Игра-задание со словами «Услышь знакомый звук»
Взрослый договаривается с ребенком, что сейчас надо будет внимательно вслушиваться в слова и постараться услышать в каких-то из них знакомый звук. Допустим, что таким звуком будет «з».
В том случае, когда ребенок услышит в слове звук «з», он должен подать знак, что такой звук в слове есть, например, — хлопнуть в ладоши или шлепнуть ладонями по коленям. Произносить слова надо в спокойном темпе, не спеша. Ведь ребенок должен осмыслить набор входящих в него звуков, а, может быть, даже повторить про себя.
- В нашем языке так много разных слов, - начинает игру взрослый, — что я не могу один справиться и угадать, в каких слонах есть звук «з», а в каких его нет. Попробуй мне помочь. Итак, вот эти слова: звон, касса, морской, заноза, мороз, синева, свинка, мимоза, сено, засуха.
Это упражнение является полезным для развития фонематического слуха у детей.
При приобретении ребенком некоторого навыка вслушивания в слово и выделения в нем нужного звука, в качестве несколько усложненного варианта можно предложить ему стихотворение, в котором он также должен услышать нужный звук. Если такой звук в слове есть, ребенок может поднять руку.
Стихотворение на выделение звука «ш»:
Шесть мышат спустились в сад,
Где сидят мальчишки,
Принялись они играть
В игры «Кошки-мышки».