Воспитание детей. Поощрение и похвала ребенка
Преимущества поощрения и похвалы
Дети в возрасте до семи лет очень чутко воспринимают поощрения и похвалу. Одобрение взрослых, похвала с их стороны стимулируют малышей совершать хорошие поступки, дают им чувство уверенности в себе и своих возможностях, позволяют самоутвердиться. Вовремя высказанное поощрение стимулирует ребенка к действию, пробуждает в нем самолюбие. Если ребенок все делает слишком медленно, похвала мотивирует его быть чуть проворнее; если малыш проявляет небрежность, то поощрение вызовет в нем желание быть аккуратнее.
Похвала должна подчеркивать нравственный смысл каждого конкретного поступка ребенка. Поощряя малыша, используйте фразы, содержащие конкретные определения. Употребляйте слова: «честный», «добрый», «заботливый», «послушный» и т.д. Использовать поощрение нужно только тогда, когда ребенок его заслужил, если у него есть определенные достижения, результаты, которые нужно отметить. Если малыш приложил физические, нравственные или умственные усилия в пределах собственных возможностей — это обязательно должно быть позитивно отмечено взрослыми, тогда поощрение в следующий раз будет мотивировать его к хорошим поступкам. Важно, чтобы он сам осознавал последствия и важность своих поступков.
Поощряя и хваля ребенка, нельзя забывать о чувстве меры. Нельзя хвалить малыша за все подряд, за каждый пустяк, иначе похвала потеряет свой смысл как метод воспитания. Ребенок может привыкнуть к тому, что его постоянно хвалят, и поощрения перестанут быть для него стимулом к действию. Еще один вариант поведения при захваливании — он начинает демонстративно выполнять свои повседневные обязанности, требуя за свои действия похвалу. Если ребенок при этом недостаточно сдержан и скромен, то начинает восхищаться сам собой, занимается постоянным самолюбованием, хорошо себя ведет только в присутствии взрослых, как бы «напоказ». Ребенок должен осознавать, что поощрение необходимо заслужить.
Чем грозит захваливание ребенка родителями? Многим из них кажется, что похвалой можно многого добиться и нет ничего плохого в том, что ребенок радуется тому, что его хвалят, так почему не делать этого чаще? Дело в том. что когда малыш попадает в среду, отличную от дома, например, в детский сад или школу, то перед воспитателем и учителем все дети находятся в равном положении. Никто не будет хвалить малыша только за то, что он убрал за собой игрушки или самостоятельно оделся. Это норма. Так должны делать все дети. Столкнувшись с фактом, что в детском саду ребенок не лучше других детей, а такой же, как все остальные, он начинает обижаться, расстраиваться, у него падает самооценка. Он не понимает, что происходит, ведь дома подобные поступки расценивались родителями как выдающиеся и вызывали у взрослых море восторга. Таким образом, необдуманное поощрение может отрицательно сказаться на детском воспитании, на развитии у ребенка положительного поведения.
Еще одно немаловажное условие применения поощрения в воспитательных целях — сочетание с требовательностью. Нельзя допускать поощрения в совокупности с потаканием любым детским прихотям. Поощрение должно сочетаться только со строгой требовательностью, только в этом случае похвала может дать положительные результаты в воспитании ребенка. Похвала приобретает педагогическую ценность, если способствует удовлетворению потребности ребенка доставить взрослым радость своими поступками.
Принципы и приемы поощрения
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка выбирается форма поощрения. Если ребенок испытывает симпатию к взрослому и у них сложились теплые доверительные отношения, то поощрением может послужить улыбка или доброе слово, адресованное ребенку. Можно употреблять ободряющие фразы типа «Не бойся, ты же смелый!» или похвалить: «Вот видишь? Ты старался — и у тебя все получилось!» Такие фразы оказывают эффективное воздействие и помогают сформировать положительное поведение малыша. Хваля ребенка, не забывайте делать акцент на том, что он эту похвалу заслужил. Высказанное одобрение действий малыша вселяет в него уверенность в своих силах и возможностях, а также показывает ребенку, что он поступил правильно в конкретной ситуации.
Хорошее воздействие на воспитание оказывает поощрение на основе естественных последствий. Похвала строится следующим образом: ребенку указывается на то, что совершение какого-либо поступка привело к положительному результату. Малыш понимает в этом случае, что он действительно заслужил награду, потому что совершил хороший поступок. Например, ребенок помогает маме с уборкой. Необходимо отметить его старания словами: «Ты такой молодец! Ты мне помог, поэтому мы быстрее закончили все дела и можем сходить погулять». За хорошее поведение ребенку можно пообещать какую-нибудь награду — сходить в цирк, выехать за город на пикник или что-то другое. Но обещание в этом случае обязательно нужно выполнить.
Особенно ценным поощрением для детей являются подарки, но злоупотреблять этим не рекомендуется. Этот метод поощрения должен использоваться только в исключительных случаях, иначе это может привести к тому, что ребенок начнет манипулировать вами своим поведением. Все его хорошие поступки будут преследовать корыстные цели. Ребенку можно преподнести новую игрушку, книгу со сказками или любимое лакомство в качестве поощрения за определенные достижения или поступки, которые потребовали от малыша приложения усилий, но ни в коем случае не превращайте преподнесение подарков в подкуп. Нельзя покупать у ребенка хорошее поведение.
В каждом конкретном случае в зависимости от ситуации нужно выбирать определенную форму поощрения и похвалы. Если ребенок робкий и застенчивый, боится признаваться в своих поступках, замыкается в себе, с помощью похвалы необходимо стимулировать в нем чувство уверенности в себе. Если ребенок случайно разбил чашку и честно в этом признался, похвалите его за честность. У всех в жизни случаются ошибки. Взрослые тоже могут бить посуду и ломать вещи. Скажите об этом ребенку. Он должен понять, что не нужно бояться признаваться в совершении поступков, даже если сам ребенок не считает их хорошими. Уже сам факт осознания этого и признание своих ошибок достоин похвалы.
Очень эффективно воздействует на ребенка, когда его хвалят перед другими детьми. Для воспитания малышей этот метод достигает сразу две цели. Во-первых, совершение ребенком хорошего поступка приобретает социальную значимость, во-вторых, это хороший пример для подражания другим детям. Если кого-то похвалили за хорошее поведение, остальные тоже начинают стремиться получить похвалу.
Активный пример других детей — наиболее распространенный способ поощрения, связанный со стремлением детей к подражанию. Именно поэтому он имеет высокую эффективность. Пример должен сочетаться с направляющими словами взрослых, которые помогают малышам правильно воспринимать хорошее поведение. Это позволяет детям приобретать опыт послушания на практике. Слова взрослых помогают малышу осознанно воспринимать примерное поведение, перенимать такое поведение. На основе положительного примера у детей формируется представление о том, как нужно правильно себя вести в конкретной ситуации. Этим методом взрослые довольно часто пользуются, но, к сожалению, многим родителям в этом вопросе не хватает чувства меры. Ставя в пример чужого ребенка, они одновременно пытаются унизить своего. Очень часто можно услышать, как мама отчитывает своего малыша: «Посмотри, Ваня такой молодец, не то что ты!» В результате получается совсем не то, чего добивались родители. Положительный пример Вани вызывает у ребенка чувство неприязни, а не стремление подражать. Да и самому примеру для подражания вряд ли от этого будет какая-то польза. Сверстники начинают его недолюбливать, отказываются с ним играть, так как он ассоциируется у них с их неудачами.
Хорошим методом поощрения может послужить рассказ о хорошем поведении ребенка или хорошем поступке людям, мнение которых малышу небезразлично. Конечно, рассказ должен вестись в присутствии самого ребенка. Достаточно даже нескольких похвальных фраз, чтобы доставить ребенку удовольствие тем фактом, что его поступки положительно оцениваются окружающими. Этот метод можно удачно использовать в кругу семьи. Можно похвалить малыша перед папой, когда он вернется с работы, отметить, что он сам проявил инициативу помочь маме, хорошо вел себя в детском саду и т.д.
Эффективен метод поощрения, когда дети привлекаются родителями к выполнению какой-либо совместной работы. Малыши очень любят подражать взрослым, поэтому стремятся браться за любую взрослую работу. Они с удовольствием стирают белье, готовят еду, что-нибудь ремонтируют. Поощряйте своего ребенка, разрешив ему помогать вам. Доверьте ему какое-нибудь дело, с которым он может справиться. Пусть он сам постирает свои носовые платочки — даже если он сделает это плохо, можно будет потом незаметно от него переделать. Если к вам в дом собираются прийти гости, пусть малыш поможет вам накрыть стол. Ему не составит труда разложить чайные ложечки по чашкам или раздать гостям салфетки, но радости это ему принесет очень много. Еще малышам, особенно мальчикам, нравится помогать папе в мужской работе. Дайте ему отвертку, пусть поможет вам чинить велосипед. Сил сломать что-нибудь у него не хватит, но гордость, что он участвовал в процессе, малыш, несомненно, испытает. Дети очень любят хвалиться потом в детском саду, что они по-на-стоящему помогали родителям.
Конечно, такой метод поощрения требует учета возрастных особенностей детей и их заинтересованности. Не будет являться поощрением привлечение малыша к занятию, которое ему совсем не интересно и в котором он не хочет участвовать. Например, в младшем возрасте стирка своих носовых платочков может вызвать у малыша бурю восторгов, потому что ему это впервые разрешили сделать, а в более старшем возрасте это занятие не доставляет детям совсем никакого удовольствия. Им нравится заниматься такими поручениями взрослых, которые для них новы, поэтому чувство новизны способно вызвать удовлетворение от собственного успеха и воспринимается как поощрение.
Еще один, связанный с описанным выше, метод поощрения заключается в поручении малышу ответственного дела, выполнение почетного поручения. Новая роль формирует у ребенка чувство ответственности. Этот метод часто используется воспитателями в детских садах. Ребенок, который отличается примерным поведением, назначается ответственным за выполнение каких-либо обязанностей, и ему поручается помочь другим детям справиться с этими обязанностями, так как у него лучше всех получается. Например, малыша можно попросить показать другим ребятам, как нужно завязывать шнурки на ботинках, ведь у него это так хорошо получается. Роль наставника представляется детям очень почетной и доставляет искреннюю радость и удовольствие. Использование такого метода можно применять к детям, которые проявляют леность и с неохотой помогают родителям дома.
В некоторых ситуациях можно заранее похвалить ребенка, как бы авансом, за еще не совершенный поступок. Таким образом. ребенок поймет, что родители оказывают ему доверие и внушают уверенность, что он не подведет их. Метод основан на детской внушаемости и самолюбии. Если вы говорите ребенку, что он уже совсем взрослый, поэтому ему не надо говорить, что нужно себя хорошо вести, то малыш начинает чувствовать ответственность за свое поведение.
Если малышу все равно, как его оценивают окружающие, то он начнет поступать так, как ему в конкретный момент захочется. Такого допускать нельзя. Важно поддерживать в ребенке стремление заслужить одобрение окружающих. Осознание правильности своих поступков всегда благоприятно отражается на детском поведении и создает основу для активного послушания.
См. также: Воспитание детей. Наказание