Менуэт. Музыкально-ритмическая композиция для дошкольников
Музыка Поля Мориа
(Сохранить аудио - нажать правой кнопкой мыши по треку)
Основная трудность в исполнении этого танца — это умение передать стиль, характер движения персонажей. Детям необходимо рассказать об истории этого танца.
Педагог также показывает детям иллюстрации, открытки, на которых изображены исполнители старинных бальных танцев. Предлагаемая композиция не является точной постановкой Менуэта, а преследует другую цель — игру в Придворных, людей другой эпохи, поэтому все движения здесь стилизованные.
ОПИСАНИЕ ДВИЖЕНИЙ
И.П. — дети стоят в двух шеренгах вдоль боковых стен зала — девочки справа, мальчики слева. У центральной стены — пара солистов.
Вступление
1 фигура
1-2 такты — стоя слушают музыку;
3-4 такты — солисты делают 4 небольших шага навстречу друг другу, кавалер подает правую руку даме, а дама, соответственно, кладет левую руку поверх ладони кавалера, оба слегка кивают головой.
Музыка А
Солирующая пара идет вперед по центру зала. Дама начинает шаг с левой ноги, а кавалер — с правой, на счет “4” разноименные ноги отставляют в сторону на носок, слегка поворачиваясь корпусом в разные стороны, на следующую музыкальную фразу (5-8 такты) движения те же, только шаг начинается с другой ноги, и так продолжать до конца музыки А.
Таким шагом пара идет по центральной линии зала (8 тактов), затем дама и кавалер расходятся в разные стороны и идут вдоль стоящих в шеренгах остальных участников танца, которые в этот момент стоят, склонившись в галантном поклоне (рис).
К концу музыки А солисты снова встречаются у центральной стены.
Музыка В
1-4 такты — дама и кавалер делают реверанс вправо и влево;
5-8 такты — меняются на шагах местами;
9 такт — берутся правыми руками и делают шаг навстречу друг другу (рис);
10 такт — шаг назад;
11-12 такты — кружатся “звездочкой” (шаг на 1/8);
13-14 такты — повторение движений 9-10 тактов;
15-16 такты — держась правыми руками, меняются на шагах местами.
На повторение музыки движения соответственно повторяются.
Последние два такта — кавалер снимает шляпу (или имитирует эти движения) и в поклоне, выставляя ногу, галантно слегка размахивает шляпой вправо — влево (соответственно выставляя ноги вперед с оттянутым носком).
Дама в этот момент слегка приподнимает подол юбки и 3 раза касается пола носком правой ноги, затем становится прямо и то же выполняет левой ногой.
Проигрыш — дама и кавалер делают реверанс направо и налево, затем кавалер подаст правую руку даме и они снова становятся центральной парой.
2 фигура
Музыка А
Две шеренги идут вперед за центральной парой, дамы с кавалерами соединяются парами и все идут по центральной линии зала простым шагом (рис).
Далее расходятся на круг — пара направо, пара налево (рис.).
Перестроившись в круг, до конца музыки кружатся на шагах “звездочкой”. К концу музыки А останавливаются по кругу, мальчики стоят спиной к центру круга, а девочки — лицом (рис).
Музыка В
1 такт:
держась правыми руками, шаг вперед;
2 такт — шаг назад;
3-4 такты — меняются местами, держась правыми руками “звездочкой”;
5-8 такты — повторение движений 1-4 тактов;
9-10 такты — дамы кружатся на месте, подняв руки, согнутые в локтях, вверх (или помахивая веером в учтивом поклоне), а кавалеры выполняют поклон (правую ногу вперед), сняв шляпу и размахивая ею у ноги (1 раз).
11-12 такты — реверанс направо и налево — выполняют все, как на вступление.
3 фигура
Музыка А
Все поворачиваются направо и идут противоходом, на счет “4” — поворот и легкий поклон налево друг к другу, на счет “8” — направо в разные стороны, и так до конца (рис).
Заключение
Реверанс направо и налево, четкая остановка в галантной позе (у каждой пары своя поза).