Игра (со словами) с картинками
Газеты и журналы с цветными иллюстрациями—прекрасный дидактический материал для занятий с ребенком. Возьмите за правило не выбрасывать в мусоропровод всю пачку глянцевых реклам, которые вы вынимаете из почтовых ящиков, а постараться превратить их в удобный и доступный инструментарий для занятий.
С этой целью заведите папку, в которую будете складывать вырезанные из них картинки. Иногда из них можно импровизированно играть, например, в известную игру «Третий лишний».
Вы предлагаете ребенку три рисунка, из которых два можно объединить одной темой — «одежда», «игрушки», «мебель», «письменные принадлежности» и т. д. А один рисунок добавляется нарочито «выпадающий» из общей темы. Задача ребенка - проанализировать предложенный ему зрительный ряд и найти в нем «третьего лишнего», объяснив, чем он не подходит.
Подборки могут быть, например, следующими: стол, стул, окно; брюки, рубашка, мальчик; арбуз, яблоко, дом.
Для детей постарше игру можно проводить в устном варианте. Например, взрослый произносит подборку «сова, ворона, собака». Дети должны в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе. Однако, в этом списке есть одно исключение - сова и ворона являются птицами, а собака — нет. Вывод: собака здесь будет «третьей лишней».
Вот еще ряд подборок для детей:
1. Молоко, сок, хлеб — все три слова означают съедобные вещи, но молоко и сок — это напитки, а хлеб едят.
2. Машина, лошадь, трамвай — все слова означают средства передвижения, но машина и трамвай - механические, а лошадь - живое существо.
3. Шапка, платок, сапоги - все предметы - виды одежды, но шапку и платок надевают на голову, а сапоги — на ноги.
4. Роза, береза, елка — все предметы — растения, но береза и елка — деревья, а роза — цветок.
5. Дождь, снег, река - все предметы - явления природы, но дождь и снег идут с неба, а река течет по земле.
6. Врач, турист, шофер - все три слова обозначают людей, но врач и шофер — виды профессий, а турист - отдыхающий.
7. Тень, солнце, планета - в данном случае могут быть две логически обоснованные пары; первая — тень и солнце, при свете которого появляется тень, тогда планета — лишнее слово; при втором варианте парой становятся слова солнце и планета как небесные «жители», а тень относится к земле.
8. Мороз, вьюга, январь — лишнее слово «январь» как обозначение месяца, мороз и вьюга - погодные явления.
9. Камень, глина, стекло — лишнее слово стекло, два остальных обозначают природные ископаемые.
10. Дверь, ковер, окно — лишнее слово «ковер», так как обозначает предмет мебели, остальные два - дверь и окно - архитектурные сооружения.
11. Море, река, бассейн — все слова обозначают водоемы, только море и река — естественные, а бассейн — искусственный.
С приобретением навыка зрительной и слуховой наблюдательности игру можно усложнить, добавив в нее еще один рисунок и преобразовав, соответственно, в «четвертый лишний».
Вот несколько словесных подборок для игры в «Четвертый — лишний»:
1. Март, апрель, май, январь - лишнее слово «январь», все остальные месяцы года - весенние.
2. Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник - лишнее слово «ромашка», это летний цветок, все остальные -весенние.
3. Медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок - лишнее слово- «теленок», это детеныш домашнего животного, все остальные — диких.
4. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела — лишнее слово «трясогузка», это птица, остальные слова обозначают насекомых.
5. Трактор, лопата, грабли, вилы — хотя все слова обозначают предметы для сельского хозяйства, но лишнее слово «трактор», потому что это механическая машина, все остальные орудия труда — ручные.