Адаптация в детском саду
Что же такое адаптация? Адаптация — это приспособление к новым условиям существования. У адаптации есть два аспекта — биологический и психологический. Нужно помнить о том, что в период адаптации у ребенка снижается иммунитет, поэтому дети могут часто болеть.
Есть понятие — прогноз адаптации. Медицинский прогноз составляет врач ребенка перед поступлением малыша в детский сад. Он отражается в медицинской карте. Психологический прогноз составляют психолог и воспитатели в детском саду, наблюдая за поведением и состоянием малыша в течение первых трех-пяти дней. Прогноз отражается в специальном листе адаптации, который ведется индивидуально по каждому ребенку. В нем указываются также группа здоровья ребенка, поставленные диагнозы, например, аллергия, диатез, задержка речевого развития.
Родители могут самостоятельно составить прогноз адаптации. Для этого необходимо учитывать факторы риска. К ним относятся: частые болезни матери малыша; домашний режим — совпадает ли он с режимом, предусмотренным в детском саду, или нет; токсикоз у матери во второй половине беременности; болезни матери во время вынашивания ребенка; вредные привычки родителей; недостаток эмоций у ребенка в первый год жизни; неблагоприятный климат в семье; искусственное вскармливание; вторая или третья группа здоровья ребенка; отставание в развитии. Если у ребенка присутствуют 4-5 и более факторов, то вероятно, что адаптация пройдет для малыша неблагоприятно.
Существует три типа адаптации
Благоприятная адаптация
Процесс привыкания к детскому саду протекает довольно гладко. Невротические реакции отсутствуют. Психическое и эмоциональное состояние ребенка стабилизируется в течение 20-30 дней.
Условно-благоприятная адаптация
У ребенка в течение первых двух недель могут наблюдаться легкие невротические реакции. Малыш может немного потерять в весе, часто болеть, немного отставать в развитии. При условно-благоприятной адаптации психическое и эмоционально состояние ребенка стабилизируется в течение 30-75 дней.
Неблагоприятная адаптация
Ребенок тяжело привыкает к новым условиям, не хочет идти в детсад, плачет, невротические реакции длительные. Ребенок часто болеет, происходит отставание в психическом развитии. В этом случае процесс адаптации может затянуться до трех месяцев.
Говорить об окончании процесса адаптации можно, если ребенок положительно эмоционален и психически стабилен на протяжении недели, пребывает в хорошем настроении, общается с окружающими, хорошо спит, ест с аппетитом, не болеет, набирает вес, нормально развивается. Залог успеха адаптации ребенка к детскому саду — это готовность к этому его родителей. Правильно подготовившись, они могут помочь ребенку преодолеть этот сложный в его жизни период.
Самой главное — это положительный настрой мамы на детский сад, ведь если она будет волноваться, нервничать, считать, что ее малышу будет там плохо и некомфортно, то и ребенок будет бояться этого. Нужно себя настроить. Если есть какие-то сомнения по поводу того, нужно ли отдавать малыша в детский сад, необходимо заняться аутотренингом. Важно выявить все «за» и «против». Для этого можно выписать на листочек все положительные и отрицательные моменты, связанные с детским садом. Например, ребенок будет общаться со сверстниками, а это очень полезно для его развития; у мамы появится больше свободного времени для выполнения собственных дел. Чаще всего положительные моменты хождения ребенка в детский сад все же перетягивают отрицательные.
С малышом необходимо чаще гулять на площадке, где много детей. Можно понаблюдать за тем, как он общается со сверстниками, как выходит из конфликтных ситуаций. Не стоит сразу вмешиваться в конфликт, бежать ребенку на помощь, если кто-то, например, отобрал у малыша игрушку. Пусть он научится постоять за себя и за свои вещи сам.
Очень полезно хотя бы один раз в неделю менять место для прогулок. Можно погулять на детской площадке в соседнем дворе или в парке, выехать в центр города или погулять пешком по своему району. Чаще меняйте обстановку.
Нужно ходить с малышом в гости и приглашать гостей к себе домой. Очень важно, чтобы ребенок общался с детьми, лучше, если они будут разных возрастов. Это научит его общаться. Дома ребенок привык играть один, в лучшем случае с сестрой или братом, если в доме есть другие дети. В детском саду ему предстоит научиться коллективным играм, надо будет делиться игрушками, поэтому будет лучше, если ребенок до поступления в детский сад научится давать поиграть другим детям свои игрушки и просить чужие.
Можно дома попробовать поиграть с малышом в детский сад. Ему нужно рассказать, что есть такое учреждение, куда ходят дети, и попробовать смоделировать игровые ситуации. Роль ребенка в саду может выполнять как сам ребенок, так и его любимые игрушки. Проигрывать можно самые разные ситуации, начиная от кормления, сна и прогулки и заканчивая играми и занятиями.
Если детский сад уже выбран, можно начинать осваивать его территорию. Можно приходить с малышом на утренние и вечерние прогулки, тогда ребенок заранее познакомится с другими детьми и воспитателями, привыкнет к ним, запомнит их имена, тогда идти в детский сад ему потом будет не так страшно. Можно побеседовать с психологом детского учреждения, медицинским работником, получить информацию о саде, о режиме дня, детском питании и занятиях. Самое главное — верить в то. что все будет хорошо.
Если придерживаться всех перечисленных выше рекомендаций, то при поступлении в детский сад 90% самого сложного останется уже позади. Медицинский работник выдаст родителям график адаптации малыша, которого необходимо строго придерживаться. Первое пребывание ребенка в детском саду длится не более двух часов (нужно постараться это соблюдать, даже если кажется, что "совсем никак", мама и др. родственники работают. Можно даже нанять няню на это время, чтобы забирала из сада). Затем постепенно это время увеличивается. Малыш потихоньку привыкает к новым людям, новым условиям, отсутствию рядом мамы. Примерно через неделю-две ребенок уже может оставаться в саду на целый день.
Можно даже первый месяц забирать ребенка до сна. И нужно постараться не забирать ребенка последним. Даже самые "стойкие" посетители детского сада очень переживают в этом случае, они не хотят играть с оставшимися детьми из других групп.
Можно принести с собой в группу любимую игрушку, которая будет напоминать малышу дом. Ему будет с ней не так грустно и страшно. Каждый день, забирая ребенка домой, необходимо общаться с воспитателем. Он сможет подсказать, как вести себя с малышом дома, чтобы облегчить ему процесс адаптации.
Ребенку очень нужна поддержка родителей в этот период. Он будет нервничать, капризничать. Надо набраться терпения и окружить его теплом, заботой и любовью. В период адаптации лучше ничего не менять в жизни малыша, на его долю сейчас выпало и так много перемен.
Подведем своеобразный итог. Что нужно для идеального посещения детского сада:
|