Что за прелесть эти сказки!
Действующие лица:
- Ведущий
- Дед-Мороз
- Снегурочка
- Чтецы
- Ассистенты
Музыкальный материал:
- М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»;
- Н.А. Римский-Корсаков. Хор «Прощай, масленица» из оперы «Снегурочка»;
- М.И. Глинка. Речитатив к арии Руслана из II действия оперы «Руслан и Людмила»;
Марш Черномора;
Рондо Фарлафа;
Ария Руслана «Дай, Перун...»; - П.И. Чайковский. Вальсы из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»;
- С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» - темы Птички и Волка;
- С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк» - тема Кошки;
- Н.А. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».
Наглядный материал и игровые пособия:
(количество карточек должно соответствовать числу команд)
- карточки 20x20 см с буквами С, К, А, 3, К, А (к конкурсу «Разминка»);
- карточки с фамилиями композиторов: Глинка, Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Чайковский и их фотопортреты (к конкурсу «Оживший портрет»);
- карточки с именами оперных персонажей: Руслан, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн (к конкурсу «Голоса героев опер»);
- карточки с названиями балетов: «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» (к конкурсу «Вальс, вальс, вальс»);
- карточки с именами сказочных персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Волк, Дедушка (к конкурсу «Музыкальные тембры»);
- карточки с изображением музыкальных инструментов: скрипка, флейта, кларнет, гобой, валторна, фагот (к конкурсу «Музыкальные тембры»);
- 2-3 рисунка фантастических инструментов на чертежных листах размером АЗ (к конкурсу «Фантастические инструменты»);
- 15 листов размером АЗ с нотной записью трех известных музыкальных тем по пять фрагментов каждой темы к конкурсу «Сложи мелодию»;
- кроссворд.
Учащиеся поделены на команды. Звучит фрагмент увертюры из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Ведущий
Сказка!.. Ее любят взрослые и дети! Она приходит в наш дом с первыми книжками, которые читают нам бабушки и дедушки, мамы и папы. В сказке, как и в жизни, есть добро и зло, справедливость и жестокость, милосердие и коварство. И в ней всегда находятся добрые волшебники, которые помогают герою преодолеть испытания, победить зло.
Мы любим сказку за чудеса, которые происходят в ней постоянно: оживают деревья и цветы, начинают разговаривать человеческими голосами звери, птицы, предметы.
Исполняется отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Выходит 1-й чтец.
1-й чтец
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух ... там Русью пахнет!
А.С. Пушкин
Уходит.
Ведущий
Наш первый конкурс «Разминка».
Каждая команда будет отвечать на вопросы по очереди. Ваш ответ начнется с той буквы, которую покажет ассистент.
Конкурс «Разминка»
Выходят ассистенты с карточками, на которых изображены буквы С, К, А, 3, К, А и становятся в ряд.
Задание зачитывает ведущий.
Буква С
• Назовите весеннюю сказку, на сюжет которой Н.А. Римский-Корсаков написал оперу. («Снегурочка».)
• Назовите балет П.И. Чайковского, написанный по мотивам известной сказки Ш. Перро. («Спящая красавица».)
Буква К.
• В каком уголке Подмосковья находится Дом-музей П.И. Чайковского - автора прекрасных сказочных балетов? (Клин.)
• Это слово можно перевести как «поющее дерево». Оно произошло от слов «дерево» и «звук». Играют на нем двумя деревянными палочками, стремительно ударяя по брускам. Как называется этот музыкальный инструмент? (Ксилофон.)
Буква А
• Назовите героиню многих русских народных сказок. (Аленушка.)
• Этот великий датский сказочник знаком детям всего мира. Назовите его. (Андерсен.)
Буква 3
• Как называется балет С.С. Прокофьева, написанный на сюжет известной сказки Ш. Перро, в которой добрая фея помогла героине попасть на бал и встретить там принца? («Золушка».)
• Назовите персонаж оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», который был главным мудрецом, скопцом и предсказателем государства. (Звездочет.)
Буква К
• Назовите инструмент, исполняющий тему Кошки в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк». (Кларнет.)
• Назовите одну из героинь оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». (Купава.)
Буква А
• Как называется быстрый темп в музыке? (Аллегро.)
• Назовите созвучие, состоящее из трех и более звуков. (Аккорд.)
Музыкальная пауза
Ведущий
Мы еще не успели вспомнить содержание многих сказок, а герои уже пришли к нам. Остается внимательно послушать то, о чем они говорят, вспомнить сказку, из которой они пришли, и назвать ее.
Конкурс «Любимые сказки»
Ведущий просит членов команд записать свой ответ на листке.
Выходят 2-й чтец, Дед Мороз, Снегурочка.
2-й чтец
Конец зиме! Пропели петухи,
Весна-красна спускается на землю.
Полночный час настал,
Сторожку Леший отсторожил -
Ныряй в дупло и спи!
Дед Мороз
Дитя! А что манит тебя покинуть терем родительский?
И что у берендеев завидного нашла?
Снегурочка
Людские песни.
Бывало я, прижавшись за кустами,
Гляжу, не нагляжусь на девичьи забавы.
Круги водить под песни, вот что мило.
Без песен жизнь не в радость.
Песни Леля милее мне.
И дни и ночи слушать готова я
Его пастушьи песни.
И слушаешь, и таешь!
Дед Мороз
Слышишь, таешь!
Ужасный смысл таится в этом слове.
Беги от Леля! Бойся речей его и песен.
Ярым солнцем пронизан он насквозь!
Уходят.
Ведущий
Назовите сказку.
Дети
«Снегурочка».
Звучит хор «Прощай, Масленица» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Ведущий
Длинными зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала А.С. Пушкину сказки его няня Арина Родионовна. Начинала она их одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были...». Герои пушкинских сказок продолжили свою жизнь в музыке. Давайте вспомним композиторов и музыкальные произведения, написанные на сюжеты пушкинских сказок. В нашем следующем конкурсе капитаны команд ответят по очереди на вопросы.
Конкурс капитанов «Сказки Пушкина в музыке»
Ведущий (читает отрывки из сказок А.С. Пушкина)
1.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(Опера «Сказка о царе Салтане...» Н.А. Римского-Корсакова.)
2.
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет.
(Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.)
3.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Додон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(Опера «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова.)
4.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
(Опера «Сказка о царе Салтане...» Н.А. Римского-Корсакова.)
5.
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты у меня
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего.
- Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу.
(Опера «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова.)
6.
О поле, поле,
Кто тебя усеял мертвыми костями?
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
(Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.)
Музыкальная пауза
Ведущий
Рассказать сказку в музыке непросто. Композитору необходимо найти такие музыкальные средства, которые могли бы помочь увидеть сказочные превращения, чудеса. Одним из первых, кому это удалось, был композитор, имя которого вы все знаете.
Конкурс «Оживший портрет»
На столах участников лежат портреты композиторов и карточки, на которых написаны фамилии: М.И. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, П.И. Чайковский.
Для ответа нужно выбрать портрет и соответствующую карточку и показать жюри.
Ведущий
Музыканты называли его «Пушкиным русской музыки». Он первым написал русскую сказочную оперу на сюжет поэмы А.С. Пушкина. Он является основоположником русской классической музыки. Светлая, жизнеутверждающая музыка, народные истоки - основа его творчества. Он был не только гениальным композитором, но и прекрасным певцом, педагогом, человеком уникальных способностей: свою музыку почти всегда исполнял наизусть, знал восемь иностранных языков, прекрасно рисовал и обладал литературным даром. Назовите его.
Дети показывают портрет композитора и карточку, на которой написано: М.И. Глинка.
Вопрос зрителям.
Какую сказочную оперу написал М.И. Глинка? («Руслан и Людмила».)
Ведущий (снова обращаясь детям)
Об опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» восторженно отозвался его современник музыкальный критик Одоевский: «На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок - он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся вползти на его стебель и запятнать его - черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие».
В опере «Руслан и Людмила», как и в любой сказке, тоже происходят чудеса.
Звучит речитатив к арии Руслана из II действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Выходит 3-й чтец.
3-й чтец
Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе - слышит
Чудесный холм как будто дышит.
Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом,
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь упирается, дрожит,
Трясет упрямой головою,
И грива дыбом поднялась.
Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озаряясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь -
И чудо видит пред собою.
Уходит.
Ведущий
Какое чудо увидел Руслан перед собой?
Дети
Голову.
Ведущий
Давайте попробуем узнать героев оперы «Руслан и Людмила» по их голосам и музыкальным темам.
На столах участников лежат карточки, на которых написаны имена героев оперы: Руслан, Фарлаф, Ратмир, Черномор, Наина, Финн.
Звучат фрагменты из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила»: ария Руслана «Дай, Перун, булатный меч мне...»; марш Черномора; рондо Фарлафа.
В конце звучания каждого фрагмента дети показывают нужную карточку.
Ведущий
Этого композитора называют классиком русского музыкального искусства XIX века. Он писал музыку в разных жанрах и достиг подлинного совершенства. Он является одним из самых выдающихся композиторов-мелодистов. Его мелодии отличаются необыкновенной яркостью, напевностью, выразительностью. В молодости он получил юридическое образование, но именно музыка определила всю его дальнейшую жизнь. Он был профессором Московской консерватории, педагогом, автором учебника по гармонии. Его творчество получило признание еще при жизни, и не только в России, но и за рубежом. Московская консерватория носит его имя. Кто же он?
Дети
Петр Ильич Чайковский.
Ведущий
Мы не случайно вспомнили имя этого выдающегося русского композитора, автора музыки первого в России классического балета. Все его балеты написаны на сказочные сюжеты. В балете с помощью танца, мимики, выразительной пантомимы можно также рассказать сказку, оживить ее героев.
В конкурсе «Знатоки балета» участники команд отвечают на вопросы ведущего.
• Сколько балетов создал П.И. Чайковский? (три)
• Назовите балеты Чайковского. («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».)
• Как называется балет С.С. Прокофьева, созданный по мотивам сказки Ш. Перро? («Золушка».)
• В каком балете действие происходит под Новый год? («Щелкунчик» П.И. Чайковского.)
• Какой балет был написан по сказке Э.Т.А. Гофмана? («Щелкунчик».)
• Из какого балета эти персонажи: Принц, Мачеха, сестры, феи Весны, Лета, Осени, Зимы? («Золушка».)
• Из какого балета эти персонажи: Одетта, Одиллия, Принц? («Лебединое озеро».)
• Как звали хозяйку сказочного сахарного дворца в балете «Щелкунчик»? (Фея Драже.)
• Какие сладости танцуют на празднике в балете «Щелкунчик»? (Кофе, Чай, Шоколад.)
Ведущий
В балете-сказке происходит волшебство: танцуют сладости, оживают часы, бедная девушка превращается в Принцессу, а кукла, раскалывающая орехи, - в прекрасного Принца. Волшебство помогает добрым и храбрым, наказывает коварных и злых. И каждый балет заканчивается сказочноволнующим балом, на котором обязательно исполняют вальс.
В конкурсе «Вальс, вальс, вальс» прозвучат три известных вальса из балетов П.И. Чайковского. Командам нужно определить их и назвать в нужной последовательности.
На столах лежат по три карточки с названиями балетов П.И. Чайковского, которые нужно расставить по порядку.
Звучат в записи фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Ведущий
А сейчас произойдет еще одно волшебство - роли зверей и птиц в этой сказке будут исполнять музыкальные инструменты симфонического оркестра! Догадались, о какой сказке я говорю и кто ее автор?
Дети
«Петя и волк» Прокофьева.
Ведущий
Ну, конечно, это «Петя и волк» Сергея Сергеевича Прокофьева - любимая музыкальная сказка многих поколений детей. Пионер Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Волк, Охотники - персонажи этой сказки. Сейчас мы услышим две темы и узнаем, кому они принадлежат и какой музыкальный инструмент их исполняет.
Конкурс «Музыкальные тембры»
Команды получают по 12 карточек: 6 с персонажами сказки (Петя, Птичка, Утка, Кошка, Волк, Дедушка) и 6 с изображением музыкальных инструментов (скрипка, флейта, кларнет, гобой, валторна, фагот.) После прослушивания фрагмента дети показывают карточки с указанием персонажа и карточку с изображением музыкального инструмента.
Звучат тема Птички (флейта) и тема Волка (три валторны).
При проведении конкурса следует вместо названия музыкальных инструментов показать их изображения.
Ведущий
Вспомните, какие музыкальные инструменты изображают других персонажей этой сказки, и заполните клетки кроссворда.
По горизонтали.
1. Струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию. 2. Медный духовой инструмент. 3. Деревянный духовой инструмент, звучание которого изображает Дедушку в симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и Волк». 4. Деревянный духовой инструмент, звучание которого изображает Утку в той же сказке. 5. Деревянный духовой инструмент, звучание которого изображает Кошку в сказке «Петя и Волк». 6. Ударный инструмент с определенной высотой звука.
По вертикали.
В выделенном ряду вы прочтете название музыкального жанра для оркестра.
Ответы: 1. Скрипка. 2. Тромбон. 3. Фагот. 4. Гобой. 5. Кларнет. 6. Литавра.
По вертикали: Симфония.
Ведущий
А сейчас внимание! (Обращается к зрителям). Взгляните на эти необычные, фантастические музыкальные инструменты! Их придумали участники нашей викторины. Каждый инструмент состоит из деталей уже существующих музыкальных инструментов. (Показывает рисунки с изображением трех разных музыкальных инструментов.) Как вы думаете, детали каких инструментов использованы в рисунках наших маленьких художников?
Наиболее активных зрителей следует поощрить небольшими сувенирами.
Ведущий
А теперь - наш заключительный конкурс «Сложи мелодию». Каждая команда должна собрать из пяти фрагментов мелодии тему известного музыкального отрывка.
Конкурс «Сложи мелодию»
Исполняются отрывки из произведений:
С.С. Прокофьев. Тема Кошки из симфонической сказки «Петя и волк»;
М.И. Глинка Марш Черномора;
Н.А. Римский-Корсаков Третья песня Леля.
Выходит 4-й чтец.
4-й чтец
Я никогда не понимал
Искусства музыки священной,
А ныне слух мой различал
В ней чей-то голос сокровенный...
... Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным.
А. Блок
Уходит.
Далее жюри подводит итоги выступления команд и награждает подарками участников конкурса.