Игры учат говорить. Развитие речи дошкольника
Задачи:
— вовлекать детей в инсценировку;
— активизировать употребление имен прилагательных, слов — наименований одежды, обобщающего слова «одежда»;
— побуждать образовывать названия детенышей животных в единственном и множественном числе;
— строить предложения разной грамматической структуры;
— развивать фонематическое восприятие, дикцию, артикуляционный аппарат детей;
— уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, сь, учить слышать их в слове;
— воспитывать интерес к чтению, элементарное осознание языковой действительности.
Материал: кукла, игрушечная белочка, платочек, кукольная одежда, веревочка, игрушечный грибочек; коробка с картинками, на которых изображены: куртка, свитер и другие предметы одежды (4-5 штук); карточка со словом СЫНОК; наборное полотно; игрушечные деревья.
Содержание
Воспитатель расставляет на полу игрушечные деревья, натягивает между деревьями веревочку и обращается к детям:
«Это лес. В лесу произошла такая история. Гуляла девочка Саша по лесу, собирала грибы и потеряла платочек: «Где же мой платочек? Как я без него домой пойду?»
Пошла Саша искать свой платочек. Смотрит, между деревьями натянута веревочка, на ней белочка одежду развешивает. Тут и платьице, и юбочка, и кофточка. И Сашин платочек».
Воспитатель демонстрирует игрушки и кукольную одежду и обращается к детям:
— Какая одежда сохла на веревочке? (Ответы детей.)
Затем продолжает рассказ:
«Спрашивает Саша у белочки:
— Белочка, белочка, что ты делаешь?
— Стираю. Бельчата пойдут на праздник, готовлю им наряды.
— А чей это платочек?
— В лесу нашла, кто-то потерял. Не твой ли это платочек?
— Мой. Белочка, отдай мой платочек. А я подарю тебе грибочек.
— Бери.
— Спасибо.
Белочка повесила грибочек на веточку сушиться».
Воспитатель спрашивает детей:
— Кто хочет рассказать и показать, как девочка Саша потеряла платочек, а белочка его нашла? Как встретились и разговаривали Саша и белочка?
Дети самостоятельно выбирают эпизод для рассказывания. Педагог повторяет за ребенком его слова. Если ребенок действует молча, ему подсказывают начало фразы. Выслушивают трех-четырех желающих.
Затем воспитатель говорит:
— У белочки целый шкаф одежды. (Обращается к белочке.) Белочка, покажи свои наряды.
Белочка «достает» коробку с картинками, на которых изображены предметы одежды. Воспитатель обращается к детям:
— Кто хочет посмотреть, что лежит в коробочке?
Дети подходят по одному, достают картинку, демонстрируют другим и называют, что на ней нарисовано. Так рассматриваются все белочкины наряды. (Картинки выставляют на панно.)
— Как назвать одним словом все, что висит у белочки в шкафу? (Одежда.)
— Какими словами мы будем расхваливать белочкину одежду? Она какая? (Нарядная, красивая, модная, удобная.)
Если дети самостоятельно не называют имена прилагательные, педагог подсказывает: белочке удобно в одежде, одежда удоб...(ная). В одежде тепло, она теп...(лая). Сшита по моде — мод...(ная). Белочка нарядная, одежда наряд...(ная), краси...(вая).
Интонацией незавершенности воспитатель приглашает детей образовать имена прилагательные. В конце все названные слова еще раз повторяют хором: нарядная, красивая, модная, удобная, теплая.
— Сейчас мы с вами будем бельчатами. Мы собираемся на праздник. Вот мы с вами надеваем праздничные брюки, рубашки, курточки. Едем на самокатах. Отталкиваемся ногой.
Дети изображают, будто держат в руках руль, едут на одной ноге, другой отталкиваются. Сопровождают условные действия чистоговоркой.
— Ат, ат, ат — быстрый самокат.
Затем все садятся на места.
— Белочка и Саша хотят с вами поиграть. Эта игра на внимание.
Если услышите звук с — хлопните в ладоши. Если услышите звук сь — поднесите палец к губам (жест «тише»).
Воспитатель произносит слова и звуки:
— С, с, сь, с, сь, сь, ссслон, ссслоненок, гусссь, гусссенок, лиссса, лисссенок, рысссь, рысссенок.
— Лисссенок, гусссенок, рысссенок — какой звук слышится в этих словах? (Сь.)
— Лиссса, гусссыня, ссслон — какой звук слышится в этих словах? (С.)
— А в слове сссынок — какой звук слышится? (С.)
Дети читают (при помощи воспитателя) карточку со словом СЫНОК, которую педагог проносит около детей. Карточку ставят на доску и читают хором.
— Как назвать ребенка, сыночка белочки? (Бельчонок.) А если у белочки много детенышей? (Бельчата.)
— Как называют детеныша, сыночка медведя?
— А детеныша зайца?
— Детеныша ежа?
— А если детенышей, звериных деток, много, как их назвать? У медведя — ... (медвежата). У зайца — ... (зайчата). У ежа — ... (ежата).
— Придумайте свои предложения со словом «сынок». (Педагог обращает внимание детей на карточку со словом.)
Дети составляют одно-два предложения. Затем педагог дает подсказку, начиная предложение: сынок идет..; сынок играет..; сынок катается.
Воспитатель снова обращает внимание детей на карточку со словом СЫНОК, закрывает конец слова рукой. Какое слово получилось? (СЫН.) Дети несколько раз читают слова «сын», «сынок», закрывая и открывая часть слова: сын большой, сынок маленький.
Во второй половине дня воспитатель воспроизводит ситуацию утреннего занятия, но дополняет ее игрушками, использовавшимися на предыдущих занятиях; вывешивает на доске картинки с изображением разных видов одежды. Детям предоставляется возможность затеять игру по своему выбору — с этими игрушками или другими, имеющимися в группе. По ассоциации может возникнуть сюжет игры в детский сад для зверят или сюжет неожиданных встреч во время прогулки по лесу. Может возникнуть идея обучения зверюшек чтению в школе для зверят. Из сюжета неожиданных встреч в лесу может возникнуть мотив отдыха на море, покупок в магазине, укладывания спать и другие сюжеты, знакомые детям из личного игрового опыта.
Пока дети играют, воспитатель вносит в группу кузовок, в котором находятся игрушечные белочка, лисичка, два ежа, два зайца, волк, медведь. Воспитатель также достает карточки со словами ПАПА, МАМА и обращается к подошедшим детям:
— Хотите поиграть?
Выбирается пара играющих. Остальные дети наблюдают за игрой. Воспитатель достает карточки со словами и предлагает играющим их прочитать. Карточки кладут с противоположных концов стола. Задача играющих — поставить игрушечных мам рядом с карточкой, на которой написано МАМА, и игрушечных пап — рядом с карточкой, на которой написано ПАПА. Когда игрушки расставлены, остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание. Если род существительного не совпадает со словом МАМА, воспитатель подсказывает начало слова: это не папа-заяц, а мама-зай... (чиха), это не папа-ежик, а мама-е...(жиха).
В эту игру могут играть и пары детей, и один ребенок. Игра продолжается с новыми детьми только по их желанию.
Мишка-Торопышка
Задачи:
— подводить детей к составлению небольших текстов смешенного типа («потешек»);
— обогащать словарь прилагательными, наименованиями посуды, закреплять обобщающее слово «посуда»;
— вовлекать в словотворчество;
— побуждать образовывать формы повелительного наклонения глаголов;
— уточнять и закреплять правильное произношение звуков с, сь; развивать фонематическое восприятие;
— воспитывать интерес к письменной речи, элементарное осознание языковой действительности.
Материал: скатерть; хлеб, хлебница, салфетки, салфетница, сухари в коробочке, сухарница; чашки с блюдцами, чайник; карточка со словом СЫНОК; игрушечные детеныши животных и детские музыкальные инструменты.
Содержание
Воспитатель на глазах у детей стелит скатерку на столе.
— Мы будто бы очутились в домике медвежонка. Медвежонок ждет гостей, накрывает стол к чаю. Он спешит, мишка-торопыжка. (Медвежонок кладет на стол кусочки хлеба, пачку сухарей, пачку сахара, салфетки.)
Воспитатель обращается к медвежонку:
— Медвежонок, что это ты делаешь? Посмотри: на скатерти крошки. Это некрасиво. Чтобы красиво накрыть на стол, нужна специальная посуда. Воспитатель демонстрирует детям нужные предметы, кладет продукты в посуду.
— Для хлеба нужна хлеб...(ница). (Интонацией педагог приглашает детей образовать слово «хлебница».)
— А куда положим сахар? (Дети уже знают это слово.) Это — сахар...(ница). А салфетки положим в салфет...(ницу). Сухари — в сухар... (ницу). Для хлеба поставим хлеб...(ницу), для сахара — ... сахар...(ницу), для салфеток — ... салфет...(ницу), для сухарей — ... сухар...(ницу). (Дети произносят слова хором вместе с воспитателем.)
— А чай из чего будем пить? (Из чашек.) Горячий чай налит в... (чайнике). Как назвать одним словом и чашки, и чайник, и сахарницу, и сухарницу? (Посуда.) Какую еще посуду вы знаете? (Ответы детей.)
Для супа — суп...(ница), для салата — салат... (ница), чтобы жарить котлеты, нужна... сковорода, для соли нужна ...солонка, для масла — ...мас...(ленка). Вот сколько разной посуды.
Последние слова воспитатель произносит, не демонстрируя предметов, ритмично. Дети включаются в разговор, добавляют конец слова или все слово.
— Медвежонок накрыл на стол. Ждет гостей. А гостями будем мы с вами. Скажем вместе: «Здравствуй, медвежонок. Принимай гостей!»
Воспитатель говорит за медвежонка.
— Здравствуйте. Давайте пить чай. Подставляйте чашки, налью вам чаю. (Условные действия.) Нравится вам чай? Он вкусный? Горячий? Душистый? Ароматный? Какой? (Ответы детей.) Угощайтесь сухарями!
Медвежонок делает вид, что проносит мимо детей сухарницу. Дети выполняют условные действия — «угощаются». Благодарят медвежонка, хвалят угощение.
— А сейчас поиграем с мишкой. Медвежонок будет выполнять поручения. Можно попросить его: мишка, ляг на бочок; мишка, ляг на животик; мишка, пой.
Дети просят медвежонка что-то сделать. В случае затруднения воспитатель подсказывает детям нужные слова.
— А теперь дети должны выполнить команды: дети, попрыгайте! Покружитесь! Ложитесь на спинку! Вставайте! Покажите, как вы умеете ездить на велосипеде. Садитесь.
— Послушайте слова: кружитесьсьсь, садитесьсьсь, ложитесьсьсь. Какой звук я выделила голосом в этих словах? (Сь.)
А в словах: сссын, сссынок, сссыночек. Какой звук выделила? (С.)
Вот слово СЫНОК.
Вспомните названия детенышей животных, которых можно назвать словом «сынок». (Ответы детей.)
Сейчас будем про этих зверюшек сочинять потешку.
Воспитатель произносит текст с паузами. В паузах дети самостоятельно добавляют слова.
— А как в нашем теремочке зайка живет.
Зайка живет, морковку. (грызет).
Там медвежонок лапу. (сосет).
А волчонок какао. (пьет).
Белочка там орешки... (грызет).
А ежонок колючий песни. (поет).
Теперь можете рассказать про зверюшек любые свои потешки.
В заключение медвежонок угощает детей своими лакомствами.
Во второй половине дня воспитатель усаживает на диване детенышей животных, которые «принимали участие» в занятиях (ежата, зайчонок и т.д.), рядом раскладывает музыкальные инструменты (гармошка, барабан, дудочка, колокольчик, бубен) и предлагает детям сочинить про них потешки.
Возможно, кто-то из детей попробует придумать свою потешку. Другие дети могут затеять с этими предметами игру в «концерт» — будут петь и плясать с партнерами-зверятами.
Утреннее речевое занятие может оказаться эмоционально значимым для некоторых дошкольников: их могут заинтересовать действия персонажей (сервировка стола, чаепитие). На основе этого могут возникнуть сюжеты на темы: «семья», «детский сад», сюжеты с взаимодополняющими ролями (мама - дочка, воспитатель -дети и др.). Можно допустить, что семья будет состоять из лесных обитателей (заячья семейка, семья ежей и т.п.) или сказочных персонажей, где будут использованы либо репродуктивные действия, либо условные действия из личного опыта. У кого-то из детей может возникнуть режиссерская игра со знакомым игровым материалом.
Шалунья Обезьяна
Задачи:
— вовлекать детей в содержательное общение, диалог, побуждать высказываться на темы из личного опыта;
— строить предложения разной грамматической структуры;
— обогащать словарь прилагательных;
— развивать фонематическое восприятие; уточнять и закреплять правильное произношение звуков з, зь;
— воспитывать интерес к письменной речи, элементарное осознание языковой действительности.
Материал: игрушечная обезьянка; кусочки бананов; карточки со словами ОБЕЗЬЯНА, ПАПА, МАМА, СЫНОК; мисочка с фруктами, нож, одноразовые вилки, салфетки.
Содержание
Воспитатель говорит детям:
— К нам в гости кто-то пришел: коричневая, мохнатая, умеет лазить по деревьям, любит бананы. Может выступать в цирке. Кто это?
Дети высказывают догадки, появляется обезьянка.
— Кто хочет поздороваться с обезьянкой, погладить ее, похвалить? Нравится вам обезьянка? Чем она вам нравится?
Дети по одному выходят к столу, берут в руки обезьянку и двумя-тремя фразами объясняют, чем она им нравится. Выслушиваются все желающие.
— Расскажите, где вы видели обезьян. Что удивило в них? (Реплики детей.) Обезьяны могут выступать в цирке. Кто видел, что умеют делать в цирке обезьяны?
Педагог обобщает ответы детей: обезьянки в цирке умеют кататься на самокате, звонить в колокольчик, жонглировать, есть ложкой, танцевать, возить зверей на игрушечном поезде.
— Обезьяны ловкие. Обезьяна может держаться за ветки хвостом, срывать банан, отправлять его в рот. Какими еще словами можно сказать об обезьяне, какая она?
Педагог обобщает и распространяет детские ответы: быстрая, проворная, резвая, шустрая, юркая.
— Обезьяна в цирке передразнивает людей. Сейчас мы с вами превратимся в обезьянок. Обезьянки будут меня передразнивать. Я скажу слово, а вы вместе с обезьяной меня передразните.
Воспитатель произносит: зззвезззда, зззаяц, ваззза, роззза, зззонт, зззначок, зззмея.
Дети хором повторяют за ним эти слова. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в этих словах слышится твердый звук з.
— Потяните звук «з».
Воспитатель произносит: зззебра, зззеркало, обезззьяна, корзззина, ззземляника.
Дети повторяют за воспитателем слова с выделением звука зь. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в этих словах слышится мягкий звук зь.
— Поиграем со звуками. Если услышите звук «з» — хлопните в ладоши. Если услышите звук «зь» — поднесите палец к губам.
Далее воспитатель произносит вразбивку звуки з, зь и слова с этими звуками.
— Сейчас посоревнуемся. (Разбивает детей на команды.) Кто лучше скажет чистоговорку о нашей обезьянке?
У обезьяны Зины
Бананы в корзине.
Дети встают командами в кружок, обнимаются и шепотом репетируют. Затем команды выстраиваются напротив друг друга и соревнуются в произнесении скороговорки.
Всех соревнующихся награждают аплодисментами.
Педагог демонстрирует на доске карточку со словом ОБЕЗЬЯНКА.
Дети читают карточку хором и индивидуально, по очереди выходя к доске. Читают медленно, ведя рукой снизу карточки слева направо.
Карточку снова помещают на доске. Подставляют карточку МАМА.
— Кто сможет прочитать, что написано?
Все желающие индивидуально читают слово у доски. Затем слово читается хором.
— А сейчас что получилось? (Убирается карточка МАМА, выставляется карточка ПАПА.)
— ПАПА ОБЕЗЬЯНКА.
Все желающие индивидуально читают слово у доски. Затем слово читается хором. Так же читают предложение СЫНОК ОБЕЗЬЯНКА.
Далее воспитатель предлагает детям передавать друг другу по желанию обезьянку и придумывать о ней предложения:
— Кто хочет придумать об обезьянке предложение? Скажи предложение. А теперь передай обезьянку другу.
В случае необходимости педагог подсказывает детям нужные слова: обезьяна веселая, обезьяна любит бананы, обезьяна висит на пальме, у обезьяны длинный хвост и т.п. Выслушивают всех желающих. Игра продолжается, пока у детей сохраняется к ней интерес.
В завершение обезьяна угощает детей кусочками бананов.
После дневного сна педагог выкладывает на тарелку фрукты: яблоки, груши, бананы, сливы — и рассматривает их с заинтересовавшимися детьми. Предлагает поиграть в игру «Что попало в роток, что попало на зубок?»: на глазах у детей разрезает фрукты на дольки, уточняя их признаки: сочные, сладкие, душистые, ароматные и т.п. Дает указание одному из детей: «Закрой глаза, открой рот». Угощает ребенка, закрывшего глаза. Затем предлагает открыть глаза, спрашивает: «Что попало в роток, что попало на зубок?» Ребенок определяет на вкус фрукт и называет его. Затем дети могут самостоятельно угощать друг друга и взрослых.
Некоторые дошкольники могут экспериментировать с карточками с напечатанными словами. Они изображают процесс чтения, учат читать свои игрушки или сверстников.
Среди игрушек дети могут заметить обезьянку, с которой познакомились на занятии. Появление обезьянки может вызвать желание поиграть с ней в «зоопарк» или в «цирк». Эти же игрушки дети могут использовать, играя в театр, где есть артисты и зрители. Детская фантазия позволяет объединить в одном сюжете разные события из знакомых сказок. Например, в теремочке живут дедушка и бабушка, мышка и собачка. В гости к ним приходят белочка и зайчик, приносят подарки — орешки, грибы, малину.
Не исключено, что зрители тоже захотят стать артистами и выступать в театре, как обезьянка, лиса, кошка. Другим детям нравится исполнять песни, танцевать, играть на воображаемых музыкальных инструментах. Они могут подключать к своим играм воспитателя, предлагая ему ту или иную роль.
Возможны и другие варианты игр, связанные с транспортными средствами: это открытие ремонтной мастерской, бензоколонки, магазина по продаже запчастей и средств ухода за машинами. В связи с этим появляются роли — продавца в магазине, автослесаря и др.
Таким образом, отдельные игровые действия могут быть объединены в смысловую ситуацию. Так возникают новые сюжеты.