Женитьба сироты
Рассказал в 1941 году житель села Чаплино Чукотского (Провиденского) района Магаданской области Айвыхак. Записал и перевел Г. Меновщиков.
Так, говорят, было. Жили в одном месте пять братьев. Богатые были. Оленей много имели. По соседству мальчик-сирота со своей бабушкой жил. Землянка их очень маленькая, тесная, грязная. Одежда у них очень плохая. Еды своей мальчик с бабушкой не имели, у соседей побирались. Мальчик даже на улице редко появлялся из-за множества корост на теле.
Однажды сирота подумал и бабушке своей сказал:
— А ну, пойди в первую ярангу пяти братьев!
Бабушка спросила:
— Что тебе надо там?
Ответил сирота:
— Дочь их в жены возьму!
Старушка согласилась. Вышла. Пошла в первую ярангу. Когда вошла, хозяин спросил ее:
— Зачем пожаловала? Голодные, наверное, вы с внуком?
Старушка ответила:
— Да нет же! Внучек послал меня, чтобы вы дочку свою за него выдали.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож. Мизинец отрежу ей за такие слова!
Подала жена хозяину нож, и он отрезал у старушки мизинец. Заплакала старушка от боли и обиды и пошла в свою земляночку. Когда вошла, внук спросил:
— Ну, как дела?
Старушка ответила:
— Не отдали они своей дочки, а мне даже мизинец отрезали.
Внук сказал:
— А теперь иди в ярангу второго брата и дочь его сосватай!
Старушка сказала:
— Не пойду! Снова боль мне причинят!
Внук настаивал на своем. Старушка согласилась, пошла. Во вторую ярангу пришла. К переднему столбу прислонилась. Хозяин поприветствовал ее и спросил:
— Зачем пришла?
Старушка ответила:
— Внук мой послал сосватать вашу дочь.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож! Безымянный палец отрежу ей за такие слова!
Подала жена хозяину нож, и он отрезал у старушки безымянный палец. Заплакала старушка от боли и обиды и пошла в свою земляночку. Когда вошла, внук спросил:
— Ну, как дела?
Старушка ответила:
— Вот и безымянный палец отрезали!
Внук сказал:
— Теперь иди в ярангу третьего брата и дочь его посватай!
Старушка сказала:
— Ой, не пойду! Ведь только три пальца осталось у меня на руке.
Внук настаивал на своем. Старушка согласилась и пошла. В третью ярангу вошла. К переднему столбу прислонилась. Хозяин поприветствовал ее и спросил:
— Зачем пришла?
Старушка ответила:
— Внук мой послал сосватать вашу дочь.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож! Средний палец отрежу ей за такие слова!
Подала жена хозяину нож, и он отрезал у старушки средний палец. Заплакала старушка от боли и обиды и отправилась в свою земляночку. Когда вошла, внук снова спросил:
— Ну, как дела?
Старушка ответила:
— Теперь уж средний палец отрезали мне!
Внук сказал:
— А теперь иди в ярангу четвертого брата и дочь его сосватай!
Старушка сказала:
— Нет, не пойду! Только два пальца осталось на моей руке, а теперь и четвертый отрежут!
Внук настаивал на своем. Старушка согласилась и пошла. В четвертую ярангу вошла. К переднему столбу прислонилась. Хозяин поприветствовал ее и спросил:
— Зачем пришла?
Старушка ответила:
— Внук мой послал сосватать вашу дочь.
Хозяин жене сказал:
— А ну, подай мой нож! Указательный палец отрежу ей за такие слова!
Подала жена хозяину нож, и он отрезал у старушки указательный палец. Заплакала старушка от боли и обиды и отправилась в свою земляночку. Когда вошла, внук спросил ее:
— Ну, как дела?
Старушка ответила:
— Теперь и указательный палец отрезали!
Внук сказал:
— А теперь иди в ярангу пятого брата и дочь его сосватай мне!
Старушка сказала:
— Теперь уж совсем без пальцев на одной руке останусь. Ведь и большой палец отрежут мне!
Внук и теперь настоял на своем. Старушка согласилась и пошла. В пятую ярангу вошла. К переднему столбу прислонилась. Хозяин поприветствовал ее и спросил:
— О, старушка, что скажешь?
Старушка ответила:
— Внук мой послал сосватать вашу дочь.
— Ну что ж, пусть женится!
Затем отец дочери сказал:
— А ну, доченька, иди следом за своей свекровью!
Девушка не возражала отцу. Оделась и со свекровью пошла. Когда пришли, девушка увидела маленькую, тесную, старую и грязную землянку. В землянке пахло сыростью. Девушка от брезгливости даже капюшон кухлянки не сняла. Наступила ночь. Поели и легли спать. Только старушка не спала. Когда молодые люди крепко заснули, она поднялась и стала ногами раздвигать стены землянки. Стены раздвинулись, а землянка стала большой и высокой. Затем старушка большой таз водой наполнила и разбудила внука. Внук встал. Она посадила его в этот таз и принялась обмывать все тело. Затем внука из таза вынула. Ого! Какой красавец-мужчина перед нею стоял! На руках его сильные мускулы. Затем старушка оделась и вышла. Нарезала дерна, собрала его и перенесла в проход (коридор) землянки. Тут она стала дуть на дерн, и он превратился в куски мяса от разных зверей. Старушка снова вышла. Пошла на морской берег и набрала там охапку мелкой морской травы. Затем эту морскую траву в землянку внесла, в проходе повесила и стала дуть на нее. Морская трава превратилась в меха различных пушных зверей. В третий раз старушка вышла. Выйдя, собрала в сумку много белых камней. Камни внесла в кладовую и стала дуть на них. И превратились белые камни в куски сала разных зверей. После этого старушка в полог вошла и стала будить девушку:
— Сноха, вставай, корми нас!
Проснулась сноха, сняла свой капюшон и осмотрелась вокруг. Увидела она новый полог в просторной землянке, а рядом с нею лежит уже не грязный мальчик с коростами на теле, а статный мужчина. Улыбнулась девушка мужчине и глаз не может отвести от него. Встала она и начала готовить еду. Полное блюдо-каютак мяса и сала нарезала. Сели есть. Девушка куски мяса подбрасывает, а юноша ловит их ртом и ест. Когда есть кончили, бабушка сказала им:
— Теперь одевайтесь! Одежду для вас приготовила я.
Старушка вышла в сени. Из сеней внесла нерпичий мешок и вынула из него одежду. Здесь была одежда мужская и женская, новая. Девушка надела меховой комбинезон. По вороту и рукавам комбинезона — отделка из росомашьего меха. Юноша надел красивую кухлянку с черным воротником и красные меховые брюки с росомашьей отделкой внизу. Встали они рядом, как будто ветром очищенные. Потом вышли из землянки и стали прогуливаться поблизости. Затем вошли. Вот и обеденное время. Снова поели. Внук бабушке сказал:
— А теперь теще моей гостинец отнеси — еды разной и мехов! Идите вместе с женой!
И вот юноша стал все приготовлять. Вышел в сени. Нарубил разного мяса и сала. Все это в таз положил. Затем жене сказал:
— Последи за этим тазом, а я выйду на улицу!
Взял юноша нож, вышел на улицу и смастерил снежную нарту. Сиденье со спинкой тоже из снега сделал. Копылья острые из дерева по бокам воткнул. Кончил. Изо всех сил стал дуть. Снежная нарта в настоящую нарту превратилась. Концы от копыльев в острые ножи превратились. Таз, наполненный едой, вынес и поставил на нарту. Накрыл куском моржовой шкуры и привязал. Затем позвал жену. Она взяла деревянный молоток и вышла. На нарту села, облокотившись на спинку. Юноша к нарте ремень привязал и потянул ее от своей землянки. Поехали. Девушка, сидя на нарте, завела песню. И вот девушки из четырех яранг подбежали к нарте, за спинку нарты схватились. Жена этого юноши молоточком стала ударять по рукам девушек. Возвращала им боль бабушки своего мужа. Била девушек по пальцам и смеялась. Вот нарта ее к яранге отца подъехала. Девушка с нарты поднялась, в ярангу вошла. После этого отец ее вышел. Отвязал покрышку на нарте и увидел полный таз мяса и сала от разных зверей. Вдвоем с зятем высыпали еду из таза. Сразу все в несколько раз увеличилось. После этого зять внес мясо и сало в сени. Затем нарту подняли и вошли в ярангу.
Хозяин жене сказал:
— Вот сколько еды вкусной зять наш привез! Сейчас угощаться будем.
Женщины еду приготовили. Стали все есть. Потом юноша с молодой женой вернулся к своей бабушке. Стали они жить в полном достатке.
Все.