Что дороже?
Жил, говорят, когда-то старый купец. Он накопил за всю жизнь три тысячи золотых.
Был у старика единственный сын. Когда ему исполнилось пятнадцать лет, старик заболел. Ездить и торговать он уже не мог. Позвал сына и говорит:
— Сын мой, пора тебе занять моё место, научиться моему делу — торговле. Я дам тебе тысячу золотых. Поезжай с купцами в далёкие города, поучись у них: что надо купить, где продать. Да смотри, деньги трать с умом, помни: нет ничего на свете дороже золота.
Сын взял тысячу золотых и поехал с купцами в далёкий город. Но там он не пошёл с купцами искать товары, а отправился осматривать улицы. Видит: стоит большой дом. Заглянул в окно, там молодые люди сидят и пишут. Парень спросил у сторожа, что тут делают. Старик говорит:
— Это школа. В ней сыновья баев (бай - богач) обучаются грамоте.
— А меня примут в эту школу?
— Если есть золото, примут,— ответил сторож.
Парень вошёл в школу и отыскал старшего учителя.
— Я хочу обучиться грамоте, уважаемый учитель,— сказал он.
— Твоё желание похвально,— ответил учитель,— но есть ли у тебя тысяча золотых? Наша школа — дорогая, здесь учатся дети богачей. Мы учим за тысячу золотых.
Парень был рад, что у него есть как раз тысяча, он отдал её и остался в школе. Купцы поискали, поискали парня и уехали без него.
Парень учился очень хорошо и через год умел читать и писать лучше всех учеников. Учитель сказал:
— Всё, что мог, я тебе передал. Теперь ты грамотный. Возвращайся домой.
Парень вернулся домой. Отец и мать обрадовались. Отец говорит:
— Ну, рассказывай, сын мой, как торговал, как приумножил наше богатство. Я дал тебе тысячу золотых, а сколько ты привёз?
— Прости, отец,— ответил сын,— но я не привёз ни одного золотого. Зато я приехал грамотный. Целый год я прилежно учился чтению и письму. Тысячу золотых я обменял на грамоту.
— Ах, бедный мой, глупый сын! — запричитал отец.— Видно, нет совсем у тебя ума, видно, не понял ты моих наставлений. Я же говорил тебе: нет на свете ничего дороже золота! А ты моё золото обменял на грамоту! Да разве грамота накормит?
— Нет, отец, грамоте я обучился не зря,— говорит сын,— грамота и в торговле поможет. А теперь дай мне ещё тысячу, и я поеду торговать.
На этот раз парень поехал с купцами в другой город. Как и раньше, он пошёл не товары искать, а осматривать улицы. И вот увидел дом, из которого доносилась музыка. Оказалось, это школа, где учили играть на курае (курай - духовой музыкальный инструмент, род флейты). Парень отыскал старшего учителя, сказал ему, что хочет здесь учиться.
— За год обучения мы берём тысячу золотых,— говорит учитель.— Если есть тысяча, оставайся у нас.
Парень отдал свою тысячу и остался в школе. Купцы не нашли его и уехали из города.
Парень учился прилежно и через год играл на курае лучше всех учеников. Учитель сказал:
— Ты овладел нашим искусством. Возвращайся домой.
Парень вернулся домой. Отец и мать обрадовались, отец говорит:
— Ну теперь-то, мой сын, ты не выбросил деньги на ветер, теперь ты разумно торговал? Расскажи, как торговал, сколько нажил?
— Прости, отец, я и на этот раз денег не нажил,— отвечает сын.— Я снова отдал их за учение. Теперь я умею играть на курае.
— О, за что аллах послал мне такого глупого сына?! — вскричал отец.— Ты, может быть, думаешь, что твоя музыка дороже золота?
— Не сердись, отец,— говорит сын.— Дай мне твою последнюю тысячу. Уж теперь-то я займусь торговлей.
Отец отдал ему последнюю тысячу золотых, и парень опять поехал вместе с купцами в далёкий город. Там купцы присмотрели для него хороший товар, сторговались и оставили его расплачиваться, а сами ушли по своим делам. Но парень вместо того, чтобы расплатиться, ушёл осматривать город. Там он увидел дом, где обучали игре в шахматы. Старший учитель сказал, что обучение стоит тысячу золотых. Парень отдал деньги и остался в школе. Купцы не нашли его и уехали.
Парень учился очень хорошо и через год играл в шахматы лучше всех учеников и всех учителей. И вот он попрощался с учителями и вернулся домой.
Старый отец говорит:
— Показывай золото, мой дорогой сын, уж на этот раз ты пощадишь отца, не скажешь, что денег нет.
— Увы, отец,— отвечает сын,— денег и вправду нет. Но зато я умею играть в шахматы, а это мудрая игра.
Отец закричал:
— Ты выбросил на ветер три тысячи золотых, которые я копил всю жизнь! Больше ничего у меня нет! Иди куда хочешь, делай что хочешь, ты мне не нужен!
Сын пошёл куда глаза глядят. Ему к тому времени исполнилось восемнадцать лет, он стал рослым, крепким джигитом. «Хорошо бы наняться на работу в купеческий караван,— подумал он.— С купцами я смогу увидеть мир».
Из этого города отправлялся в дальние края большой караван. Джигит пришёл к караван-баши (хозяин каравана) и спрашивает:
— Не нужен ли вам работник?
Хозяин оглядел парня и говорит:
— Работник нужен. Оставайся. Будешь работать за еду и за одежду. Завтра выходим в путь.
На другой день караван отправился в далёкий путь. Прошли много земель и попали в сухую степь. И люди и животные — все изнывали от жажды, а воды не было. Но вот нашли старый колодец, заглянули — в глубине поблёскивает вода. Пробуют работники зачерпнуть — вода не зачерпывается. Несколько раз бросали ведро, и наконец оно оторвалось. Караван-баши говорит новому работнику:
— Ты самый молодой и очень сильный. Спустим тебя в колодец, посмотри, почему вода не зачерпывается, да и ведро достань.
Джигита опустили в колодец. Встал он на дно, а воды там и нет совсем. То, что блестело, оказалось золотом. Джигит привязал к верёвке ведро, наполнил его золотом, дёрнул за верёвку. Работники вытащили ведро. Караван-баши увидел золото, удивился, обрадовался и закричал в колодец:
— А ещё там есть?
— Есть! — ответил джигит.
Он наполнил ещё ведро, а потом ещё. Пятнадцать вёдер золота вытащили работники из колодца.
— Есть ещё? — спросил караван-баши.
— Больше нет! — ответил джигит.— Теперь меня поднимайте.— Он взялся за верёвку.
Работники начали поднимать, но караван-баши вытащил нож и обрезал верёвку. Джигит упал на дно колодца. «Зачем он теперь нужен? — подумал караван-баши.— Вытащу — начнёт требовать свою долю. А без него — всё моё!»
На дне колодца джигит огляделся и увидел в стене железную дверь. Он открыл её и вошёл в маленькую комнату. Там спал старый шайтан (чёрт). «Вот, оказывается, чьи сокровища я нагружал в ведро! — подумал джигит. На стене он увидел курай.— Всё равно пропадать, сыграю в последний раз». Он взял курай и заиграл. Старый шайтан проснулся. Он сказал:
— Много сотен лет сидел я здесь в темноте, охранял сокровища. Я ослеп. И вот я снова вижу. Это твоя прекрасная музыка вернула мне зрение. Кто ты, счастливый джигит? Проси у меня что хочешь.
— Мне ничего не надо, уважаемый хозяин,— ответил парень.— Об одном только прошу: подними меня наверх, помоги догнать караван.
Едва сказал он эти слова — оказался в хвосте каравана. Как ни в чём не бывало занял он своё место среди погонщиков. Караван-баши сразу его заметил.
Заметил и испугался: что теперь будет? Но джигит ии слова ему не сказал. Он работал старательно, как прежде. Караван-баши ещё больше испугался. «Если он после всего, что было, молчит, значит, он большой хитрец. Едва мы придём в город, он со мной рассчитается. Надо его опередить».
Когда до города оставалось два дня пути, он написал письмо, дал его джигиту и говорит:
— Бери лучшую лошадь. Скачи в город, отвези письмо моей жене. Я приказал ей хорошо тебя наградить.
Джигит взял письмо, поскакал вперёд. «Этот караван-баши завладел золотом, которое я нашёл, и бросил меня в колодце. Разве можно ему верить? Надо прочесть, что он пишет жене. Один раз меня выручило моё искусство игры на курае, теперь пусть выручит грамотность».— Так думал джигит.
Недалеко от города он остановился, осторожно открыл письмо и прочитал его. «Моя верная жена,— говорилось в нём,— я везу домой несметные сокровища. Но чтобы они полностью принадлежали нам, надо убить джигита, который привезёт тебе это письмо. Привет моей милой дочке, скоро я её обниму, скоро я куплю ей всё, что она ни пожелает».
Джигит усмехнулся. Не зря был он в школе лучшим каллиграфом (Каллиграфия — искусство красиво писать пером). Почерком своего хозяина он написал новое письмо: «Моя верная жена! Я разбогател с помощью этого прекрасного джигита. Я пообещал ему в жёны нашу милую дочь. Пусть совершится свадьба до моего приезда, а приеду я через два дня».
Это письмо джигит отдал жене купца. Она прочитала и говорит дочери:
— Отец хочет, чтобы ты стала женой этого джигита. Ты согласна?
— Согласна! — сказала девушка.
Молодой джигит ей очень понравился. В тот лее день устроили свадьбу.
А на другой день джигит, по своему обыкновению, осматривал город. Подошёл к огромному дворцу. Вокруг толпится народ.
— Что это за дворец? — спрашивает джигит.— Почему вокруг толпится народ?
— Это дворец нашего падишаха,— отвечают люди.— Здесь он играет с джигитами в шахматы. Кто ему трижды проиграет — голову потеряет, а кто трижды у него выиграет, то он отдаст в жёны свою прекрасную дочь. Но нет, видно, игрока лучше нашего падишаха. Много голов слетело...
«Видно, пришла пора испытать мою игру в шахматы,— подумал джигит.— Пойду сражусь с падишахом». И он вошёл во дворец.
В огромном зале за шахматной доской в окружении визирей и полководцев сидел великий падишах. Он ждал смельчака, который решится с ним играть. Все посмотрели на вошедшего джигита.
— Ты не боишься меня, парень? — спросил падишах.
— Не боюсь,— ответил джигит.
— Когда проиграешь, не проси пощады,— сказал падишах.
— Не попрошу,— ответил джигит.
Они начали играть. Первую партию выиграл падишах. Вторую — тоже.
— Считай, что твоя голова на волоске,— сказал он.
Но третью партию выиграл джигит. И четвёртую. И пятую!
— Ещё давай! — кричит падишах.
— Но я уже выиграл твою дочь,— говорит джигит.— На что играем?
— Ставлю полцарства! — кричит падишах.
Визирь говорит ему на ухо:
— О повелитель, это неосмотрительно — ставить полцарства.
Падишах ему отвечает:
— Мне лишь раз осталось выиграть — и я отрублю ему голову!
Снова выиграл джигит. Падишах распалился:
— Ставлю ещё полцарства!
Визирь ему шепчет:
— О повелитель, теперь вы рискуете всем, что у вас есть. Не надо рисковать. Отдайте ему дочь и полцарства.
— Уж теперь-то я его обыграю и отрублю ему голову! И всё будет снова моим! — кричит падишах.
Начали играть. И снова выиграл джигит! Выиграл и говорит:
— Теперь я — падишах. Тебя я назначаю главным судьёй. А дочь твоя мне не нужна. Я женат. Завтра в город придёт большой богатый караван. Хозяина каравана, караван-баши, приведите ко мне во дворец.
Назавтра стража привела к нему хитрого караван-баши. Смотрит караван-баши на падишаха — глазам своим не верит: неужели это тот самый парень, которого он сначала оставил умирать в глубоком колодце, а потом отправил с письмом к жене? Джигит понял его мысли и говорит:
— Да, караван-баши, я — тот самый парень, которого ты один раз ограбил и дважды хотел убить.
И молодой падишах рассказал придворным свою историю.
— Теперь судите его, вот он, этот злодей, стоит перед вами.
Придворные во главе с главным судьёй, бывшим падишахом, решили: отрубить злодею голову.
Тогда джигит сказал:
— Всё зло позади. Караван-баши теперь мой тесть, я женат на его дочери. И я дарю ему жизнь. Пусть живёт.
После этого джигит приказал привезти к нему его старых родителей. Отец обрадовался несказанно, что сын его стал падишахом.
— Как ты этого достиг, мой дорогой сын, ведь у тебя совсем не было золота?
— Отец,— ответил сын,— знания, как видишь, дороже золота.