Рождение Тальесина
Вот уже несколько месяцев Гвион Бак работал не покладая рук. Длинной деревянной ложкой денно и нощно мешал он странное варево, кипящее в глубоком чане. Рядом с ним сидел слепой старик.
Слепой поддерживал огонь, весело потрескивающий под чаном. Иногда появлялась таинственная женщина. Она произносила заклинания и бросала в огонь пригоршни неведомых трав. На слепого и мальчика она и внимания не обращала. Звали ее Керидвен, и была она колдуньей.
Гвион Бак никогда не забудет день, когда колдунья пришла к его отцу. «Мне на время понадобится ваш мальчик»,— сказала она, и Гвион Бак безропотно ушел с ней. Кто осмелится спорить с колдуньей? С тех пор он неусыпно следил, как бы варево не перелилось через край. «Смотри у меня,— пригрозила колдунья,— чтобы ни одна капля не пропала!
А кипеть снадобью ровно год и один день».
Время от времени старик подавал голос:
— А скажи, мальчик мой, что за зелье варится в этом чане?
— Не знаю,— слышал он в ответ.
— И для чего тебе только глаза? — ворчал старик.
— Зато я знаю, для чего мне руки,— отвечал мальчик.
А плечи болели все больше, все труднее становилось ворочать тяжелой ложкой.
Однажды утром колдунья пришла с маленьким мальчиком. «Бедняжка, как же он уродлив»,— с сожалением подумал Гвион Бак.
— Сыночек мой дорогой,— сказала колдунья ребенку,— я не могу сделать тебя красивым. Но я могу сделать так, что ни богатые, ни бедные не будут замечать твоего безобразия. Когда этот напиток прокипит ровно год и один день, он сделает тебя знаменитым поэтом и самым могущественным волшебником в мире. Завтра он будет готов. Ты выпьешь три капли, всего три капельки, и этого будет достаточно: ты научишься угадывать будущее, видеть невидимое и слагать волшебные песни.
Колдунья и ребенок ушли. Гвион Бак пребывал в растерянности. «Так вот в чем тут дело»,— думал он, и даже немного пожалел колдунью.
Задумался Бак и совсем забыл, что надо помешивать пузырившееся варево. Вдруг в чане вздулся здоровенный пузырь— и лопнул. Брызги обожгли Гвиону большой палец, и он невольно сунул его в рот. В глазах у него потемнело, в голове вспыхнула ослепительная молния, и он на мгновение прозрел свое будущее: оказывается, именно он, Гвион Бак, проглотил те самые капли, что предназначались сыну колдуньи. Забыв про ложку и чан, забыв предупредить слепого, который так и подкладывал дрова в огонь, Гвион Бак бросился бежать. Оставленное без присмотра варево перелилось через край и стало растекаться, сжигая все на своем пути. Без трех волшебных капель оно стало страшным ядовитым зельем.
Гвион Бак бежал изо всех сил. Теперь он был ясновидящим и уже знал, что разъяренная колдунья бросилась за ним в погоню. А она подбиралась все ближе и ближе. «Хочу стать зайцем и бежать еще быстрее!» — воскликнул он в тот миг, когда колдунья уже совсем было схватила его. И тотчас маленький комочек шерсти выскользнул у ведьмы из рук. Но вскоре он почувствовал за спиной горячее дыхание. Это колдунья настигла его, превратившись в борзую. Гвион Бак чудом увернулся от собаки и помчался к реке.
«Хочу стать рыбой и укрыться в воде!» — прошептал он и нырнул. И тут же превратившись в серебристую форель, устремился в заросли водорослей. Но передышка оказалась слишком короткой. Теперь за ним охотилась выдра. Это опять была колдунья Керидвен! Гвион Бак вылетел из воды, обернулся птицей и устремился к облакам. А Керидвен уже летела за ним — она стала орлом. И вот уже хищная птица выпустила когти, кружа над Гвионом Баком. А маленькая птичка совсем выбилась из сил, сложила крылья и камнем рухнула вниз. Она упала на крестьянский двор и превратилась в маленькое хлебное зернышко. К нему подскочила огромная черная курица. Гвион Бак узнал колдунью Керидвен. И тут она проглотила его.
Прошло девять месяцев, и Керидвен родила мальчика. Колдунья знала, что дает новую жизнь Гвиону Баку, и заранее решила убить его. Но малыш был такой хорошенький, что у нее духу не хватило лишить его жизни— она просто оставила мальчика на берегу реки. Сироту подобрал рыбак, потом он попал на воспитание к королю. Мальчика нарекли Тальесином. Когда Тальесин вырос, он стал великим волшебником и самым знаменитым поэтом Уэльса.