Психологические травмы у детей. Типы, этапы горя
Типы травм, этапы горя, стадии протекания горя у детей
Детский внутренний мир состоит из ярких, эмоциональных, добрых и счастливых для него воспоминаний. Но бывают моменты, когда в безмятежное детство врывается травма или горе. Это всегда неожиданно для ребенка, жестоко. В его светлый и безоблачный мир врываются пустота, чернота и боль. Причин, которые могут вызвать у ребенка психологическую травму, множество. Это может быть тяжелая болезнь его самого или близкого человека, смерть родственника, автомобильная авария, теракт. Причем ребенку не обязательно самому быть участником каких-либо трагических событий. Иногда, чтобы получить психологическую травму, ему достаточно стать очевидцем определенных событий. При этом он испытывает такие сильные эмоции, что в его организме могут сбиться четкие защитные механизмы. Ребенок в этот момент теряет чувство защищенности и самоуверенности.
Восприятие ребенком трагических событий зависит от многих факторов: от его личностных характеристик, от уровня вовлеченности в ситуацию, от наличия опыта восприятия подобных ситуаций. Если он ранее попадал в похожие трагические ситуации, то увиденное может вызвать у него посттравматический стресс. Он проявляется в том, что ребенка преследуют ночные кошмары, в мыслях постоянно прокручиваются картинки минувших событий, он постоянно ощущает чувство тревоги, беспокойства и страха, его мучают частые депрессии. Ребенок не может самостоятельно, без помощи специалиста справиться с таким состоянием, нормальное функционирование организма дает сбои и приводит к разрушению личности. Стресс обычно сопровождается различными нарушениями здоровья, могут развиться различного рода фобии, проявиться агрессивность, нарушается сон, пропадает аппетит, учащаются соматические расстройства. К счастью, число детей, которым пришлось стать участниками трагедий, не так велико. Поэтому, столкнувшись с трагедией впервые, ребенок отделывается испугом, но после того как все успокоится и немного забудется, снова возвращается к нормальной жизни.
Травмированный ребенок требует к себе много внимания и постоянного присутствия, так как ему страшно оставаться в одиночестве. Если он столкнулся с трагедией, то начинает избегать любых упоминаний о ней, старается обходить стороной место события. Любая информация, связанная со случившимся, может вызвать у него негативизм, а также различные физические расстройства, например, головную боль, боль в области живота. Последствия психологической травмы отражаются на всех сферах деятельности ребенка. Даже в игре у него начинают проявляться стереотипные и регрессивные формы, часто повторяется сюжет трагедии. Ребенок замыкается в себе, часто пребывает в одиночестве, его перестают интересовать старые увлечения, он отдаляется от друзей. Регресс проявляется и в учебе. На фоне психологической травмы может резко снизиться успеваемость, он становится невнимательным, напряженным. При таких травмах сможет помочь только специалист.
Трудные ситуации бывают у всех: и у детей, и у взрослых. Вряд ли найдется хоть один человек, который никогда не сталкивался с трудностями в жизни.
Трудную ситуацию можно охарактеризовать как несоответствие между желаниями, стремлениями человека и его возможностями в конкретных обстоятельствах и при конкретных условиях. Такой дисбаланс мешает человеку достичь поставленной цели, что вызывает у него определенные отрицательные эмоции, выступающие своего рода индикатором трудностей, возникающих в каких-либо жизненных ситуациях.
Ребенок развивается, познает мир, осваивает новые горизонты, не обладая при этом необходимым опытом и знаниями. Столкновение с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя не всегда бывает позитивным и успешным. Ребенок испытывает свои возможности, пробует свои силы, но не всегда у него получается все так, как ему бы хотелось. При этом он неизбежно испытывает разочарование в себе. Переживания, отрицательные эмоции, недовольство собой практически всегда приводят к чувству дискомфорта и могут отрицательно сказываться на развитии личности.
Трудности, с которыми сталкивается ребенок, способны влиять на его форму поведения и отношение к проблемам в будущем. Сложные ситуации могут носить различный характер. Они могут быть:
- будничными, т.е. быстротечными, проходящими. К таким ситуациям можно отнести, например, опоздание в школу, потерю ключей от дома, падение на катке и другие проблемы, которые, с точки зрения взрослых, быстро и легко решаются;
- кратковременными, но значимыми и острыми. К таким ситуациям могут относиться вынужденная разлука с мамой, смерть близкого родственника, смена жизненных стереотипов;
- длительными, хронического действия. К таким ситуациям, как правило, относятся семейные проблемы, такие как развод родителей, алкоголизм в семье, пребывание ребенка круглосуточно в детском учреждении. Ситуации, которые оказывают на ребенка особое негативное эмоциональное влияние, способны вызвать глубокую психологическую травму. К. Флейк-Хобсон выделил несколько ситуаций повышенного риска, ведущих детей к получению травмы.
Ситуации, в которых ребенок не имеет или теряет чувство защищенности
К ним относятся ситуации, когда в семье ребенок наблюдает жестокое, враждебное отношение, когда семья его отвергает, он не получает дома необходимого ухода и надзора. К таким ситуациям можно отнести развод родителей или постоянные ссоры между ними, появление в семье нового члена — рождение ребенка или повторный брак родителя, с которым проживает ребенок. Он чувствует себя незащищенным, если родители используют деспотичный стиль воспитания, гиперопеку либо постоянно меняют стили. Еще одна ситуация, когда семья попадает в чужую культуру, например, другую страну, ребенок теряется, чувствует себя чужим в новом месте.
Ситуации, в которых ребенка отрывают от его семьи
К ним относятся: помещение ребенка в детские учреждения, в больницы, в чужую семью. Отсутствие рядом родителей вызывает чувство беззащитности и одиночества.
Подобные ситуации накладывают сильный негативный отпечаток на психическое развитие ребенка и способны вызвать у него глубокие потрясения и расстройства. Дети в своей жизни довольно часто сталкиваются с неприятными событиями или потерями, которые воспринимаются ими как катастрофа.
К таким травмам можно отнести следующие события:
1. Смерть родителей, родственников, одного или сразу обоих. Особенно тяжело дети переживают внезапную смерть, насильственную смерть, смерть, наступившую в результате самоубийства.
2. Различные катастрофы и аварии.
3. Развод родителей.
4. Смерть домашнего животного.
5. Ссора и разлад отношений с близкими друзьями.
6. Предательство со стороны близких людей.
7. Сексуальное насилие.
Во всех этих случаях у ребенка начинается процесс горевания, переживания утраты. Многие взрослые серьезно считают, что дети не могут осознать, что такое смерть, поэтому не могут горевать по этой причине, но это совсем не так. Дети могут горевать не меньше, чем взрослые, но проявляется это у них несколько иначе.
Дело в том, что у ребенка, в силу отсутствия опыта, нет определенных моделей поведения во время переживания горя. Ребенок не знает, что он при этом должен чувствовать и что делать. Например, при утрате близких он не осознает последствий случившегося. Он не понимает, что случившееся приведет к резким изменениям в его жизни. Выразить свои переживания словами дети тоже не могут. Они закрываются в себе, хотя на их поведении внешне это может никак не отразиться. поэтому многие взрослые считают, что дети не понимают происходящего или они к этому безразличны. Рассмотрим стадии или этапы переживания горя у детей.
Начальная стадия. Она сопровождается шоковым состоянием, оцепенением, растущим чувством тревоги. Ребенок отрицает происходящее, отказывается в это верить. Это кратковременная стадия. Она может длиться от нескольких минут до двух-трех недель. Происходит определенное событие, которое сразу ошеломляет. Человек перестает адекватно воспринимать реальность, у него отключается чувствительность, как физическая, так и эмоциональная. Первое время человек не чувствует душевной боли. У него включается реакция отрицания, он не может поверить в произошедшее. Тревога может проявляться в форме вегетативных реакций — учащение сердцебиения, бессонница, отсутствие аппетита, желудочно-кишечные расстройства, гиперактивность, повышенный мышечный тонус. Если человек не может выйти из этой стадии на протяжении длительного времени, то следует обратиться к специалисту за помощью.
Острая стадия — дезорганизация. Стадия характеризуется амбивалентностью. Человек начинает испытывать психологическую боль, тоску и муку. Горе на этой стадии обрушивается на человека с полной силой. Стадия может длиться от двух месяцев до года. Чем сильнее утрата, тем сложнее переносится этот период. На этом этапе переживания горя под воздействием боли проявляется реакция поиска. Ребенок постоянно думает об умершем человеке, часто посещает места, где он бывал. Ему кажется, что он может его там встретить. Иногда ушедшие люди мерещатся в толпе.
Человек настолько измучен своим горем, что постоянно пытается себя чем-то занять, отвлечься, иногда это совершенно нецеленаправленные действия. Постепенно ребенок осознает реальность утраты, ее безвозвратность. На этом этапе он может начать протестовать против утраты, искать виновных, проявляет враждебное отношение к тем. кто пытается помочь, может начать ненавидеть самого себя. Естественно, что в таком состоянии он не может вести обычный образ жизни, он начинает отставать по учебе, в домашних условиях также отмечается расстройство деятельности. Физиологические процессы протекают на автомате.
Постепенно, со временем, эмоциональное напряжение начинает отступать, наступают изнеможение и апатия ко всему. У ребенка могут наблюдаться упадок сил, нарушение мотивации, ничто его не радует, наблюдается снижение интеллектуальных способностей. Он может впасть в глубокую затяжную депрессию, потерять интерес к жизни, чувствует себя незащищенным и одиноким. Затянувшееся отчаяние иногда приводит ребенка к мыслям о суициде, чтобы избавиться от мучительной боли.
Если во время первой стадии важно занять человека чем-нибудь, то на второй ему нужны эмоциональная поддержка и помощь. Если в течение года ребенок не адаптируется к утрате, его необходимо показать специалисту.
Утихающая стадия. Это завершающая стадия, на этом этапе происходит восстановление привычного ритма жизни, ребенок смиряется с утратой, понимает, что на этом жизнь не кончается. Он начинает реже вспоминать о своем горе, реже плачет. Если рядом с ребенком есть люди, которые его любят и поддерживают, то примерно через год к нему возвращается интерес к жизни, восстанавливается самооценка, он снова чувствует себя защищенным. Ребенок снова способен испытывать положительные эмоции, повышается физическая активность. Он начинает двигаться вперед, сосредотачиваясь на настоящем и будущем, а не на прошлом.