Путешествие по стране сказок "Направо пойдешь...". Сценарий осеннего праздника для детей
Зал оформлен под осенний лес. Все четыре угла заняты разными декорациями (см. рис.).
В одном углу стоит бутафорская печь, сделанная из фанеры. В другом — скамья для деда и бабы, рядом — сеть. В третьем углу — избушка на курьих ножках. В четвертом — большой камень. Сказочных персонажей пока нет. Они будут появляться тогда, когда к ним направятся дети.
Дети входят в зал. Их встречает девушка Василиса.
Василиса.
Ребята, куда же мы с вами попали? Посмотрите, как интересно! Какой огромный камень! Сова сидит на нем и не мигая, сердито смотрит на нас. Страшновато даже... И камень необычный: там что-то написано. Давайте подойдем поближе, посмотрим.
Все подходят к камню и читают. А на камне написано:
«Направо пойдешь — веселье найдешь.
Налево пойдешь — чудеса найдешь.
Прямо пойдешь — неизвестно, куда попадешь».
То, что написано на камне, дети читают сами, а взрослый может помочь.
Решают идти направо. Дети встают друг за другом, Василиса ведет их змейкой по залу.
По дороге все могут напевать знакомую песню.
Идут, идут и видят: печь стоит. А на печи сидит Емеля, на балалайке играет и крутит ее в руках по-всякому.
Емеля держит в руках настоящую балалайку и, если не умеет играть, имитирует игру. За бутафорской печкой можно поставить магнитофон и использовать фонограмму.
Дети и Василиса.
Здравствуй, Емелюшка! Как весело ты играешь, заслушаться можно. Нас к тебе дорожка от камня волшебного привела. А на нем было написано: направо пойдешь — веселье найдешь. Так и есть. Сразу видно, что веселый ты человек, вон как в твоих руках балалайка заливается? Ноги сами просятся в пляс. А мы долгий путь прошли, устали и пить хотим. Не дашь ли, Емелюшка, ключевой водицы испить, жажду утолить.
Емеля.
Отчего же не дать? Да только лень мне. Я с печи уже три дня не слезаю. Мне вёдра сами воду носят.
Василиса.
Неужели? Такое только в сказке может произойти.
Емеля.
Ну-ка, вёдра, шагом марш за водой!
Звучит русская народная мелодия «Ах вы, сени». Под нее выходят «вёдра» (Танец ведер исполняют две девочки. Ведра (деревянные бадьи) сделаны из бумаги, надеты на девочек (от шейки)) и танцуют, с окончанием музыки уходят за занавес (за водой).
Ноты и движения
Две девочки выходят топающим шагом, останавливаются лицом к зрителям.
Музыка А
Такт 1: делают «ковырялочку» правой ногой.
Такт 2: 3 притопа, начиная с правой ноги.
Такт 3: делают «ковырялочку» левой ногой.
Такт 4: 3 притопа, начиная с левой ноги.
Такты 5-6: повторить движения тактов 1-2.
Такты 7-8: повторить движения тактов 3-4.
Музыка Б
Такты 1-2: делают 4 шага с припаданием вправо, на «четыре и» приставляют левую ногу к правой.
Такты 3—4: кружатся вправо топающими шагами.
Такты 5-6: делают 4 шага с припаданием влево, на «четыре и» приставляют правую ногу к левой.
Такты 7-8: кружатся влево топающими шагами.
Музыка А
Делают тройной перетоп с подскоком:
Такт 1: на «раз» легко топнуть правой ногой; на «и» легко топнуть левой ногой; на «два» легко топнуть правой ногой; на «и» легко подпрыгнуть на правой ноге.
Такты 2-8: повторять движения такта 1.
Музыка Б
Уходят топающими шагами.
Емеля.
Пока ведра ходят за водой, принесите-ка мне дровишек для печки. Только сухих и берёзовых, чтобы печь не дымила!
Аттракцион «ПРИНЕСИ ДРОВА»
Принимает участие 3-4 мальчика. В одном углу зала поленница «дров» (Дрова сделаны из ватмана в виде небольших трубок, раскрашенных под березу; их должно быть примерно 12-15 штук.).
По команде мальчики должны взять только одно полено и принести к печке, потом бежать за другим и т. д. Бегать нужно быстро и ловко брать полено из поленницы чтобы ее не развалить. Все остальные болеют за играющих, выкрикивая имя какого-либо ребенка. Игру можно повторить с другими желающими мальчиками.
Емеля.
Славно потрудились ребятки, все такие ловкие да умелые. А я ленивый-преленивый. Когда мне нужно, дровишки сами из леса шагают, сами рубятся и сами в поленницу складываются.
Василиса.
Как же это у тебя получается? Прямо чудеса какие-то!
Емеля.
Послали меня как-то сестры на прорубь за водой. Зачерпнул я воду ведром, а туда попала щука. Щука оказалась не простой, а говорящей. Взмолилась она человеческим голосом, чтобы я отпустил ее, а она будет исполнять все мои желания.
Василиса.
Какой же ты везучий рыбак, Емелюшка. Уж если у тебя так легко ловится рыбка, не угостишь ли ребят?
Емеля.
Не угощу! Лень! Но я знаю, где вас рыбкой угостят. У самого синего моря живет старик со своею старухой и целыми днями рыбачит. А как найти его, вам укажет камень.
Василиса.
Емелюшка, мы сейчас туда и отправимся, но сначала спляшем, а ты нам сыграй, ведь ты такой замечательный балалаечник!
Звучит веселая плясовая (используется фонограмма).
Емеля «играет», а все пляшут — кто как умеет.
Василиса.
Ребята, нам нужно вернуться к камню и узнать, что нас ждет, если пойдем налево. Ну вот, дошли до развилки дороги, теперь сворачиваем налево.
Дети видят:
сидят дед с бабкой и чинят сеть.
Рядом с ними — старое корыто.
Василиса и дети.
Бабушка, дедушка, доброго вам здоровья! О вас нам Емеля рассказал. Говорил, дедушка, что ты рыбак необыкновенный: как забросишь в море невод — так полный. А еще Емеля сказал, что однажды ты золотую рыбку поймал. Прямо чудеса, да и только! Мы все так рыбу любим. Не угостишь ли?
Дед.
Обязательно всех угощу, только сначала потрудиться надо. Ведь не зря говорят: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Так-то вот. Рыбку надо сначала поймать.
Игра «ПОЙМАЙ РЫБКУ»
Неожиданно дед с бабкой вскакивают, растягивают невод и с шутками, прибаутками («Ловись, рыбка, большая и маленькая!») ловят детей.
С одной стороны сеть держит дед, а с другой — бабка. Пойманного ребенка они обматывают сетью (набрасывать сеть на детей нельзя) и приговаривают: «Ай да рыбка! Шустрая, красивая, с косичкой (если попалась девочка), с чубчиком (если попался мальчик). Жалко такую рыбку есть» (Из опыта: в неводе ребенок чувствует себя совершенно счастливым; как правило, дети хотят, чтобы их поймали.).
Старуха (пойманной «рыбке»).
Ты не волнуйся, отпустим мы тебя, но с условием: нужно что-нибудь исполнить — спеть песенку, частушку, рассказать стишок, загадать загадку, сказать скороговорку.
Сеть забрасывается еще раз, и в неводе оказывается уже несколько детей.
Старик.
Вот так улов! Так бы каждый день. А ну-ка? ребятки, попляшите все, да веселей, а мы вам поможем.
Пляшут те, кто попал в сеть, остальные дети хлопают, а взрослые подыгрывают на народных инструментах.
Сразу же после пляски начинается игра «Как у деда Трифона».
Ноты и движения в игре
Как у деда Трифона Было семеро детей, Было семеро детей, Было семь сыновей. |
Дети идут по кругу друг за другом и поют, выполняя движения по тексту песни. Дедушка выполняет те же движения, но в центре круга. |
Вот с такими вот ушами, | Прикладывают большие пальцы рук к своим ушам, остальные пальцы растопырены. |
Вот с такими вот глазами, | Делают «бинокль». |
Вот с такими вот носами | Показывают ладошкой с растопыренными пальцами длинный нос. |
Вот с такими вот зубами, | Растопыренными пальцами обеих рук (одна рука сверху, другая снизу) выполняют движение, которое условно можно назвать «волчье клацанье» |
Вот с такой головой, | Делают круговое движение руками вокруг головы. |
Вот с такой бородой. | Показывают большую бороду. |
Они сидели и не ели, Друг на друга всё глядели, Друг на друга всё глядели, |
Дети поворачиваются вправо и влево, разводят руки, удивленно смотрят друг на друга. |
Разом делали вот так. | Ведущий выполняет любое движение или принимает смешную и нелепую позу, все дети повторяют. Ведущий выбирает того, кто ему больше всех понравился. Игра продолжается с новым ведущим. |
Старик со старухой.
Потешили стариков, спасибо, детвора. Пришло время угостить вас. Вот вам рыбка, такой вы еще не пробовали. А теперь пора прощаться.
Старик со старухой угощают всех «рыбкой» — печеньем в форме рыбок.
Василиса.
Ребята, нам осталась всего одна дорожка. Нужно прочитать на камне, куда же мы попадем.
Идут к камню, читают: «Прямо пойдешь — неизвестно, куда попадешь».
Василиса.
Нужно решить, идти нам по этой неизведанной дорожке или нет.
Все с готовностью отправляются в путь. Идут за Василисой цепочкой, взявшись за руки, сначала прямо, а потом дорога начинает петлять. Наконец, выходят на поляну, на которой стоит избушка на курьих ножках, а рядом на пеньке сидит Баба Яга и вяжет себе на зиму теплые носки.
Баба Яга.
Это еще что такое? Кто такие? Ой, детей-то сколько! Никогда так много не видела. Сразу скажу: никого не ждала и в гости не приглашала. Ну что ж, коли пришли, так помогите мне все дела переделать. А дел еще много осталось, одной никак не управиться. Грибов нынче в лесу видимо-невидимо: и маслят, и рыжиков, и лисичек, и мухоморчиков! Я разных набрала да сушить повесила. Готовы уже, пора и снимать. (Показывает на веревку с грибами.)
Между двумя березками натянута веревка, а к ней прищепками прикреплены бутафорские грибочки.
Аттракцион «СНИМИ ГРИБЫ»
Баба Яга вместе с Василисой берут веревку, держат ее и предлагают детям снять грибочки. Желающих будет очень много, поэтому выбирают несколько человек, которые по команде начинают снимать грибы. Фокус в том, что взрослые резко то поднимают веревку вверх, то опускают ее. Детям приходится подпрыгивать или приседать, не сразу удается снять грибочек. Игра должна носить веселый, азартный характер. Можно поиграть с другой группой детей. Чтобы участвовало большее количество детей, веревку нужно взять достаточно длинную и подвесить на ней побольше грибов.
Баба Яга.
Ребятушки, миленькие, помогите разложить паучков и червячков по разным банкам. Зимой я из них снадобье варю.
Аттракцион «ПАУЧКИ И ЧЕРВЯЧКИ»
Баба Яга из своего фартука вываливает на середину зала большое количество паучков и червячков (Червячков можно сделать своими руками: толстые шерстяные нитки розового и желтого цвета связать цепочкой — и червячки готовы; паучков сделать из черных или серых ниток, небольших по длине, и связать их в серединке узелком. Всего должно быть примерно сорок паучков и сорок червячков.). Раскладывать эту «живность» надо в прозрачные банки или в большие пластиковые прозрачные крышки из-под торта.
Баба Яга.
Какие старательные. Вот спасибо, очень важную и нужную работу сделали. А вот мои любимые паучки Петя и Федя, знакомьтесь.
Паучки висят на паутине (Паутину можно сплести из бельевой веревки и закрепить на березках.).
Засиделись, мои миленькие, пора и размяться, побегать.
Игра «ПАУЧЬИ БЕГА»
На полу раскладывают четыре бутафорские кочки. У первой ставят паука Петю и табличку с его именем, а у второй — паука Федю и табличку с именем. Напротив них на небольшом расстоянии — другие кочки. По команде пауки (в руках у двух детей) (Пауки должны быть с грушей, которую нужно сжимать и разжимать; под воздействием сжатого воздуха они будут скакать. Если нет возможности приобрести такую игрушку, паучка можно сделать своими руками следующим образом: из картона вырезать основу, раскрасить, на основу-спинку приклеить кусочек черного меха или мелко нарезанные черные шерстяные нитки; к паучку прикрепить бечевку) должны «доскакать» до кочки напротив и вернуться обратно. Остальные дети садятся на пол и стучат ладошкой по полу, подбадривая паучка и выкрикивая его имя. Игра проходит необыкновенно весело и шумно. Бывает, что паук не хочет «скакать» прямо, дети помогают ему. Этот момент очень трогательный, и детей не нужно сдерживать. Игру можно повторить с другими детьми.
Вариант игры: к паучку привязывается длинная бечевка.
У стартовой кочки сидит паучок. У кочки напротив — ребенок, который будет наматывать нитку на палочку.
Баба Яга.
Все в лесу знают, что я люблю чистоту и порядок: у меня травинка к травинке цветочек к цветочку, мухоморчик к мухоморчиху. А тут столько детей набежало, насорили у меня намусорили (сама коварно, на глазах у всех рвет бумажки и разбрасывает), набросали фантиков (Тут же разворачивает конфету и бросает на пол фантик, а конфету запихивает в рот.) А убирать кто будет? Вот вам метелки, совки, быстро за дело! Один метет, другой совочек держит. Руками, чур, не помогать. А мусор высыпать в ведро.
Игра с метелками
Баба Яга берет 5-6 метелок, столько же совочков, ставит два ведерка для мусора. Если у детей есть желание, можно эту игру повторить. В таком случае Баба Яга может сказать, что неважно убрали, не весь мусор подмели (а сама в это время хитро смотрит на детей и высыпает бумажки на пол).
Баба Яга.
Пришли вы ко мне, ребятки, вовремя, помогли до холодов с делами управиться, и за это я всех угощу. Но сначала молодость свою хочется вспомнить и от души поплясать, как когда-то, лет триста тому назад, на этой же полянке с Кощеюшкой плясала.
Баба Яга пляшет под любую народную мелодию.
Дети хлопают, подыгрывают на народных инструментах и пляшут вместе с Ягой.
Баба Яга.
Всех успела полюбить, жалко расставаться, но пора проститься. Меня-то, старую, не забывайте. А на прощанье отведайте лесных даров.
В качестве угощения могут быть выпечные шишки, грибы, а также желейные червячки, паучки, лягушки, мухоморчики и пр.
См. также:
В гостях у Маши и Дуняши. Осенний праздник для детей 5 - 7 лет
Стихи. Осенние праздники. Осень