О сотворении мира (нивхи)
Миф. Рассказала в 1952 году А. Полдох из рода К’эвоинг, жительница поселка Чайво Ногликского района Сахалинской области. Записал и перевел В. Санги.
Сперва была только вода. И утка-чирок (По другим версиям, в этом мифе фигурирует лувр — широконосая кряква) плавала на воде. Утке нужно снести яйца, но куда? — яйцо ведь тонет! И тогда утка выщипала с груди перья и пух, свила гнездо. В гнездо снесла яйца. Из яиц вылупились утята. Утята выросли и тоже, как мать, повыдергали с грудок перья и пух, свили гнезда. В гнезда снесли яйца. Из яиц вылупились утята, много утят. Они выросли, свили каждая себе гнездо. Гнезд много — они соединились в остров. На острове выросли трава, кусты, разные деревья.
Деревья и кусты роняли на остров листву, хвою.
Остров стал большой землей.
У лиственницы сквозь кору пробилась смола (сок). Скопившись, она стала стекать по стволу. Едва смола коснулась земли — появился нивх. Нивх произошел от лиственницы, потому он краснокожий, как лиственница. Оригар (так нивхи называют ороков, небольшое (около 300 человек) тунгусо-маньчжурское племя, пришедшее на Сахалин в недавнем, прошлом) произошел от пихты, потому он белотелый. Куги (нивхское название айнов, проживавших ранее на Сахалине) произошел от ели.