Старину мы помним, старину мы чтим... КВН для детей 5-7 лет
ЦЕЛИ: приобщать дошкольников к национальной культуре и традициям русского народа; в процессе игры закрепить и углубить знания детей о предметах народно-прикладного искусства.
ЗАДАЧИ: вызвать положительные эмоции; развивать творческий потенциал личности; развивать речевую активность и память.
- Дети предварительно разбиваются на две команды: команда девочек — «Красны девицы» и команда мальчиков — «Добры молодцы». В командах должно быть равное количество участников. Остальные дети будут зрителями — болельщиками.
Ведущий.
В зал пришел — не хмурь лица!
Будь веселым до конца!
Ты не зритель, ты не гость,
А программы нашей гвоздь!
Не стесняйся, улыбайся.
Всем законам подчиняйся!
Сегодня на заседании клуба веселых и находчивых соревнуются две команды: команда «КРАСНЫ ДЕВИЦЫ» — поприветствуем их! — и команда «ДОБРЫ МОЛОДЦЫ»! Они тоже с нетерпением ждут ваших бурных, но непродолжительных аплодисментов.
Давно известно всем на свете
Искусство русских мастеров.
В них — красота родной природы
И мудрость древняя веков.
Тема сегодняшней игры — «Старину мы помним, старину мы чтим». Вот сейчас мы и посмотрим, насколько мы ее помним и насколько чтим. А оценивать ваши знания и умения будет уважаемое жюри (зачитывает состав жюри).
Разминку начнем с хорошо знакомых вам русских народных пословиц. Но называть по очереди известные пословицы — это было бы слишком просто и неинтересно. Мы решили вас немного запутать. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа из трех предложенных. Руку поднимайте, быстро отвечайте, а жюри сейчас попросим — баллы назначайте! За каждый правильный ответ команда получает фишку. В конце игры мы подсчитаем все полученные командами фишки и определим победителя.
Итак, конкурс «Пословица-тест».
Без труда не вытащишь и рыбку из...
- кармана;
- из-подо льда;
- пруда.
Есть терпение, будет и...
- денег куча;
- умение;
- хорошая погода.
Без дела жить — небо...
- коптить;
- подпирать,
- не видеть.
Птицу узнают по полету, а человека...
- по зубам;
- по прическе;
- по делам.
Умелец да рукоделец и себе и людям...
- что-то подкинет;
- радость приносит;
- неприятности создает.
Землю красит солнце, а человека —
- красивая прическа;
- труд;
- новое платье.
Молодцы! Русский народ всегда трудолюбив был, поэтому и пословиц о труде много сложил. Еще издревле любили русские люди свой быт художественными изделиями украшать. А какие русские народные промыслы знаете вы?
Проводится конкурс «Домашнее задание».
Команды по очереди рассказывают о старинных народных промыслах.
ВЯТСКАЯ ИГРУШКА ИЛИ ДЫМКА
1-й ребенок команды - «Красны девицы».
Славилась Россия чудо-мастерами.
Дерево и глину в сказку превращали,
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Э. Чурилова
2-й ребенок.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного.
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги.
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
3-й ребенок.
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
4-й ребенок. Глина — один из самых распространенных природных материалов. Еще очень давно из нее изготавливали различные предметы обихода.
5-й ребенок. Первая вятская ярко окрашенная фигурка — это свистулька. Она была изготовлена в честь праздника «Свистопляски». В этот день жители городов с утра поминали предков, а во второй половине дня ходили по улицам и свистели в небольшие свистульки, чтобы отпугнуть злых духов.
Ведущий. А какими именно игрушками славились дымковские мастера?
Ответ детей. Барышня-водоноска, индюк, лошадка, барашек-свистулька, олень — золотые рога и др.
Ведущий. А почему дымковская игрушка всегда белого цвета?
Ответ детей. Потому, что она покрашена гуашью белого цвета, разведенной на молоке.
Ведущий. Какие элементы росписи использовали вятские мастера для украшения своих игрушек?
Ответ детей. Кружки, точки.
ГЖЕЛЬСКАЯ КЕРАМИКА
1-й ребенок команды «Добры молодцы». Гжельские изделия легко отличить от других — они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими узорами.
2-й ребенок. Знаменитые гжельские мастера делали различные гончарные изделия: кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки. Эти изделия очень любили покупать по всей Руси.
3-й ребенок. Мастера делали не только посуду, и фигурки сказочных героев, но и игрушки: коней, петухов, котов, собачек.
4-й ребенок.
Гжельская роспись на белом фарфоре —
Синее небо, синее море.
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких.
5-й ребенок.
Синь озер глубоких, белые снега
Подарила гжели матушка-земля.
В нежном узоре сплетаются краски,
И волшебство к нам приходит из сказки.
Э. Чурилова
1-й ребенок команды «Красны девицы». Еще в старину люди очень любили украшать свой быт резьбой по дереву. Русская резьба по дереву украшала двери в избе, наличники на окнах, различную мебель.
2-й ребенок. Украшали резьбой и предметы быта; ложки, чашки, коромысла и другие предметы.
1-й ребенок команды «Добры молодцы». В старину .мастера не только любили вырезать по дереву, но и красиво расписывали изделия из дерева. Самой знаменитой на Руси считалась хохломская роспись. Расписывали посуду: блюда, тарелки, ложки, стаканы, солонки. А также шкатулки, подносы и мебель.
2-й ребенок.
Хохломская роспись —
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Краски Хохломы!
П. Синявский
3-й ребенок.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша хохлома!
Ведущий. Ребята, а вы знаете, почему эта роспись называется хохломской?
Ответ детей. Потому, что такая манера росписи родилась в русской деревне Хохлома.
Ведущий. А какие цвета используют мастера для росписи своих изделий?
Ответ детей. Красный, желтый, зеленый, черный, золотой и серебряный.
Ведущий. Что именно принято рисовать на посуде и других изделиях?
Ответ детей. Здесь всегда используется растительный узор — колосья, ягоды, смородинки, листочки и цветы.
Ведущий. Да, о русских народных промыслах можно говорить еще очень долго. Это и Городецкая роспись, жостовские подносы, вологодское кружево, знаменитые русские матрешки, филимоновские игрушки-свистульки. Изделия русских мастеров всегда славились во всем мире. Ведь они сделаны руками мастеров, которые вложили в них всю свою любовь, творчество и умение.
Мы гордимся стариною.
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Продолжим наше соревнование в знании предметов быта старины. Сейчас вы будете называть их по очереди. А жюри будет отмечать, какая из команд назовет предметов больше.
Дети по очереди называют предметы старинного русского быта.
Ушат, прялка, доха (шуба), жупан (старинный полукафтан), катанки (валенки), онучи (портянки), кожух, подзор (кружевная ткань на кровати), сундук, лучина, сусек (короб из толстых досок), коромысло, кадушка (деревянное ведро), чан, тын, плетень, каравай, туесок, рубель, серп, лукошко, короб, рукомойник, ступа, корыто, самовар, лапти и пр.
Жюри подводит итоги конкурса.
Ведущий. На Руси всегда любили смех и веселье. Любил трудиться, можно и веселиться! После напряженных трудовых будней устраивал русский народ веселые праздники. А какой же праздник без пляски задорной?!
Конкурс следующий не нов —
У нас конкурс плясунов!
Ты играй, моя гармошка,
До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
С вами мы сейчас увидим,
Как плясали на Руси!
Конкурс «Танцевальный»
Все члены команд под фонограмму русской народной песни "Барыня" лихо отплясывают, используя знакомые плясовые движения. Жюри оценивает слаженность игроков, разнообразие танцевальных движений, их выразительность.
Ведущий.
Теперь прошу вернуть внимание!
Продолжим наши соревнования.
Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
Щелкают орешки
Да творят насмешки.
Хотите знать, какие?
А вот такие!
Конкурс потешек
- Надо прочитать в лицах шутливые диалоги. Главное условие — зрителей смешить, а самим не рассмеяться.
Команды по очереди читают небылицы в лицах.
- Машка, а Машка, в гости пора.
- На чем ехать-то?
- На рогоже.
- На рогоже не гоже.
- А ты на лукошке.
- Вдруг свалюсь по дорожке.
- Привяжись ремешком.
- Нет уж, лучше пойду пешком!
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- А велика дыра-то?
- Один ворот остался!
- Маша, что из леса не идешь?
- Да медведя поймала!
-Так веди его сюда!
- Да он не идет.
- Ну, тогда сама иди.
- Так ведь он не пускает!
- Сынок, сходи за водицей.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть!
- А где моя большая ложка?
Ведущий.
Теперь бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Капитаны пусть скороговорят.
Остальных прошу молчать!
Конкурс «Все скороговорки не переговоришь»
Соревнуются капитаны команд.
- Летят три пичужки через три пустых избушки.
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
- Нашей Маше дали манной каши.
- Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
Ведущий.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней
Русской старинной сказки.
Как же нам сегодня без сказок русских народных обойтись? В старину очень сказки любили. Сейчас командам предстоит отгадать сказочные загадки.
Конкурс «Сказочные загадки»
Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой книжки... ("Маша и медведь").
Укатился он из дома
По дороге незнакомой...
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный.
Говорливый, простодушный
И румяный... ("Колобок").
Возле леса, на опушке.
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки. ("Три медведя")
Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка.
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали. ("Гуси -лебеди")
Прямо в болото упала стрела.
А в этом болоте царевна жила. ("Царевна-лягушка")
До чего хитра лиса —
Это просто чудеса!
Мужика перехитрила,
С возу рыбу уташила.
Обманула волка
Тоже очень ловко! ("Лиса и волк")
Красна девица грустна —
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет, бедняжка! ("Снегурочка")
Лягушка дом себе нашла:
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов,
Тесно стало от жильцов. ("Теремок")
По тропе, шагая бодро.
Сами воду тащат ведра. ("По щучьему велению")
Колотил да колотил
По тарелке носом —
Ничего не проглотил
И остался с носом. ("Лиса и журавель")
Н. Найденова
Ведущий. Следующий конкурс — частушечный! Уважаемое жюри будет оценивать этот конкурс не только по музыкальным способностям, но и по сплоченности игроков, веселью и задору.
Конкурс частушек.
Встают обе команды, поют, чередуясь, по одной частушке.
Девицы.
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!
Молодцы.
Да и мы, пожалуй, встанем,
От девчонок не отстанем!
Девицы.
Мы девчонки боевые,
Мы без дела не сидим.
То частушки сочиняем.
То за модою следим!
Молодцы.
Начинаем веселиться,
Начинаем песни петь.
Затыкайте ваши уши,
Чтоб со стульев не слететь!
Девицы.
Я сегодня нарядилась
В сарафан с оборочкой.
Полюбуйтесь все, ребята,
На мои оборочки!
Молодцы.
Голову я причесал,
Даже галстук повязал.
И, похоже, всех девчонок
Я вокруг очаровал!
Девицы.
Мастерица я плясать.
Каблучками постучать.
Ножки сами идут в пляс —
Покажу сейчас вам класс!
Молодцы.
Песни петь — кривые ноги,
Плясать голос не дает.
Я пошел бы к Маше в гости.
Да не знаю, где живет!
Девицы.
Старину мы уважаем.
Старину мы бережем.
Лучше молодцев танцуем.
Громче молодцев поем!
Молодцы.
Эх, девчонки, вы девчонки,
Вы напрасно спорите:
Все равно мы впереди,
Вы нас не обгоните!
Ведущий. Вам, конечно, не терпится узнать, какая же команда сегодня победила? А это мы сейчас узнаем. Уважаемое жюри, подведите, пожалуйста, итоги всех конкурсов.
Подводятся итоги, награждаются победители.
Ведущий.
Закончился конкурс,
Закончилась встреча,
Настал расставания час.
Мы все чуть устали.
Но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз.