Ледяные цветы Снежной королевы. Старшая группа
Задачи
- Развивать творческие умения, фантазию в придумывании подражательных движений и статичных поз
- Закреплять умение рисовать «по сырому», проводить тонкие линии, объединять их в ажурный рисунок
- Закреплять знания о признаках зимы, свойствах снега и льда
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественные произведения
Дидактический материал
- Фонограмма «Вальса снежных хлопьев» П. Чайковского
- иллюстрации к сказке Г. Андерсена «Снежная королева»
- образцы рисунков окон с ледяными узорами
- Снежинка на ниточке
- шумовые музыкальные инструменты - кастаньеты, деревянные палочки
- белая гуашь
- голубая и синяя бумага в виде окон дома
- кисть
- влажная губка
- салфетка
Ход занятия
Дети входят в зал под звучание «Вальса снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и встают в круг.
Музыкальный руководитель.
Ребята, послушайте и скажите, какая звучит музыка?
(Ответы детей: легкая, воздушная, кружащаяся, быстрая, немного тревожная, волшебная, сказочная)
Эта музыка приглашает нас отправиться далеко на Север, в Царство Снежной королевы.
Помогут нам путеводные снежинки и северный ветер.
Дети берут снежинки на ниточках и под эту же музыку дуют на них, двигаясь спокойным шагом по кругу.
Музыкальный руководитель.
Вот мы и в Царстве Снежной королевы.
Как здесь холодно.
Снежинки плавно кружатся и медленно опускаются на землю.
Дети поют распевку «ПАДАЮТ СНЕЖИНКИ».
Падают снежинки. Нажмите для просмотра
Падают снежинки,
Льдинки - балеринки.
В воздухе кружат -
Это снегопад.
Музыкальный руководитель.
А вот и сама Снежная королева важно восседает на троне. (Показывает иллюстрацию.)
Королева, Снежная королева
Серебристое платье надела,
И блестит оно белой парчой,
Удивляя своей красотой.
Взмахнет Снежная королева рукой - быстрее закружатся снежинки.
А если взмахнет своей волшебной палочкой - снежинки застынут ледяными фигурами.
Проводится игра «ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ».
Игра
Снег кружится, снег кружится,
Заметает всё вокруг.
Ветер воет, веселится,
Собирает снежный круг.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Снег в ледышку преврати!
Музыкальный руководитель.
Когда наступала зима, Снежная королева отправлялась путешествовать по свету.
Там, где она проезжала, становилось холодно. Ехала королева на снежных конях. Звонко цокали их подковы, а Снежная королева пела:
— И уносят меня, и уносят меня
В холодную снежную даль
Три белых коня, три белых коня -
Декабрь и Январь, и Февраль.
Дети играют на шумовых инструментах пьесу «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК» Р. Шумана:
Р. Шуман Смелый наездник. Ноты. Нажмите для просмотра
Wilder Reiter. Robert Schumann. Ноты
Музыку Шумана Вы сможете послушать у нас на сайте ЗДЕСЬ
1-ю и 3-ю части играют на кастаньетах,
2-ю — на деревянных палочках.
Музыкальный руководитель.
Проезжала Снежная королева и над заснеженными лесами.
Холодно становилось зверям, они старались согреться кто бегал, кто прыгал, кто летал, а кто и в норке теплой прятался.
Но все звери и птицы боялись взгляда королевы: посмотрит она - и сразу замерзнешь.
Поэтому, завидев тройку Снежной королевы, все прятались в сугроб.
Кто сейчас будет прятаться от королевы, мы с вами отгадаем.
Проводится творческая импровизация «ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ».
Педагог загадывает загадку, дети под музыку подражают движениям угаданного животного и на звук бубенчиков приседают и замирают.
Косолапые ноги.
Зиму спит в берлоге,
Догадайся, ответь,
Это кто?
(Медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса,
Кто же это?
(Лиса)
На ветке не и птичка,
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто это?
(Белка)
Разбойник он серый,
Нет ему веры,
Все клыками щелк.
Кто это?
(Волк)
Промчалась на своей тройке Снежная королева, а за ней скачут ее помощники Буран и Северный ветер.
Не просто скачут, а стараются друг друга обогнать, кто ловчее доказать.
Проводится игра «НАЕЗДНИКИ».
Музыкальное сопровождение — пьеса «Смелый наездник» Р. Шумана.
Дети строятся в 2 колонны.
На 1-ю часть музыки первая колонна движется прямым галопом за первым «всадником», вторая колонна в это время выполняет пружинящие полуприседания.
На 2-ю часть скачет вторая колонна, а первая делает «пружинку».
На 3-ю часть все дети двигаются прямым галопом врассыпную по залу и с окончанием музыки быстро строятся в свои колонны.
Побеждает команда, выполнившая задание первой.
Педагог.
Снежная королева любила ездить по городу ночью. Она заглядывала в окна, и к утру на окнах расцветали удивительно прекрасные ледяные цветы.
(Показывает образцы окошек, разрисованных снежными букетами.)
Эти белые стройные линии
На окошках то тут, то там —
Распустились снежные лилии,
Недоступные буйным ветрам.
Лепестки их как будто короны,
Бриллиантом горят в серебре.
И являются эти бутоны
Идеалом цветов в январе.
Посмотрите на наши окна. На них тоже расцвели снежные букеты. Наверное, Снежная королева сегодня ночью посмотрела в нашу группу.
Мы сейчас нарисуем эти удивительные ледяные цветы.
Педагог предлагает слегка смочить влажной губкой листы бумаги и изобразить морозные узоры на окнах.
В ходе работы напоминает, что узоры должны быть ажурными, легкими.
Педагог (рассматривает результаты работы):
Вот цветы на тонких ножках
На заснеженных окошках,
Перепутав зиму с летом,
Расцветают белым цветом.
Мерзнет нос, а толку мало -
Их зима нарисовала.
(Ю. Марцинкявичюс)
Завершает занятие ПЕСНЯ О ЗИМЕ (по выбору педагога).
Позднее работы детей оформляются в виде большого дома с заснеженными окнами и используются в качестве оформления.