Способы общения с ребенком
Общение без конфликтов
Конфликты между детьми и родителями происходят на протяжении всего воспитательного процесса. Это неизбежно и даже естественно. Родители устанавливают ограничения, дети воспринимают это как покушение на личную свободу и независимость, сопротивление выливается в конфликт поколений. Наиболее остро конфликты с родителями протекают у детей подросткового возраста. В переходный период у подростков наблюдаются частые перепады настроений, они капризничают, постоянно что-то требуют. Час назад ребенок мог увлеченно рассказывать о своих школьных успехах, а теперь дуется по поводу отказа от приобретения какой-нибудь новой вещи. Это вполне нормально для детей этого возраста. При этом на уровне подсознания подросток понимает, что не прав в данной ситуации, но свойственное переходному периоду упрямство не позволяет ему это признать. Как правило, большинство родителей списывают такое поведение на кризис подросткового возраста либо начинают злиться, раздражаться, кричать на ребенка.
Действительно, подростки довольно часто проявляют такое поведение, что не могут оставаться спокойными даже самые терпеливые и уравновешенные родители. И хотя они сами через это проходили, принять и понять действия и поведение своих детей бывает очень сложно. Родители не могут сдерживать эмоции, выплескивают на нерадивых подростков свои гнев и ярость, в результате чего разгорается конфликт.
Универсальных советов, как правильно себя вести с подростком, не существует. Кризис переходного возраста обычно тяжело проходит как для детей, так и для родителей. С этим надо смириться, принять как естественную стадию развития ребенка и пережить. Проходя через проблемы, связанные с переходным периодом, подросток вступает во взрослую жизнь. Но избежать открытых столкновений и конфликтов все же можно, если знать и использовать несколько простых правил. Это позволит сохранить нервы как родителям, так и подростку, поможет избежать ряда проблем.
Подросток пребывает в состоянии кризиса
Поэтому ему сложно вести себя адекватно и контролировать свои действия, но это можете делать вы. Сосредоточьтесь на самоконтроле. Правильно распределите свое время, не напрягайтесь, постарайтесь пережить этот период как можно более спокойно. Будьте мудрее, не провоцируйте подростка на грубость.
Не пытайтесь всегда быть рядом с подростком
Не загружайте его в этот период проблемами, у него их и без вас хватает. Предоставьте ему возможность в свободное время заниматься собственными делами. Это может его успокоить, а у вас появится время, чтобы отдохнуть. Вам необходимо смириться с той мыслью, что ваш ребенок уже вырос, что он почти взрослый, самостоятельный человек. В переходный период он начинает осознавать свое взросление, а проявление непослушания и своеволия является попыткой доказать окружающим свою самостоятельность и взрослость, попыткой выйти из-под опеки родителей. Дайте ребенку свободу, которая ему нужна.
Если вы не совладали со своими эмоциями и все же выплеснули свой гнев на подростка, попытайтесь исправить ситуацию
Успокойтесь, придите в равновесие и идите извиняться. Объясните ребенку, что конкретно вызвало у вас такую реакцию, почему вы повели себя таким образом. Не бойтесь потерять авторитет в его глазах. Скорее, это даст обратный эффект и расположит подростка к вам. Это очень важное правило, так как его несоблюдение может усугубить конфликт.
Не читайте вашему ребенку нотации
Подростков в этот период больше всего раздражают нудные и долгие нравоучения родителей. Попробуйте поменять стиль общения, разговаривайте спокойным тоном, будьте вежливы с ребенком, не осуждайте его и не делайте категоричных оценок. Вы должны осознавать, что он имеет право на собственную точу зрения, у него свои взгляды на жизнь и они не обязательно должны совпадать с вашими.
Не боитесь идти на компромисс
Скандал и открытый конфликт в вопросе воспитания не самые лучшие помощники, победителя здесь не будет. Человек теряет способность адекватно мыслить, пребывая в эмоционально негативном состоянии. Взаимная перепалка только усилит конфликт, поэтому будьте мудрее, уступите первыми. Вам это будет сделать психологически легче, чем подростку в период кризиса переходного возраста. Вряд ли вы будете довольны, если выиграете эту моральную схватку с собственным ребенком. Не стремитесь причинить ему боль, уколоть язвительным замечанием и т.п. Ребенок берет с вас пример, поэтому научите его выходить из конфликтной ситуации достойно.
Общаясь с подростком, будьте адекватны и последовательны. Важно не потерять авторитет и уважение своего ребенка, поэтому постарайтесь контролировать свои эмоции, не выплескивайте на него гнев беспричинно, не требуйте от него того, чего он не может сделать. Подумайте: если конфликты нарастают как снежный ком, то, может быть, причина их кроется не только в поведении вашего ребенка, но и в вашем собственном. Будьте мудрее, не ведитесь на провокации. Следите за тем, что вы сами делаете и говорите и как вы это делаете. В этой ситуации самокритика совсем не помешает. Если вы понимаете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, посоветуйтесь с профессиональным психологом. Возможно, он даст несколько советов, как избежать конфликтов с подростком или хотя бы снизить их количество.
Игра
Родители не всегда знают, чем заняться с ребенком, о чем с ним поговорить, как с пользой провести время. Самое главное, покажите, что вам доставляет удовольствие быть рядом с ним, и он сам придумает, чем вам вместе заняться. Дети большие выдумщики и фантазеры, поэтому позвольте ребенку втянуть вас в его мир. Подключитесь к его игровой деятельности, поиграйте вместе. Детям это доставляет огромную радость. Пусть ребенок сам руководит игрой, а вы на это время снимете с себя роль авторитетного родителя и станете просто партнером по игре.
Еще совсем недавно большинством педагогов игра воспринималась только в качестве развлечения, детской забавы, поэтому взрослые редко участвовали в ней. Это была прерогатива детей, родители казались для этого слишком взрослыми. Но в середине прошлого века психологи выяснили, что игра — это важнейший фактор психического развития. Играя, дети развиваются. Сегодня практически ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что игра имеет большое значение в жизни ребенка. Это своеобразный способ познания окружающего мира. В игре ребенок имитирует различные жизненные ситуации, часто скопированные у взрослых, поэтому с помощью игры дети приобретают драгоценный жизненный опыт. Это портал во взрослую жизнь.
Играть вместе с ребенком необходимо. Помимо того что вы сами получите удовольствие от этого процесса, вы еще и сможете получше узнать своего ребенка, увидеть, какие проблемы его волнуют, что ему нравится, чем он занимается.
Предложите поиграть вместе. Наверняка ребенок сам предложит вам сыграть какую-нибудь роль. Вы можете стать водителем, машинистом поезда, врачом или пациентом, учеником в классе. Вы увидите, что игра на самом деле гораздо серьезнее, чем вам казалось раньше. Ребенок черпает идеи из жизненных ситуаций, поэтому порой в игре разворачиваются настоящие жизненные драмы, решаются очень серьезные проблемы. Вы сможете увидеть смысл, который он вкладывает в игру и которого вы раньше не понимали. Игра — это способ узнать, чем живет ваш ребенок, какими он видит окружающих его людей и вас в том числе.
Поиграйте с ним в вашу семью, только поменяйтесь при этом ролями. Пусть он станет родителем, а вы сыграете роль ребенка. Несмотря на то, что у детей бурная фантазия, в игре они редко выходят за рамки имеющегося у них жизненного опыта. Послушайте, что говорит вам ваш ребенок, будучи на вашем месте. Каким тоном он с вами разговаривает, какие слова применяет, что при этом делает. В такой игре вы сможете увидеть себя со стороны, глазами ребенка. Наверняка многое из увиденного и услышанного вас удивит и заставит задуматься. Но можно использовать и другую сторону этой ситуации. Вы играете роль вашего ребенка. Вспомните какую-нибудь ситуацию, в которой он вел себя не самым лучшим образом, например, устраивал истерику в магазине, требуя что-нибудь купить. Проиграйте эту ситуацию с ребенком, как можно ярче и эффектней изображая его поведение. Пусть он посмотрит на себя со стороны и попытается в роли родителя выкрутиться из этой ситуации. Возможно, в игровой ситуации он все поймет и спокойно переоценит свое поведение. Это позволит ему понять, почему родители выражают недовольство или ругают его.
Но не стоит слишком увлекаться подобными игровыми примерами, так как вы можете подать ребенку плохой пример поведения, слишком заигравшись. Все равно вы не перестаете быть для него мамой или папой, поэтому он может начать вести себя таким образом, а ссылаться будет на вас. Главное правило в игре — это взаимное удовольствие. И помните: лидер в игре — ребенок, а вы подчиняетесь его правилам. Не превышайте своих полномочий, пытаясь внедрять ваши правила.
Как видите, игра — это не просто детское развлечение. Включаясь в игру со своим ребенком, вы получаете возможность лучше его узнать, понять его желания и потребности, а ребенок, получая возможность поруководить вами, начинает чувствовать свою значимость, что повышает его самооценку. К тому же, играя с ребенком, вы сближаетесь и чувствуете, что безгранично любите друг друга. А для ребенка очень важно чувствовать себя любимым и нужным.
Овладение приемами «Я-высказывания»
В общении с ребенком большинство родителей используют приемы «Ты-высказывания». Например, если ребенок так громко слушает музыку, что родители даже не слышат друг друга, то они начинают требовать от него, чтобы он сделал ее тише. Они говорят; «Почему ты так невнимателен к окружающим?». «Ты что, плохо слышишь?», «Почему ты так громко слушаешь музыку?» Услышав подобные вопросы, заданные соответствующим тоном, ребенок начинает сопротивляться, дерзить в ответ, что приводит к конфликтной ситуации. Используя этот прием, вы перекладываете ответственность за конфликтную ситуацию на своего ребенка, не озвучивая при этом собственную проблему.
Другой путь решения проблемы позволяет избежать возникновения напряжения между ребенком и родителями. Это использование «Я-высказывания». Вы обращаетесь к ребенку со следующими словами: «Я себя не очень хорошо чувствую, болит голова, громкая музыка мне очень мешает». Смысл заключается в том, что таким способом человек выражает свои собственные чувства, которые появляются у него в напряженных ситуациях. Вы не перекладываете проблему на ребенка, а высказываете осознание своей проблемы и чувства, которые вы испытываете.
Чтобы освоить методику «Я-высказывания», нужно осознать проблему на уровне мыслей, чувств и физических ощущений. Акцент необходимо делать на собственных ощущениях и причинах, которые их вызвали. «Я-высказывание» состоит из трех частей:
1) вы описываете ситуацию, которая вызвала у вас чувство напряжения;
2) вы озвучиваете чувства, которые при этом испытываете;
3) вы определяете причину возникновения чувства.
Очень важно осознавать, что использование метода «Я-высказывания» меняет не только ваше отношение к проблеме, но и отношение к ней ребенка. Человеку свойственно сопротивляться, когда на него пытаются возложить ответственность, которую он принять не готов. Используя «Я-высказывание», вы озвучиваете принятие ответственности на себя, а это не оскорбляет чувств собеседника, поэтому напряженной ситуации и конфликта не возникает. Возьмите себе за привычку использовать этот метод в общении с вашим ребенком — и это непременно даст результат.
Приемы активного слушания
Активное слушание является одним из наиболее эффективных способов общения. Дети обычно очень эмоциональны, поэтому этот прием незаменим в разговоре с ребенком, если у него возникли какие-либо проблемы. Суть этого метода заключается в уточнении фраз, сказанных им. Для этого используется парафраз. Парафраз подразумевает, что, выслушав ребенка, вы переспрашиваете: «Я правильно поняла, что...», далее вы резюмируете услышанную от него информацию. Используя этот метод, избегайте механического повторения слов ребенка, передавайте тот же смысл, но своими словами.
Вот несколько основных правил активного слушания:
1. Использование вводных слов — таких как «то есть...», «как я понимаю...», «ты говоришь, что...» и других.
2. Выдерживайте паузу, чтобы обдумать услышанное.
3. Озвучивайте чувства, даже если они прямо не прозвучали в рассказе ребенка.
4. Не отвлекайтесь во время разговора на посторонние дела. Найдите время, чтобы выслушать ребенка.
5. Не задавайте вопросов. Придавайте уточнению утвердительную интонацию.
Разговаривая с ребенком, вам необходимо извлекать позитив. Вы акцентируете внимание на положительных сторонах обсуждаемой ситуации, пытаетесь развернуть проблему для ребенка другим боком. Это требует определенных навыков, но эффект вы заметите сразу. Активное слушание помогает снять эмоциональную напряженность, если ребенок перевозбужден. С помощью активного слушания вы можете вывести разговор на более значимый для вас уровень и затронуть интересующую вас тему. И, наконец, активное слушание показывает собеседнику, что вы внимательны к нему, он это ценит.
В процессе общения у родителя с ребенком возникает обратная связь, что позволяет достичь положительного эффекта. Ребенок убеждается в том, что вы правильно поняли то, что он хотел до вас донести. Используя этот метод, вы показываете собеседнику, что разговариваете с ним как с равным. Такая партнерская позиция позволяет разделить ответственность за все сказанное пополам.
См. также: