Этикет и культура поведения в общественных местах
Продолжение. Читать еще:
1. Этикет. Воспитание хороших манер
2. Этикет общения и культура речи
4. Идем в гости. Принимаем гостей. Этикет и хорошие манеры
В транспорте и на улице
Очень важно подготовить и научить ребенка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома и выносит малыш первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребенок не станет придерживаться.
Если вы в магазине не благодарите продавца за то, что он вас обслужил, то и от своего ребенка этого никогда не дождетесь. Если в транспорте вы будете грубы с пассажирами и кондуктором, то ваш ребенок впитает все ваши грубые выражения, как губка. Как вы будете себя вести на людях, точно такого же поведения ожидайте и от своего малыша.
Страна Культурляндия
Фея вежливости:
Вот мы с тобой, малыш, и перенеслись в страну Культурляндию. Пора тебе познакомиться с человечками, которые ее населяют.
Они мало чем отличаются от тех человечков, которые живут в странах Чистюляндии, Жувиляндии, Порядка, Вежливости и Связной речи. Все они без исключения знают правила поведения. Но особенно строго правил поведения в общественных местах придерживаются человечки из страны Культурляндии.
Вниз и вверх
Фея вежливости:
Ты любишь спускаться и подниматься по лестнице? Конечно, сейчас во многих домах имеются лифты, поэтому совсем необязательно подниматься на пятый этаж пешком. Однако не все дома могут ими похвастаться. А что будет, если вдруг лифт выйдет из строя, а ты не знаешь правил спуска и подъема по лестнице?
Раз — ступенька, два — ступенька
Гена очень любил свой дом, но еще больше он любил лестницу в доме. Он даже был рад, что в его стареньком доме нет лифта. А все потому, что Гена любил прыгать. Проснется утром, покушает, мама ведет его в садик, а Гена по лестнице прыг-прыг, прыг-прыг,
и так до самого первого этажа. А обратно Гена бежал, перепрыгивая через две ступеньки, и, конечно, всегда перегонял папу.
И никогда Гена не задумывался о том, что существуют еще какие-то «лестничные» правила. Ему и без правил было весело. Когда он спускался по лестнице, то часто задерживался, чтобы пересчитать все ступеньки.
А когда возвращался с прогулки с бабушкой, всегда ее обгонял — ведь он же самый быстрый, а бабушка старенькая.
Бабушка смотрела-смотрела, как ее внучок быстро прыгает по ступенькам, и решила как-то рассказать ему одну сказку. А может, вовсе и не сказку.
«В одном королевстве жили сеньоры и сеньориты. В те далекие времена электричество еще не придумали, поэтому, спускаясь и поднимаясь по лестницам (а их в замках сеньоров и сеньорит было очень много), все несли с собой зажженные свечи. Сеньориты носили длинные платья со шлейфами. У сеньоров, конечно, никаких шлейфов не было. В одном из замков жил сеньор по имени Роберт. Решил он жениться на красавице по имени Изольда. Справили свадьбу, громкую и веселую. Устали гости, захотелось им спать. Сэр Роберт взял свечу и пошел вслед за своей молодой женой в спальню. Чтобы туда попасть, им надо было спуститься с третьего этажа на второй. А у молодой жены от платья тянулся длинный-предлинный шелковый шлейф. Сэр Роберт и не заметил, как наступил на этот шлейф. Споткнулся, упал, свеча опрокинулась и попала прямо на длинный шлейф Изольды.
Шелк возгорается очень быстро, вот так же быстро загорелся не только шлейф, но и вся одежда молодой жены. Испугалась она, закричала. Прибежали слуги, гости. Все стали тушить одежду Изольды. Еле-еле удалось им загасить пламя. Огонь сильно испортил одежду и прическу молодой жены. Она рассердилась, долго плакала. Сэр Роберт долго извинялся перед ней и поклялся, что теперь никогда в жизни не станет спускаться по лестнице позади своей жены.
А когда они будут подниматься, он всегда будет поддерживать ее сзади, чтобы она нечаянно не споткнулась и не упала».
Гена послушал бабушкину сказку, притих, задумался. Он понял, что надо всегда спускаться впереди женщины, девушки, девочки, а подниматься сзади них. И теперь он только так и поступал. Ведь он был настоящим джентльменом.
1. Понравился ли тебе мальчик Гена? Почему?
2. Что тебе запомнилось в сказке, которую рассказала Гене бабушка?
3. А ты придерживаешься «лестничных» правил? Как часто?
4. Рассмотри картинки на следующей странице и скажи, что на них изображено неправильно.
Объясни, как должны были вести себя эти люди.
Советы родителям
Объясните ребенку правила поведения на лестнице и не только, покажите на собственном примере, как должен вести себя будущий мужчина и как должна поступать будущая леди.
Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Вверх по лестнице первой идет женщина, слегка позади — мужчина. Однако, если лестница темная, крутая или в совсем незнакомом месте, тогда мужчина идет впереди. Когда на лестнице встречаются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу правостороннего движения.
Кстати, сторона лестницы с перилами — привилегия женщин, пожилых людей, детей.
Если навстречу идет кто-то с вещами, надо задержаться на площадке и подождать, когда человек пройдет.
Если кто-то учтиво уступил вам дорогу, надо, проходя мимо, или слегка поклониться, или сказать: «Извините», «Благодарю вас».
В Средние века рыцарь для защиты от нападения носил шпагу. Чтобы не задеть шпагой спутницу, он шел слева от нее, готовый в любой момент выхватить оружие. Этот обычай сохранился до наших дней. На прогулке мужчина должен идти слева от женщины.
Уличные правила
Фея вежливости:
Представь себе, что бы случилось, если бы все вдруг забыли, как вести себя на улице.
Я думаю, началось бы что-то невообразимое. Все бы ходили по дорогам, где ездят машины, машины бы ездили по тротуарам, на улице было бы много мусора, везде слышался крик, визг: визжали бы милицейские сирены, машины, взрослые и дети. Наступил бы полнейший хаос. Именно поэтому очень важно знать правила поведения на улице.
Кавардак на улице
Однажды утром в одном городке все люди без исключения забыли о том, как вести себя на улице. Это поработала злая волшебница Ругалка, которая решила отомстить за прошлое свое неудавшееся злое дело.
Вышли на улицу взрослые и пошли по левой стороне улицы. А им навстречу шли другие люди. Получалось столпотворение. Все шли, громко разговаривая, совсем не обращая внимания друг на друга. Стоял такой шум, что можно было надевать наушники. Взрослые накупили себе мороженого, не забыли, конечно, и о детях.
Люди шли навстречу друг другу, сталкивались чуть ли не лбами, пачкали друг друга мороженым. Конечно же, начинались ругань, драки. Никто не хотел ни перед кем извиняться, ведь о вежливости и хороших манерах они напрочь забыли. А дети решили еще и подразнить друг друга:
Наш Андрюша — точно хрюша,
Он запачкал и Илюшу.
И теперь они вдвоем
Весь запачкали наш дом.
У Иринки-мандаринки
Зверь невиданный в корзинке.
И похож он на Иринку,
Как портретная картинка.
Да и взрослые не хотели от них отставать. Они стали громко обсуждать недостатки прохожих. Мусор взрослые решили не выбрасывать в урны, потому
что к ним надо было сделать два шага. А зачем ку171 да-то ходить, когда можно быстро избавиться от бумажки, выбросив ее прямо на тротуар? Машины вообще не могли никуда и нигде проехать, потому что пешеходы не обращали внимания на запрещающие знаки и на сигналы светофора. Казалось, что все горожане просто сошли с ума. Ругалка же была очень счастлива. Наконец-то ее злое дело удалось. Но не знала она, что в это время фея вежливости решила навестить в этом городе своих друзей. Прилетела фея на своих волшебных крыльях в город и очень удивилась, увидев такой хаос. Она быстро поняла, кто виноват в случившемся. Взмахнула своей волшебной палочкой — и моментально злая волшебница Ругалка превратилась в маленькую серенькую мышку.
Рядом пробегал голодный кот, который и проглотил злюку. Тут же все люди словно очнулись от долгого страшного сна. Они посмотрели друг на друга, на свои родные улицы — и ужаснулись. Они не могли себе даже представить, что такое может с ними случиться. Они покраснели и побледнели, а затем стали друг перед другом извиняться. Очень скоро в городе восстановилось движение, все человечки взялись за метлы и лопаты, чтобы навести в городе порядок. Все были счастливы. Только кот, проглотивший злую ведьму Ругалку, почему-то себя нехорошо чувствовал.
1. Что случилось в волшебном городе?
2. В каких случаях человечки вели себя неправильно? Почему?
3. Какие ты знаешь правила поведения на улице?
А теперь давай поиграем в игру «Стоп! Красный свет».
Лучше, если в этой игре будут участвовать несколько ребят. Для игры нужно приготовить красные шарики и красные палочки-кирпичики.
Ты же знаешь, что, когда горит красный свет светофора, идти нельзя, опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Он загорается тогда, когда человеку неприятно, обидно, больно.
А играем мы так: задаем друг другу задачки о том, как поступают люди в разных ситуациях. Один рассказывает, а другой внимательно слушает, чтобы, когда встретится поступок невежливый, неэтичный, успеть сказать: «Стоп! Красный свет». Если он вовремя заметил, то берет себе красный шарик (такие шарики лежат в коробочке), а если не заметил — штраф. Это красные палочки-кирпичики, как на уличных знаках (знаки тоже лежат в коробочке).
Когда игра заканчивается, мы считаем, сколько у кого шариков и сколько палочек. У кого шариков больше, тот выиграл. А кто проиграл, платит штраф — исполняет желание выигравшего или какой-нибудь номер: поет, танцует, читает стихотворение.
Сейчас я буду описывать разные случаи, и как только вы заметите неэтичное поведение, быстро говорите:
«Стоп! Красный свет». А тот, кто объяснит, почему это невежливо, тоже получает красный шарик. Кто больше их наберет, тот выиграл. Кто ни одного шарика не выиграет, тот получает кирпичик и должен будет исполнить какой-то номер.
В качестве примера можно использовать такие ситуации.
- Шли по улице две девочки, а навстречу им шла группа студентов, среди которых были люди разных национальностей с разным цветом кожи.
— Ой, смотри, какой черный! — сказала одна из них, указывая пальцем на чернокожего. - Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе, притом так громко, что все стали на них оглядываться.
- Ребята небольшой группой шли вместе после школы и, остановившись на перекрестке посредине тротуара, стали прощаться.
- Девочка, войдя в метро с мороженым, устроившись у двери, аппетитно начала слизывать лакомство.
Советы родителям
Большую часть времени мы проводим в обществе незнакомых нам людей на улице, в транспорте. И от того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей, поэтому очень важно познакомить ребенка с правилами поведения на улице. И чем старше становится он, тем это актуальнее. Сначала вы должны следить за соблюдением этих правил, а потом ребенок будет помнить их сам.
1. Выходя из дома, проверьте, взяли ли вы с собой все необходимые вещи: носовой платок, кошелек, расческу и другие необходимые мелочи. Осмотрите свою одежду, проверьте, все ли у вас в порядке — от прически до обуви.
2. Главное правило поведения на улице — не доставлять неудобств и неприятностей окружающим.
3. У нас в стране правостороннее движение, поэтому, находясь на улице, держитесь правой стороны.
4. Старайтесь при ходьбе не задевать окружающих.
5. Не ходите по тротуару против движения.
6. Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу, то есть держите сумку в правой руке и идите в этом случае справа.
7. Не останавливайте на улице друга или подружку, которые идут с родителями.
8. Не ходите большой компанией.
9. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, работая локтями.
10. Если вы опаздываете или торопитесь и вам необходимо обогнать идущего впереди, то обходите его слева (при этом не забудьте произнести: «Позвольте пройти», «Будьте добры»).
11. Если вы намерены разглядывать витрины магазинов, то делайте это так, чтобы не мешать остальным прохожим.
12. Если вам необходимо остановиться на улице (встретили приятеля, нужно достать какую-то вещь из кармана и т. п.), отойдите в сторону.
13. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, не затруднитесь вежливо извиниться.
14. Будьте внимательны на улице, чтобы не попасть в неловкое положение, не заметив знакомых, не ответив на их приветствие.
15. Не ведите долгих разговоров на оживленной улице. Отойдите в сторону, где никто не будет вас беспокоить и вы никому не будете мешать.
16. Если вам нужно узнать, как пройти куда-либо, обращайтесь с вопросами к милиционеру, почтальону, водителю. А если их поблизости нет, можно вежливо спросить у прохожего, извинившись за беспокойство, и, получив справку, поблагодарить его.
17. Если вас на улице о чем-то спросят, отвечайте вежливо, коротко и ясно.
18. Есть на улице неприлично. В крайнем случае можно съесть бутерброд, булочку, мороженое, стоя у киоска или ларька. Ни в коем случае не входите с мороженым в автобус, троллейбус, трамвай, метро. Это верх неприличия!
19. Не следует читать на ходу: иногда это может привести к неожиданным и неприятным последствиям.
20. Будьте аккуратны на улице, не разбрасывайте где попало обертки от конфет и другой мусор. Если рядом нет урны, надо положить бумажку в сумку или карман.
21. Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором.
22. Невежливо делать замечания в адрес прохожих по поводу их внешнего вида.
Транспортное приключение
Фея вежливости:
Наконец-то мы избавились от страшного хаоса, который наколдовала злая ведьма Ругалка. Но такой же хаос может случиться и в транспорте, если мы забудем о правилах поведения в трамвае и автобусе, троллейбусе и машине. Может быть, нам стоит поучиться себя вести у волшебного трамвайчика?
Вежливый трамвайчик
Случилась эта история в одном волшебном городе.
Обычно даже в волшебных городах ни троллейбусы, ни автобусы, ни тем более трамваи не умеют разговаривать. Они и не умели. Но однажды утром один маленький трамвайчик открыл глаза и заговорил. Он всем сказал: «Доброе утро!» Все остальные трамваи в депо только заморгали фарами от удивления, но сказать ничего не смогли, ведь они не умели говорить.
А трамвайчик от радости, что он умеет разговаривать, поехал по городу и со всеми без исключения здоровался.
Он встречал пассажиров на остановках, говоря им: «Здравствуйте!» Конечно, те очень удивлялись, но с улыбками садились в этот маленький трамвайчик.
Трамвайчик любил петь и по дороге развлекал пассажиров хорошими песнями. Но как только трамвайчик слышал, как в его салоне начинался скандал, ругань, он грозно прикрикивал на пассажиров, и они тут же замолкали. Если же этого не случалось, он тут же высаживал нехороших людей на следующей остановке.
Не любил он, когда в его салон заходили с мороженым или хот-догом, а тем более с пивом. Не нравилось ему, когда люди громко разговаривали, толкали друг друга, когда не уступали место старушкам и старичкам, а также маленьким детям. Ведь в каждом трамвайчике есть места для таких пассажиров. Зато он радовался, когда взрослые дяди не забывали при выходе из трамвая подать руку тетям или девочкам, когда вежливо просили передать деньги за билет или прокомпостировать талон. Ведь он был очень вежливым трамвайчиком. А неряшливым, злым людям он сразу говорил: «Вам тут нет места. Здесь могут ездить только хорошие и воспитанные люди». В этом трамвайчике было так весело и так хорошо, что многие
злые и невоспитанные люди решили перевоспитаться, чтобы тоже ездить в нем. Наконец в городе совсем не осталось таких людей. И тут случилось чудо: все без исключения трамваи, троллейбусы и автобусы научились разговаривать. Они тоже хотели, чтобы их любили и катались на них.
1. Понравился ли тебе волшебный трамвайчик? Почему?
2. Какие правила должны были выполнять люди, чтобы прокатиться на этом трамвайчике?
3. Какие еще правила ты знаешь?
Подумай и скажи, что надо сделать в следующих ситуациях.
Вася зашел в автобус и тут же шлепнулся на свободное место. К нему подошла старенькая бабушка. Что нужно сделать Васе?
Ира зашла в трамвай с огромной порцией вкуснейшего мороженого. Она потихоньку слизывала его. Но, к сожалению, в автобусе было очень-очень много людей, а водитель все время резко тормозил. Как ты думаешь, что случилось дальше? Можно ли было поступить иначе?
Троллейбус остановился, и в него вошел рабочий в грязной одежде. Рядом с ним оказалась молодая девушка, которая спешила на экзамен, поэтому надела очень красивое платье. Троллейбус дернулся. Что случилось дальше? Правильно ли поступил рабочий?
Советы родителям
Ваш ребенок должен знать, как себя вести в общественном транспорте. Показывайте ему пример, старайтесь обращать внимание на тех людей в транспорте, которые ведут себя неправильно, и учите ребенка быть культурным. Вот некоторые правила поведения в общественном транспорте.
1. Ожидать автобуса, троллейбуса или трамвая надо только на посадочных площадках, а если их нет — на тротуаре или обочине. Ни в коем случае нельзя выскакивать на дорогу! В метро не следует подходить близко к краю платформы.
2. Садиться в транспорт можно только после того, как он остановится.
3. Если ты ждешь трамвай, то выходить на дорогу можно только после того, как он остановится. После высадки из трамвая надо немедленно покинуть проезжую часть.
4. Во время движения нельзя отвлекать водителя вопросами. Покупать у него билет можно только на остановках.
5. Прежде чем войти в транспорт, подожди,- пока выйдут все пассажиры. При этом надо стоять так, чтобы не мешать выходящим.
6. Принято уступать места пассажирам с детьми и инвалидам в городском транспорте. Нередко об этом даже напоминает водитель. Если тебе уступили место, надо поблагодарить.
7. Нельзя стоять в дверях, мешая входу и выходу других пассажиров.
8. Если ты не можешь сам передать деньги за проезд или прокомпостировать билет, попроси это сделать других. Однако не следует обращаться с этой просьбой, если тебе просто не хочется вставать со своего места.
9. Неприлично через плечо заглядывать в книгу, газету или журнал, читаемые другим пассажиром.
10. В транспорте нельзя ездить в грязной одежде, которая может запачкать других пассажиров.
11. Нельзя стоять больше одной остановки у входных дверей, бегать. Если тебе нужно выйти на следующей остановке из переполненного салона, надо не расталкивать других пассажиров, а спросить стоящих впереди тебя: «Вы будете выходить?» — и тебя пропустят вперед.
12. Не следует громко разговаривать в транспорте, смеяться, включать музыку, потому что это будет мешать другим пассажирам.
13. Нельзя садиться в транспорт с мороженым или открытой бутылкой, да и вообще есть в автобусе или троллейбусе неприлично. Даже если салон свободен, при резком толчке ты можешь испачкать других пассажиров. И уж совсем некультурно поступает тот, кто грызет семечки и бросает шелуху на пол.
14. Если ты случайно задел стоящего рядом человека или наступил ему на ногу, обязательно извинись, даже если ты не виноват (например, водитель внезапно затормозил).
15. Не следует отвечать на грубые замечания других пассажиров, вступать с ними в споры или оправдываться.
16. Зайдя в транспорт с рюкзачком, обязательно сними его со спины, чтобы не задевать им людей.
Заглянем в магазин
Фея вежливости:
Мы с тобой немного проехали в автобусе до магазина. Ты, наверное, часто ходишь с мамой в магазин. Особенно туда, где продаются шоколадки
и игрушки. Правда, там здорово? И так хочется, чтобы все те Барби и новые машинки были твоими. Как жалко, что мама не хочет тебе их покупать. Но подумай о том, всегда ли мама может купить то, что тебе хочется. А еще подумай о том, всегда ли мама покупает себе то, что ей хочется. Но она покупает продукты, покупает тебе футболки и платья, не забывает о босоножках и сапогах для тебя. При этом и шоколадками она тебя частенько балует. Так будь к маме немножко добрее, пойми ее, не капризничай в магазине, ведь и твоей маме много чего хочется.
Чудеса в магазине
Настя очень любила ходить с мамой в магазин. Там она специально устраивала маме истерику, и добрая мама, не выдержав слез и осуждающих взглядов покупателей, покупала Насте все, что она только желала.
Вот и в очередной раз мама взяла Настю, чтобы отправиться с ней в магазин. Она попросила ее, чтобы девочка вела себя культурно, не кричала, не билась в истерике, потому что это нехорошо. Настя, конечно, пообещала.
Впрочем, она всегда это обещала, но потом ей встречалась какая-нибудь очень красивая и нужная игрушка, и все обещания тут же выскакивали из головы.
Вот мама с Настей в магазине. Это был большой супермаркет, в котором продавалось все, о чем только можно было мечтать. Мечтала в основном Настя. Мама просто покупала то, что ей было нужно. Сначала все шло хорошо. У девочки уже были все игрушки, которые понравились ей в этом магазине. Вдруг Настя увидела чудесную новую машину для ее новенькой Барби. Девочка тут же забыла о своем обещании и побежала к маме: «Хочу такую машину для Барби!» Мама хотела возразить, что нет денег на эту машину, как вдруг сама уменьшилась. Она превратилась в маленькую девочку, какой была Настя. Настя посмотрела на себя и увидела, что она, наоборот, стала большой, взрослой. Девочка испугалась, ведь она не знала, как надо себя вести. Плакать взрослым неприлично, а машинка была ну уж очень красивая и просто-таки необходимая.
А тут еще мама стала совсем маленькой.
Что же делать? Пока Настя думала, маленькая мама посмотрела по сторонам, ткнула пальцем в куклу на полке и стала требовать ее купить. Настя растерялась: еще никогда мама ничего не требовала у нее. Мама, видя, что ее просьбы остаются не исполненными, тут же закатила настоящую истерику. Она бросилась на пол, стала бить ногами, плакать и кричать, что ей никогда не покупают игрушек. Стали подходить другие покупатели и осуждать Настю за то, что она так издевается над ребенком. Настя не знала, что ей делать. Ей было так стыдно за маму. Она быстро взяла ее за руку и вывела из магазина, хотя это было нелегким делом. Мама вырывалась, кусалась и все время кричала. Она вела себя точно так же, как... сама Настя, когда ей хотелось новую игрушку.
— Мама, — обратилась Настя к маме. — Прости меня, я больше никогда-никогда не буду себя так вести в магазине. Теперь я понимаю, как тебе было стыдно за меня. Прости меня, мамочка.
И тут снова случилось чудо. Мама выросла, а Настя уменьшилась. Они снова стали самими собой. Только с тех пор Настя уже никогда не позволяла себе капризничать в магазине. Она ведь хорошо помнила, что тогда приключилось с ней и с ее мамой в супермаркете.
1. Правильно ли вела себя Настя в магазине до того, как с ней приключилось чудо? Почему?
2. Как ты себя ведешь в магазине, если тебе не покупают того, что тебе так хочется?
Подумай и выбери правильный ответ на следующие вопросы.
Что ты сделаешь, если тебе откажут в покупке любимой игрушки:
а) устроишь истерику;
б) забудешь об игрушке;
в) уговоришь родителей купить ее чуть позже.
Как надо поступить, если в магазине кто-то громко смеется и разговаривает:
а) тоже начать громко разговаривать и смеяться;
б) попросить продавца говорить чуть погромче, а то ничего не слышно;
в) попросить тех, кто нарушает правила поведения, говорить чуть тише.
Девочка в магазине показывает указательным пальцем правой руки, что ей надо купить; правильно ли она поступает:
а) надо показывать средним пальцем левой руки;
б) надо громко сказать, что ей нужно;
в) можно указывать всей рукой — пальцем тыкать неприлично.
Советы родителям
Ситуация знакома: мама взяла с собой малыша сделать кое-какие покупки, но то, что запланировала купить мама, совсем не входит в планы маленького ребенка.
Магазины, торговые центры полны соблазнов для детей, малыши еще не постигли основ экономики, они еще не понимают слов «деньги», «дорого». И любые попытки объяснить эти слова оказываются тщетными. Не получив то, что хотелось, и заработав от мамы выговор или подзатыльник, ребенок капризничает, топает ногами, кричит, а то и падает на пол и отказывается куда-либо идти. Что следует дальше, вы знаете.
Как же вести себя в таких затруднительных ситуациях, когда при этом вас окружает огромное количество «зрителей»?
Ребенок видит в магазине что-то (игрушку, сладость), что непременно хочет получить. Как вести себя, если детская истерика «хочу это» не за горами? Как ее остановить, если она уже началась? В принципе банан или маленькая машинка не обременительны для кошелька, но не выльется ли это во вседозволенность?
Вспомним себя в детском возрасте: как много в магазине всего интересного, вкусного, и хочется все сразу. Это сейчас мы, придя в магазин с определенной суммой, рассчитываем на какие-то определенные покупки, что-то планируем приобрести в первую очередь, что-то во вторую. Дети же примерно до трех лет свои желания не контролируют, а до семи еще недостаточно контролируют, порой малыши сами становятся рабами своего «хотенья». И чтобы справиться со своими желаниями, им нужна помощь взрослого. Дети постарше уже умеют управлять своим поведением, но могут быть попросту избалованы, особенно если семья живет с бабушками и дедушками. В любом случае
таким детям также нужна ваша помощь. Такие методы, как порка или обвинения, здесь не подействуют (вообще-то эти методы всегда крайне нежелательны).
Так как же помочь своему ребенку?
1. Выходя из дома, заранее договаривайтесь с ребенком о том, что вы купите или не купите по дороге. Это поможет избежать возникновения нежелательных и несбывшихся ожиданий.
2. Обязательно выполняйте все обещания, даже если ребенок о них на время забыл. Вспомнит дома, будьте уверены. Тогда точно и истерики не избежать, и доверие к вам будет подорвано.
3. Всегда сдерживайте до конца свои слова. Например, слова «купим одну игрушку и ничего больше» должны выполняться без поблажек. Поблажки можно делать тем детям, которые уже не устраивают истерик в магазине. А для избалованного или капризного ребенка даже банан или маленькая машинка подпортят вашу репутацию в его глазах и дадут повод думать, что из вас можно вить веревки.
4. Придя домой после удачного и веселого похода по магазинам, похвалите малыша за хорошее поведение и лишний раз напомните, что рады тому, что он у вас есть. Это будет наградой сыну или дочке за хорошее поведение, а поощрение — лучший воспитательный метод, во много раз лучше любых наказаний. Если же ваш ребенок в магазине закатил очередную истерику, то, придя домой, еще раз обговорите все то, что было обещано и не обещано вами.
5. Остановить разразившуюся в общественном месте истерику по поводу некупленной игрушки или сладости лучше всего полным игнорированием происходящего.
Понятно, что это сложно, особенно когда вокруг много других посетителей, еще и сердобольные старушки осуждающе смотрят, но это единственный
разумный выход. Ребенок в истерике пытается привлечь внимание, вызвать жалость к себе, выдавить
слезу из окружающих, а уговоры, упреки, жалость или подкуп лишь подзадоривают и делают капризного ребенка «рулевым» ситуации. В данном случае более действенный способ — взять ребенка за руку и с чувством собственного достоинства выйти из магазина, не обращая внимания на окружающих, прийти домой и вот тогда уже все спокойно обговорить.
Как вести себя, если ребенок в супермаркете бегает, хватает с полок предметы, балуется, несмотря на запреты?
Дети по своей природе очень любознательны и еще не умеют полностью управлять собой, отсюда и такое поведение. Самый лучший способ сделать поведение более управляемым — направить энергию ребенка в нужное русло.
1. Предложите малышу нести сумку или корзинку. Поиск сока или детского питания для сестренки на полках также может занять малыша на некоторое время.
2. Если магазин знаком ребенку, то можно придумать даже какую-нибудь обязанность, например класть в корзину булочки для себя, мамы и папы.
Кино, театр, музей. Правила поведения
Все родители хотят, чтобы их дети выросли культурными и образованными людьми. Однако почему-то многие считают, что дошкольникам еще рано ходить в театры, музеи. Это заблуждение, приобщать ребенка к культуре можно с малых лет, только не забудьте объяснить ребенку, как надо вести себя в кинотеатре, на выставке и т. п.
Страшное кино
Фея вежливости:
Тебе, наверное, хочется посмотреть фильм в кинотеатре? Конечно, дома тоже можно уютно устроиться у телевизора, мама принесет тебе попкорн или вкусненькую конфету. Но все же лучше пойти в кино. Там огромнейший экран, чудесная акустика, а еще перед сеансом можно вдоволь наиграться во всевозможные игры, которые находятся в фойе кинотеатра.
Конечно, не обойтись без попкорна и большой бутылки кока-колы. Однако знаешь ли ты, как правильно себя вести в этом самом кинотеатре? Вот с этим мы сейчас и попробуем разобраться, чтобы кино для тебя и в самом деле не стало страшным.
Стасик идет в кино
Стасик просто обожал ходить в кинотеатр. Ведь там было так весело: миллион самых разных игр, начиная от забрасывания мяча в почти настоящую баскетбольную корзину и заканчивая компьютерными играми. А какое там было мороженое — просто пальчики оближешь! И, конечно, не стоит забывать о большой упаковке попкорна и большом стакане кока-колы.
Стасик по выходным будил маму рано-рано утром, чтобы поскорее оказаться в храме кино. Тем более что и фильмы там были крутые: боевики, «ужастики» и невероятно смешные комедии. Маме иногда хотелось посмотреть какую-то романтическую драму, но Стасику они совсем не нравились.
Все было бы хорошо, только Стасик совершенно не умел себя вести в кинотеатре. Он громко жевал жвачку, не закрывая при этом рот, разворачивал во время фильма шелестящие упаковки от мороженого или конфет.
К тому же он любил комментировать фильм, вслух высказывая свое мнение и очень искренне переживая за своих любимых героев. Окружающим это не нравилось.
Они громко шикали на мальчика, но он, забывшись, продолжал делать то же самое.
Мама и ругала Стасика, и уговаривала, даже грозилась, что не будет с ним по выходным ходить в кинотеатр, однако это не действовало. Как только начинался фильм, Стасик словно забывал, чему его учила мама, и снова начинал с удовольствием разворачивать шелестящую упаковку от конфеты и громко делиться с мамой впечатлением от увиденного.
Как-то раз Стасик с мамой пошли в кино. Все шло хорошо до тех пор, пока впереди не сел взъерошенный толстый мальчуган лет десяти с огромным пакетом.
Скорее всего, в нем находились неплохие запасы еды.
И вот когда начался фильм, этот мальчуган начал доставать из своего огромного пакета то конфеты, то мороженое, то бутерброды. При этом он так громко жевал и чавкал, что заглушал даже звук, идущий из колонок кинотеатра. Стасик сначала удивился: как можно так громко жевать? Потом возмутился и стал просить маму, чтобы она утихомирила мальчика. Мама напомнила Стасику, что он точно так же громко ест во время сеанса.
Стасику так и не удалось узнать, что же было в очередном американском боевике: мальчик не дал ему такой возможности своим громким чавканьем. Зато Стасик твердо усвоил: в кинотеатре громко есть, разговаривать, разворачивать шелестящие обертки строго воспрещается. Иначе остальные не узнают, о чем фильм, который они приходили смотреть.
1. Понравился ли тебе Стасик? Почему?
2. А ты часто ведешь себя подобным образом в кинотеатре?
3. Какие еще правила поведения в кинотеатре ты знаешь?
Посмотри на картинки и скажи, что в поведении зрителей тебе представляется неправильным или невежливым.
Советы родителям
Объясняйте ребенку и показывайте на собственном примере, как надо вести себя в кинотеатре. Скажите ребенку, что может случиться так, что кто-то другой будет вести себя так же, как и он. И тогда уже никто в зале не сможет посмотреть фильм. Расскажите малышу о правилах поведения в кинотеатре.
1. Если кому-то нужно пройти мимо тебя на свое место, ты не просто должен убрать ноги под стул и втянуть живот. Если тебе хочется прослыть вежливым человеком, необходимо встать.
2. Если ты прихватил с собой в кинотеатр еду, которую надо распечатывать или разворачивать, нужно сделать это до начала фильма. При этом есть ее надо как можно тише. Все это вызвано тем, что при поедании пищи, жевании жвачки и надувании пузырей, которые лопаются, издаются совсем неприятные для окружающих звуки. Они могут вызвать негативную реакцию.
3. Ни в коем случае нельзя класть ноги на стоящее впереди сиденье, даже если в данный момент там никто не сидит.
4. Не забывай, что в кинотеатре сидят смирно. Если же ты будешь постоянно крутиться, то люди, которые сидят вокруг тебя, очень скоро возмутятся. И, вполне возможно, именно тебе придется покинуть кинотеатр задолго до окончания сеанса.
5. Откажись даже от мысли пинать ногами кресло сидящего впереди человека. Это не понравится не только ему, но и всем сидящим с тобой в одном ряду, ведь все сиденья соединены между собой.
6. Во время сеанса не принято разговаривать. Как только погаснет свет, забудь о своем непослушном язычке и сиди спокойно. Если уж очень сильно захочется поделиться впечатлением с мамой или папой, то тихонечко шепни им на ушко, но ни в коем случае не громко, размахивая руками от возбуждения и прыгая на сиденье. Иначе ты будешь мешать окружающим.
7. Если ты заметишь, что кто-то шуршит пакетами и обертками, портит удовольствие от фильма тебе и твоим родителям, можешь громко на него зашипеть: «Ш-ш-ш!»
8. Если вдруг тебе захотелось во время сеанса в туалет, то не стоит терпеть. Попроси маму, и вместе с ней вы аккуратно выйдете из зала. Проходя мимо людей, говорите «извините». Проходите быстро и пригнувшись, чтобы никому не мешать.
Театр — это праздник
Фея вежливости:
В кинотеатре мы уже научились хорошо себя вести. Попробуем это сделать и в более «взрослом» месте — театре. Зажмурь глазки и представь: бархатные кресла в партере, свет рампы, особый запах театра... И загримированные артисты, которые хотят подарить тебе настоящий праздник. Понятно, что и тебе нужно вести себя соответствующим образом, иначе праздника не получится.
Вадик в театре
Вадик не мог дождаться воскресенья. Мама пообещала повести его первый раз в театр. Она рассказывала, что он похож на настоящую сказку: там живет волшебство.
А еще там можно увидеть самых настоящих артистов. Вадик видел артистов только по телевизору, поэтому ему очень хотелось их увидеть по-настоящему, «живьем». Мама нагладила ему белую рубашку, красивые новые брюки, даже повязала галстук-бабочку. И предупредила Вадика, что в театре существуют особые правила поведения. Перед походом в театр Вадик полчаса крутился у зеркала, пытаясь сделать себе самую красивую прическу. Обычно возле зеркала крутилась мама, и он всегда смеялся над ней. Но сегодня ему было не до смеха: он шел в театр, храм искусства.
И вот Вадик с мамой в театре. От восторга у мальчика даже закружилась голова: все такое необычное, торжественное, словно попал в сказку. Вадик молча сунул верхнюю одежду гардеробщице, молча взял номерок и помчался к зеркалу — посмотреть, не испортилась ли его прическа. Потом он громко закричал:
«Мама, она примялась!» Мама попыталась приструнить Вадика, но он не унимался, ведь ему так хотелось быть красивым в этом храме искусства. Он вертел головой по сторонам, показывал пальцем на всех проходивших людей: они поразили его своими нарядными одеждами. Мама снова попыталась успокоить Вадика, но он был так сильно возбужден, что даже не слышал того, что ему говорила мама. Потом Вадик увидел, что выдают бинокли — не настоящие, полевые, а такие маленькие, специально для театра. От восторга мальчик громко закричал: «Мама, ты только посмотри!» Люди, проходившие мимо, стали с неодобрением смотреть в сторону Вадика с мамой. Мама прикрикнула на сына. Он на секунду успокоился, но затем заметил продававшиеся сладости. Он потянул маму в ту сторону. Ему так хотелось получить все и сейчас, что он наступал на ноги людям, громко выражал свой восторг. Люди уже стали отходить в сторону от этой странной пары — Вадика и мамы. Мама купила сыну конфет, и они отправились на свои места. Началось представление. Вадика так и подмывало громко похвалить игру актеров, и если бы не мама, спектакль вообще бы не состоялся благодаря «стараниям» юного непоседы. Вадик так громко хлопал в ладоши, что у мамы и рядом сидящих людей заложило уши. Потом ему захотелось, очень сильно захотелось, попробовать вкусных конфет, которые купила мама.
Он стал их разворачивать, да так громко, что не стало слышно, что говорят актеры. Со всех сторон понеслось: «Ш-ш-ш!» Вадик ответил: «Сейчас, сейчас, только конфетку съем». Послышался смех. Но Вадику одной конфетки не хватило — он принялся за вторую.
И опять со всех сторон послышалось шиканье. «Да подождите, я конфетку хочу съесть», — оправдывался Вадик. Смех перерос в хохот. Мамины уговоры не помогли.
К ним подошла администратор и попросила покинуть театр. Еле-еле маме удалось ее уговорить. Вадик с мамой остались, и мальчику пришлось сидеть, словно мышке, иначе о театре пришлось бы забыть, а ему так здесь понравилось.
1. Правильно ли вел себя Вадик? Почему?
2. Был ли ты в театре? Что тебя поразило в нем?
3. Заметил ли ты, что в театре придерживаются особых правил поведения?
Прочитай эти правила и всегда их соблюдай.
Разговоры в театре
1. Одно из условий успешной игры актеров и получаемого зрителями удовольствия — тишина в зале. Нарушать ее недопустимо! Конечно, если ты смотришь комедию, то здесь смех и аплодисменты вполне уместны.
2. Свое мнение о чьем-либо наряде, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах и т. д. принято высказывать в антракте. Тон разговора должен быть приглушенным.
3. Во время спектакля, конечно, допускаются замечания о пьесе и играющих артистах, но они должны быть короткими, тихо произнесенными и нечастыми.
4. Не принято высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь.
5. Обсуждать вслух недостатки чужого поведения неприлично.
6. Если кто-то мешает тебе своими разговорами, можно попросить вести себя потише. Делать замечания или отчитывать не стоит.
Аплодисменты
Аплодисменты — выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.
Аплодировать принято в следующих случаях:
— после того как был поднят занавес — в знак одобрения декораций, если они, конечно, нравятся;
— при первом выходе известного певца, актера — как признание его дарования;
— после некоторых известных реплик, больших монологов либо арий в опере, после окончания каждого акта и пьесы в целом;
— перед началом последнего акта оперы при появлении дирижера за пультом — как признание его таланта и одобрения исполнительского мастерства всего оркестра;
— в театре сатиры, комедии — после особенно удачной шутки, остроумной реплики или замечания;
— в цирке — после захватывающего дух выступления артиста, перед его выходом на манеж и после окончания номера;
— на концерте солиста при исполнении целого цикла песен — после каждой песни, а на концерте джазового оркестра — после понравившегося сольного выступления, независимо от того, продолжает играть оркестр или нет.
Если спектакль оставил тебя равнодушным, просто поблагодари артистов за работу. Если спектакль понравился, восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену.
Если исполнение тебе особенно понравилось, можно просить артиста исполнить на бис то или иное произведение (то есть еще раз). Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков «браво!», «бис!». Польщенный вниманием, артист откликается на эту просьбу, но публике не стоит быть навязчивой и заставлять артиста работать долго.
Цветы исполнителям
Есть множество способов выразить свое восхищение мастерством актера. Один из них — преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, кладется поздравление, какое-либо приветствие или просто визитка дарящего и отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считалось неприличным!
Если представление не нравится
Во время действия, каково бы ни было твое впечатление, свое мнение ты должен держать при себе, оно ведь может и не совпадать с общим.
Выйти из зала, громко хлопнув своим сиденьем, совершенно недопустимо!
Если спектакль не нравится, принято уходить в антракте.
Еще несколько правил
1. Разглядывать зал во время представления неприлично, твое внимание должно быть сосредоточено на сцене.
2. Некоторые особо чувствительные натуры во время сильных, патетических мест на сцене не могут удержаться от слез — неучтиво осуждать таких людей или насмехаться над ними.
3. Кашель или насморк — безусловная причина для того, чтобы пропустить представление. Мало того, что ты, будучи больным, мешаешь зрителям, ты ведь можешь заразить их! Кстати, во все времена покашливание, шуршание, хныканье воспринимаются актерами как признак скуки, царящей в зале, что никак не улучшает их настроения, а следовательно, сказывается и на игре.
4. На барьер балкона не кладут сумочки, бинокли и т. д. Неосторожное движение — и все это может полететь вниз.
Во время спектакля не принято:
— щелкать замком сумочки;
— болтать ногой в такт музыке и барабанить пальцами;
— подпевать исполнителям;
— что-нибудь есть (шелест бумажек, хруст разгрызаемых конфет особенно отчетливо слышен в тишине).
В антракте
1. В антракте можно выйти в вестибюль.
2. Можно отправиться в буфет. Там не следует задерживаться надолго, ведь в театр приходят ради искусства.
3. Можно прогуляться по фойе, так сказать, размяться.
Кстати, здесь соблюдаются те же правила приветствий, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко.
4. Проходя мимо прогуливающихся, не принято разглядывать их, а тем более обсуждать их внешний вид и поведение.
5. Можно навестить своих друзей, сидящих в других ложах.
Когда спектакль окончен
Воспитанный человек после представления:
— поблагодарит актеров за их искусство;
— дождется, когда закроется занавес, и спокойно отправится в гардероб.
Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное.
Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.
А теперь попробуй ответить на следующие вопросы:
1. За сколько минут до начала спектакля следует приходить? (За 10— 15минут, чтобы раздеться и спокойно найти свои места в зале.)
2. Куда сразу надо убрать номерок от пальто? (В карман, чтобы не потерять.)
3. Какие главные правила поведения в театре? (Не сорить, не портить имущество, не шуметь, не мешать другим, крутясь в кресле или чавкая и перешептываясь друг с другом.)
4. Если ты пришел позже других и тебе надо пройти к своему месту вдоль кресел, ты пойдешь лицом к сцене или к сидящим зрителям? (Правильно — к зрителям, шепотом извиняясь за беспокойство.)
5. Прилично ли в конце действия кричать артистам «браво!», «бис!», кидать им цветы? (Да. Но кидать что-либо на сцену не надо, цветы лучше вручить самому или передать.)
6. Что такое «бис»? (Это просьба повторить понравившийся номер.)
7. Прилично ли в антракте сразу вскакивать со своего места и мчаться в буфет или в туалет, наступая на ноги еще сидящих в ряду? (Лучше несколько минут поблагодарить артистов аплодисментами и подождать, пока из ряда выйдут люди, сидящие ближе к проходу.)
8. Чтобы одеть всех, раздевшихся у гардеробщика, ему требуется 15 — 20 минут. Так есть ли смысл после спектакля бежать по лестницам, расталкивая всех, в гардероб или лезть за своей одеждой без очереди? (Я пришел отдохнуть, так чего же я побегу, словно куда-то опаздываю. Нет смысла.)
9. Если спектакль тебе понравился, что было бы хорошо потом сделать? (Рассказать о нем знакомым или друзьям. Может быть, кто-то тоже захочет сходить на представление и получить от него удовольствие.)
10. Что делать, если у кого-то из близких начнет звонить мобильный телефон во время спектакля? (Правильнее было бы отключить свой телефон до начала просмотра.)
Советы родителям
Поход в театр для малыша — огромный праздник, нечастое, надолго запоминающееся событие, и надо постараться, чтобы ребенок не был разочарован.
Начните с того, что, выбирая билеты в театр, обратите внимание на то, в какое время начинается спектакль и какова его продолжительность. Для первого похода предпочтительнее спектакли покороче и в то время, которое не нарушит ваш распорядок дня. Идти на спектакль в 14.00, если ваш ребенок обычно спит в это время, — заранее обрекать его и себя на тяжелое испытание.
Никогда не берите детей в театр в надежде купить у входа «лишний билетик». Если вам не повезет, ребенок, уже настроившийся на праздник, будет очень сильно разочарован. Не так уж сложно спланировать культпоход и заранее купить билеты.
Выясните, на какой возраст рассчитан спектакль. Поинтересуйтесь у тех, кто его уже посетил, какое у них осталось впечатление. Иногда рекомендации помогают сделать правильный выбор. Обратите внимание и на содержание спектакля. Хорошо было бы заранее разузнать о нем: почитать рецензии, расспросить знакомых. Ребенок может запротестовать, увидев непривычную или слишком экстравагантную трактовку любимой сказки, а плохая игра актеров и безвкусные декорации на долгие годы могут привить неприязнь к театру.
Не стоит водить совсем маленьких детей на слишком страшные спектакли. Даже самый жуткий мультик производит меньшее впечатление, чем вроде бы невинные театральные «страшилки».
Позаботьтесь, чтобы ребенок был удобно одет и вам не пришлось полчаса снимать с него в переполненном фойе (а затем надевать обратно) массу теплой одежды лишь для того, чтобы блеснуть в восхитительном бархатном костюмчике или воздушном платьице.
Можно подобрать стильную, но функциональную одежду, в которой малыш будет выглядеть элегантно, но которая не доставит много хлопот.
Не сопротивляйтесь желанию ребенка непременно посетить театральный буфет. Вы можете сколько угодно объяснять ему, что он пришел приобщаться к искусству, — вам это не поможет. Лимонад и пирожное — это тоже необходимая часть праздника. Если цены в буфете вам не по карману или вы не любитель стоять в очереди, совсем нетрудно перехитрить малыша.
Купите заранее сок и сладости, а потом, оставив ребенка в фойе, «сходите» за ними в буфет.
Театр — достаточно условное искусство, особая знаковая система. Собираясь с ребенком в театр, подумайте, к восприятию какой степени абстракции ребенок готов. Лет до трех, возможно, стоит повременить со спектаклями: малыш, скорее всего, просто не поймет происходящее. Для самых маленьких лучше всего подойдет кукольный театр.
В драматический театр с детьми можно ходить с четырех-пяти лет. При этом будет лучше, если вы выберете специальный детский театр. Если обязательно хочется отвести ребенка во «взрослый» театр, выберите лучше хорошую классическую комедию (Мольера, Шекспира, Кальдерона).
Даже шестилетний малыш с радостью посмеется над нехитрыми перипетиями героев комедии положений, а великолепный язык и красочные декорации помогут вашему ребенку войти в мир высокой литературы.
Опера и балет намного сложнее для восприятия, чем драматические спектакли, поэтому приучать к ним ребенка нужно с гораздо большей осторожностью.
Вряд ли малыш оценит, если в опере «История Кая и Герды» партию Герды будет петь дама бальзаковского возраста.
Обязательно объясните ребенку, что такое опера или балет, расскажите о музыкальных инструментах, из которых состоит оркестр. Может, стоит начать не с полноценного спектакля, а с концерта из отдельных оперных и балетных номеров.
Сильно не расстраивайтесь, если ребенку не нравится музыкальный театр. Возможно, он полюбит его в более старшем возрасте, когда дорастет до шедевров Моцарта и Чайковского.
Впечатления от похода в театр сохранятся у ребенка надолго. Обязательно поиграйте с ним дома, устройте собственное представление для кукол с мишками или для бабушки с дедушкой. А может, устроить выставку эскизов и декораций? Тогда готовьте бумагу и краски!
Неплохо будет, если вы с ребенком перечитаете сказку, которую вы видели: теперь она зазвучит совсем по-новому. Заодно можно прочесть и другие сказки того же автора, малыш станет слушать их с огромным интересом.
Посетите музей
Фея вежливости:
Я надеюсь, что тебе понравилось и в кино, и в театре. И при этом ты вел себя хорошо, не шумел, не разбрасывал мусор, не мешал слушать
и смотреть остальным людям. Словом, ты изучил все правила хорошего поведения и неукоснительно их соблюдал. А значит, теперь тебя можно вести в самое волнующее место — место, где собирают важные и ценные экспонаты, где рядом живут искусство
и история. Это — музей. Или выставка. Туда пропускают только воспитанных людей, знающих правила хорошего тона и умеющих себя вести. Аты, надеюсь, уже познакомился почти со всеми из них. Значит, вход для тебя свободен. Осталось только попросить родителей, чтобы они тебя туда сводили.
Музейный экспонат
Мама Виталика вот уже третий день ходила радостная: к ним в музей привезли редкий экспонат, какую-то мумию. Виталику очень-очень захотелось посмотреть на эту мумию. Однако он немного опасался. «А вдруг она оживет и начнет хватать всех, кто к ней близко подойдет? » — с ужасом говорил он маме. Мама звонко смеялась: «Глупенький, мумия давным-давно умерла. Это только в кино все мумии оживают и начинают пугать людей. В жизни все гораздо проще».
Но Виталик побаивался этой новой мумии. И все же ему по-прежнему хотелось ее увидеть. Хоть одним глазком. Пусть и чуть-чуть зажмуренным.
И вот в один из выходных дней мама повела Виталика посмотреть на эту ужасную мумию. В гардеробе мама сдала верхнюю одежду гардеробщице, они обули какие-то непонятные полиэтиленовые ботинки и прошли в зал. Виталик не так часто бывал у мамы на работе. То маме или Виталику некогда было (он ведь ходил в садик), то маме в выходные не хотелось снова идти на работу. Ведь музей — это ее работа.
Поэтому для мальчика здесь все было в новинку: и гардеробные правила, и правила поведения в самом музее. Виталик увидел рыцарские доспехи и закричал, да так громко, что прибежала экскурсовод. Мама побелела, как мел, и схватила Виталика за руку:
— Ты чего? Зачем кричишь?
— Мама, там дядька такой страшный. Он сейчас выхватит свой меч и отрубит мне голову.
— Это не дядька, это рыцарские доспехи. Внутри никого нет.
— Ага, нет. А ты проверяла?
— Конечно. И ты можешь проверить. Подойди и постучи.
Виталик подошел и постучал. Металл загудел, как будто обиделся, что его потревожили. Но никто не рассердился, не закричал. Виталик немного успокоился.
Мама предупредила сына, чтобы он вел себя хорошо.
Виталик согласился. Вдруг он увидел скелет огромного динозавра.
— Ого, вот это да! — восхищенно воскликнул Виталик.
— Вот это размеры!
— Виталик, я же просила тебя так громко не разговаривать. Это неприлично.
— А я не разговариваю. Я делюсь впечатлениями, — ответил Виталик.
Наконец Виталик и мама подошли к саркофагу, в котором находилась недавно привезенная в музей мумия.
Мальчик, недолго думая, подбежал к нему и попытался дотронуться рукой до мумии. Мама не успела его остановить.
И сразу же загудела сирена. Мальчик испугался, мама еще больше:
— Виталик, я же просила тебя ничего не трогать руками.
Теперь мне влетит от начальства.
Прибежали охранники с пистолетами в руках. Мама побежала их успокаивать, а Виталик склонил голову и тихонечко отошел в сторонку. Ему было очень-очень стыдно.
1. Понравился ли тебе Виталик?
2. Правильно ли он вел себя в музее? Почему?
3. Почему ему стало стыдно?
4. Как ты ведешь себя в музее или на выставке?
Помоги Виталику пройти к выходу из музея, чтобы он случайно не коснулся руками его экспонатов.
Прочитай внимательно правила поведения в музее и постарайся их придерживаться, чтобы тебе не было стыдно, как Виталику.
В музее или на выставке принято:
— снимать верхнюю одежду;
— сдавать в гардероб или камеру хранения большие сумки и портфели;
— если нужно, надевать специальную обувь;
— проявлять сдержанность, выказывая свой восторг или несогласие как словами, так и жестами и мимикой.
Во время просмотра экспозиции разговаривают спокойно и негромко при условии, что это никому не мешает. Обсуждают увиденное, делятся впечатлениями, но не навязывают своего мнения. Кстати, принято воздерживаться от категорических суждений.
На выставке, в музее считается неприличным:
— подходить слишком близко к другим посетителям;
— стоять близко к картинам, загораживая их спиной для других зрителей;
— разговаривать громко со своими спутниками;
— беспокоить окружающих своими проблемами: насморком, кашлем.
— Категорически запрещается трогать экспонаты руками!
На вернисаже принято поздравлять автора с выставкой, обсуждать с ним его творчество, если вы знакомы.
Но даже незнакомые посетители могут подходить с поздравлениями, с теплыми словами об увиденных работах. Любому автору — художнику, скульптору — всегда важна оценка его творчества. Правда, в такой ситуации не принято сравнивать его с другими художниками-современниками.
Советы родителям
Многие родители охотно берут с собой детей на выставки в музеи, однако не все могут правильно организовать эти посещения. Взрослые часто не знают, как общаться с детьми в музее, о чем можно там с ними поговорить. В результате у детей остаются очень расплывчатые впечатления от посещения музеев, и общение с шедеврами искусства не оказывает большого влияния на их художественное развитие. Первое посещение музея должно стать событием в жизни ребенка. Поэтому нежелательно совмещать его с другими значимыми событиями, например, с началом учебы в школе, с возвращением из летнего лагеря или с дачи и т. п. Лучше, чтобы открытие музея ребенком произошло на фоне относительно ровного течения жизни. Тогда в сознании ребенка могут запечатлеться образы выдающихся произведений, которые займут центральное место в его жизни и будут определять его дальнейшее художественное развитие.
Желательно заранее предупредить ребенка о готовящемся посещении. Хорошо показать ему одну-две репродукции из тех картин, которые вы предполагаете посмотреть в музее. При этом надо обязательно объяснить, что репродукция гораздо меньше подлинника, менее яркая и отчетливая. Сразу же предупредите, что в музее запрещается бегать, прыгать, громко разговаривать, скакать на диванах и т. д.
Пусть ваш ребенок пригласит кого-нибудь из друзей.
Очень важно, чтобы он мог пойти в музей именно cо своими друзьями, а не с вашими. Ребенку надо иметь возможность поделиться впечатлениями с человеком, в отношении которого он предполагает равные права на оценку произведения. Ему проще высказать свое мнение сверстнику, нежели взрослому. Ребенок и понимает сверстника лучше.
Особенности первого посещения музея. Следует помнить, что в музее помимо картин и скульптур есть множество других вещей, которые привлекают внимание маленьких посетителей: большие лестницы, огромные залы, необычный интерьер. Да и сама обстановка непривычна для детей: люди ходят осторожно, о чем-то тихо переговариваются. Как тут вести себя — непонятно. Поэтому хорошо так составить план посещения, чтобы дети могли постепенно осваивать пространство музея.
Надо дать детям посидеть на диванах (если, конечно, разрешается правилами музея), осмотреть лестницы, стены и люстры, поглядеть на работу кассиров.
Пусть ребенок сам подаст билеты контролеру, посмотрит в окно на улицу. Без всего этого маленькому посетителю музея будет трудно сосредоточиться на восприятии картин, он будет постоянно отвлекаться.
Иногда эти впечатления могут оказаться самыми главными для ребенка.
Когда маленькие дети идут в художественный музей, они, конечно же, не ставят своей целью приобщиться к высокому искусству. Поэтому именно вам надо постараться так организовать просмотр, чтобы дети были нацелены прежде всего на восприятие художественного образа картины.
Можно порекомендовать несколько приемов. Вот первый из них. Выберите в зале картину с ярко выраженным эмоциональным содержанием. Спросите детей, что замечательного и интересного они в ней увидели.
Есть два типа детских ответов. В одних присутствуют указания на настроение, которое вызывает картина, на чувства и переживания героев, на действия, cмысл которых определяется всей картиной в целом.
Все это различные аспекты художественного образа.
В других ответах дети могут указывать на отдельные детали картины, на соответствие или несоответствие цвета изображения предметной окраске соответствующего объекта действительности. Вам надо указывать именно на особенности художественного образа, дать детям понять, что это самое главное в картине. По ходу беседы можно рассказать факты из истории работы художника над картиной, из его биографии, дать сведения о методе работы художника. Но все это должно быть связано именно с целостным образом картины.
А вот другой прием. Предложите детям выбрать из всех картин в зале самую радостную, по их мнению (если, конечно, в этом зале есть картины, содержание которых можно интерпретировать как радостное).
Пусть дети сначала обсудят между собой, какая из картин отвечает заданному определению, а потом попросите их обосновать свое мнение. Можно предложить детям выбрать самую суровую или тревожную по настроению картину.
Следует помнить, что дети сильно различаются по умению понимать образное содержание картины.
Это может быть обусловлено разницей в опыте их изобразительной деятельности и восприятия искусства, индивидуальными особенностями развития эмоциональной сферы, начитанностью и многим другим.
Поэтому не стоит сердиться, если ваш ребенок высказывает наивные и, как вам кажется, глупые суждения.
Вам следует быть очень осторожными в своих оценках картин и творчества художников. Дело в том, что дети часто воспринимают суждения взрослого, не соотнося смысл этих суждений с содержанием анализируемого предмета.
Приходится слышать от маленьких зрителей выражения, в которых оценки искусства, высказанные мимоходом их экзальтированными родителями, возведены в ранг общих принципов и законов. Это мешает детям отнестись к содержанию картины на основе собственного чувственного восприятия. А без такого отношения невозможно воспитание развитого художественного вкуса.
Иногда у вас может появиться и такой вопрос: какие картины детям можно показывать, а какие нельзя?
Принципиальных ограничений на этот счет нет.
Не стоит только акцентировать внимание на картинах с изображением обнаженной натуры. Их лучше показывать в ряду других произведений.
Следует избегать обсуждения картин с изображением сцен насилия, а также чрезмерно перегруженных аллегориями, которые ребенку просто недоступны.
Нет также принципиальных ограничений и в жанрах.
Дети с удовольствием смотрят и пейзажи, и натюрморты, и жанровые произведения. Есть, правда, отличия в отношении детей к живописи и графике,
связанные с особой привлекательностью цвета для детей этого возраста. Поэтому, чтобы у ребенка остались благоприятные впечатления от музея, первое посещение лучше посвятить экспозиции живописи. А графику можно оставить на другой раз.
Второе посещение музея.
Его лучше организовать недели через две, пока еще свежи первые впечатления.
Начать экскурсию хорошо с уже знакомого детям зала.
Но задачу надо дать другую. Можно, стоя в центре зала, попросить детей определить, какие картины, по их мнению, могут принадлежать одному художнику. Если дети ответят правильно, попросите их объяснить, как они догадались. Ответы могут быть самые разные. Вам надо поддерживать прежде всего указания на общий подход художника к живописи, на общность художественных задач, которые решал мастер.
У детей возникает множество вопросов о том, как добивается художник того или иного эффекта. Для квалифицированного ответа, конечно, нужно хорошо знать искусство. Если вы затрудняетесь дать ответ, то можно вернуть ребенку его вопрос: «А как ты сам думаешь?» Пусть ребенок поразмышляет у картины.
После посещения музея.
При правильной организации экскурсии у детей надолго остаются в памяти впечатления от музея. Но и они со временем затухают.
Поэтому полезно поддерживать интерес вашего ребенка к художественным музеям в периоды между экскурсиями. Огромную роль в этом деле могут сыграть книги по искусству.
Хорошо иметь в доме альбомы с репродукциями картин из тех музеев, которые посетил ваш ребенок.
Можно порекомендовать следующую работу. Предложите ребенку найти в книге или альбоме репродукции тех картин, которые он видел в музее. Спросите его, кто автор этих картин, что о них известно. Хорошо, если ребенок укажет на некоторые особенности образного содержания. Обязательно похвалите его за это.
Если же он укажет только на отдельные изображения, то согласитесь и обратите его внимание на особенности образа, которые удалось сохранить в репродукции.
Можно также спросить, похожа ли репродукция на оригинал. Если ребенок заметит, что она не совсем точно передает оригинал, несколько искажает образ, то объясните ему, что это связано с трудностями печатного дела.
Если дома ребенок захочет что-либо нарисовать по своим впечатлениям от музея, то надо всячески поддержать его в этом начинании. Как правило, это будут наивные попытки воспроизведения сюжета или формы отдельных произведений. Но тем самым может установиться очень важная для детей этого возраста связь восприятия искусства с их изобразительной деятельностью, а также появится уважительное отношение к художникам, работникам музея. Ребенок станет воспринимать музей как храм культуры и не будет вести себя в нем бескультурно, забывая о правилах поведения.
Незаметно почихаем и покашляем
Фея вежливости:
Знаешь ли ты, что в стране Культурляндии запрещается при всех чихать, кашлять, сморкаться. Конечно, если тебе сильно захотелось, то со своим организмом ты ничего не сделаешь. Но не забывай: когда ты чихаешь или кашляешь, нужно обязательно прикрыть рот и нос платком. И, конечно, смотреть, как ты сморкаешься, мало кому понравится.
Поэтому старайся это делать незаметно, отойди или хотя бы отвернись. Именно так поступают человечки из страны Культурляндии. Поэтому она так и называется, ведь в ней все делается культурно.
Чихайка и Кашлётка
В одном городе жили два человечка — Чихайка и Кашлётка. У них был постоянный насморк, который никак не хотел излечиваться. Вот и ходили целыми днями Чихайка и Кашлётка и чихали, сморкались и кашляли. Ты, наверное, догадался, что именно поэтому их так и называли — Чихайка и Кашлётка. Поначалу другие человечки их жалели: «Бедненькие, никак не могут вылечиться!» Но очень скоро все, с кем общались эти два героя, перестали быть к ним такими добренькими.
И вот по какой причине. Чихайка и Кашлётка, когда делали свои «грязные» дела — чихали, кашляли и сморкались, никогда не прикрывали рот и нос, никогда не отворачивались. Чихнут или кашлянут — и все их микробы летят на другого человека.
А кому приятно, когда кашляют, чихают или сморкаются прямо при тебе, даже не отвернувшись и не попросив извинения? Вот и не стали с ними общаться человечки: как только увидят Чихайку или Кашлётку, сразу перебегают на другую сторону. Только один-единственный человечек не отвернулся от этих некультурных бедолаг. Звали его Помогайка. Да-да, именно потому, что он всем без исключения помогал, его и прозвали Помогайкой. Он купил Чихайке и Кашлётке по большому платку и преподнес им на их дни рождения.
А еще он рассказал им, что, когда чихаешь, или кашляешь, или сморкаешься, нужно отворачиваться, чтобы случайно выделения из носа или рта не попали на людей. Еще нужно прикрывать рот и нос, а то нехорошо получается. Чихайка слушал внимательно-внимательно, а Кашлётка даже записал на листочке бумаге, как надо поступать, когда чихаешь, кашляешь или сморкаешься. И потом он очень долго ходил с этим листочком по городу. Он все боялся, что вдруг забудет, что нужно будет сделать, когда ему захочется чихнуть или кашлянуть или высморкаться. И так он старательно пытался выучить правила, что перестал чихать и кашлять. И все вспомнили, что его вовсе не Кашлётка зовут, а Сеня.
Чихайка же ну никак не мог запомнить правил. То и дело он забывал отвернуться, когда чихал или кашлял, иногда даже не успевал прикрыть рот и нос. И тогда друзья решили отправить Чихайку в больницу.
Там ему сделали операцию, и теперь он уже не мучается от чихания и кашля. А когда вдруг чихнет, то уже не забывает отвернуться и прикрыть рот и нос платком.
1. Чем тебе запомнились Чихайка и Кашлётка? Почему их так назвали?
2. Почему от них убегали все человечки?
3. Что сделали Чихайка и Кашлётка, чтобы вернуть друзей?
4. А ты закрываешь рот и нос платком, когда чихаешь и кашляешь?
Главное правило: в приличном обществе кашляют, чихают и сморкаются по возможности бесшумно и незаметно.
Чихание.
Конечно, никто не может запретить себе чихнуть. Тем не менее, когда чихаешь, надо отвернуться и прикрыть рот и нос платком. Конечно, если у тебя простуда, платок обязательно должен быть наготове. И все-таки может случиться, что платочка с собой не оказалось. Тогда прикрой рот и нос ладонью, а потом, извинившись, пойди и вымой руки.
Кашель.
Кашель тоже нельзя сдержать, но отвернуться и прикрыть платком рот опять-таки необходимо.
Кроме того, если ты чувствуешь, что вот прямо сейчас начнешь долго и громко кашлять, а шум помешает другим (например, в театре, кино, в гостях и т. д.), всего разумнее будет как можно быстрее выйти из помещения, а потом вернуться, когда кашель прекратится.
Если же ты болен, постарайся вообще не ходить туда, где много людей, чтобы не заразить их. Лучше подлечиться дома.
Сморкание.
Гораздо лучше высморкаться (тихо!), нежели довести дело до того, что у тебя потечет из носа, так что не стесняйся сморкаться, когда тебе нужно,
если, конечно, у тебя есть платок. Когда сморкаешься, отворачивайся от других людей. Единственное место, где сморкаться не следует, — это за столом, особенно если другие едят. И обязательно убирай платок в карман или за манжету рукава, чтобы его никто не видел.
Советы родителям
Чтобы ребенку не пришлось чувствовать себя неловко, если он вдруг чихнет или кашлянет, обязательно кладите ему в карман носовой платок. Приучите его, как только он почувствует, что вот-вот начнет кашлять, чихать, пусть извинится, отойдет в сторонку и, прикрыв платком нос и рот, кашляет или чихает. Если ребенок не понимает, поиграйте с ним в игру. Имитируйте кашель у куклы и подносите ее прямо к лицу ребенка. Он очень скоро почувствует, как это неприятно, когда кашляют или чихают возле твоего лица.
Помните, что ребенок берет пример с вас, а значит, и вы, когда вас одолевает кашель, должны всегда иметь под рукой носовой платок и демонстрировать ребенку правила хорошего тона. Запомните, что визуально ребенок запоминает лучше, чем если ему постоянно напоминать.
«Культура» зевания
Фея вежливости:
Ты уже понял, что кашлять и чихать совсем не возбраняется. Только делать это нужно согласно правилам хорошего тона. Это же касается и зевания. А еще есть правила насчет отрыжки. Как тебе, наверное, уже объясняли родители, зевать надо правильно. Важно вовремя прикрыть рот рукой. А вот от отрыжки надо постараться отучиться. Если ты не умеешь сдерживаться, то, значит, ты еще совсем маленький, хотя и хочешь казаться взрослым. Знай, что воспитанные человечки из страны Культурляндии очень плохо относятся к тем, кто не умеет сдерживать отрыжку и не прикрывает рот, когда зевает.
Зевайка в волшебном лесу
Жил да был человечек по имени Зевайка. Он все время зевал. Ему говорили: «Зевайка, выспись хорошенько и перестань зевать». Зевайка же всегда высыпался хорошо, но почему-то его рот так и тянуло открыться.
При этот человечек никогда его ничем не прикрывал. Зевнет, а рот как откроется, будто Зевайка хочет проглотить целый город. Уже многие стали его побаиваться — с таким ртом кого хочешь проглотит.
Вот как-то отправился Зевайка в лес. Захотелось ему земляники да черники. Идет Зевайка по лесу и зевает.
Только рот откроет, как ему туда то мошка залетит, то кусок коры отвалится от дерева. Выплюнет Зевайка да пойдет дальше. Пройдет немного, и опять ему рот перекосит от зевания. А туда снова залетает мошка, да уже не одна, а целую стаю товарищей пригласила.
Попробовал Зевайка выплюнуть, да не так-то это просто целую стаю мошек выгнать. Да и не видно, куда они залетели: то ли возле языка копошатся, то ли уселись на гланды. Испугался Зевайка: никогда с ним такого не приключалось. Плевался, плевался, а мошки все там сидят. Стал Зевайка просить мошек, чтобы они вылетели из его рта. А мошки хитрые, им тепло да влажно, как раз то, что им нужно, чтобы расти и плодиться. Зевайка и плакать начал, а мошкам хоть бы что, даже гудеть веселее стали. Не знал Зевайка, что это добрая волшебница решила немножко проучить невоспитаного мальчишку. Она и мошек наколдовала, чтобы мальчик понял, что некрасиво зевать с неприкрытым ртом.
А Зевайка идет по лесу и горько плачет. Не знает он, как избавиться от напасти. Мошки все сильнее копошатся и гудят, словно еще больше хотят напугать мальчика. И тогда Зевайка говорит: «Теперь я знаю, почему меня все учили прикрывать рот во время зевания рукой. А я все не слушал. Вот теперь за это и поплатился. Если бы у меня изо рта пропали мошки, я бы больше никогда не зевал с открытым ртом». Только он успел проговорить эти слова, как мошки исчезли. Понял тогда Зевайка, что это были ненастоящие мошки.
Но все равно с тех пор он уже никогда не зевает, не прикрыв рта. А вдруг снова влетят мошки? Или еще хуже — кто-нибудь побольше да покусачее.
1. Понравился ли тебе Зевайка? Почему?
2. Правильно ли поступил Зевайка в лесу, когда к нему влетели мошки?
3. А ты сам прикрываешь рот, когда зеваешь?
Прочти внимательно правила и всегда их выполняй.
Зевание.
Когда ты зеваешь, необязательно отворачиваться, но надо прикрывать рот рукой. Хотя во время зевания изо рта ничего не вылетает, как это может случиться при кашле или чихании, люди вряд ли будут в восторге от созерцания твоей ротовой полости. Если тебе очень хочется зевнуть во время разговора, постарайся подавить зевок, иначе твой друг подумает, что ты зеваешь от скуки, и может обидеться.
Отрыжка.
Всегда старайся сдержать отрыжку, если ты не дома или не в компании очень близких друзей. Если же это случайно произошло, закрой рот рукой, а потом скажи «извините» или «прошу прощения».
Рассмотри внимательно рисунки и найди восемь отличий.
Советы родителям
Чтобы приучить ребенка всегда соблюдать правила, принятые в обществе, очень важно придерживаться их самим. Если папа зевает, показывая всем свои 32 зуба, то ребенок будет поступать так же.
И никто его не убедит в том, что надо прикрывать рот ладошкой — папе ведь можно зевать с открытым ртом. Если кто-то из родителей не умеет сдержать себя и постоянно отрыгивает, то чего тогда ждать от маленького человечка, который во всем стремится подражать взрослым?