Игра-занятие для детей 5-6 лет. В нашем оркестре
Цели: познакомить детей с симфонической музыкой и инструментами симфонического оркестра через игру; способствовать развитию воображения; дать представление о многообразии оркестровых звучаний.
Материал и оборудование: музыкальные записи произведений для симфонического оркестра; фотографии и рисунки с изображением инструментов симфонического оркестра.
Ход занятия
Воспитатель приводит детей в «оркестровую яму» - то место, где располагается оркестр, когда он сопровождает какой-либо спектакль. Это могут быть балет, опера, оперетта, драматический спектакль. Сопровождает театральное выступление симфонический оркестр. В нем располагаются группы инструментов. Дирижер стоит посередине, впереди оркестра. Слева от дирижера находится группа струнно-смычковых инструментов (скрипки), справа-также струнно-смычковые, но более низкие по звучанию (виолончели, контрабасы), а также отдельно - арфы. Впереди слева - группа деревянно-духовая (флейты, гобои, кларнеты, фаготы); впереди справа - медно-духовая (трубы, валторны, тромбоны, рожки). Сзади них - группа ударных инструментов (цимбалы, барабаны, ксилофоны).
(Воспитатель показывает фотографии или рисунки с изображением симфонического оркестра.) Можно услышать, как звучат в оркестре все инструменты одновременно - тутти (вместе).
Воспитатель.
Давайте представим, что каждый из вас - дирижер. Вы выходите за дирижерский пульт, поднимаете руки, и звучит музыка, а вы управляете оркестром. (Звучит музыка в исполнении всего симфонического оркестра. Например, «Вступление» к опере Ж. Бизе «Кармен».)
Дети дирижируют воображаемым оркестром под звучащую музыку.
Воспитатель сообщает о том, что часто композиторы писали музыку для солирующих инструментов. В это время оркестр играет обычно второстепенную, аккомпанирующую роль. Воспитатель предлагает детям исполнить произведения для солирующих инструментов.
Приведем примеры произведений для инструментов соло:
1. Первая песня Баяна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила» (арфа).
2. Вступление в «Вальсе цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (арфа).
3. «Китайский танец» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (фагот).
4. «Танец феи Драже» из балета П. Чайковского «Щелкунчик» (челеста).
5. «Осень», «Весна» из «Времен года» А. Вивальди (скрипки, струнные).
6. «Танец рыцарей» (средняя часть) из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (скрипка).
7. «Петя и волк» симфоническая сказка С. Прокофьева: тема птички (флейта), тема утки (гобой), тема кошки (кларнет), тема дедушки (фагот), тема волка (трубы), тема охотников (флейта, гобой, кларнет, фагот), тема Пети (струнные).
8. «Болеро» М. Равеля (ударные).
Воспитатель предлагает детям выходить с солирующим инструментом (или с солирующей группой инструментов) и играть с оркестром. Дирижер должен показывать, когда играет оркестр, а когда солист. (Игра на воображаемых инструментах).
Перед исполнением музыки под звучащую запись дети могут прочитать стихи о музыкальных инструментах симфонического оркестра.
Скрипка.
Тихо пела скрипка в зале,
Звуки нежно так лились,
Чувства грусти и печали
Отражались в них.
Арфа.
Словно волны по воде,
Расходились эти звуки.
Непонятно, как везде
Успевали к струнам руки.
Флейта.
Слышу флейты голос нежный,
Словно ветерок прибрежный.
Он то громче запоет,
То утихнет и замрет.
Челеста.
Колокольчик серебристый
Начинает тихий звон,
Он искристый, серебристый
Звук несет со всех сторон.
Гобой.
Нас приветствует с тобой
Томный кавалер гобой.
Он то плачет, то смеется,
То заливисто зальется.
Валторна.
Сильный звук валторны слышен,
Музыкант играет вальс,
Кавалер красивый вышел
Приглашать на танец вас.
Виолончель.
Густой и низкий звук виолончели
Рассказывает про уснувшие метели,
И хочется сидеть и слушать сказку эту,
Которая разносится по свету.
В конце занятия воспитатель приглашает детей потанцевать на королевском балу. Дети танцуют под музыку из балета (по выбору взрослого) в исполнении симфонического оркестра.