Снег-снежок. Старшая группа
Задачи
- Побуждать выразительно передавать образы одушевленных и неодушевленных предметов.
- Закреплять умение вырезать предметы из бумаги, сложенной в несколько раз.
- Активизировать знания детей о зимних явлениях природы.
- Воспитывать чувство коллективизма при выполнении совместных действий.
Дидактический материал
- Металлофон
- лист бумаги А2 синего цвета
- обруч
- 10-12 матерчатых мячиков белого цвета
- Бумага, подготовленная для вырезывания снежинок
- ножницы
- клей
- кисточка для клея
- клеенка, тряпочка
Дети входят в зал, взявшись за руки, и встают в круг
Музыкальный руководитель.
Ребята, посмотрите за окно.
Как изменилась наша улица?
Почему так стало светло? (Ответы детей.)
Правильно, выпал снег.
Вот и к нам пришла зима:
На деревьях бахрома,
Из окна не виден двор -
Все стекло покрыл узор.
Исполняется полевка «НЕБО СИНЕЕ» Е. Тиличеевой
Попевка Небо синее. Нажмите для просмотра
Небо синее, роща в инее,
Утро раннее все румянее!
Диапазон песни: исполняется на одном звуке ля.
Программное содержание.
Учить детей чисто интонировать на ля, удерживать интонацию при длительной ритмической пульсации на этом звуке. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка.
Методические указания.
Упражнение разучивается в такой последовательности: предложить детям послушать песенку, при повторении прохлопать ритмический рисунок с музыкальным сопровождением.
На следующем занятии дети поют песенку, отмечая хлопками ее ритмические особенности.
Педагог учит четко произносить каждое слово, обращая внимание на слова: «синее», «в инее», «раннее», «румянее».
От занятия к занятию целесообразно разнообразить задание: предложить отстучать мелодию, сыграть на металлофоне, спеть с музыкальным сопровождением и без него; выложить на фланелеграфе ритмический рисунок песенки.
Педагог (играет мелодию на металлофоне на звуке ля)
Небо синее, роща в инее,
Утро раннее все румянее!
(М. Долинов)
Всю дорожку покрыл белый мягкий снежок.
Посмотрим, кто же пойдет гулять по дорожке.
Выполняется упражнение ни развитие воображения «ДОРОЖКА». Дети делятся на 3 подгруппы 1-я кошки, 2-я дети, 3-я снежинки.
Педагог (читает стихотворение на фоне любой мелодии в размере 6/8, а дети по очереди импровизируют движения, стараясь передать характер персонажей):
По чистой, по зимней дорожке
Бродили бродячие кошки.
Все кошки, все мышкины ножки
Следили на чистой дорожке.
Мягкими шагами идут «кошки».
Мы тоже, мы тоже ходили,
Ходили и тоже следили
Башмаками своими, калошами
Грязными и нехорошими.
Шагая широкими шагами или шагом на всей стопе, идут дети. Можно идти и оглядываться, смотреть на свои следы.
И снежинки пришли на дорожку,
И прошли они самую крошку,
Прошли и сплясали немножко.
И чистая снова дорожка!
Легко на носочках бегут «снежинки», кружатся и приседают на последнюю фразу.
(Э. Мошковская)
Педагог.
Хотя еще осенний месяц ноябрь, но на улице уже холодно.
А мы мороза боимся? (Дети отвечают.)
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем
Да на улицу пойдем,
Сядем в саночки-самокаточки
Да с горы-то - ух!
В снег пушистый - бух!
Дети встают парами, образуя санки (один ребенок встает впереди и протягивает свои руки ребенку, стоящему сзади), и под музыку бегут друг за другом.
По сигналу (удару бубна) дети приседают («падают с санок»).
Педагог.
Ребята, во что мы любим играть зимой? (Дети отвечают.)
Давайте катать снежный ком.
Дети исполняют попевку «СНЕЖНЫЙ КОМ», выполняя движения:
Покатился снежный ком,
Я иду за ним пешком.
Идут по кругу, вращая перед грудью согнутыми в локтях руками, пальцы сжав в кулаки.
Он быстрее, я бегом
И в калитку лбом. БОМ!
Переходят на бег. Останавливаются на последнее слово. Легко хлопают ладошкой по лбу.
(Н. Пикулева)
Педагог.
Дождались мы зимы.
А какая она, зима?
Ребенок.
Снег да снежные узоры,
В поле — вьюги, разговоры.
Холод, полутьма...
День — коньки, гора, салазки...
Вечер — бабушкины сказки...
Вот она — зима!
(А. Круглов)
Исполняется ПЕСНЯ О ЗИМЕ (по выбору педагога). (Много песен и нот о зиме в наших разделах Ноты и Сценарии)
Воспитатель.
Теперь, ребята, отгадайте зимнюю загадку:
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
(Снежинки)
Послушайте, что случилось со снежинками.
Ребенок
У сестренки, у Маринки,
На ладошке две снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь — снежинок не видать!
Кто же взял снежинки
У моей Маринки?
Воспитатель.
Правильно, ребята, снежинки на теплой ладошке растаяли.
Мы с вами сейчас вырежем снежинки из бумаги. Уж эти снежинки не растают.
Педагог предлагает взять заранее подготовленные заготовки из тонкой бумаги и вырезать по контуру снежинки.
Воспитатель.
Посмотрите, какие красивые снежинки у нас получились!
Дети (рассматривая снежинки):
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится
(К. Бальмонт)
Воспитатель.
Ребята, как называется явление природы, когда летит много снега, он кружится и заметает все вокруг? (Ответы детей.)
Да, это метель.
Мы из ваших снежинок сделаем метель — наклеим их на большой лист бумаги.
Дети выполняют коллективную аппликацию «МЕТЕЛЬ», наклеивая снежинки на большой лист синей бумаги, располагая их по своему усмотрению.
Музыкальный руководитель.
Пусть метелица метет,
Нас не испугает.
Все равно пойдем гулять
И с нею поиграем.
Проводится игра «ВЬЮГА ДА МЕТЕЛИЦА»
Игра вьюга-метелица. Нажмите для просмотра
Дети встают в круг. В центре на полу лежит обруч с тряпичными белыми мячиками («снежками»), около которого стоят водящие Вьюга и Метелица.
Вьюга да метелица
Дети, взявшись за руки, идут по кругу.
По дороге стелются,
Замести стараются все пути,
Чтобы запоздалому
Путнику усталому
Ни за что дороги не найти.
Вьюга и Метелица двигаются противоходом внутри круга, мягко взмахивая руками перед собой.
Мы лопаты возьмем
Снег с дороги разгребем.
Дети показывают, как разгребают снег Вьюга и Метелица сердито притопывают одной ногой.
Вьюга, Метелица.
Вас снежками закидаем.
Снег расчистить помешаем!
Вьюга и Метелица бросают в детей «снежки».
Ребята разбегаются.
Дети, в которых попал снежок, останавливаются, скрещивают руки на груди и ладонями похлопывают себя по плечам («дрожат от холода»).
Много снега намела
Наша зимушка-зима,
Ну а мы на лыжи встали
И по снегу побежали.
Дети уходят из зала под любой вальс, имитируя движения лыжников.