Кто трудится на железной дороге. Сценарий для дошкольников
Цели:
расширить представления детей о железнодорожных профессиях и закрепить уже имеющиеся знания; учить соотносить профессию и орудия труда, необходимые для этой профессии; учить детей составлять рассказы из личного опыта; учить отображать свои знания и впечатления в художественно-продуктивной деятельности; воспитывать интерес и уважение к профессии железнодорожника, желание в будущем работать на железнодорожном транспорте.
Активизация словаря:
ремонтник, диспетчер, связист, локомотив, форма.
Предварительная работа:
экскурсия на железнодорожный вокзал, рассматривание железнодорожной формы, головных уборов, картинок с изображением инструментов; оформление альбома «Магистраль».
Чтение рассказа В. Житкова «Что я видел», рассказа А. Белова «На железнодорожном транспорте», разучивание стихотворения «Проводник», рассматривание иллюстраций к книгам: «Веселый семафор» Н. Кнушевицкой и «Где кончаются рельсы» Е. Ивановой; участие в концерте, посвященном Дню железнодорожника, дидактическая игра «Кому что нужно для работы? ».
Подготовка воспитателя:
подготовка конспекта; подбор стихов, аудиозаписи песни «Попутная» на музыку В. Мурадели.
Оборудование:
трафареты, фломастеры, мяч, иллюстрации с изображением людей разных профессий.
Ход занятия
Воспитатель
Ребята, мы сегодня с вами поговорим о некоторых железнодорожных профессиях. У некоторых из вас родители работают на железнодорожном транспорте, расскажите нам о ваших родителях. Из ваших рассказов мы составим книжку, для которой вы сделаете еще и рисунки. Постарайтесь, чтобы ваши рассказы получились интересными.
А сейчас послушайте загадку:
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка,
По дорожке той ползет,
Весь обоз один везет.
(Локомотив, тепловоз)
Назовите профессии людей, которые работают на локомотиве (машинист, помощник машиниста. Слова закрепляются).
Покажите на картинке машиниста. Чем занимается машинист? Чем занимается помощник машиниста? В каком костюме он ходит на работу? (Железнодорожн а я форма слово закрепляется.)
Каким должен быть машинист, помощник машиниста?
(Внимательным, умелым, смелым.)
У Насти Б. папа работает помощником машинистата. Расскажи, Настя, в какое время он уходит на работу, г.огда возвращается, на чем он ездит и куда, что берет с собой на работу, как он отдыхает после поездки? А я рассказ Насти запишу.
(Слушают рассказ Насти.)
Воспитатель
Послушайте еще одну загадку:
Этот дядя или тетя
Дома здесь и на работе,
Полку нужную укажет,
Про дорогу все расскажет,
Чай душистый принесет
И в вагоне подметет.
(Проводник)
О ком эта загадка? Покажите картинку с изображением человека этой профессии. Чем занимается проводник? Как вы думаете, тяжелая или легкая работа у проводника и почему? Проводником работает бабуля Насти Н., она нам сейчас расскажет о своей бабушке.
(Слушают рассказ Насти. Воспитатель записывает.)
Воспитатель
А теперь ответьте на вопросы. В какие города ездит «бабушкин» вагон? Что делает бабушка в вагоне? Каким должен быть проводник?
А сейчас я предлагаю всем встать в кружок и поиграть в игру «Кому что нужно для работы?».
Я буду бросать вам мяч и называть железнодорожную профессию, а вы возвращать мяч и называть инструменты, необходимые для работы.
Машинист, помощник машиниста — локомотив;
проводник — пассажирский вагон;
диспетчер — компьютер;
связист — светофор;
проводник — сигнальные флажки;
осмотрщик вагонов, ремонтник — молоток.
(Дети садятся.)
Воспитатель
На ваших столах лежат трафареты, изображающие фигурки людей. Я предлагаю вам выбрать любую, обвести ее и раскрасить: «одеть» в форму проводника, машиниста, ремонтника. В рисунке передайте цвет формы, головного убора и т.п.
(Дети рисуют под музыку «Попутная» В. Мурадели. После окончания работы воспитатель предлагает послушать стихотворение.)
О железной дороге
Чтоб обслужить железную дорогу,
Специалистов нужно очень много.
Сам машинист, помощник машиниста,
Кассир, министр и даже зам. министра,
Обходчик путевой внимательный,
Диспетчер четкий, обязательный.
За то, что теплый вагон и ходит поезд,
Им всем сердечно кланяемся в пояс.
На сегодняшнем занятии мы говорили только о двух железнодорожных профессиях. Каких?
Я записала ваши рассказы, и мы к ним еще сделаем рисунки.
Но железнодорожных профессий много, о них мы будем еще говорить и записывать ваши рассказы.