Путешествие в Королевство Геометрика Великого
Тематика и содержание занятия:
- Свойства предметов и геометрических фигур
- Звуки речи
- Вырезание
Задачи:
- формировать представления детей о свойствах предметов и геометрических фигур (цвет, форма, размер), о звуках речи;
- мотивацию учения;
- уточнить представления о квадрате, круге, треугольнике, прямоугольнике, овале;
- развивать логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику пальцев.
Оборудование:
- игрушка поезд
- иллюстрации «Цветик-семицветик»
- «Робот Геометрик»
- картинки с изображением домашних животных
- бумажные лепесточки семи цветов: набор геометрических фигур
- цветные карандаши или фломастеры
- лист бумаги формата АЗ
- конверт для письма
- Школьные принадлежности: альбом, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Первое занятие из цикла "Страна знаний"
Ход занятия
I. Организационный момент (1 мин)
II. Вступительная беседа (1—2 мин)
— Сегодня мы отправимся в интересное путешествие на волшебном поезде.
Дети строятся в колонну по одному, держась друг за друга, имитируют движение поезда:
Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чох-чох, чу-чууу! —
Далеко я укачу-ууу!»
Т. Волгина
III. Станция «Цветик-семицветик» (7—8 мин)
Педагог показывает картинку с изображением цветочка с семью лепестками:
— Ребята, цветик-семицветик рассказал мне удивительную историю! Оказывается, лепестки умеют разговаривать. Вот этот лепесток сказал: «Я могу быть солнцем!»
Педагог берет желтый фломастер с прикрепленным к нему лепестком желтого цвета и рисует солнце на листе бумаги, который размещен на доске.
Затем он просит детей угадать, что рассказали другие «лепесточки».
По желанию один ребенок выбирает фломастер и рисует на листе, прикрепленном к доске.
Остальные дети фломастером такого же цвета рисуют на своих альбомных листах.
Примерные ответы детей:
оранжевый (апельсин, морковь), красный (земляника, флаг), зеленый (трава, листочек), голубой (облако, лед), синий (черника, море), фиолетовый (слива, сирень, василек).
Вывод:
все предметы могут быть похожи и могут отличаться по цвету.
— Цветик-семицветик шепнул мне одно словечко. Догадайтесь, какое:
Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет —
Рухнул мост, и щепок нет.
(Радуга.)
— Кто знает цвета радуги? (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Чтобы правильно запомнить цвета радуги, можно выучить фразу-подсказку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Физкультминутка (гимнастика для рук и спины)
— Сколько цветов радуги вы насчитали? (Семь.)
Педагог говорит вспомогательное слово из фразы-подсказки, а дети называют цвет, берут фломастер соответствую те го цвета и крутят его в ладошках на вытянутых руках, считая до 10. Затем называется следующий цвет, меняется положение рук (над головой, за спиной, внизу, перед грудью) и проводится аналогичная работа. Можно вести счет в обратном порядке или от заданного числа.
IV. Станция «Королевство Геометрика Великого» (20 мин)
— Ребята, садитесь на поезд, мы отправляемся на станцию Геометрика Великого.
(Дети имитируют движение.)
— Бух! Бах! — сломался поезд. Чтобы его починить, нужно выполнить задание: рассказать о нарисованных геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, квадрат и два круга: цвет фигур произвольный), вырезать и сложить из них поезд.
(Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности работы с ножницами.)
Дети называют фигуры, дают им характеристики с помощью наводящих вопросов педагога (у квадрата — 4 угла и все стороны равны; у прямоугольника тоже 4 угла, но равны только противоположные стороны; у треугольника — 3 угла, стороны могут быть разные; у круга нет углов, нет начала и конца).
Дети сравнивают все фигуры между собой.
Вывод:
фигуры могут отличаться по форме, размеру и цвету.
(Дети вырезают фигуры и складывают из них поезд.)
— Поезд мы починили и можем двигаться дальше.
(Дети имитируют движение, сжимая и разжимая при этом кулачки.)
— Вот мы и попали в Королевство Геометрика Великого.
(Демонстрируется нарисованный робот из геометрических фигур.)
У него есть дети: два маленьких красных кружочка, большой синий прямоугольник, маленький зеленый треугольник (фигуры демонстрируются), они хотят вам рассказать о Королевстве Геометрика Великого.
— Маленькие красные кружочки живут в Замке Превращений. В этом Замке фигуры любят превращаться из одной в другую: один маленький красный кружок превратился сначала в большой красный круг.
— Что изменилось? Что осталось прежним? (Дети делают вывод: изменился размер, а форма и цвет не изменились.)
— Второй маленький красный кружок превратился в большой красный овал. (Дети делают вывод: изменились размер и форма, а цвет — нет.)
— Большой синий прямоугольник живет в Замке Шуток. Здесь всегда все веселые и любят шутить. Этот прямоугольник оказался самым веселым. Сначала у него изменился размер, а форма и цвет не изменились. Потом изменились размер н форма, а цвет не изменился. Затем изменились размер и цвет, а форма не изменилась. (Дети называют фигуру, а педагог ее демонстрирует.)
— Маленький зеленый треугольник познакомит нас с Замком Находчивых, в котором вы должны проявить находчивость и разгадать загадки треугольника. Сначала у него изменился размер, а форма и цвет не изменились. Потом изменились размер и форма, а цвет не изменился. Затем изменились размер, форма и цвет. (Дети называют полученные фигуры, а педагог их демонстрирует.)
Вывод:
все геометрические фигуры могут отличаться и быть похожими по размеру, форме, цвету.
Примерные физкультминутки
«Мячик-попрыгунчик».
Задание: прыгнуть столько раз, сколько углов у треугольника, пятиугольника и т. д.; прыгнуть столько раз, сколько раз хлопнет педагог в ладоши.
«Высокий — низкий» (игра на внимание).
Педагог путает детей; показывает «высокий» (руки вверх, на носочках), а произносит «низкий», и наоборот.
«Волшебники»
— Вы видели, какие превращения происходили с кругом, прямоугольником и треугольником? А сейчас вы сами станете волшебниками и превратите круг в овал и т. д. (Дети делятся на команды, берутся за руки и «превращаются» в разные фигуры по команде педагога.)
V. Станция «Письмо почтальона» (8—10 мин)
— Вот что пишет почтальон:
«Дорогие ребята, помогите мне, старому почтальону, справиться с заданием: нужно раскрасить лишнее и нарисовать недостающее». Поможем почтальону?
Практическая работа (рисунок)
VI. Станция «Звуки» (8—10 мин)
Дети становятся в круг, педагог — в центре.
— Кто пасется на лугу?
— Кони.
— А их детки?
— Жеребята.
— Как ржут кони? Жеребята?
— И-и-и!
— Кто пасется на лугу?
— Коровы.
— А их детки?
— Телята.
— Как мычат коровы? Телята?
— Му-у!
— Кто пасется на лугу?
— Овцы.
— А их детки?
— Ягнята.
— Как блеют овцы? Ягнята?
— Бе-бе!
В ходе игры дети изображают движения животных.
— Какие звуки вы произнесли?
— Эти звуки издают животные. А люди издают звуки речи. Из них получаются слова. Какие звуки речи вы знаете?
Игра «Произнеси звук» (дети имитируют движения)
Пролетел веселый жук (Ж-Ж-Ж),
Зазвенел комарик вдруг (3-3-3),
Ветер ветки раскачал (У-У-У),
Шарик громко зарычал (Р-Р-Р),
Зашумел в воде камыш (Ш-Ш-Ш),
И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).
Маша заблудилась.
Плачет Маша: А-А-А!
А волчище: У-У-У!
Страшно Машеньке в лесу,
Позовем ее: А-У!
— Вы знаете, откуда появляются звуки? (Они возникают во рту.)
— Что находится во рту у каждого из нас? (Зубы, язык.)
— Попробуйте сомкнуть плотно губы и что-нибудь сказать, не открывая рот, (Дети пытаются произнести слово с закрытым ртом.)
— Можно ли разговаривать без помощи губ, языка и зубов?
Послушайте сказку о забавной обезьянке и повторяйте за мной все движения язычка.
Жила на свете забавная обезьянка. Она очень любила играть со своим язычком. Каждое утро она просыпалась и делала необычную зарядку. Обезьянка становилась возле зеркала и делала так... (Педагог показывает, а дети повторяют: надувают щеки, улыбаются и показывают зубы; широко открывают рот, высовывают вперед язык и делают движения языком в разные стороны — вверх, вниз; закрывают рот и проводят языком по внутренней стороне щек, по нёбу; широко открывают рот и проводят языком по верхним и нижним зубам, делают быстрые движения языком в разные стороны.)
VII. Подведение итогов, рефлексия (3 мин)
— Пришло время возвращаться обратно. Давайте вспомним, на каких станциях мы были, что делали, во что играли?
Дети называют станции, отвечают на наводящие вопросы педагога и делают выводы:
1. Мы произносим звуки с помощью губ, языка и зубов. Из звуков получаются слова.
2. Все геометрические фигуры и предметы могут отличаться, а могут быть похожими по размеру, форме, цвету.
— Если вам понравилось занятие, похлопайте в ладоши.