Игра-занятие для детей 5-6 лет. Далекое путешествие
Цели: вовлечь детей в игровой сюжет; учить разыгрывать сценки-импровизации, давать варианты ответов; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми предметами; способствовать развитию воображения.
Материал и оборудование: куклы, атрибуты для путешествия (сумки, игрушки); мягкие игрушки еж, лев для игры в зоопарк; игрушка дельфин для разминки.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям двух кукол. Эти куклы - подружки. Они вместе гуляют, играют. Они любят ездить в путешествия. В этот раз они собрались к морю. Воспитатель спрашивает детей, как они считают, на чем поедут куклы к морю? Дети предлагают варианты ответов. Выбирают поезд. Воспитатель предлагает детям тоже отправиться в путешествие. Только надо для этого взять с собой вещи. Дети берут сумочки для игры. Звучит соответствующая музыка (например, «Поезд», музыка Н. Метлова). Дети вместе в куклами садятся в вагончики и едут, двигая локтями, как колесами.
Игра-разминка «Едем к морю»
Воспитатель.
Едем к морю погостить,
(Дети едут, имитируя движение колес.)
Будет некогда грустить:
Взяли мы с собой ежа,
Голышонка-малыша,
Распашонки, одеяла,
Только этого нам мало,
Есть у нас запас воды,
Взяли фруктов для еды,
Взяли чая пачек пять,
Чтоб в дороге не скучать.
Едем-едем, путь открыт,
Быстро поезд нас домчит.
Машинист дает сигнал:
(Дети имитируют сигнал поезда.)
Ту-ту-ту! Ту-ту-ту!
(Движение замедляется и останавливается.)
Замедляет. Поезд встал.
Воспитатель в роли дежурного по вокзалу объявляет, что поезд прибыл к месту назначения. Пассажиры выходят из вагонов.
Воспитатель предлагает всем оглядеться и посмотреть, нет ли рядом носильщиков. Мальчики могут играть роли носильщиков. Они везут вещи в тележках (воображаемых или подходящих для этих целей кукольных колясках) или переносят в руках. Куклы приехали в гости к своей тете, которая живет у моря. Роль тети играет воспитатель.
Тетя встречает радушно гостей и предлагает им оставить вещи и пойти сразу к морю. Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря. Дети ложатся на коврик (загорают) и отдыхают.
Вдруг воспитатель показывает детям, что в волнах ныряют дельфины, и предлагает детям поплавать и поиграть вместе с ними. Звучит веселая музыка. Дети выступают в роли дельфинов и китов.
Игра «Дельфины»
Дельфин однажды в море плыл,
(Дети, изображая дельфинов, плывут, разводя руки в разные стороны и делая пружинку.)
Играл с волной морской.
Денек такой хороший был,
И берег был пустой.
Дельфин - поближе к бережку,
(Ложатся на коврик, поворачивают носки стоп ног из стороны в сторону.)
На камушках лежит,
Он не мешает никому,
Хвостом он шевелит.
Вдруг видит он: в морской дали
(Приподнимаются, сидя смотрят из-под руки вдаль, чередуя левую и правую руку.)
Рядком плывут
И выпускают в небеса
Фонтанчики воды.
Киты, как корабли, плывут
(Дети изображают китов: плывут,«выдувают фонтанчик» ртом, фыркают.)
И фыркают притом,
И ловко к берегу гребут,
И бьют волну хвостом.
Завидев издали китов,
(Объединяются в круг и плывут по кругу.)
Дельфин поплыл к ним в круг,
И вместе с ними он нырял,
Он был им верный друг.
Воспитатель предлагает детям после купания в море вместе с куклами попутешествовать по городу. Воспитатель исполняет роль экскурсовода. Сначала путешественники приходят в зоопарк.
Экскурсовод.
Уважаемые туристы, мы пришли с вами в зоопарк. Здесь много разных зверей. Вот это целое семейство ежей. Они любят бегать под деревьями и собирать грибы. Давайте познакомимся поближе вот с этим ежиком. Воспитатель надевает на ребенка шапочку ежа и для разговора с ежом выводит посетителей зоопарка (двоих детей). Дети разыгрывают сценку «Ежик» на стихи В. Шумилина.
Сценка «Ежик»
Ребенок 1.
Ежик, ежик колкий,
Дай свои иголки!
Надо бельчонку
Сшить распашонку,
Починить штанишки
Драчуну-зайчишке.
Ребенок 2.
Ежик,ежик колкий,
Одолжи иголки.
Фыркнул ежик:
Отойдите!
И не ждите, не просите!
Если дам иголки,
Съедят меня волки!
Экскурсовод.
А теперь мы подойдем к клетке со львом. Лев лежит в тенечке и скучает. Надо его развеселить.
Воспитатель приглашает детей ко льву (мягкая игрушка) для разыгрывания этюда «Как развеселить льва». Для этого дети по очереди предлагают свои варианты (спеть ему песенку, показать фокусы, предложить вкусную еду). Воспитатель говорит, что можно заинтересовать льва своим сочувствием, поспрашивать о его здоровье, поговорить с ним. Дети по одному выполняют этюд «Разговор со львом». Это может быть стихотворный и прозаический текст. Важно показать в интонации голоса участливое отношение к животному.
Этюд «Разговор со львом»
Лева, лева, левушка,
Кудрявая головушка,
Что лежишь невесел,
Голову повесил?
Я прочту тебе стихи,
Дам конфетку из руки,
Не будешь ты кусаться,
А будешь улыбаться!
Детей после зоопарка встречает тетя и просит рассказать, где они были. Дети рассказывают, что они видели в зоопарке. Затем дети включаются в игру-драматизацию «Мы были в зоопарке».
Игра-драматизация «Мы были в зоопарке»
Дети.
В зоопарк пришли мы утром
(Дети бегут трусцой врассыпную.)
Нас встречал экскурсовод.
Экскурсовод.
Подойдите на минутку,
(Показывает на воображаемую клетку.)
В этой клетке тигр живет.
(Дети делают удивленный вид.)
Ну а если вы направо
(Поворачивают голову направо.)
Поглядите, то тотчас
Вы увидите: из норки
Серый волк глядит на нас.
(Изображают на лице ужас.)
Дети.
Да, да, это волк,
(Два и три раза ритмично хлопают в ладоши, кружатся на месте.)
Он глядит на нас.
Да, да, да, это волк,
Он глядит на нас.
Экскурсовод.
Посмотрите, как красиво:
(Плывут.)
В речке плавают моржи,
А у зебры вьется грива,
(Скачут, как лошадки.)
На болотце - камыши.
Дети.
Да, да, хорошо,
(То же, как в первом припеве.)
Плавают моржи.
Да, да, да, хорошо,
На болотце камыши.
Воспитатель предлагает детям попрощаться со своей тетей и поехать на поезде домой. Дети едут на поезде.