Вдоль по улице молодец идет,
Вдоль по широкой удала голова.
Ой, лешеньки, лели, люли!
Вдоль по широкой удала голова.
Быстрым шагом идут парами по кругу.
Он идет, идет, наигрывает.
Красным девицам подмигивает.
Кружатся парами, взявшись за правые руки.
Ой, лешеньки, лели, люли!
Красным девицам подмигивает.
Кружатся парами, взявшись за левые руки.
Повторение 1-го куплета.
Пары разворачиваются лицом в круг.
Мальчики стоят на месте и притопывают ногой.
1-я фраза - девочки идут в центр круга;
2-я фраза - кружатся «звездочкой», держась за правую руку;
3-я - возвращаются к мальчикам;
4-я - кружатся перед ними.
Повторение 2-го куплета.
Девочки стоят на месте и поворачиваются вправо-влево.
1-я фраза - мальчики идут в центр круга;
2-я фраза - «дробушки» на месте;
3-я - возвращаются к девочкам;
4-я - «дробушки» перед девочкой.
Повгорение 3-го куплета.
Повторяются движения 1-го куплета.
Музыкальный руководитель.
Вот и побывали мы с вами на ярмарке, полюбовались красивыми вещами, которые делают золотые руки русских мастеров.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах
На весь мир молва идет.